История пятая из дома престарелых

Вера Коллер
    История пятая из дома престарелых.
Когда я увидела, что мать с дочкой обнялись и пошли в комнату поговорить. Все нормально , вздохнула я, крика и ругани не будет. Я пошла в администрацию. Увидев меня, моя милая, добрая зам. директора вышла ко мне навстречу. Мы обнялись, она взяла у меня коробки с тортами, и мы пошли в ее кабинет. Что привело вас снова сюда? Да вот, дочку привезла на встречу матери. Да, вы такая непоседа, с улыбкой и теплотой сказала она. А наш аксакал заболел. Что с ним? Честно сказать не знаю, вчера у него закружилась голова, бледный такой, губы синеют. Мы с врачом поместили его в медкабинет, чтобы он был под наблюдением. А пойдемте сейчас к нему, попросила я. Хорошо, пойдем. Она отрезала три кусочка торта, попросила медсестру принести чай и три пиалушки в медкабинет. Когда мы вошли туда, я увидела аксакала, он лежал грустный. Я не знала, что сказать. Меня выручила моя спутница, она с улыбкой сообщила ему, что я, узнав о его болезни, приехала его навестить.  Увидев меня и услышав такие слова, лицо его оживилось, и даже появилась улыбка. Вот сейчас мы будем пить чай с наполеоном. Аксакал сел в кровати, мы подложили ему подушки под спину, чтобы ему было удобно. Мы пили чай, разговаривали, а врач сидел за столом, заполнял документы и вежливо наблюдал за нами. Я с грустью видела, что аксакалу трудно дышать, он очень бледный. Но после горячего чая, он оживился, лицо стало розоветь. Зам директора куда-то позвали, я убрала столик с приборами, убрала подушки и аксакал лег. Он никак не мог поверить, что я приехала из-за него. Он благодарил меня, а потом спросил, а вы не моя дочка и слезы выкатились из глаз. Нет, после паузы ответила я. И он начал свой рассказ.
    Я родился в 1933 году. Моего папу взяли в армию, когда мне было шесть лет. У него было плоскостопие, поэтому в восемнадцать лет его не взяли, а взяли в двадцать пять лет. Я помню его, очень хорошо помню, я ведь был уже большой. Он так и не приехал из армии, а был отправлен на войну. Мы жили с родителями папы, они были уже в большом возрасте. В 1942 году мой папа погиб, нам принесли письмо от  командира. Дедушка сказал моей маме, чтобы она не говорила о смерти папы бабушке и мне. Мы с ребятами собирались где-нибудь около арыка и рассказывали, сколько медалей у наших отцов. Я спрашивал маму, почему нет писем с фронта. Она отвечала, что не знает и сама ждет весточки от отца. У нас почтальоном был парнишка лет шестнадцати. Как-то бабушка спросила у него, почему ты нам писем не приносишь? Он и сказал, что полгода назад принес нам похоронку. Бабушка закричала от  безумия и горя, тогда и я узнал о смерти папы. Весной 1943 года бабушка умерла. Дедушка после ее смерти сник, согнулся, еле ходил. Это было осенью, я выел дедушку во двор, усадил под деревом и он рассказал. Бабушка снится мне каждую ночь, зовет- пойдем искать нашего сына, что ты сидишь, найдем сына и будем вместе. Дедушка не вынес этих страданий, он не дожил до нового 1944 года и тоже умер. Закончилась война, я учился в школе, жил с мамой. Я всегда помогал ей в саду, по хозяйству. После школы меня призвали в армию. Моя мама так и жила одна, после войны мужчин было мало, мама выполняла по хозяйству все мужские работы. Помню, мы даже с ней крышу перекрыли. Мама была очень трудолюбивая женщина, работала и дома и в колхозе. Но какая-то молчаливая, замкнутая, куда бы, ее не приглашали, она не ходила, а мне говорила, что просто устала. Когда я вернулся с армии, она решила меня женить. Года два она искала девушку, наконец, в другом кишлаке, мне просватали невесту. По тем временам, сделали небольшое  торжество, зарезали барана, накрыли столы во дворе, собрались родственники, соседи. Так я стал женатым человеком. Но когда началась семейная жизнь, мама всегда была недовольна. Она хотела, она требовала, чтобы моя жена делала все, как учит она. Но жена делала все наоборот, не знаю почему. Упрямая такая была.  В конце концов, жена рассердилась и ушла к своим родителям. А мне мама не разрешила идти за ней, сама она так и не вернулась. Через год, пошли слухи, что моя жена родила дочку. Я поехал к ним в кишлак, ее братья не пустили меня даже во двор и сказали, приедешь еще хоть раз, убьем! Да и у меня не было особого желания ездить, так мы и расстались. Через год, мама купила мне старенькую машину «москвич». Я стал возить соседям фрукты на базар, короче, стал уважаемым человеком. Многие девушки мечтали, чтобы я женился на них, но мама так и не нашла мне подходящую невесту. Мне было далеко за тридцать, но я так и не был женат. Когда мама умерла, я понял, что остался один на свете. У меня не было родителей, братьев, сестер. Почти все дяди погибли на войне или умерли. Мне было страшно, в пустом родительском доме. О женитьбе я уже не думал. Время летело, менялась жизнь в стране. Где стоял наш дом, там прокладывали дорогу. Мне предложили однокомнатную квартиру в городе. Я написал письменный отказ. Я не хотел уезжать из своего кишлака. Поселился в пустом, заброшенном доме. Когда возраст прижал меня, власти определили меня сюда. Я не хотел ехать, но потом согласился посмотреть. Директор попросил меня, чтобы я помогал ему, постояльцы ведь разные, вот я и остался. Так и живу здесь. Когда я первый раз увидел вас, мне показалось, что вы моя дочь. Мне 86 лет, а вам 65, вы могли быть моей дочерью. Ну что вы! Сказала я, считайте меня своей дочерью. Я буду приезжать к вам, мы будем с вами гулять в саду, вы мне будите рассказывать о других. А еще мы будем пить чай с наватом и наполеоном. Вы согласны! Я наклонилась и обняла его. Я буду вас ждать, ответил он, и улыбка осветила его лицо.
  По дороге в Ташкент, я не проронила ни слова. История матери и дочки отошла на второй план. Перед глазами возникал образ, умирающего аксакала. Почему он так прожил жизнь. Как ему помочь. И увижу ли я его живым, в следующую поездку. Я смотрю в окно и снова его образ перед глазами.  Если бы я могла сделать всех людей счастливыми. Ведь каждый человек заслуживает счастья. О! Великий Бог! Сделай людей счастливыми на этой земле. Я выполню все, что Ты скажешь.  Дай людям  СЧАСТЬЕ!
22.11.2019г.