Сеанс одновременной игры с гроссмейстерами планеты

Замир Осоров
Роберт Фишер, когда встречался в Рейкьявике с Борисом Спасским в матче за титул чемпиона мира по шахматам в 70-х годах прошлого века, знал, что на стороне его противника играет целая команда сильнейших советских гроссмейстеров, которые анализируют каждый его шаг и в перерывах между играми, подсказывают Спасскому наилучшие варианты, комбинации и ходы. Хотя он, возможно, еще не знал тогда, что Политбюро СССР и лично генсек компартии Брежнев следят за ходом событий в ожидании очередного триумфа.
Фишер же был совершенно один против такой грозной команды, которую, казалось, невозможно было победить.
Чтобы переломить ситуацию в 6-й игре Фишер разыграл совершенно незнакомую в шахматах партию, нарушающую все правила, традиции и перечеркивающую, казалось, все достижения прошлого в этой игре, повергнув в шок и чемпиона мира и его команду гроссмейстеров-ассистентов. Тон игре задавали крайние пешки и фигуры и гроссмейстеры, лихорадочно перебирая в уме все партии, дебюты и комбинации, разработанные и хорошо изученные за последние два столетия, не могли ничего предпринять против такой странной завязки, ходов и выпадов Фишера. И хотя гроссмейстеры способны просчитывать и заглядывать на 10-15 ходов - а некоторые даже на 20 ходов вперед на шахматной доске (шахматист первого разряда способен делать это только на три хода) американец сумел переиграть их, спутать их коллективные соображения и догадки, заглянув в будущее шахмат дальше всех них.
После этой великой победы Фишер уже стал легко побеждать Спасского в каждой новой игре. Вот так было сломано 50-летнее господство советской коллективной школы в производстве чемпионов мира. Это был сеанс одновременной игры Фишера со Спасским и всеми сильнейшими гроссмейстерами СССР, и для победы следовало победить на всех досках - и он смог сделать это. Упомянутая шестая партия остается самой гениальной партией в истории мировых шахмат, и никто не может больше повторить ничего подобного. Это что-то вроде девятой - лунной - сонаты Бетховена. Еще точнее, наверное, подойдет сравнение этой партии с 41-й симфонией Моцарта, под названием "Юпитер".

В шахматах Фишер был кем-то вроде Марадоны в футболе, когда во время чемпионата мира в 80-годах прошлого века, чтобы вывести аргентинскую команду в финал и сделать ее чемпионом мира Диего самостоятельно обыграл половину игроков сильнейшей команды Англии и забил победный гол. То же самое произошло и финале,во время встречи с Германией. Самая слаженная командная сборная на планете не могла противостоять футбольному гению, который творил на поле все, что он хотел, превратив противников в что-то вроде колхозной команды.