Пушкин, Хименес, Тарковский, Бродский, Летов

Яна Щербина
Александр Сергеевич Пушкин

Ночь

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются – и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя!..

Стихи классиков мне никогда не нравились, единственным исключение был Пушкин. Его стихи и сказки я с детства люблю и перечитываю, есть в них что-то такое близкое моей душе. Стих Ночь зацепил меня ещё со школьных лет, был мной переписан и хранится до сих пор в моём девчачьем стихо-блокноте)

Хименес Рамон Хуан

Одинокий друг

Ты меня не догонишь, друг.
Как безумец, в слезах примчишься,
а меня — ни здесь, ни вокруг.
Ужасающие хребты
позади себя я воздвигну,
чтоб меня не настигнул ты!
Постараюсь я все пути
позади себя уничтожить, —
ты меня, дружище, прости!..
Ты не сможешь остаться, друг…
Я, возможно, вернусь обратно,
а тебя — ни здесь, ни вокруг.

Дело в том что мне не нравились поэты-классики потому что видно просто попадались мне не те. Читая фэнтези цикл Макс Фрай "Лабиринты эхо" я познакомилась с таким классиком как Хименес Рамон Хуан.  У него не стихи, а просто волшебство какое-то! Его книгу Вечные мгновения я могу перечитывать и перечитывать и каждый раз - как впервые!

Тарковский Арсений

***
Я так давно родился,
Что слышу иногда,
Как надо мной проходит
Студеная вода.
А я лежу на дне речном
И вижу из воды
Далекий свет, высокий дом,
Зеленый луч звезды.

Об этом поэте я тоже узнала из Макс Фрая. Очень хорошие стихи. Мне нравятся. Но Хименес для меня на первом месте. Надо Тарковского ещё перечитать, а то читала залпом - была голодная на хорошую поэзию)

Иосиф Бродский

Прощай

Прощай,
позабудь
и не обессудь.
А письма сожги,
как мост.
Да будет мужественным
твой путь,
да будет он прям
и прост.
Да будет во мгле
для тебя гореть
звездная мишура,
да будет надежда
ладони греть
у твоего костра.
Да будут метели,
снега, дожди
и бешеный рев огня,
да будет удач у тебя впереди
больше, чем у меня.
Да будет могуч и прекрасен
бой,
гремящий в твоей груди.
Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути.

Узнала о нём из песни Александра Пушного "Катастрофиськи": "Она читает Байрона и Гёте, причём на языке оригинала, не любит книги в тонком переплёте, о Робских и Донцовой не слыхала, она цитирует Омар Хайама, знает наизусть стихи Бродского.." да многие исполнители его уважают и даже поют его стихи. Сам же Бродский, при жизни, говорил, что другого просодического выражения, чем собственное, не признаёт - он очень не любил, когда актеры читают или поют его вещи.
Решила ознакомится с его творчеством. Много он успел написать - ещё читаю. Уважаю: серьёзно, достойно, со смыслом.


Егор Летов

Слушала радиопередачу посвящённую Егору Летову. Узнала много нового о нём. Вообще-то он музыкант и вокалист панк группы Гражданская Оборона. Но в этой своей грани он меня не зацепил, а вот стихи - другое дело! Из их песен мне больше всего нравится "Моя Оборона", она самая серьёзная и даже без мата), к тому же, как выяснилось - моя одногодка.
Егора Летова ставят на один уровень с Пушкиным, Маяковским и прочими классиками. У него особый, собственный поэтический язык. К сожалению его признали и оценили только после смерти, но там, в радиопередаче, так и сказали, что у нас, в России - не любят живых поэтов.
Я скачала книгу его стихотворений. Читала и прозревала! Насколько же образно,  и образы - не заезженые, действительно, уникальные. Жизненно. Оригинально. Интересно. Удивительно.
Даже не знаю какой стих показать, я пока прочла его книгу только раз и практически каждый стих меня по своему ошеломлял. Поэтому приведу ниже несколько его песен. Конечно песни лучше слушать, а не читать, но всё же..

Моя оборона

Пластмассовый мир победил
Макет оказался сильней
Последний кораблик остыл
Последний фонарик устал,
а в горле сопят комья воспоминаний

Оо — моя оборона
Солнечный зайчик стеклянного глаза
Оо — моя оборона
Траурный мячик нелепого мира
Траурный мячик дешёвого мира

Пластмассовый мир победил
Ликует картонный набат —
кому нужен ломтик июльского неба?

Оо — моя оборона
Солнечный зайчик незрячего мира
Оо — моя оборона
Траурный мячик стеклянного глаза
Траурный зайчик нелепого глаза…

Пластмассовый мир победил
Макет оказался сильней
Последний фонарик остыл
Последний фонарик устал,
а в горле сопят комья воспоминаний.

Оо — моя оборона
Траурный мячик незрячего мира
Оо — моя оборона
Солнечный зайчик стеклянного глаза
Оо…

1988


Зоопарк

Не надо помнить — не надо ждать
Не надо верить — не надо лгать
Не надо падать — не надо бить
Не надо плакать — не надо жить

Я ищу таких, как я
Сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных
А когда я их найду —
Мы уйдём отсюда прочь, мы уйдём отсюда в ночь —
Мы уйдём из зоопарка!

Oh baby baby — ты просто мышь
Ты словно точка, когда молчишь
Но вас так много — в глазах темно
Я так хотел бы разбить окно

Я ищу таких, как я
Сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных
А когда я их найду —
Мы уйдём отсюда прочь, мы уйдём отсюда в ночь —
Мы уйдём из зоопарка!

Пустые звуки — пустые дни
Вас слишком много — а мы одни
В руках ребёнка сверкает нож
Но я не верю, что это ложь

Ведь я ищу таких, как я
Сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных
А когда я их найду —
Мы уйдём отсюда прочь, мы уйдём отсюда в ночь —
Мы уйдём из зоопарка!

1984

Детский мир

Это было не со мной — это было наугад
Кто разбил моё окно — кто разбил мои очки
Очень трудно убегать с автоматом на плече
С бумерангом в голове, и мишенью на спине.
Детский мир

Кто-то лезет в мой окоп — весь кровавый и шальной
Что бы ни произошло — он умрёт и без меня
Если всё нарисовать — будет скользкое пятно
Очень скользкое пятно — слишком сложно не упасть.
Детский мир

Я стрельну себе в висок — потекёт весёлый сок
Если это повторить — будет вдвое веселей
Когда нечего терять — можно долго протерпеть
Можно весело глядеть — и цветочки собирать.
Детский мир

1985


Всё идёт по плану

Границы ключ переломлен пополам
А наш батюшка Ленин совсем усоп
Он разложился на плесень и на липовый мёд
А перестройка всё идёт и идёт по плану
И вся грязь превратилась в голый лёд
И всё идёт по плану…

А моя судьба захотела на покой
Я обещал ей не участвовать в военной игре
Но на фуражке на моей — серп и молот и звезда
Как это трогательно — серп и молот и звезда
Лихой фонарь ожидания мотается
И всё идёт по плану…

А моей женой накормили толпу
Мировым кулаком растоптали ей грудь
Всенародной свободой разодрали ей плоть
Так закопайте ж её во Христе —
Ведь всё идёт по плану…

Один лишь дедушка Ленин — хороший был вождь
А все другие остальные — такое дерьмо
А все другие враги — и такие мудаки
Над родною над отчизной бесноватый снег шёл
Я купил журнал “Корея” — там тоже хорошо
Там товарищ Ким Ир Сен — там то же, что у нас
Я уверен, что у них то же самое
И всё идёт по плану

А при коммунизме всё будет зае*ись
Он наступит скоро — надо только подождать
Там всё будет бесплатно — там всё будет в кайф
Там наверное вообще не надо будет умирать
Я проснулся среди ночи и понял, что
Всё идёт по плану.

1986