История сорок восьмая Про камбузный персонал

Виктор Румянцев
История сорок восьмая
Про камбузный персонал

Надеюсь, что никто не оспорит моё утверждение, что без хорошего повара нет хорошего экипажа? Так же, как  в командных играх, вратарь – это половина команды, хороший кок на борту – залог спокойной жизни и хорошего настроения в течение рейса. Сами посудите – суровые морские будни, люди устали от вахт и работ, вокруг вода и ничего более. Капитан и стармех вечно чем-то недовольны, старпом и боцман достали палубную команду беспредельно. И вот, приходит Устало-Зло-Достатый член экипажа на обед или на ужин, чертыхаясь и глубоко не любя вышестоящее начальство, а в столовой его ждёт, например, шикарная солянка на первое и котлета по-киевски на второе! И этот самый У-З-Д внезапно оттаивает душой, настроение у него поднимается и уже после тарелки солянки он приходит к умозаключению, что не такой уж капитан и сатрап, а после котлеты по-киевски и старпом со стармехом совсем уже не кажутся гадами. А чё – нормальные мужики!
Скажу откровенно, я никогда не смог бы работать поваром! И не потому, что не профпригоден. Медведя и то на коньках ездить учат запросто, а чем я хуже? Простите за каламбур, но приготовить бы смог, а вот работать – никак! Тем более в настоящее время, когда повар один на 17-20 человек и ни камбузника, ни буфетчика ему не положено. У повара день странно-рваный: подъём в пять тридцать, потом готовка завтрака и обеда. После обеда пару часов (если повезёт) покемарит и идёт готовить ужин. А там и посуду помыть надо, и камбузное оборудование в порядок привести, и в провизионках прибраться, чтобы старпом не раздолбал.
Повару даже болеть совершенно противопоказано! Кто за него будет кашу варить? Конечно же, иногда приходится и прибегать к авральным методам, но обычно повара несут свой крест стойко, не перекладывая свой тяжёлый труд на чужие плечи. Даже если и болеют. Хотите верьте, хотите нет, но меньше всего жалоб в своей жизни на усталость я слышал от поваров! И это при том, что постоянная качка и кастрюли на плите надо привязывать, что бы они не разлетелись! А жара? На камбузе ведь всегда под сорок... Самое обидное, что даже если повар от Бога, то всё-равно в экипаже найдутся пара-тройка ворчунов, которые вечно будут недовольны предлагаемыми блюдами.
В своей многолетней морской жизни мне попадались разные повара – хорошие и плохие, добрые и не очень, весёлые и угрюмые. Многих из них помню до сих пор.
В злые и мрачные советские времена тогдашние руководители не придумали ничего лучше, как держать на судах с экипажами от пятидесяти до примерно ста человек двух поваров, двух буфетчиц, камбузника и даже завпрода! Так в чём же они были злы? Да ни в чём! Это я так, для зачина.
Итак, однажды на мой любимый «Сангарский Пролив» приехала вторым поваром Ольга  – высокая стройная девушка с огромными глазами и великолепной косой длиной чуть ли не в метр. Высокая - значит около ста восьмидесяти сантиметров. И приступила Ольга к работе немедленно, собрав в районе камбузных дверей значительную часть экипажа. Я, тогдашний старпом, со всей строгостью пробился сквозь толпу к дверям и понял причину столпотворения. Раилова была в юбке, разрез которой в верхней точке в аккурат соприкасался с косой... Пришлось провести административно-душевную беседу с красавицей Ольгой, сопровождая эту беседу разъяснениями почему коса – это хорошо, а разрез на юбке – это тоже ,в принципе, хорошо, но не своевременно. Вот не будете типа на смене, тогда и носите свой разрез сколько душе угодно. Ольга смотрела на меня в оба прекрасных глаза и наверное думала обо мне нехорошо.
Однажды я пришёл на полдник и уселся за столик. Капитан уже сидел напротив и буравил меня взглядом:
- Виктор Александрович, как ты думаешь, эту кашу есть можно? – и ткнул в тарелку, в которой безобразным комком возвышалось что-то серо-коричневое.
Я немножко подумал, потом взял со своей тарелки рукой такой же комок клейстерного изделия и пошёл на камбуз в очень плохом состоянии духа. Кстати, на тарелке не осталось ни капли того, что должно было называться кашей.
На камбузе я поднёс к носу Ольги этот продукт и спросил:
- Что это такое?
Ольга полюбовалась собственным творением и сказала:
- Виктор Александрович, ну как вы не понимаете – это гречневая каша по определению, но я случайно высыпала туда немного перловки и пришлось доваривать, как есть. А то, что вы говорите, что есть невозможно, так вы, я вижу, не голодали и мёрзлую картошку зимой в поле не выкапывали! – и далее в таком же духе, насмотревшись фильмов про войну и про жизнь в оккупации. При этом она чисто по-женски помогала себе рукой, развернув её ладонью вверх и покачивая кистью. А я смотрел на эту кисть, длинною в чуть ли не аршин и грустно думал, что если Оленька сейчас внезапно взволнуется и заедет мне в ухо этой кистью, то буду лететь я впереди собственного визга до самого камбузного шнека. Впрочем, по чистой случайности я не пострадал и всё обошлось просто голодным ожиданием ужина.
Старшим поваром в тот раз был Миша Мовсесян – тоже высокий и стройный армянин родом из Минска. Он и по-армянски почти ничего не знал, но кровь есть кровь, против либидо не попрёшь. В общем, запал он на Ольгу, но у неё были другие планы и Миша тяжело переживал своё фиаско. Я однажды зашёл на камбуз и невольно подслушал Мишу, который, не видя меня, разговаривал сам с собой:
- Ну надо же! Мне – и отказала! МНЕ! Совсем совести нет! Как же так! Мне отказать! Вот ведь дура! Все мозги в косе запутались! Срезать бы её, а то старпень уже достал – всё время орёт, что в пище волосы то и дело попадаются! А чего орать-то? Ну, попались, ну и что? Аккуратненько вилкой поддел, выбросил и ешь себе на здоровье! А с палубы буфетчица подметёт, не королевна поди... Нет, ну как же так – мне отказать?! Был бы я бабой, никому бы не отказывал. Жалко, что ли?
В следующем рейсе старшим поваром стала завпрод Лариса Петровна – тоже высокая женщина из республики с  названием «А шо такое?». Готовила она классно, как и положено украинке. С ней произошла другая история. Вернее, со мной...
Мы стояли в ремонте в Клайпеде. Ремонт близился к завершению, потихоньку завозили снабжение, продукты, брали топливо и воду.
На выходные капитан уехал домой в Калининград, а я остался за старшего. Как раз боцман принимал воду в кормовые танки. Утром он замерил уровень и прибежал ко мне в растроенных чувствах:
- Виктор Александрович, в провизионке полно воды!
Провизионные кладовые на «Сангарском Проливе» огромные, а добраться до любой из дверей посуху никак не возможно - в коридоре воды на метр! Делать нечего, устроил себе мартовское купание – побрёл на разведку. Тут же нашёл причину – рабочие на приёмной трубе не закрутили фланец. Вот тебе и вся недолга. Хорошо, что двери в кладовых герметичные! А вот в судовом ларьке двери оказались обычными и вода затопила помещение почти полностью. А там мыло, папиросы. В общем на сумму около трёхсот рублей – больше, чем моя месячная зарплата...
Воду мы, конечно, откачали, капитан по звонку стукачка прервал свой уикэнд и в спешном порядке вернулся на борт. Я подал ему рапорт на списание меня, сердешного, за отсутствие контроля за вахтенным помощником. Ну и на удержание с моей зарплаты всего страшного вреда, который я нанёс социалистическому лагерю. Позже капитан по пьяному делу про стукачка мне сам рассказал, но я того простил, у каждого своя ниша в жизни.
От Ларисы Петровны я потребовал составить на меня заборный лист и вписать в него всю мою беду. Но она меня озадачила:
- Виктор Александрович, та вы шо? Мы же на промысел продукты везём, там всё и спишем.
Я от таких дел до сих пор далёк, всё стараюсь по-честному делать,  но тогда не удержался и задал естественный вопрос:
- Как?
- Ой, я вас умоляю! Вы шо, не знаете, шо мой поцелуй двести рублей стоит?
Пришлось признаться к своему стыду, что в первый раз слышу. Такого испепеляюще-презрительного взгляда не припомню... Нет, не припомню.
И ведь и впрямь всё на промысле списала! И ничего в начёт не поставила! Я уже потом, будучи капитаном, взял её в знак благодарности старшим поваром в почти годовой рейс.
В Палермо нам пришлось выгружать тунца и Джовани (итaльянец и по совместительству суперкарго) пригласил меня, старпома, боцмана и Ларису Петровну в пиццерию, чтобы мы откушали настоящей сицилианской пиццы. Мы ели с удовольствием, а Джовани с гордостью поглядывал на нас, время от времени повторяя, что такой прелести мы нигде, кроме чем в Палермо, не попробуем. Думаю, что он своим утверждением растревожил профессиональную мозоль на ноге сорок пятого размера, принадлежавшей Ларисе Петровне - она на следующий день такую пиццу на камбузе приготовила, что Джовани (не без моей помощи) сказал ей по-русски:
- Лорра! Сньимаю шльапу!
На танкере «Румбула» было две поварихи, обе в годах. Готовили обе изумительно вкусно! Но с ними я выбрал очень подлую тактику. Например, приготовит одна из них, скажем, борщ. Он такой вкусный, что не оторваться, но я приду на камбуз и скажу:
- Ирена Алоизовна, вы такую вкуснёвину сегодня приготовили, чуть язык не проглотил! Но вот Ирина Петровна давеча такой же варила, но что-то добавила, я даже не знаю чего, так такой привкус особый чувствовался...
Примерно такое же говорил Ирине Петровне. Подло? Думаю, что да. Но они друг перед другом так изгалялись нам на радость, что и подлость во благо. Я им потом по простоте душевной повинился, а они как начали смеяться:
- Да мы вас сразу раскусили. Тоже нам, Макаренко! Нам и самим было интересно, какую тему вы в следующий раз раскрутите...
Выходит, не я их, а они меня крутили? Ну и ладно, зато все довольны!
Несколько лет я отработал с поваром Владимиром Васильевичем, когда наша «Фернанда» возила рыбу из Норвегии в Европу. Васильевич уже много лет был убеждённым вегетарианцем, но знал об этом только я. Какие только мясные блюда пришлось нам отведать в те времена! И это всё в условиях жестоких штормов и забойного графика работы. А ведь кок лет на шесть старше меня! Ну, а с рыбой он творил буквально чудеса! Ни до, ни после я не ел такой вкуснятины. Но народ роптал. Бывало, кто-нибудь идёт на завтрак и спрашивает у уже откушавшего:
- Ну что там сегодня?
А тот, сыто ухмыляясь:
- Да как всегда...
Значит, лосось норвежский в каком-нибудь коковском варианте. Была у меня «фишка» - посылал проныру-моториста с литром «Смирновской» время от времени к сторожам лососевых садков – их по всей Норвегии предостаточное количество. Сторожу бутылка, а он зюзьгой пошурудит в садке и вытащит лосося килограммов на семь. Вот и мучались от переизбытка фосфора.
Владимир Васильевич мог экономить и делал это превосходно. Иногда по бумагам продуктов на борту нет уже неделю, а команда об этом ничего не знает, ест да нахваливает. А это уже высший пилотаж! Более того, иногда на второе он готовил до десятка блюд, учитывая интересы и здоровье каждого едока!
На этой же «Фернанде» был и другой повар – Олег – зашитый алкоголик. При нём народ мчался на завтрак, сломя голову. Олег такие завтраки готовил, что и не рассказать. Одна его выпечка чего стоила! А у самого глаза красные, как у кролика, руки трясутся. Я как-то его спросил, почему он работает на износ и почти не спит? Он и отвечает, что боится в каюте один находиться, постоянно хочет выпить, вот и пашет ночи напролёт, глуша тоску алкогольную.
Пришлось его списать – в Калининграде сорвался в пике. Пьёт и плачет... Жалко было парня, но экипаж было жалко ещё больше.
Мы тогда из Калининграда в Щецин перешли на довыгрузку и я ждал нового повара из Риги. Офис подтвердил, что повар уже в пути, прибудет тогда-то. В общем, не дождался я его, как ни старался. Когда надоело дожидаться, я вызвал старпома и полюбопытствовал, не появлялся ли кто-нибудь хотя бы частично похожий на повара?
- Да припёрся тут один хмырь, сказал, что приехал к нам кашу варить, вот я его и попёр. Кашу я и сам варить умею!
Я старпома вздрючил основательно, но в душе был с ним солидарен. На каше мы бы долго не протянули.
Но верхом профессионализма для меня был повар Валдис, латыш, интеллигент, умница и просто порядочный человек. Он готовил на двадцать три человека, чистил картошку и мыл посуду вместо ленивого и наглого буфетчика и был на судне самым загорелым – а это высший пилотаж! Успевал буквально везде. Я его как-то спросил:
- Валдис, а почему же вы не говорите, что на вас буфетчик верхом ездит?
- А зачем мне на камбузе лишние скандалы? Раз у человека совести нет, то её и не будет, так зачем же зря воздух сотрясать?
Я бы мог с ним, конечно, поспорить, но не стал. Думаю, потому что он был прав.
Уже в этом контракте мне посчастливилось отправить домой из Эквадоpа повара! И парень неплохой, а готовить совершенно не умел. Как он пролез в экипаж, работающий на длинном плече в Тихом Океане, ума не приложу! Я его про себя звал «Зураб Церетели». Он такие оладьи пёк, что уму не растяжимо! Непонятно из какого теста, огромные и, как говорится, на века – откусить практически невозможно. А если откусишь, то сразу же огорчишься невероятно непонятным вкусом . Когда он уехал, все вздохнули с облегчением –сталевар, он и в Микронезии сталевар.
Года три назад нас на «Аква Фрут» арестовали в Ильичёвске. Дело привычное, с кем не бывает... Но на борту работало пять рядовых членов экипажа из братской республики Гана, что на побережье Гвинейского залива. И руководство приняло супер решение взять на работу кока-ганца, невзирая на мои протесты, вопли, мольбы и нецензурщину. Дескать, почти половина экипажа из Ганы, поэтому им вкуснее, когда земляк готовит. Белая часть экипажа, несмотря на расовую индифферентность, взвыла в первый же день. Посудите сами – на завтрак яичница и ничего кроме, на обед турочка риса, а сверху горка тунца из консервной банки, на ужин яичница с тунцом...
Я стал ежевечерне ездить на маршрутке в Одессу и (грешен) прикупать для себя бизнес-ланчи на переход из Чёрного в Балтийское море. А куда деваться? Народу аванс выдал, чтобы затаривались потихоньку, а сам предложил им составить коллективное письмо, которое сам принял,  подписал и немедленно отправил факсом в Ригу.
На очередном обеде спрашиваю у ганцев, нравится ли им кормёжка?
- Йес, кэптэйн, вэри гуд!!!
Через неделю на борт прибыл местный повар, ильичёвец, и мы вздохнули полной грудью. Готовил он замечательно, тем не менее я опять спросил ганцев, нравится ли им кормёжка?
- Йес, кэптэйн, вэри гуд!!!
У меня глаза на лоб полезли, а самый серьёзный из них и говорит:
- Знаете, капитан, для нас неважно – вкусно или нет. Нам более важно – есть еда или её нет вообще.
Вот вам и весь сказ.
У поваров статус в экипаже особый. Их капитаны берегут, если они этого, конечно, заслуживают. Раньше и другие члены экипажа старались дружить с поварами – мало ли какой праздник, всё равно мимо повара не пройдёшь, а будешь просить что-нибудь приготовить в качестве закуски. Это сейчас на кораблях сухой закон, а раньше ой как праздновать любили!
В своём подавляющем большинстве повара не моряки. Они позаканчивали свои кулинарные техникумы, прошли необходимые морские тренировочные курсы и всё. Что творится в машинном отделении или на палубе, им глубоко по барабану. Но почему-то среди моряков бытует мнение, что все околосудовые новости к ним приходят прямо с камбуза. А я камбуз называю «кормовая штурманская рубка». Почему? Во-первых, почти на всех кораблях камбуз выходит иллюминаторами в сторону кормы и повара видят только кильватерную струю. А во-вторых, кормовая потому, что в ней готовят корм нам, сирым и убогим морякам, морская жизнь которых расписана по графику: завтрак – вахта – обед – вахта – ужин.
Желаю самому себе и всем без исключения мореходам, чтобы в наших экипажах повар был такой же половиной команды, как и вратарь!

23.01.2012
Переход Киритимати – Тарава