Время в календаре

Надежда Олеговна Кукушкина
               
    Календарь - одно из древнейших изобретений человека. Необходимость в нем появилась на заре нашей цивилизации, как только человек начал планировать свою жизнь заранее.  Самый известный древний календарь — это календарь индейцев майя.  Это обобщенное название системы календарей, созданных индейцами цивилизации майя доколумбовой эпохи. Эта система, была посвящена не только определению прошедшего времени, но и предсказанию будущих событий. Другими словами, ритуальный календарь индейцев – не просто знакомый всем нам хронограф в виде настенного и карманного календаря, а целая наука, изучающая обширные циклы времени.
   Само название календарь идет из Древнего Рима. Там календарями сначала назывались книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ (название первого дня месяца).
Позднее календарями стали именовать книги с культовыми празднествами, днями рождений императора, днями собраний сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских календарей относится к 554 г. н.э.
У славян календарь назывался месяцесловом. Древнейшим русским календарем считается «Остромирово Евангелие» из новгородского Софийского собора – создан он в 1056- 1057 гг.
   Первым печатным календарем на Руси условно можно считать издание календарного типа «Малая подорожная книжица», белорусского первопечатника Франциска Скорины, изданная не позднее 1522 года. Он представлял собой комплект из 21 книжицы, напечатанной в городе Вильно (Вильнюс) кириллицей на старославянском языке. Хронологические таблицы-пасхалии были рассчитаны на 20 лет (1525-1545).
Выпуск первых массовых ежегодных изданий календаря приходится на царствование Петра I. При его непосредственном участии 28 декабря 1708 г. вышел в свет гражданский календарь, и с той поры издание не прерывалось ни на один год.
Назывался он длинно: «Календарь или месяцеслов христианский по старому стилю или исчислению на лето 1709 (от миробытия 7217), указующий затмение солнечное, месячные рождения, полный месяц с четвертями. Напечатан в царствующем граде Москве, лета 1708, Декабря в 28 день».
  Петровские календари были небольшими по формату. В них регулярно печатались статьи о затмениях солнца и луны, о четырех временах года, о войне и мирских делах, о здравии и болезнях, когда и как сеять овес или сажать картошку, информацию о праздниках и святых и многое, многое другое. Очень часто календарь был единственной книгой, которую читали всей семьей круглый год. С помощью календаря одни учились читать, другие получали хотя бы минимум знаний.
Ни один календарь того времени не пользовался такой популярностью, как «Брюсов календарь», составленный известным книгоиздателем, «библиотекарем» Василием Киприяновым «под назрением его превосходительства генерал-лейтенанта Якова Вилимовича Брюса».
   Причина этого заключалась, прежде всего, в разнообразии информации, которую он давал. Кроме познавательных сведений о времени восхода и захода солнца и луны, о движении планет, таблиц с координатами различных городов, календарь содержал и так называемый «Прогностик» – предсказания погоды, урожая, войн, болезней по положению небесных светил. Календари в те времена были своеобразной энциклопедией и литературным альманахом одновременно.
  Спор о том, когда был выпущен первый российский карманный календарь, разрешил кандидат исторических наук Е. В. Предеин. Изучая дневники Якоба Стилина и его письма Кириллу Разумовскому от 18 февраля 1760 года, он обнаружил письмо, в котором говорилось, что наследный принц Карл Петр Ульрих (будущий император Петр III) утвердил образец карманного календаря.
     Тогда карманные календари считались карманными книгами, в которых календарь не имел никакой ценности. Они предназначались для заметок и записок. По сути, это были дневники или ежемесячники миниатюрного формата, в которых содержалось много информации, например, расписание поездов и пароходов.
Позднее, по императорскому указу, монопольное право на выпуск календарей было предоставлено Российской академии наук. С тех пор и до конца XIX века календари в России должны были готовиться и выпускаться только Академией.
В 1855 г. впервые в России был выпущен первый карманный календарик форматом с игральную карту, где на одной стороне была иллюстрация, а на другой – таблица.
Первым известным карманным календарем является календарь, изданный типографией Н. И. Кушнарева в качестве приложения к «Живописному Ежедневному Календарю» за 1886 год и календарь фирмы «наследники П. Ван Дейка», отпечатанный типографией М. Шульца в Риге.
Ученые предполагают, что появление карманных календарей в России связано с рождением и развитием капитализма. Предприниматели быстро осознали важность карманного календаря как рекламного инструмента. Подаренный клиенту небольшой календарь не выбрасывался, в отличие от других рекламных средств, а хранился по необходимости у клиента целый год.
Все карманные календари царской России могли быть поделены на три основные группы.
В первую группу входят календари, целью которых была реклама товаров. Как и в наше время, оформлению таких календарей придавалось исключительно важное значение. Они были оформлены ярко, красочно, а также применялись различные методы отделки. Это тиснение, вырезание по контуру изображения, золочение контура и др. Такие календари выглядели великолепно и были удивительно привлекательны. В разработке некоторых календарей принимали участие даже известные художники. Примером могут служить календари, выпущенные по заказу товарищества «Р. Келлер и Ко. Москва», замечательно выполненные в стиле «русского модерна». По качеству печати некоторые календари того времени до сих пор не уступают современным.
Так же в то время для изготовления карманных календарей использовали различные материалы: картон, бумагу, шелк, кожу и др. Позже появились календари на олове, алюминии и других материалах. В России такие календари тогда не выпускались и ввозились, как правило, из Германии.
Другой группой календарей являются деловые календари. К ним относятся календари различных компаний. Эти календари по дизайну полностью отличалась от предыдущей группы. Главным в их оформлении была информация о данной компании.
В отдельную группу можно отнести календари, изданные в типографии Сытина. Эти календари не были рекламными. Иван Дмитриевич Сытин  (1851-1934) русский предприниматель, книгоиздатель, просветитель и  один  из основателей частной типографии. В сферу его издательских интересов входили все сферы книжного рынка - от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы.
     Иван Дмитриевич одним из первых в России начал выпускать более десятка видов календарей. Со временем календари издательства стали широко известны и популярны. Темы таких календарей были очень разными: среди них были женские, детские, сельскохозяйственные. Самый известный календарь, изданный Сытиным, назывался «Всеобщий русский календарь». Его особенностью было то, что он не только показывал даты, но и содержал много полезной информации. Впервые этот календарь появился в 1884 году на Нижегородской ярмарке, где сразу же стал очень популярен и принес издателю первую славу. Сытинские календари, и все, что делалось издателем, прежде всего, служили целям народного просвещения. Часто эти календари изображались в виде лубка, и посвящались главному юбилею наступающего года. Позже при поддержке Льва Толстого Сытин наладил выпуск отрывного календаря.
В конце 1916 года петроградское издательство “Отто Кирхнеръ” выпускает календарь на 1917-й год. Он абсолютно не информационен. Без рисунков и рекламы. Только лишь перечень праздников и неприсутственных дней. Осенью 1917 года это же издательство выпускает абсолютно аналогичный календарь на 1918-й. Совершенно одинаковые календари. Но стоит поставить их рядом, видишь: между ними – эпоха. Праздников меньше, и совпадают лишь церковные. Исчезли все праздники, связанные с царской семьей. Добавлены новые. Однако, к 1 января 1918 года, когда второй календарь должен был начать выполнять свои практические функции, он уже снова успел устареть.
     Самые «короткие» календари издавались в 1918 году, так как этот год был самым коротким в истории советской страны – всего 352 дня. В соответствии с декретом Совнаркома «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» в стране было введено исчисление времени по т.н. новому стилю – григорианскому календарю. В результате временной «поправки» год стал короче. Сразу после 31 января наступило… 14 февраля.
     После опубликования декрета Совнаркома РСФСР о переходе на «новый стиль» был выпущен первый «Советский календарь» на 1919 год под редакцией Д.А. Фурманова. Открывался календарь текстом и нотами «Интернационала». В нем были приведены и другие революционные песни, перечни революционных праздников, была помещена и принятая в 1918 г. первая Советская Конституция.
     В последующие годы вышли: «Всеобщий настольный календарь», «Рабочий настольный календарь», «Крестьянский настольный календарь» и другие.
В настольном календаре «Гражданин и рабочий» на 1922 год редакция в статье «Несколько слов о календарях вообще» писала: «Новый тип календаря не должен быть трафаретным, из года в год повторяющимся. Он должен быть полезной и интересной для широких масс книгой, и такой книгой, которая ежегодно будет пополняться и обновляться в своем содержании».
     И она «обновлялась». В 1930 году было самое большое количество недель (72). В СССР был введен «календарь-непрерывка» с пятидневной неделей.
      С конца 30-х годов художественный уровень карманных календарей неуклонно снижается. Сказывается экономия на качестве бумаги, а также использование более дешевых методов печати. Парк производственного оборудования был уже изношен, как в деревообрабатывающей промышленности, так и в полиграфии. Вследствие цензуры календари делаются либо патриотическими, либо нейтральными. Карманные календари все меньше и меньше выполняются рукой профессионала.
     Календари военных лет немногочисленны и, по большей части, неинформативны.  В конце 1945 года издательство «Искусство» печатает календарь на 1946 год - календарь Победы. На нем изображен фейерверк, государственные флаги, напечатан гимн Советского Союза. Этот календарь является одним из наиболее хорошо сохранившихся календарей 40-х годов и является своеобразной реликвией
   Со второй половины 1960-х годов в стране начинается резкий рост международных торговых связей, и, соответственно, возрастает спрос на рекламные календари. И сразу же обнаруживается отсталость печати. Заказы на карманные календари внешнеторговых организаций размещаются за рубежом. Это ГДР, Финляндия, Австрия, Италия и Япония. Есть календари, выполненные на хорошем полиграфическом уровне, хотя их содержание, как и прежде, оставляло желать лучшего. Более того, эта печатная продукция зачастую не выполняют своей главной обязанности — не рекламируют даже ту компанию, которая их заказала.
   В 80-е годы резко увеличился выпуск карманных календарей, выросли тиражи. Календари начинают печатать специально для коллекционеров, тема расширяется в соответствии с их вкусами. Среди тысяч календарей, выпущенных в 80-е годы, есть отечественные, выполненные уже на самом высоком полиграфическом уровне и выполненные с большим вкусом. Во время Олимпийских игр 1980 года в продажу поступили календари на спортивную тематику.
   До 1990 года в стране существовала цензура. Любое печатное издание, где бы и кем бы оно ни было опубликовано, должно было получить разрешение цензора. Таким образом, в стране учитывался выпуск любого календаря. Сведения о его выпуске, вместе с образцами, должны были в обязательном порядке поступать в книжную палату СССР, где фиксировались и хранились. Но в 1990 году цензура прессы была отменена. И в стране начался печатный бум. Календари выпускались везде, кем угодно и с любой тематикой.
   В декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. Однако календари на 1992 год были заказаны в 1991 году, и, следовательно, большинство из них также можно считать календарями советского периода. В это время еще сохранялись всесоюзные связи, например, подавляющее число литовских календарей за 1992 год печатались в Туле, и почти половина эстонских календарей за 1992 год была выпущена с расчетом на их внедрение в России. Фактически календари 1990-1992 годов были календарями переходного периода. Начиная с 1992 года, все бывшие советские республики стали выпускать только свои собственные календари на своих национальных языках.
    Советский период закончился. Изменения коснулись всего, включая карманные календари. В конце XX-начале XXI века почти каждая компания считала своим долгом выпускать календари, рекламируя свою продукцию. Были календари с гороскопами, с астрологическими прогнозами. И сейчас огромное количество календарей публикуется в рекламных целях. А также производятся серии с видами городов, памятников, памятных событий. Для детей и подростков изготавливаются красочные календари с любимыми киногероями и артистами.
   Удивительно, но история маленького календаря была тесно связана с историей большой страны. В 2020 году карманному календарю исполнится ровно 260 лет. На протяжении сотен лет жизнь, интересы людей, события, словно в маленьком волшебном зеркале, отражались в обычном карманном календаре.