Небиблейские доказательства Воскресения Христа

Николай Старовойтов
Воскресение Христа из мёртвых — это «величественное событие веков, к которому двигалась вся предыдущая история и в котором вся последующая история находит свой смысл»[1].
В Деян.2:14-40 Лука пишет о проповеди Петра в день Пятидесятницы. Никто из иудеев не возразил ему, когда Пётр смело провозгласил Воскресение Христа. Почему?
Потому что пустая гробница была свидетельством, которое мог проверить любой из противников, если хотел опровергнуть его. Однако всем было известно, что Тела Христа в гробнице больше не было.
Деян. 2:32: «Сего Иисуса Бог воскресил,чему все мы свидетели.» Известный русский филолог, академик АН УССР (1939 г.) и АН СССР (1958 г.), долгое время возглавлявший Институт литературы им.Шевченко в Киеве Белецкий Александр Иванович (1884,Казань-1961,Киев) писал: «В общей сложности, по подсчётам академика И.В.Нетушила (1850-1928 гг.), число надёжных свидетельств о Воскресении Христа превышает двести десять; по нашим подсчётам, это число ещё больше- двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить ещё те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы»[2]. Привожу выдержку из статьи академика А,И.Белецкого (по рукописи, опубликованной в журнале «Русский Вестник» (Нью-Йорк,1993 г.,N11):
«...Грек Гермидий [Гермизий], занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надёжных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка академика С.А.Жебелева: "он с безпристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всём". Показания Гермидия ценны ещё и тем, что он тоже во время Воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить ещё одно обстоятельство. Гермидий вначале был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в гробнице. Но вышло иначе.
«Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него,- пишет Гермидий,- мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу и над землёй там показался человек, как-бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: "Открылось! Открылось!" И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень[3], приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб [открыл вход в пещеру гроба]. Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребённого человека.»
Показания Гермидия интересны ещё с одной стороны. Он пишет, что незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря [Тиберия] с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу [ибо она всю ночь во сне страдала из-за Него], она спрашивала его: "Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?" -Пилат ответил ей: "Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю,- будет запрещение чеканить моё изображение на монетах, пока я жив". Нужно объяснить, что быть изображённым на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью. Своё обещание Пилат выполнил. Когда было установлено, что Христос воскрес, Пилат действительно запретил изображать себя на монетах. Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами. Из римской нумизматики известно, что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты[4] с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой (...)[5]
В середине ХХ-го века среди старых бумаг в Ливерпуле найдено мнимое письмо Пилата к императору Тиберию. Письмо было направлено в Ватиканский архив на экспертизу и вернулось с заключением, что это апокриф IV-го или V-го века, причём не исключено, что кое-какие сообщаемые там факты достоверны. В этой версии Пилат предпринимает отчаянные усилия, чтобы спасти Иисуса, но он безсилен перед бушующей еврейской толпой, требующей распятия. В его распоряжегии всего горстка солдат-ветеранов, неспособных противостоять массе оголтелых фанатиков. Пилат дважды умолял Рим и наместника провинции Сирия прислать подкрепление, но ответом было глухое молчание. Только на следующий день после распятия Иисуса Пилат, проведя ночь без сна, услышал под утро звуки труб и чеканный шаг солдат. В город вошло двухтысячное войско, но оно прибыло слишком поздно, несчастье уже свершилось. В коптских и эфиопских святцах 25 июня значится как день святого Понтия Пилата и святой Клавдии Прокулы (имя жены Понтия Пилата сообщалось в его "Деяниях",- то есть в официальном докладе префекта Иудеи; жена Пилата- тайная христианка по церковной традиции, иудейская прозелитка по Оригену, исцелённая на смертном одре Иисусом по древнерусскому переводу "Иудейской войны" Иосифа Флавия).
Привожу ещё две выдержки из статьи академика А.И.Белецкого:
«Сириец Ейшу [Эйшу], известный врач, близкий к Пилату и лечивший его... относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке, а потом и в Риме, он оставил произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки, в том числе американский учёный Киггерист, считают, что Ейшу по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом- рядом с Леонардо да Винчи и Везалием [1514-1564 гг.]; только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Далее, важно то, при каких обстоятельствах Ейшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники- медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому всё, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. "Мы все- врачи, стража, -пишет Ейшу, -были здоровы, бодры, чувствовали так,как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами". Далее следует описание воскресения...»[6]; и ещё:
«Это только небольшая часть источников, где говорится, что Христос действительно воскрес. Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников [приводим здесь, и далее, в сокращении, -ред.(т.е.ред.ук.сб.)]: Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон Александрийский... Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский... Константин [Констанций] Тирский и другие. Это только те, кто жили во время Христа, причём находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его...
Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно,что евреи [не принявшие христианства] склонны всячески замалчивать факт воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких надёжных авторов, как Уриста Галилеянин, Ганон Месопотамский, Шербрум отец, Фернан [Ферман] из Сарепты, Манания врач, Навин Антиохий [Антиохийский], Маферкант.
(...) Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребренников. Но когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наёмная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждого караула). Он видел, что гроб Христа надёжно охраняется. Выплатив деньги, он ушёл, стража осталась до конца смены... Но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома и громадный камень[3] был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом. Всё это им описано в сочинении "О правителях Палестины", которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины"[7].
По апокрифическому т.н. "Евангелию Петра", после Воскресения Христа, пришедшие к Пилату иудейские старейшины "«стали умолять его, чтобы он приказал центуриону и воинам никому не говорить о том, что они видели. Ибо, говорили они, мы предпочитаем быть виновными в величайшем грехе перед Богом, но не попасть в руки иудейского народа и не быть побитыми камнями». Пилат выполнил их просьбу и повелел центуриону и воинам не говорить ничего."[8]; "Весь сохранившийся отрывок из Евангелия Петра пронизан ненавистью к иудейским священникам. Очень определённо они противопоставлены народным массам, страх иудейской верхушки перед народом подчёркивается тем, что жрецы и старейшины были свидетелями воскресения Иисуса, поверили в него и тем не менее решили обмануть народ из опасения «быть побитыми камнями»[9]; "По своему типу Евангелие Петра близко к каноническим; в нём использована та же традиция, во всяком случае частично, что и в Евангелиях Нового Завета"[10].
Как сообщается в Библии, противники Иисуса - первосвященники и старейшины много денег дали солдатам, поставленным охранять гробницу, "И сказали: Скажите так: «Его ученики пришли ночью и украли Его,пока мы спали». А если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его и сделаем так, что вам не о чем будет беспокоиться.[11] И те, взяв деньги, поступили, как были наставлены..." (Матф.28:11-15 по «Восстановительному переводу»). То, что противники Иисуса действовали именно так (Матф.28:12-14)[330], доказывает не только Библия. Спустя примерно сто лет после Воскресения Иисуса св.Иустин Философ написал труд "Диалог с Трифоном иудеем о истине христианского закона". Там говорилось: "Вы [евреи] послали избранных провозгласить по всему миру, что безбожная и беззаконная ересь распространилась от одного Иисуса, галилейского обманщика, которого мы распяли, но его ученики украли его ночью из гробницы, в которую он был положен"[12]. Однако Трифон был евреем, а труд "Диалог с Трифоном" был написан, чтобы защитить Христианство от падшего иудаизма. Следовательно, вряд ли св.Иустин Философ стал бы говорить такие слова - что евреи обвинили христиан в похищении тела Иисуса из гробницы,- если бы евреи не выдвигали такого обвинкния. Иначе св.Иустина Философа могли бы легко уличить во лжи. Св.Иустин Философ сказал эти слова только потому, что евреи действительно послали таких вестников. А они сделали это из-за того, что в день Воскресения гробница Иисуса действительно оказалась пустой, и они не могли указать на тело Иисуса как на доказательство того, что Он не воскрес, но Христос воистину воскрес. А гнусная ложь, предназначавшаяся для противодействия неотразимой очевидности Воскресения, распространялась в народе скрытно, "подпольным путём". В Евангелии от Матфея сказано, что "пронеслось слово сие между иудеями до сего дня"(Матф.28:15), то есть до времени письменной фиксации Благовестия - примерно в 50-60 гг. н.э. Эти клеветнические слухи, необходимые для оправдания неверия в Воскресение Мессии, искусственно поддерживались в последующие века и составили впоследствии одну из тех богохульных нелепостей, которые с V в. н.э. повторяются на арамейском в "Толедот Иешу"[13].
Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В.П.Бузескул (1858-1931 гг.) говорил: "Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью, как и существование Иоанна Грозного и Петра Великого..."[14]
"Назаретский закон- это надпись, вырезанная на мраморной доске, посланная в 1878 г. из Назарета в коллекцию немецкого антиквара Фрехнера. Только в 1930 г., после смерти Фрехнера, мраморная доска попала в кабинет медалей в Лувр, где историк Михаил Ростовцев заметил её ценность и значимость. В 1932 г. аббат Кьюмонт опубликовал впервые её описание.
В законе записано следующее: «Установлением Цезаря. Повелеваю, чтобы все могилы и гробницы оставались нетронутыми вовеки, ради тех, кто их сделал во имя культа своих предков, или детей, или членов своего рода. Если, однако, какой-нибудь человек предоставит сведения, что некто разрушил их, либо другим путём извлёк что-нибудь из погребения, либо по злому умыслу перенёс останки в другие места, чтобы повредить им, либо передвинул печать или другие надгробные камни,- над таким нарушителем я повелеваю учредить суд, как во имя уважения к богам, так и во имя уважения культа смертных. Ибо уважение к погребениям должно стать гораздо более обязательным. Пусть будет абсолютно запрещено кому бы то ни было тревожить их. В случае нарушения я повелеваю, чтобы нарушитель был приговорён к смертной казни за преступление нарушения неприкосновенности погребения».
Есть основания считать, что указанная надпись была сделана где-то во время десятилетия, окончившегося в 50 г. по Р.Х. [Во всяком случае,не позднее 51-го года.- Н.С. ] Центральное римское правительство взяло в свои руки управление Галилеей[15] только после смерти Агриппы[16] в 44 г. по Р.Х. Это сужает границы датирования, по мнению компетентных учёных, до пятилетия правления Клавдия (А.Момиглиано: «Император Клавдий и его достижения»,1932). Существует возможность ещё более точного датирования этой надписи на мраморной доске. В книге Деяния апостолов говорится, что Клавдий изгнал евреев из Рима (Деян.18:2). Этот исторический факт подтверждается римскими историками Орозием и Светонием. Это произошло в 49 г. по Р.Х. Светоний добавляет, что это было сделано по «подстрекательству некоего Хреста». Совершенно очевидно, что здесь имеется в виду Христос, несмотря на то что в своём повествовании Светоний путает два греческих слова «Христос» («Помазанник» - Н.С. ) и «Хрестос» («полезный»- Н.С. )
[Римский император Клавдий правил в 41-54 гг. н.э.- Н.С.] Клавдий был человеком образованным. Его современники недооценивали его, возможно, из-за последствий его болезни, по всей вероятности болезни Паркинсона. Его интерес к продолжению политики Августа[17] в области религии привёл его к глубоким познаниям религий империи. В силу этого интереса к религиям Клавдий также требовал безотлагательного судебного разбирательства всех дел,касающихся всех культов или религиозных верований. Фраза Светония,а также сам факт изгнания отражают, по всей вероятности, начало христианского влияния в Риме, безпорядки в гетто, судебные разбирательства и обзор жалоб раввинов наряду с ответной самозащитой христиан, рассматривавшихся в суде в присутствии самого императора. Он услышал фарисейское объяснение опустевшей гробницы (Мф.28:13), и поскольку Назарет теперь был под контролем центрального правительства, то император решил сам разобраться в этом деле на месте. Делаются запросы в Палестине, спрашиваются советы у местных властей. В результате всего этого появляется императорский указ. Клавдий написал не одно пространное письмо, касающееся вопросов религии, например известное письмо к евреям в Александрию в 41 г.по Р.Х. Назаретский закон является цитатой из такого рода корреспонденции, или стенограммой, или адаптацией более обширного текста"[18].
Говоря об исторической природе веры ранних христиан, профессор Лини отмечает следующее: «Сам Новый Завет определяет случившееся совершенно однозначно: Иисус был распят и погребён. Его последователи были полностью обескуражены. Но через самое короткое время они вдруг невероятно воспряли духом, вновь обретя такую сильную веру, что она поддерживала их в подвижнической жизни и мученической смерти[19]. Если поискать ответа в книгах, написанных этими последователями и о них, мы не найдём там объяснения вроде "мы постепенно убедились, что мы смертны,но распятый и погребённый жив". Вместо этого мы читаем, что "умерший Иисус после смерти явился живым перед некоторыми из нас, и другие поверили их свидетельству". Стоит заметить, что тут мы имеем дело ни с чем иным, как с историческим подходом;
исторична и фраза "Христос воистину воскрес", которая привела к вере множество людей».
В 155 г. н.э. св.Иустин Философ так сказал о смерти Иисуса: "В том, что это действительно было, Вы можете удостовериться в Деяниях Понтия Пилата"[20].Во времена принявшего Православие римского императора Константина ещё могли сохраниться и книги упоминаемой в Евангелии от Луки переписи, и летописи из дворца Ирода, и материалы следствия Понтия Пилата; достоверно известно что расследование убийства Иисуса, предпринятое Константином, полностью подтвердило Евангельские тексты.
Неоспоримым свидетельством страданий,
мученической смерти и Воскресения Христа является Его плащаница (Мар.15:46), называемая ныне Туринской, по месту своего пребывания в Туринском соборе (Италия). Теперь о ней, вначале часть заметки в одной из минских газет 2005 года,ма затем выдержка с примеч. из книги священника Вячеслава Синельникова издания 2003 года.
"1978 год. Туринскую плащаницу, одну из главных христианских святынь, исследуют в лаборатории Лос-Аламоса. Среди учёных-химик Реймонд Роджерс.
1988 год. Заключение трёх независимых лабораторий в Оксфорде, Цюрихе и Аризоне: образцы ткани с Туринской плащаницы, как показывает радиоуглеродный анализ, не старше 728 лет. Кардинал Турина Анастасио Альберто Баллестреро публично заявляет, что реликвия- плод средневековой мистификации.
2005 год. Упомянутый доктор Роджерс делает сенсационное заявление: оказывается, в 1988-м году анализу подвергли ткань не самой плащаницы, а её заплаток, которыми средневековые монахини залатали дыры, образовавшиеся после пожара. А сама плащаница намного старше.
Доказательство - микрохимический анализ. В заплаточной ткани XIII века присутствует ванилин, а в древнем полотне плащаницы это вещество, которое исчезает со временем, не обнаруживается. Так же, как нет его и в древнейших свитках Мёртвого моря.
Отсюда вывод: плащаница может быть ... до 3000 лет. Не исключено, что она намного старше того, чей образ на ней запечатлелся"[21].
"Туринская плащаница представляет собой дорогое льняное полотно, кратное меркам I-го столетия, соответствующее по величине традиционному иудейскому погребальному покрову «тахрихим»,[22] которое употребили один раз для обёртывания тела Усопшего. Нет сомнения, что перед казнью Страдальца сильно бичевали по обычаю античного Рима,[23] а затем увенчали «венцом» из терний.[24] Ткань неоспоримо свидетельствует, что перед смертью Он нёс на плечах тяжёлую балку,[25] что Ему пробили гвоздями руки [26] и ноги, а после кончины нанесли удар копьём в область сердца.[27]
Овальная рана с правой стороны груди соответствует размерам раскопанных археологами наконечников копий lancea, которые использовали только солдаты вспомогательных когорт римских войск. Форма раны не подобна полученной от hasta (метательного копья), hasta velitaris (копья легковооружённого солдата) и pilum (копья триария)- типичного оружия пехоты легионов. Это особенно важно, так как в Иудее первой трети I-го века не стояли регулярные легионы, а находились лишь несколько когорт вспомогательных войск- ауксилиарии. Сам удар нанесён именно в то место sub alas- ниже подмышек, которое признавалось правильным для нанесения смертельного удара в римской военной доктрине[28].
Множество признаков позволяют отнести Туринскую плащаницу к материи I-го столетия новой эры. Материал выткан вручную,зигзагом 3 на 1, то есть способом, когда одна поперечная нить ложится то сверху, то снизу, переплетая три нити вертикальной основы, меняя наоборот, указанный порядок каждые сорок нитей. Этот метод ткачества увеличивает прочность материи и характерен для типичных полотен I-го века.[29] Пряжа, использованная для выработки полотна, свита из 70-120 волоконцев и обладает переменным диаметром. Эти нити имеют так называемую Z-образную закрытку, характерную для Сиро-Палестинской области эпохи античности.[30] Сотканное полотно неравномерное, простого производства, изготовлено архаичным методом на ручном ткацком станке с педалью, причём очень рудиментарным путём, с промежутками и ошибками.[31] В этой льняной ткани нет примесей шерсти,[32] зато есть примесь хлопка- gossypium herbaceum, который произрастает на Ближнем Востоке.[33] Туринская плащаница соответствует льняным материям I-го века из Палестины, которые имели хороший желтоватый оттенок и вырабатывались в Галилее, близ Геннисаретского озера. На поверхности полотна обнаружена пыльца растений с Ближнего Востока,[34] ткань впитала мирру и алоэ,на поверхности присутствуют частички неорганического вещества из разряда calcium carbonate,а точнее арагонит (aragonite)[35].Образцы подобной породы и по сей день находятся в пещерах близ Иерусалима! Кроме того,по данным некоторых исследователей, на изображении в области глаз присутствуют фрагменты отпечатков букв, подобных литерам на древнейших бронзовых монетах выпуска 29 г.н.э.[36].
...Наблюдаемые на ткани [плащаницы Христа- Н.С.] кровавые следы и пятна сукровицы* нельзя имитировать искусственным путём, потому что сначала кровь свернулась на поверхности кожи Израненного, при обёртывании (в процессе погребения) частично перешла на ткань, а затем немного растворилась от контакта с влажным полотном.[37] Доказано, что это непременно человеческая кровь, мужская,[38] и принадлежащая к четвёртой группе (АВ).[39] Высокое содержание в крови билирубина подтверждает, что перед казнью Жертву подвергли издевательствам и бичеванию.[40] Кровь попала на плащаницу раньше,чем появилось изображение-под её следами изображения нет"[41]
«Признаки бичевания, раны на руках, на голове и на боку — все ясно видны, подтверждая, что сыворотка и кровь истекали из раны. Несомненно, это образ распятого человека, отождествляющегося с каждой деталью повествования Священного Писания и с обликом человека благородной наружности»[42].
«... По иудейским традициям,лицо почившего всегда закрывали тканью,чтобы окружающие не видели мертвенности усопшего»[43]. «Эта ткань [с Лика Христа- Н.С.] - сударь - сейчас сохраняется в испанском городе Овьедо. По традиции эту древнюю ткань [см. Иоан. 20:7] называют Святой Сударь, или Sagrado Rostro, что означает Святое Лицо. Выполненные исследования показали, что нити этого полотна прялись вручную. Их диаметр, Z-образное скручивание, число волокон, из которых они спрядены, показали, что они подобны нитям ткани Туринской плащаницы. Швейцарский криминалист Макс Фрай обнаружил на поверхности Святого Сударя элементы кожицы алоэ (aloe socotrina), а также 16 видов пыльцы ррастений, из которых 9 произрастают в Палестине. Байма Боллоне подтвердила наличие на сударе из Овьедо человеческой крови IV группы (АВ) и, в сотрудничестве с Медицинским Институтом Генуи, показала соответствие генетических характеристик ДНК этой крови с кровавыми следами на Туринской плащанице. Профессор Алан Вэнджер показал - пятна крови на сударе точно совпадают с конфигурацией следов крови и Ликом, отобразившимся на плащанице"[44].
В «Белорусской деловой газете» 3 мая 2002 г. была опубликована статья Е.Ткаченко «Подделать невозможно (белорусский учёный опровергает утверждения о фальсификации Туринской плащаницы)». В этой статье речь шла о итогах исследований академика, доктора технических наук, профессора Михаила Тявловского. См. «БДГ» N65 за 2002 год и монографию Михаила и Люции Тявловских «Туринская плащаница: история и реальность».
«После погребения, Тело, положенное в льняное полотно, находилось в нём не более 30-36 часов.[45] Затем соприкосновение погребального полотна с Усопшим молниеносно прекратилось. Причём нет никаких признаков того, что ткань, присохшую и прилипшую к коже за счёт пропитки её высохшими клейкими веществами (мирра и алое), кто-либо сдвигал или отдирал. Наоборот, следы на льняной материи свидетельствуют, что в единый миг полотно молниеносно потеряло «опору». Это не находит объяснения, но на четырёх метрах плащаницы нет нарушения в целостности засохших следов крови![6]
Аналога в мире нет! Очевидно, что тканью обернули тело Усопшего и кровавые отпечатки явились следствием прямого контакта со всех сторон, но на плащанице нет следов изображения тела сбоку. Уникальное явленное Изображение в чём-то подобно вертикальной проекции фигуры тела на горизонтальную поверхность полотна, причём всех исследователей потрясает исключительная точность соответствия между объёмным телом и Образом на плоскости ткани.[46]
За годы исследований установлено, что неизвестное учёному миру воздействие на полотно было очень кратким, опалило тончайший слой волоконцев и произвело изображение исключительной сложности.[47] Величественные отпечатки на ткани можно сравнить с фотографическим негативом,[48] но это сравнение всё же не будет полным. Ведь Образ с явственно пропечатавшимися деталями располагается на тонком поверхностном слое ворсинок ткани,[49] обладает свойствами трёхмерного изображения и высокой устойчивостью к термическому и химическому воздействию.
Изумительно правильный отпечаток тела не размывается от воздействия воды, и, как доказано абсолютно точно, не написан какими-либо красками. Он также не мог получиться от простого соприкосновения кожи и ткани, потому что на Туринской плащанице изображение присутствует и в таких областях Тела, где при обёртывании не могло быть прямого контакта с материей. Наиболее впечатляет, что степень золотисто-жёлтого потемнения поверхности ткани обратно пропорциональна расстоянию между кожей и провисающим над ней полотном.[50] Следовательно, мы должны признать, что Образ на ткани явлен неведомым для естествознания воздействием, исходившим непосредственно от самого Тела.
Кроме того, с определённой степенью вероятности можно сказать, что рядом с изображением и на самом изображении Тела найдены слабо выраженные отпечатки древнейших предметов и монет, которые использовались в Иудее I века, а также отпечатки цветов, что произрастают в Израиле.[51]
Современная наука не может убедительно объяснить, почему изображение на ткани находится только в тех местах, где расстояние от Тела до поверхности полотна не превышало 3,5-4 см[52]. Причём недавно проведенные исследования дополнительно показали, что отпечатки на ткани составлены из чётко очерченных очень маленьких элементов, наподобие мозаики. Учёные ломают голову над тем, почему изображение Тела формируется из совокупности мельчайших фрагментов с резко очерченными границами, и собирается воедино из участков потемнения волосков с чёткими границами - каждый участок размером 15-20 микрон шириной и 50-500 микрон длиной.[53] Эти и многие другие необъяснимые,исходя из привычных естественно-научных представлений, факты красноречиво свидетельствуют в полтзу нетварности Образа [См.: Священник Вячеслав Синельников.Туринская плащаница на заре новой эры.М.: Сретенский монастырь,2000.]"[54].
«Удивительно, что следы крови на Плащанице остались недеформированными. Кровоподтёк на лбу, имеющий форму перевёрнутой цифры 3 (след от шипа), два крошечных подтёка на тыльной стороне левой руки, два пятна на кистях, кровавые пятнышки на бровях, волосах и т.д. остались нетронуты, не подверглись и малейшей деформации! Тело Христово отделилось от всех кровяных сгустков, от всех присохших затвердений сукровицы и околосердечной воды, не порвав и не потревожив ни одного из них.
Плащаница соприкасалась с Телом от 30 до 40 часов. Это явствует из того, что выделения Тела (в тканях умершего какое-то время продолжают происходить физиологические процессы) частично размыли капли крови на Плащанице. Если бы Тело оставалось в ней более 40 часов, то, как утверждают медики, следы крови были бы полностью размыты»[55].
В апреле 2004 года Владимир Лаговский пишет:
«До недавнего времени считалось,что Туринская плащаница хранит два отпечатка - фронтальный и со спины. Но буквально на днях специалисты лондонского Института физики объявили, что существует и третий отпечаток. Его нашли на обратной стороне полотна, то есть как бы на изнанке плащаницы, в той её части, которая прикрывала лицо.
«Второе» лицо едва различимо, но всё же заметно. По словам учёных, доступ к нему открылся после того, как с плащаницы отпороли подкладку, пришитую для сохранности реликвии после пожара 1534 года.
Черты обоих лиц полностью совпадают, но изнаночное изображение, отмечает профессор Падуанского университета Джулио Фанти, «обладает поразительным эффектом трёхмерности».
-Загадочно и другое,- говорит учёный. -На той и на другой стороне полотна лик запечатлён лишь на поверхности и затрагивает только внешние волокна.
А по сути,изображение представляет собой некое подобие ожога. ...»[56].
В мае 2005 года Сергей Дёмкин пишет:
«Теперь благодаря сенсационному открытию двух итальянских учёных спорам о подлинности священной реликвии положен конец.
А произошло это открытие потому,что в 2002 году профессоров Падуанского физического университета Джулио Фанти и Роберто Магиолло привлекли к участию в реставрации плащаницы. В ходе работ с её тыльной стороны сняли ткань, нашитую во французском монастыре Шамбери в 1532 году. В тот год в обители случился страшный пожар и реликвия пострадала от огня. Ткань почернела,а местами прогорела, и поэтому монахи укрепили её, подшив к ней матерчатую «подкладку». До 2002 года она не давала исследователям возможности взглянуть на оборотную сторону плащаницы. Но после того как «подкладку» отпороли, её изнанку смогли исследовать в мельчайших деталях. При этом были сделаны фотографии всех участков плащаницы.
Недавно профессор Джулио Фанти решил ещё раз просмотреть эти снимки.«В какой-то момент мне показалось, что на фотографиях проступают контуры некоего образа,-рассказывает учёный. -Тогда у меня родилась идея применить для изучения снимков свои знания и опыт в области оптических измерений, а исследования провести в моей лаборатории,оснащённой специальным оборудованием».
Поскольку проступившее изображение на плащанице было очень бледным, а его резкость составляла менее 10 процентов по шкале измерения чёткости, для начала было решено увеличить фотографии. Затем Фанти и его коллега Роберто Магиолло приступили к анализу изображения методом сравнения значимых и шумовых сигналов. Суть этого метода в том, что сигнал по-разному отражается от участков с разной оптической плотностью. В более тёмных местах его сила больше.
В результате кропотливой работы на экране монитора постепенно стали прорисовываться контуры носа, глаз, бороды в виде тёмных контуров на более светлом фоне. После тщательного сравнения учёные пришли к выводу, что изображение лица на тыльной стороне плащаницы соответствует известному лику Иисуса Христа на его лицевой стороне. А вот «отпечаток» тела обнаружить не удалось, смутно проступили лишь контуры, напоминающие руки.
Открытие итальянских учёных стало решающим аргументом в пользу подлинности Туринской плащаницы. После обнаружения второго лика Спасителя профессор Джулио Фанти изучил под микроскопом фотографии поперечного сечения её ткани. Оказалось, что на обеих сторонах плащаницы,как на лицевой,так и на тыльной, изображения «затронули» только поверхностные волокна льняной пряжи на глубину 0,03 мм, а общая толщина ткани составляет 0,34 мм. По словам профессора Фанти, сам факт, что середина тканевой структуры чистая, является безспорным свидетельством в пользу нерукотворности лика Иисуса Христа, потому что изготовить таким образом подделку невозможно: краски или химические реактивы пропитали бы ткань на большую глубину.
Что касается того, каким образом на плащанице был «отпечатан» лик Иисуса Христа,то профессор Фанти выдвинул такую гипотезу: «поверхность» изображения может говорить о том, что через ткань плащаницы проходил сильный энергетический поток, а на входе и выходе верхние волокна подверглись воздействию коронарных разрядов. По его мнению, источником энергии было завёрнутое в плащаницу тело Христа, когда в момент Воскресения в нём произошла энергетическая вспышка»[57].
Согласно материалу,опубликованному в газете «Жизнь.Санкт-Петербург» за 19 января 2005 года, оказывается, у нас Туринскую плащаницу изучают уже более десяти лет с участием Института криминалистики ФСБ РФ под руководством физика Александра Белякова. Никого не оставит равнодушным удивительное признание учёного: примерно через 40 часов после смерти Иисуса Христа (физик не сомневается, что именно Его изображение отпечаталось на плащанице) плоть завёрнутого в ткань Сына Божьего непостижимым образом преобразовалась. В результате «тело, словно поток энергии, прошло сквозь спеленавшую его ткань»! По предположению Александра Белякова, «Господь воскрес в пламени» и, как показали исследования, фактор, оказавший воздействие на ткань плащаницы,имеет сверхъестественную природу (!). Поддержал версию протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь учёного совета Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, кандидат физико-математических наук и в прошлом — физик-ядерщик. Он нашёл в Священном Писании подтверждение того, что «Господь воплотился в огне». Энергия прямого действия Бога в момент Светлого Христова Воскресения наполнила тело Иисуса Христа, но сам этот огонь не распространяется по законам физики, поэтому на плащанице запечатлено не только тело распятого и умершего Сына Божьего, но и Его тело по Воскресении. Это огненное тело воздействовало на ядерный состав ткани. В этом причина аномально высокого содержания в ней изотопа углерода С-14, «омолодившего» плащаницу до XIII века нашей эры![58]
В марте 2005 года Сергей Плотников пишет:
«Недавно по всей России провезли кровоточащую икону Спасителя.[59] Икона принадлежит жительнице села Державино Оренбургской области Антонине Ефимовой. Образ стал источать кровяные капли с характерным запахом крови больше четырёх лет назад. Да так сильно, что лик Спасителя покрылся как бы высохшими струпьями и стал почти неразличим. Самарский владыка Сергий сказал по этому поводу:
-Услыхав об этом первый раз, я засомневался. Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам, тщательнейшим образом проверяя их правдивость. Но когда я увидел этот образ, сомнения отпали. На иконе с головы Спасителя, прямо от шипов тернового венца,
стекали красные струйки, и я ощутил натуральный запах крови. Когда же эту источающуюся красную жидкость самарские эксперты взяли на химический анализ,то оказалось, что это настоящая плазма человеческой крови, четвёртой группы»[60].
 7 мая 2002 года «Вечерний Минск» сообщал об этой иконе:
 "...самарские священнослужители организовали проведение биохимической экспертизы изливаемой Спасителем жидкости. Результат оказался ошеломляющим- икона выделяет настоящую человеческую кровь IV группы, что совпадает с данными, полученными во время исследования Туринской плащаницы". Это также совпадает с данными, полученными во время исследования "плата, который был на голове Его" (Иоан.20:7)- Святого Сударя, о котором написано выше.
Итоги исследований плащаницы,плата и кровоточивой иконы Спасителя впечатляют!!!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!!!

Пояснение автора для моих читателей на прозе.ру: прикреплённый выше файл - это итог компьютерной реконструкции Лика Христа на Туринской плащанице...
Примечания автора (сноски) :
[1] Геллей Г. Библейский справочник. Пер.с англ.- СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2002, стр.557.
[2] Академик Александр Белецкий.«Некоторые замечания по поводу атеистической литературы последних лет»//Прот.Стефан (Ляшевский). Библия и наука... М.,1998,стр.279.
 [3] Говоря об огромном весе камня, профессор Т.Дж.Торберн приводит любопытную вставку в тексте Евангелия от Марка (16:4), содержащуюся в так называемом греческом "кодексе Безы", евангельском списке IV-го века,хранящемся в Кембриджской библиотеке в Великобритании: "И когда Он был положен туда, Иосиф придвинул к гробнице камень, который двадцать [человек] еле могли катить." (В оригинале- ...;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;;; ;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;.Это место в рукописи завершает стих Луки 23:53.- Novum Testamentum Graece et Latine. Deutche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1994,S.241.) Важность этой находки профессора Торберна становится ясной, если вспомнить правила переписывания рукописей. Переписчик, который хотел подчеркнуть собственную интерпретацию, обычно писал свою мысль на полях, а не включая её в текст. Можно заключить, таким образом, что вставка скопирована с текста, ещё более близкого к временам Христа, возможно, относящегося к I-му веку. Данная фраза, следовательно, могла быть записана очевидцем, которого поразили размеры камня, помещённого перед усыпальницей Христа. Но такой камень должен был весить от одной до двух тонн, как же Иосифу Аримафейскому удалось поставить его на место? А он просто подтолкнул его, остальное сделала сила притяжения: камень находился в желобе, который перед входом в гробницу имел уклон, и удерживался на месте клиновидным тормозом. Стоило Иосифу вынуть этот клин, как тяжёлый дискообразный камень сам скатился и занял нужное положение (ср.Матф.27:60: "И положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился".(ср.«Восстановительный перевод» (Новый Завет. Восстановительный перевод. США, Анахайм: Живой поток,1998) : "И он положил его в своей новой гробнице, которую высек в скале. И, подкатив к двери гробницы большой камень, ушёл".) Глагол ;;;;;;;;; имеет значение "прикатывать, приваливать", хотя и не указывает непременно на то, что прикатываемый или приваливаемый предмет имеет форму колеса или шара. Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века, обнаруживших гробницу Христа. Об этом круглом (дискообразном) камне упоминают в одной из своих проповедей и святитель Кирилл Иерусалимский (около 348 г.), и многочисленные паломники, посещавшие гробницу в более позднее время. Примерно из 900 гробниц I века, найденных в окрестностях Иерусалима, только четыре имеют откатывающиеся круглые крышки, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. Английский археолог Мартин Биддл, изучавший гробницу Христа (т.н."Гроб Господень") с 1986 по 1998 гг., опубликовал подробный отчёт о своей работе (-Biddle M.The Tomb of Christ. London,1999). По его мнению, ничто не противоречит тому, что она могла быть местом погребения Иисуса.). Важность рассматриваемой вставки в "кодексе Безы" отмечает также Гилберт Уэст из Оксфордского университета в своей книге "История и свидетельства воскресения Иисуса Христа". Не зря в Евангелии от Марка к камню применено слово ;;;;; -"большой,огромный": ;; ;;; ;;;;; ;;;;;;-"(был же огромный весьма)" (Мар.16:4). Хз хх хз что х
[4] См., например, изображение монеты Пилата 29 г. н.э.-«Наука и религия» (Москва), 2001,N6,стр.32.
[5] Академик Александр Белецкий, тамже.//Тамже, стр.272-275.
[6] Академик Александр Белецкий, тамже.//Тамже, стр.275-276.
[7] Тамже, стр.277-278.
[8,9,10] Свенцицкая И.С.Тайные писания первых христиан,стр.95,100,96.
[11] "Факт пустого гроба, засвидетельствованный этими действиями иудейских старейшин, вызвал к жизни эту их выдумку, о которой Евангелие говорит: «и пронеслось это слово между иудеями до сего дня» [Матф.28:15- Н.С.]. Но если бы всё происходило так, как учили иудейские старейшины, т.е. если бы ученики ночью унесли тело Иисуса и где-то Его похоронили, а потом стали проповедывать о воскресении Христа, то могли ли бы ученики, идя на эту ложь, отдать за неё свою жизнь, принявши мученическую кончину?Могли ли бы они зажечь у других веру в воскресение Христа, если они по этой гипотезе лучше других знали, что Христос не воскрес? Совершенно ясно, что факт глубокой веры учеников Христа в Его воскресение не соединим с указанной выдумкой иудеев" (Прот.Василий Зеньковский. Апологетика.-М.:Издательский Дом "Грааль",2001,стр.34.).
[12] Почему ветхозаветные первосвященники, "служители" пред Богом, "молитвенники" за народ, предают Мессию, утаивают Его Воскресение, беспардонно лгут,совершают святотатство? Всё станет на свои места, если обратить внимание на их репутацию. "Проклятье на дом Ханана (Анана, Анны), проклятье на его ехидное шипение!... Сами они первосвященники, сыновья их завидуют деньгами, зятья их начальники, и слуги их избивают народ дубинами!" См.:«Иисус Христос в документах истории»,составление,статьи и комментарии Б.Г.Деревенского. СПб.,1998,стр.83.
Анна (Анан)- это бывший первосвященник (с 6 или 7 по 15 г. н.э.), переживший трёх префектов Иудеи, но низложенный предшественником Пилата Валерием Гратом. Однако по традиции за Анной был пожизненно сохранён титул, причём в последующие годы первосвященниками были пять его сыновей и зять. Каиафа- зять Анны, законный первосвященник в 27 г. н.э. Обладая всеми полномочиями, Каиафа всё же находился под сильным влиянием своего тестя, который сохранял значение признанного главы.
[13] Justin Martyr.Dialogue With Trypho.Chap.CVIII (published in The Ante-Nicene Fathers.Vol.1,p.253).
[14] См.: Венская рукопись,14.-«Иисус Христос в документах истории».Указ изд.,стр.374.
[15] Цит.по академику А.И.Белецкому,та же статья.//Тамже,стр.276.
[16] Ирод Агриппа I - номинальный царь Иудеи в 41-44 гг. н.э.
[17] Генри Геллей.Тамже,стр.455-456.
[18] Деян.4:33:«Апостолы же с великою силою свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.» " Можно ли доверять исходным устным свидетельствам Апостолов об Иисусе? Я считаю,что да.Я верю свидетельствам Апостолов, потому что из этих двенадцати-десять погибли как мученики. Погибли потому, что верили в Воскресение Христа и в то, что Он- Сын Божий. Их пытали, избивали кнутами и, в конце концов, подвергали самым мучительным казням, известным в те времена:
 Пётр- распят.
 Андрей- распят.
 Матфей- убит ударом меча.
 Иаков,сын Алфея- распят.
 Филипп- распят.
 Симон- распят.
 Фаддей- убит стрелами.
 Фома- прободен копьями и усечен мечём.
 Варфоломей- распят или запорот до смерти.
 Иаков,сын Зеведея- убит ударом меча.
 Иоанн- подвергнут истязаниям при Домициане; дожил в Эфесе до глубокой старости, однажды он попросил подготовить для себя склеп-пещеру и сам вошёл туда,на третий день могила опустела... Это предание сохранил ученик Иоанна Поликарп, епископ Смирнский.
 Павел, призванный Апостол- обезглавлен.
 Апостолы подписали свои свидетельства кровью.
 Тертуллиан, юрист и богослов из Карфагена, защищавший Христианство перед римскими властями в Африке, писал: "Никто не захочет умирать, если он не уверен в своей правоте." Стоит ли то, ради чего вы живёте, чтобы за него умереть?
 Апостолы доказали своими смертями истинность своих слов.
 В лаконических "актах мучеников" нет ни пафоса, ни восторга- неверно сводить смысл мученичества к геройству: людей-героев имели все религии, и если бы истина определялась числом жертв, то каждая могла бы предъявить своих. Христианский мученик- не герой, а свидетель (принятием страданий и смерти он утверждает торжество Победы Искупителя. В Нём, воскресшем Христе, он уже получил воссиявшую из гроба вечную жизнь и поэтому не страшится смерти. Мученичество есть светлая, всепобеждающая уверенность в Победе, одержанной Христом. Христиане носят в своих сердцах Победителя смерти, и поэтому свидетельство безсмертия не прерывается. Мученичество Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа и безчисленного сонма других... Мученичество есть безспорное доказательство самого главного христианского утверждения: Воскресения из мёртвых Христа Спасителя.[19]Прот.А.Шмеман.Исторический путь Православия.М.,1993,стр.62-63.
[20] Justin Martur.Op.cit.Vol.1,p.175.
[21] «Аналитическая газета «Секретные исследования» (Минск) N 4(93) за 2005 год,стр.2,заметка "Возраст плащаницы".
И ещё: "Реально «спасли» святыню российские учёные из лаборатории биополимеров имени Седова. Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов доказали, что льняная ткань при сильном нагревании в дыму впитывает в себя «лишний» углерод, который словно бы омолаживает её.
-Углерод,-считает Кузнецов,-мог быть добавлен пожаром, который пережила плащаница в 1532 году, пребывая в то время в монастырском храме французского города Шамбери. И едва не сгорела.
Российские учёные провели модельные эксперименты, в которых участвовали специалисты Высшей инженерно-технической школы в Москве и их коллеги из Франции. Они помогли в точности воспроизвести условия пожара в Шамбери. А музеи этнографии Италии и Узбекистана предоставили образцы древних льняных тканей возрастом от тысячи до двух тысяч лет. Под действием модельных пожаров в них увеличивалось содержание изотопов углерода. И тем больше, чем старше была ткань.
Исследователи с учётом поправки пересчитали результаты датирования. Возраст Туринской плащаницы оказался близким к двум тысячам лет."(Владимир Лаговский.«Воистину ли Иисус воскрес из мёртвых?»//«Комсомольская правда» (Москва) от 3 ноября 2005 г.,стр.34)
[22] "Размеры плащаницы 4,36;1,1.,т.е.8;2 длинных локтя. В античной Палестине использовался длинный локоть (0,55 м).Особо отметим,что ткань Туринской плащаницы отвечает всем требованиям, которые применимы к античному еврейскому погребальному покрову- тахрихим [R.Jackson.Jewish burial procedures at the time of Christ,in: Sudario de Oviedo,Oviedo,29-31 Octubre 1994- Servicio de Publicaciones,Universidad de Oviedo 1996,c.309-322]" (Священник Вячеслав Синельников.Христос и образ первого века.М.:Сретенский монастырь,2003,стр.307,[307;269].).
[23] "Свидетельства жестокого бичевания видны от плеч до икр ног. Всё тело испещрено многочисленными травматическими повреждениями, сделанными объектом типа кнута с тяжёлыми гирьками или шариками на концах. Медицинские эксперты в один голос подтверждают- раны на теле, потоки и пятна крови анатомически безупречны. Например,судебный эксперт Баклин пишет, что «каждая рана была нанесена самым настоящим образом и соответствует тому типу орудия, которым её наносили. Каждая рана кровоточила так,как это обычно бывает при таком ранении» [Bucklin,Robert.1961.The medical aspects of the crucifixion of Christ.Sindon,December,p.5.]" [о.Вячеслав.Тамже,стр.307,[307;268].).
[24] "Следы на плащанице говорят со всей определённостью: «терновый венец» на голове Жертвы был скручен в виде шапочки, похожей на митру, накрывающей собой всю голову, что напоминало атрибут царской власти на востоке. Когда беспощадные мучители глумились над своей Жертвой, то от каждого удара по этой «терновой митре» шипы вонзались всё глубже, образовывая глубокие раны. Вся голова от лба до затылка покрыта ручейками запёкшейся крови: около 30 потоков из-за проколов, сделанных шипами [Rodante,Sebastiano.1982.The coronation of thorn in the light of the Shroud.Shroud Spectrum International 1(1):5-24.]"(о.Вячеслав.Тамже,стр.307,[307;270].).
[25] "Поверх повреждений от истязаний бичами видна широкая травма в нижней части левой лопатки, нанесённая тяжёлой перекладиной, несомой к месту казни. На обоих коленях обнаружены ушибы, а на левой каменной чашечке порез от повторного падения. Эти ранения связаны между собой. Когда Тот, Кто изнемогал под тяжёлой балкой, спотыкался и падал на колено, то эта большая перекладина своим весом сильно травмировала нижнюю часть левой лопатки [Dr.Giuseppe Toscano «La Sacra Sindone e la scienza medica».Mitep.Pessano (Mi),1978,с.37-38" (о.Вячеслав.Тамже,стр.307,[307;269].).
[26] "Оба запястья тёмные, т.к.обильно орошены кровью от сквозных ран. После просвечивания ткани плащаницы со стороны изнанки,  в центре кровавого пятна левого запястья обнаружен след,соответствующий размерам квадратного в сечении кованого гвоздя, со стороной 9 мм. [Barbet,Pierre.1963.A Doctor at Calvary.New York: Image,p.102-120] (о.Вячеслав.Тамже,стр.307-308,[308;267].).
[27] "Между пятым и шестым рёбрами (с правой стороны тела) имеется овальный прокол приблизительно 4,5;1,5 см, причинённый острым колющим предметом. Сначала из этой раны кровь текла вниз, а затем в обратном направлении. Это произошло при перемещении тела в горизонтальное положение [The Authentication of the Turin Shroud: An Issue in Archaeolgical Epistemology by William Meacham- Archaeologist.Current Anthropology- Vol.24- N 3-June 1983.]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308,[308;270].).
[28] The Authentication of the Turin Shroud: An Issue in Archaeological Epistemology by William Meacham- Archaeologist. Current Anthropology- Vol.24- N 3-June 1983.
[29] "Точно таким образом,как ткань плащаницы, сотканы полотна, найденные при раскопках Геркуланума, где их отрыли под массой лавы и пепла, выброшенных Везувием в 79 г. н.э. По типу ткани Туринскую плащаницу можно датировать I в. н.э. [G.Raes,Rapport d'analise,in: La S.Sindone,ricerche e studi: della commisione d'esperti nominata dall'Arcivescovo di Torino,Card.Michele Pellegrino,nel 1969,Supplemento Rivista Diocesana Torinese,gennaio 1976,c.79-83.]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308, [308;270].)."Кстати,во время недавних раскопок в Израиле было найдено полотно, про которое точно известно,что оно относится к I веку нашей эры. Ткань- один в один как Туринская плащаница." («Комсомольская правда» (Москва) от 3 ноября 2005 г.,стр.34)
[30] "При изготовлении пряжи различают крутку Z, то есть когда скручиваемые волоконца располагаются слева вверх направо (условно говоря- по направлению движения часовой стрелки). В первом веке нашей эры тип Z- образного скручивания был характерен для Сиро-Палестинской области (образцы подобной ткани найдены в Пальмире (Сирия) и в Иудейской пустыне), а S-образное скручивание в I в. н.э. было характерно для областей Египта [J.Tyrer.Looking at the Turin Shroud as a textile.Shroud Spectrum International No.6,March 1983,pp.35-45]; [Gabriel Vial.Le Linceul de Turin,Etude Technique.CIETA,Bulletin 67,1989,c.11-24]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308,[308;270;269].).
[31] "Несмотря на архаичный способ производства льняной ткани,последняя,в Палестине I-го века, стоила весьма дорого, и употреблялась в основном в ритуальных целях. Для производства повседневной одежды обычно употребляли дешёвую тонкую ткань из овечьей шерсти" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308).
[32] "Отсутствие в ткани плащаницы примесей шерсти говорит о производстве этого полотна в иудейской среде. Только евреи должны были отделять сырьё животного происхождения от растительного.«Не надевай одежды, сделанной из разных веществ,из шерсти и льна вместе"».Запрещённая смесь льна и шерсти по-еврейски именуется «шатнэз»" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308.).
*Одежда из синтетической,смешанной ткани вредна, она электризуется, образуя опасное поле и провоцируя раковые заболевания. Для борьбы с электризацией используют антистатик. Многие ошибочно полагают,что синтетические ткани появились в XX веке. Эти ткани были известны в древности и они были запрещены Богом (Лев.19:19,Втор.22:11). Шерсть и лён здесь указаны для примера. Это самое древнее запрещение одежды из синтетики, из "разных веществ".
[33] "Хлопок,найденный в плащанице,представляет собой тонкую,жёлтую,очень древнюю нить.Вполне возможно,что она случайно попала в лоток,когда хлопковая и льняная пряжа хранились вместе [G.Raes.Указ.в 274-й сноске изд.,c.79-83]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308.).
[34] "Макс Фрай [выдающийся эксперт в области микроботаники из Средиземноморья] обнаружил на плащанице 58 типов разновидностей пыльцы, но если из этого числа вычесть общие для всего Средиземноморского бассейна растения, то к рассмотрению останется 49 видов. Лишь 16 из них произрастают во Франции и Италии. Подавляющая часть, фактически 75% разновидностей зёрен пыльцы, происходят от палестинских растений, причём многие из них типичны для Иерусалима и его окрестностей. *Характерно,что 13 видов относятся к солелюбивым растениям,** которые произрастают только в пустыне Негев и области Мёртвого моря. *** Скорее всего эти зёрнышки нанёс на плащаницу знойный ветер хамсин" (о.Вячеслав.Тамже,стр.221.).
"Ещё в 1978 г. при анализе частичек с поверхности ткани плащаницы Фрай установил, что наиболее часто встречающаяся пыльца на полотне из Турина идентична окаменелой пыльце из древнейших отложений близ Геннисаретского озера и Мёртвого моря, причём именно из тех слоёв,которым около 2000 лет. Изучение ветров, типичных для этой области Средиземноморья показывает, что так называемый хамсин (букв. «зной,жара»), горячий ветер, дующий с юго-востока в весеннюю пору, переносит к Иерусалиму множество пыли и пыльцы из пустынных районов близ Мёртвого моря" (о.Вячеслав.Тамже,стр.220 со ссылкой на научные работы М.Фрая: Frei,Max.1978.Il passato della Sindone alla luce della palinologia,in la Sindone e la scienza.Edited by Piero Coero Borga.Turin: Paoline,c.191-200.).
"Кроме того,профессор Алан Вэнджер сообщил,что обнаружил на плащанице отпечатки растений- множество еле различимых следов прекрасных цветов вокруг головы и в области плеч! Знаменательно, что они растут в самом Иерусалиме,или в окрестностях (примерно 20 км) близ древней столицы! Они распускаются в Палестине лишь весенней порой: март-апрель. Это время иудейской Пасхи...**** Терпеливо работая,Алан Вэнджер идентифицировал на полотне отпечатки 28 различных типов цветов. Макс Фрай в своё время нашёл там же пыльцу 25-ти из них" (о.Вячеслав.Тамже,стр.222.).
*"Макс Фрай обнаружил на ткани плащаницы, в большей степени, пыльцу таких видов растений, которые не растут в Европе, а обитают в сухом жарком климате и цветут в различных областях Ближнего Востока" (о.Вячеслав.Тамже,стр.311.).
**"То есть растения halophyti,которые живут на почвах, богатых солью" (о.Вячеслав.Тамже,стр.311.).
***"До 1983 г. Макс Фрай изучал 19 новых типов пыльцы, снятых им с полотна Туринской плащаницы, и, таким образом, общее количество видов суммарно приблизилось к 77. Профессор Поль Мэлони представил коллекцию Фрая известному израильскому палеонтологу Аарону Хоровиц, который подтвердил что по совокупности подавляющая часть спектра видов зёрнышек пыльцы, собранных с Туринской плащаницы, может сравниться лишь со спектром растений, произрастающих в Израиле. Самый крупный эксперт в области флоры Израильской пустыни, Авиноам Данин из Еврейского Университета Иерусалима, с ним полностью согласен" (о.Вячеслав.Тамже,стр.311.).
**** [Flowers on the Shroud.Current Research by Alan D.Whanger,CSST NEWS,November,1997,Vol.1,No.1.] «Большинство этих растений,-говорит Авиноам Данин,-растут только в Израиле, а некоторые исключительно вокруг Иерусалима. Это доказывает подлинность плащаницы, и нет никакого сомнения,что она происходит с земли Израиля» [A.Danin.Pressed flowers.Eretz Magazine,novembre-dicemre [280] J.A.Kohlbeck-E.L.Nitowski.New evidence may explain image on Shroud of Turin,Biblical Archaeology Review,vol.12,n.4,luglio-agosto 1986,pp.23-24.
[35] [Filas,Francis.1980.The dating of the Shroud of Turin from coins of Pontius Pilate.Youngtown,Ariz.: Cogan Productions.[ADW].]
*"-На Туринской плащанице,помимо крови,обнаружены и следы жидкости, которая выделяется из травматических ран,-говорит известный американский химик и синдонолог** Алан Адлер.-Это сукровица, или плазма. О том, что подобная жидкость вообще существует, медикам стало известно лишь в XX веке. Даже самый искусный мистификатор не мог знать, что эти следы нужно нанести на ткань. Она контактировала с реальным телом.Причём не более 3 дней." («Комсомольская правда» (Москва) от 3 ноября 2005 г.,стр.34)
** "Верящие в подлинность Туринской плащаницы называют себя синдонологами от слова синдон- плащаница по-гречески." (Тамже)
[36] "В сгустках крови на затылке видна начальная,жемчужно-образная капля,вокруг которой ореолами произошло растворение окружающей крови. В результате получается,что капля окружена ореолами сукровицы и крови [P.Barbet.La Passion... selon le
[37] "Профессор Трайон, при генетическом анализе частичек засохшей крови с плащаницы, без колебаний подтвердил, что в образце находится человеческая кровь, содержащая X и Y хромосомы! Второй анализ показал точно такой результат- кровь мужская. [Pfeiffer,Heinrich.The Shroud of Turin and the face of Christ in Paleochristian.Byzantine and Western Medieval Art,Shroud Spectrum International,No.9,p.13 (1984).]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.309,309;270].).
[38] "[Bollone,Pierluigi Baima,Maria Jorio. and Anna Lucia Massaro.1981.La dimostrazione della presenza di itracce di sangue umano sulla Sindone.Sindon 30:5-8.] В медицине есть понятие- группа крови.Таких групп четыре-I (O),II (A),III (B) и IV (AB). Они отличаются по совместимости между собой. Четвёртая группа крови (AB) встречается реже всего- примерно у 5% людей" (о.Вячеслав.Тамже,стр. [307;268],309.).
[39] "Необычно яркий,кармино-красный цвет крови на полотне определённо говорит о повышенном содержании в ней билирубина, что, в свою очередь, напрямую связано с издевательствами и травмами, которые обрушились на Жертву [A.D.Adler,Aspetti fisico-ctimici delle immagini sindoniche,in: Sindone,cento anni di ricerca,Instituto Poligrafico e Zecca dello Stato.Liberia dello Stato,Roma 1998,c.165-184.]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.309,[309;267].).
[40] Священник Вячеслав Синельников,тамже,стр.213-215 с сокращением.
[41] Генри Геллей.Тамже,стр.552.
[42] Свящ.Вячеслав Синельников,тамже,стр.165.См.: Свящ.В.Синельников.Туринская плащаница на заре новой эры.Изд.Сретенского монастыря.М.,2000,стр.101-103.
[43] Свящ.Вячеслав Синельников.Христос и образ первого века.Изд.Сретенского монастыря.М.,2003,стр.300-301.
[44] "Тело не могло находиться внутри полотна более 30-36 часов.Это абсолютно достоверный факт,потому что в противном случае к сороковому часу соприкосновения все отпечатки крови стушевались бы до неузнаваемости за счёт размытия и выделения секреции [Vignon,Poul,1939.<<Le Saint Suaire de Turin devant la Science,I'Archeologie,I'Histoire,L'Iconographie,La Logique>>.Paris,2e ed.,Masson et Cie.]" (о.Вячеслав,тамже,стр.309,[309;270].).
[45] "Настоящее вызовет удивление,что на Туринской плащанице следы крови остались первозданными... Один из наиболее убедительных примеров- потёк на лбу от укола шипа. Этот след крови имеет форму перевёрнутой цифры «3»,и он остался нетронут самым непостижимым образом, хотя пребывал в контакте с тканью более 30 часов! Как можно разделить тело и четыре метра присохшего к безчисленным ранам полотна,чтобы сохранить естественную форму свернувшихся кровавых сгустков? Кроме того, обагрённые кровью волосы прилипли к ткани, но при отделении остались в той же позиции,не шелохнулись! [Barbet,Pierre.1963.A Doctor at Calvary.New York: Image.]" (о.Вячеслав,тамже,стр.309,[309;267].).
[46] "Было высказано предположение,что неизвестный науке процесс, вызвавший явление отпечатков на плащанице, происходил одинаковым образом как через пространство между телом и верхней частью ткани, так и через прострагство между телом и нижней частью ткани, и не зависел от контакта между полотном и телом в каждой точке соприкосновения [Jackson,John P.,Eric J.Jumper,Bill Mottern and Kenneth E.Stevenson.1977.«The three-dimensional image of Jesus' burial cloth.» Proceedings of the 1977 U.S.Conference of Resesrch on the Shroud of Turin.Edit by Kenneth Stevenson.Bronx: Holy Shroud Guild,pp.74-94.]" (о.Вячеслав,тамже,стр.309,[309;269].).
[47] "И сейчас,в XXI в., от нас скрыт механизм формирования необыкновенного образа. Иными словами, на ткани пребывает уникальное изображение, которое невозможно повторить" (о.Вячеслав,тамже,стр.309.).
[48] "Полотно в Турине- единственная в мире ткань, на которой изображение имеет такую особенность [Mc.Evoy,W.V.1945.The Death-Immage of Christ.Melburn,p.47.]" (о.Вячеслав,тамже,стр.310,[310;268].).
[49] "Утверждение, что на полотне явлено изображение, подобное фотографическому негативу- есть только первое приближение к реальности! Более строго, отображение- это запись расстояния между телом и плащаницей, которое воспроизведено на ткани соломенно-жёлтым потемнением определённого количества волоконцев льна. Волоконца, из которых спряли нить, очень тонкие- примерно 15 микрон (0,015 мм) в диаметре. Особо знаменательно, что между разными волоконцами нет различий в соломенно-жёлтом оттенке- просто в более тёмных областях изображения потемнело большее количество одинаковых по цвету волокон. Таким образом, интенсивность изображения определяет суммарное число потемневших волосков на поверхности конкретной микроскопической области ткани" (о.Вячеслав,тамже,стр.310.).
[50] "Интенсивность воздействия на ткань,полученная от преобразующегося тела,напрямую зависит от расстояния до него. Аналогичное явление происходит при фотографировании удалённых звёзд, когда степень излучения, полученная от небесных светил, каким-то образом зависит от расстояния до них... Подобный вывод следует из того факта, что степень интенсивности потемнения поверхности ткани (золотисто-жёлтый оттенок ворсинок) обратно пропорциональна расстоянию между полотном и поверхностью тела. Причём, именно в результате такой особенности, было восстановлено объёмное трёхмерное изображение тела с плащаницы [Jackson,John P.,Eric J.Jumper,Bill Mottern and Kenneth E.Stevenson.Op.cit.,pp.74-94.]" (о.Вячеслав,стр.310,[310;269].)."Джон Джексон,специалист по лазерной оптике, доктор физики из академии ВВС США и руководитель международного исследовательского центра «Туринская плащаница», сравнил «картину» на полотне с другими художественными произведениями. Использовал для этого технологию НАСА,с помощью которой компьютер переводит плоские изображения в объёмные. Начал с фотографий. Они становились «скульптурами» с правильными пропорциями. Но когда перешёл к живописи, то получались не люди, а чудища. Приобретая объём, человеческие тела становились уродливыми. Иными словами, все обследованные художники, включая гениального «анатома» Леонардо да Винчи, даже рисуя с натуры, невольно искажали пропорции.И компьютер это отлавливал.
Наконец, объём придали телу, запечатлённому на плащанице. Компьютер нарисовал скульптуру, на которой не было и следа искажений. Нарисовал словно бы с фотографии." (Вл.Лаговский.«Воистину ли Иисус воскрес из мёртвых?»//«Комсомольская правда» (Москва) от 10 ноября 2005 г.,стр.36)
[51] "Среди отпечатков цветов найдены-«zygophyllum dumosum»- цветок, растущий близ Кумранских пещер у Мёртвого моря, и «capparris aegyptia»- вид каперского куста, распространённый в Израиле, в просторечье- «бобовый прыжок». Израильский ботаник Ури Барух подтверждает наличие слабых отпечатков растений. У большинства цветов видны только части- пыльники и прицветники. Когда растения клали,они были свеженарезанные! [A.Danin.Pressed flowers.Eretz Magazine,novembre-decembre 1997,c.35-37.]" (о.Вячеслав,тамже,стр.310,[310;268].).
[52] [Dr.Kitty Little,«Photographic Studies of Polymeric Materials»,Chapter 4,pp.145-269,in Photographic Techniques in Scientific Research,vol.III,Academic Press,1978.]
[53] "Мозаичность отпечатков с резкими границами участков потемнения волосков не может быть получена ни одним известным к настоящему времени способом получения изображения [Moran,Kevin.1995.Observations by Microscopy of the Sticky Tape Samples Taken From the Shroud by Dr. Max Frei in 1978.British Society for the Turin Shroud.Newsletter (Gloucester) No.41:13-14.]" (о.Вячеслав,тамже,стр.310,[310;270].).
[54] Свящ.Вячеслав Синельников,тамже,стр.215-216,[216;271].
[55] Священник Вячеслав Синельников.Тайна Библии.Изд.2-е,дополн.М.:Сретенский монастырь,2000,стр.167.
[56] Владимир Лаговский.«Найден второй лик Христа»//«Комсомольская правда»,Москва,2004,16 апреля [N71/16 (23258)],стр.2.
[57] Сергей Дёмкин.«Второй лик Христа»//«Чудеса и приключения»,Москва,2005,N5,стр.5.
[58] По сообщению газеты «Тайны XX века» (Санкт-Петербург),2005,N3 (126).
[59] В апреле 2002 года эта икона находилась в Доме милосердия минского прихода в честь Всех Святых."За полтора года [эта] икона Спасителя побывала во многих епархиях России и других стран СНГ.В некоторых городах были зафиксированы случаи исцелений болящих людей.Особенно это было замечено в Иванове" [«Вечерний Минск» за 7 мая 2002 г.).
[60] Сергей Плотников.«Мироточащие иконы»//«Аналитическая газета «Секретные исследования»» (Минск),март 2005 г.,N6 (95),стр.11.