Наименьший из апостолов

Священник Владимир Русин
НАИМЕНЬШИЙ ИЗ АПОСТОЛОВ
Личность святого Апостола Павла
(по Книге Деяний и Посланиям).

  Вступление. Избранный сосуд.

Он называл себя "апостолом язычников" (Рим.11,13) и вместе с тем готов был погибнуть за своих единоплеменников, евреев. Он начал свою деятельную жизнь непримиримым, страстным гонителем христиан. Закончил – столпом христианской веры и был удостоен наряду с апостолом Петром титула «первоверховный». Трудно переоценить то значение, которое оказал (и продолжает оказывать) этот «наименьший из всех святых» (Еф.3,8), «наименьший из апостолов» (1 Кор. 15,9) на распространение евангельской проповеди.

В некоторых популярных современных изданиях, страстно подчеркивающих свою беспристрастность к вопросам религии, высказывается мнение, что именно Павел придал форму христианскому вероисповеданию. Там можно даже встретить термин «павлово христианство». (Может быть, он возник на основе того факта, что впервые ученики Христа стали называться христианами в Антиохии (Деян.11,26) в ту пору, когда там проповедовали Павел и Варнава).

Но, конечно же, этим философствующие атеисты пытаются намекнуть, что христианство – человеческое изобретение, а не Божественное Откровение. Ни в коем случае не приемля  этих намеков, согласимся с тем, что Павел «по дару благодати Божией» (Еф.3,7) оказал огромное влияние на формирование всех без исключения сторон церковной жизни первого века. Особенно много внимания уделял он догматическим и нравственным вопросам. Поэтому нередко толкователи делят его послания на две части: догматическую и нравственную.
14 посланий Апостола Павла были признаны Церковью богодухновенными и внесены в канон Священного Писания. Кроме того, большая часть Книги Деяний Святых Апостолов посвящена деяниям одного Павла. И сегодня, когда говорят или пишут слово «Апостол» без имени, имеют в виду Апостола Павла.

«Благодаря ему христианство из узконациональной религии превратилось в религию мировую» /1,103/.

  Личность Апостола Павла по Книге Деяний.

Книга Деяний святых Апостолов - единственная историческая книга, входящая в корпус Нового Завета. И, конечно, история жизни Апостола Павла (после его обращения) последовательно изложена именно на ее страницах. В Посланиях сведения о жизни Павла носят фрагментарный характер. Там мы узнаём что-либо об Апостоле, когда он или, преследуя педагогические цели, прибегает к личному примеру, или, отстаивая чистоту преподаваемого им учения, защищает свое апостольское достоинство. Он «сообщает факты из своей жизни … не из тщеславного самолюбования, а потому, что его к этому вынуждают: его оскорбили и оклеветали – он вынужден защищаться» /1, 33/.

Книга Деяний показывает Павла как верного ученика Христова и неутомимого учителя народов. Опираясь на хронологию жизни Апостола, представленную в Деяниях, мы попытаемся рассказать о его личности.

а). Обращение.

Впервые на страницах Священного Писания мы встречаем Апостола Павла в конце седьмой главы Книги Деяний. Там он предстает перед нами юношей именем Савл, которого оставили сторожить одежду убийц первомученика Стефана. Особо подчеркнуто, что «Савл же одобрял убиение его», а так же «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавая в темницу» (Деян.8,1-3). Затем в девятой главе описано чудесное обращение Савла, когда он, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян.9,1), отправился в Дамаск. Рассказ об обращении Павла повторяется в Книге Деяний трижды (9,1-19; 22,1-16 и 26,9-18).  Перед Крещением Апостол ослеп и три дня пребывал в посте. Богу было угодно, чтобы он принял исцеление и Крещение от рук Анании. Тот приступил к исполнению своей миссии не без колебаний. Господь, явившись Анании, дважды повторял свою просьбу: "иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое" (Деян.9,15-16). Святаго Духа Апостол исполнился тотчас после прозрения, т.е. до Крещения. А самому Крещению Апостола посвящено одно слово - "крестился" (Деян.9,18). «Так как Сам Христос призвал его стать апостолом, Павлу не нужно никаких человеческих полномочий» /1,107/.

Пробыв несколько дней с учениками Христовыми, Павел "тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий" (Деян.9,20). И этим всех учеников Христа удивил, а своих бывших единомышленников,  дамасских иудеев, привел в замешательство. Они-то ждали гонителя христиан, а приехал апологет и проповедник христианства. От физической расправы его спасло спешное бегство из Дамаска в Иерусалим. Там у христиан отношение к Павлу было поначалу настороженным. Не все верили, что он тоже стал христианином. И только поручительство Варнавы смогло переломить ситуацию. Но вскоре смелыми проповедями Апостол снискал доверие иерусалимских христиан… и вызвал гнев иерусалимских иудеев. Они так же «покушались убить его» (Деян.9,29). И братья проводили Апостола на родину - в Тарс…

Мы специально столь подробно остановились на первых днях после Крещения Павла, чтобы показать и ту резкую перемену, которую произвело в жизни Апостола божественное вмешательство, и то усердие и горение, с которым он встал на путь апостольского служения, и те опасности, которые окружали его на этом пути с первых и до последних дней.
 
б). Миссионерские путешествия.

Из Тарса на служение в Антиохию Павла призвал все тот же Варнава. Он же был его попутчиком в первом миссионерском путешествии. С XIII главы, в которой описано начало миссионерских подвигов Апостола, и до конца Книга Деяний, по преимуществу, повествует только о деяниях Павла. В этой главе в момент состязания с Елимой волхвом и обращением проконсула Сергия Павла Апостол впервые назван Павлом (Деян.13,9). С этим именем он и вошел в греко-римский мир.

Павел как истинный миссионер умел найти нужные слова для любой аудитории. С иудеями он был, как иудей. Начиная благовествовать в синагогах, Апостол опирался на те знания, которыми обладали собирающиеся здесь евреи. Он, основываясь на учении Ветхого Завета, возвещал о приходе, обещанного иудеям Мессии, и о Новом Завете. Так было в Антиохии Писидской (Деян.13,14-42), в Иконии (Деян.14,1-2) и далее по маршруту путешествий. Но зачастую иудейских старейшин охватывала элементарная человеческая (или вернее будет сказать, сатанинская) зависть и они, увидев в Апостоле конкурента, уже не слышали его слов и всячески пытались ограничить все возрастающее влияние Павла на единоплеменников и прозелитов. Изгнанный из синагог Апостол, всецело обращался к язычникам, страдая от того,  что его братья по крови сами делают себя «недостойными вечной жизни» (Деян.13,46). А язычники «радовались и прославляли слово Господне» (Деян.13,48). Не все, однако, а только те, которые «были предуставлены вечной жизни» (Деян.13,48). Языческий мир принимал апостольскую проповедь далеко не всегда с радостью. Да и «поголовного» обращения, наверное, ни тогда (ни, тем более, сейчас) быть не могло. Ведь всегда званных оказывается больше, чем избранных. И слова Апостола в сердцах одних слушателей пробуждали веру и любовь к Богу, а в других вызывали недоверие и ненависть (Деян.14,4). Нередко языческое сознание бросалось из одной крайности в другую, как это случилось в Листре. Здесь местные язычники Павла и Варнаву после исцеления хромого «обожествили», а затем после иудейской пропаганды Апостола едва не забили камнями до смерти (Деян.14,8-19).  И это не единичный случай. Но, придя в себя, Павел не покинул город, поскольку здесь новообращенные нуждались в утверждении. И он, претерпевши на глазах учеников скорби, учил их, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное» (Деян.14,22). Мужественное поведение Павла в филиппийской темнице и свершившееся по его молитве чудо побудили принять крещение темничного стража (Деян.16,33).

С эллинами Апостол был, как эллин. Его речь в Афинском ареопаге стала хрестоматийным примером того, с каким тактом нужно миссионеру общаться с людьми иных воззрений. По свидетельству дееписателя, «Павел возмутился духом» (Деян.17,16), увидев Афины, наполненные идолами. Но он не дал своему духовному возмущению трансформироваться в душевное раздражение, в эмоции, блокирующие конструктивный диалог, а сумел отыскать среди чуждых святынь тот жертвенник, на котором язычники готовы были принести жертву истинному (но пока для них неведомому) Богу. Вследствие апостольской проповеди в ареопаге к вере обратились «Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17,34).
Апостол во время своих миссионерских путешествий часто зарабатывал на хлеб трудами рук своих. Владея ремеслом делания палаток, он говорил: «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои» (Деян.20,34). В Коринфе Павел делал палатки совместно с супругами Акилой и Прискилой. В этом городе он пробыл полтора года, укрепляемый видением (Деян.18,9-10). Господь являлся Павлу за время его апостольского служения неоднократно.

«Бог же творил немало чудес руками Павла» (Деян.19,11). Больные, на которых возлагали платки и опоясания Апостола, исцелялись. По молитвам его был воскрешен юноша Евтих в Троаде (Деян.20,12).

в). Узы.

Когда Павел в последний раз возвращался в Иерусалим, «Дух Святый по всем городам» (Деян.20,23) свидетельствовал, что там его ждут скорби. От опасной поездки Апостола отговаривали ученики в Тире и (после пророчества Агава) в Кесарии (Деян.21,4;12). Однако Павел выразил желание не только претерпеть узы за Христа, но и умереть за Него (Деян.21,13).

Толпа иудейская, ослепленная националистической ненавистью, потребовала смерти Апостола, когда увидела его вместе с язычниками. Но еще больше она озлобилась, когда Павел рассказал историю своей жизни до встречи со Христом, историю своего обращения, а затем и послания к язычникам. В Синедрионе Апостол обличил несправедливость первосвященника. Но узнав, что это первосвященник, проявил почтение к его сану, не одобрив однако саму несправедливость (Деян.23,3-5). Увидел он, что нет единства в Синедрионе, и использовал это для свидетельства христианского учения о воскресении мертвых, призвав на свою сторону фарисеев.
Господь, явившись Павлу ночью, сообщил, что ему предстоит свидетельствовать о Христе в Риме, так же, как он свидетельствовал о Нем в Иерусалиме (Деян.23,11). 
На суде Феликса Апостол произнес убедительную речь в свою защиту и правитель оставил его в узах лишь по той причине, что желал «доставить удовольствие иудеям» (Деян.24,27). Агриппа и Фест, выслушав Павла, признали его невиновность и посчитали возможным отпустить его. Но, поскольку Апостол требовал суда кесарева, решили его отправить в Рим. После опасного морского путешествия Апостол, как и было предречено в видении, свидетельствовал о Христе в Риме.


  Личность Апостола Павла по Посланиям.

а)«Но любовь… больше» (1 Кор.13.13).

Апостолом любви принято называть святого Иоанна Богослова. Он обращался к своим собеседникам: «Возлюбленные!» и учил, что «Бог есть любовь» (1 Ин.4,8). Но самый вдохновенный гимн любви мы находим у Апостола Павла в его Первом Послании к Коринфянам (1 Кор.13). Здесь же он утверждает, что из трех добродетелей (веры, надежды и любви) любовь больше. Отмечают, что христианская любовь «всецело владела сердцем» Апостола /2,1045/. Он и к прочим христианам обращался с призывом: «Достигайте любви» (1 Кор.14,1); «Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол. 3,14). Св. Павел дает простые и мудрые советы, как сохранить любовь в процессе многообразных межличностных отношений. К примеру, в семейных. Как вести себя женам, мужьям, детям, отцам и даже рабам, которых так же можно назвать членами семьи. Все эти стороны человеческого общежития нашли отражение в апостольских Посланиях. Жен Апостол призывает повиноваться своим мужьям. Мужей предостерегает от излишней суровости. Детей увещевает быть в послушании родителям, а отцов – не раздражать молодое поколение, дабы оно не впало в уныние (Кол. 3.18-21). Не менее подробно Павел описывает этот закон взаимного повиновения друг другу, укрепляющий любовь, в своем Послании к эфессянам. «…Исполняйтесь духом, … повинуясь друг другу в страхе Божием…» И далее (Эф. 5.18-6.9).

Свою любовь Апостол изливал не только на тех, кто отвечал ему взаимностью, но и, по заповеди Христа, любил тех, кто относился к нему враждебно. В Послании к Римлянам Павел «выражает неисполнимое желание» /3,201/ «быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9,3). То есть во имя любви к сродникам, во имя их спасения Апостол готов был лишить себя той благодати, которую Господь дарует верующим в Него. Хотя на неисполнимость своего желания Павел сам же указывает ранее: «Кто отлучит нас от любви Божией» (Рим.8,35).
Одним из проявлений любви является забота о благостоянии общин. Каждое апостольское послание  - это реакция на какие-то проблемы, с которыми столкнулись адресаты. Кроме того, Павел собирал средства для материальной поддержки общины иерусалимских христиан, находившихся в весьма бедственном состоянии. Вместе с тем, он заботился, чтобы эта помощь была «как благословение, а не как побор» (2 Кор. 9.5).

Забота Апостола Павла о состоянии христианских церквей в православной гимнографии стала нарицательной. «Имея… попечение Павлово о благостоянии Церкви Христовой» /4,267/.

б) «У меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я  и ничто»
(2 Кор.11.5).

Апостол Павел происходил из колена Вениаминова (Флп. 3.5). До своего обращения он был «идейным», если так можно выразиться, фарисеем (Флп. 3.5). В учебе Павел опережал своих сверстником, «будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1.14).

«Несмотря на исключительность обстоятельств, при которых он /Павел/ стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства» /5.стр108/.  Павел подчеркивает, что к этому служению он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал.1.15) и призван «не человеками и не через человеков, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1.1). Апостол Павел благодарил Бога за то, что Он признал его верным, определив на служение (1 Тим.1.12). В своих посланиях он призывает христиан (в частности, колосских) пребывать твердыми в вере и не отпадать от «надежды благовествования», которого сам Павел «сделался служителем» (Кол. 1.23). Тут же он поясняет, что произошло это «по домостроительству Божию» (Кол. 1.25). Апостол так же признается, что сила Божия действует в нем «могущественно» (Кол. 1.29). Его проповедь не ограничена каким-то определенным местом, а носит вселенский характер. То есть, направлена она во все концы земли, где есть те, кто может  услышать и принять благую весть о рождении, жизни, смерти и воскресении Христа. И эта всемирность проведи – одна из самых важных черт апостольского служения. Себя Павел называет «апостолом язычников» (Рим. 11.13). Языческие страны – тот удел, который ему назначил Сам Господь (2 Кор. 10.13).

Возможно, потому что апостольство Павла его недоброжелателями часто ставилось под сомнение, он в своих Посланиях более подробно раскрывает саму суть этого церковного служения.  В  Первом Послании к коринфянам апостольство определяется им как соработничество Христу (1 Кор. 3,9), а так же служение Христу и домостроительство тайн Божиих (1 Кор. 4.1). А это требует от человека, призванного к апостольскому служению, полного подчинения своей человеческой воли Воле Божией. Св. Павел как истинный апостол достиг этого и имел полное право говорить: «Уже не я живу, но  живет во мне Христос» (Гал. 2.20). Такое уподобление Христу влекло за собою вражду мира, который гнал Спасителя во время его земной жизни и, в конце концов, распял. И эта тема раскрыта в Павловых Посланиях. Во Втором Послании к Тимофею, он вспоминает о тех гонениях, которые перенес в Антиохии, Иконии, Листрах и говорит, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3.12). Павел называет апостолов последними посланниками, которым «Бог судил быть как бы приговоренными к смерти» и которые «сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4,9). Немощь, бесчестие, голод, жажда, нагота, побои, бесприютные скитания и тяжелые труды, злословие, хула и изгнания – неизменные попутчики апостолов  на их опасном пути (1 Кор. 4.10-13).  Несомненно, все это испытано Павлом на себе. Он многократно бывал при смерти. Апостол признается: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали» (2 Кор. 11.24-25).

Павел приводит и такое выстраданное сравнение: «мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4,13). Нет человека, который не согнулся бы под грузом апостольства, если бы его не укреплял Сам Господь, если бы Он не восполнял Своею Божественною благодатью человеческие немощи. Более того, только признание человеком своей немощи дает возможность благодати осуществить свое благодатное воздействие в полной мере. Вот как об этом говорит Павел: «я благодушствую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12.10).

Еще одна черта апостольского служения – забота о преемственности. Как известно из Книги Деяний (Деян. 14.23), апостолы поставляли епископов и пресвитеров, чтобы те продолжали дело благовестия, начатое самими апостолами, и хранили церковное предание. Ряд Посланий Святого Апостола Павла носит по преимуществу пастырский характер. Это, в первую очередь, Послания к Тимофею и Титу. «В его посланиях мы находим не только прекрасное и глубокое изложение богословских концепций, но и видим его отцовскую заботу и участие» /1,125/. Своему ученику Тимофею, страдавшему заболеванием желудка, Апостол рекомендует ослабить чрезмерный пост: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина…» (1 Тим.5.23). 

в) «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор.9.16).

«Величайшим миссионером первого христианского поколения» /3,198/ назвал Апостола Павла епископ Кассиан (Безобразов). А один из исследователей истоков православной публицистики подметил, что "Послания апостола Павла, как ничьи другие, ориентированы на читателя, мало знакомого с христианством, но желающего восполнить свои познания, утвердиться в вере" /6, 31/. Обращение ко Христу в корне изменяет всю жизнь человека. И в результате коренной переоценки ценностей у новообращенного возникает множество вопросов. Научить неофитов решать появляющиеся проблемы по-христиански и стремится Апостол. Поэтому-то, как заметил митрополит Владимир (Сабодан), «едва ли найдется значительная для каждого человека тема, которую апостол Павел не прокомментировал бы» /1,33/. Но он не стремится выстроить красивые системы. В его посланиях больше практики, чем теории. По сути своей послания являются «деловыми письмами. Павел пишет не ученые трактаты в форме писем, у него нет никакого писательского честолюбия. Он не систематически развивает намеченную тему; он выбирает то, что значимо для насущной цели» /1, 35/.

К примеру, обращаясь к своим единоплеменникам (Послание к евреям), Апостол все силы тратит на устранение того, что препятствует им прийти ко Христу. Он объясняет, что время Ветхого Завета, в которое Господь возвещал Свою волю людям через пророков, прошло и началось время Нового Завета, в котором Господь «Сам явился на землю в Сыне Своем, и возвестил людям волю Свою» /7,551/. Тот, Кому служат ангелы – «служебные духи» (Евр. 1.14); Кто «многократно и многообразно» говорил «издревле отцам в пророках» (Евр. 1.1), пришел Сам, чтобы послужить людям. Чтобы спасти их. Мессия, которого иудеи продолжают ждать, уже пришел. И эту мысль доносит Апостол Павел своим адресатам в этом послании, уберегая их от соблазна. Иудеи «обольщали себя горделивой мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев, а потому язычники, желающие спастись, должны сначала стать иудеями» /8,185/, то есть научиться исполнять все обрядовые предписания ветхозаветного Закона. Павел и на Апостольском Иерусалимском Соборе в 51 году, и в последующем убеждал и иудеев, и иудействующих христиан, что Христос пришел спасти все народы и требовать от новообращенных инородцев строго исполнения еврейских обрядов не следует.  Эта позиция Апостола многих озлобляла и подвигала плести против него интриги.

И даже в узах Павел не оставляет благовестия. Он всею своею жизнью показывает, что «для слова Божия нет уз» (2 Тим.2.9). И те страдания, которыми не желающий знать Бога мир «награждает» благовестника, Апостол терпит «ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2.10). «Павел не теряет ни одной возможности для миссионерства; он сеет Евангельское слово везде, где к этому представляется случай» /1.112/. Но в первую очередь его проповедь обращена туда, где имя Христово еще не известно, «дабы не созидать на чужом основании» (Рим.15.20).
 
Павел добивался от своих адресатов понимания, поэтому не изобретал сложных образных конструкций, а заимствовал образы и примеры из  окружающей действительности. Городская жизнь, правовые отношения, культура, искусство, спорт – все эти сферы обогащают лексический запас Апостола. Но все заимствованные образы он наполняет духовным смыслом. «Хотя Павел не заботился о том, чтобы польстить слуху и вкусу тех, к кому он писал, но естественный дар красноречия, освященный Духом Божиим, никогда не оставлял его. Нет почти ни одного украшения мыслей и слов, для которых не находилось бы прекрасных образцов в Павловых посланиях» /9, 164-165/.

Благовестие всему миру о Христе осознавалось Апостолом Павлом как насущная необходимость. Он писал: «если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9.16).

  Внешность Апостола Павла.
 
  «В этом невзрачном и немощном теле был заключен могучий дух» /3,199/.

Каких-то четких портретных характеристик Апостола в Священном Писании мы не найдем. По словам, владыки Кассиана, самым древним письменным источником, который сохранил описание внешности Павла, является апокриф «Деяния Павла и Феклы». Там указано, что первоверховный Апостол был невысокого роста, «с лысою головою, круглыми ногами, сросшимися бровями и большим носом» /Цит. По 3, 198/. (Есть еще подробное описание внешности Апостола, сделанное Никифором Каллистом. Но оно датировано 13-ым веком. И неизвестно чьи свидетельства легли в его основу). И из тех скудных сведений о внешних данных Павла, которые нам сообщает  Священное Писание можно заключить, что едва ли Апостол отличался красотой внешности, физической силой и здоровьем. Однако он и в «немощи плоти благовествовал» (Гал.4,13). В области догадок и гипотез остается до сих пор вопрос, какой именно хронический недуг мучил Павла. Что это за «жало», которое дано было ему «в плоть» (2 Кор. 12.7)? Одни толкователи считали, что это было заикание, основывая свою догадку на словах безвестных неприятелей Апостола, которые цитирует сам Павел: «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2 Кор. 10.10). Косвенно подтверждает эту гипотезу и такое признание Апостола: «хотя я и невежда в слове, но не в познании» (2 Кор. 11.6).

Другие толкователи выдвигали версию болезни глаз, оставшейся у Павла после внезапной слепоты, постигшей его во время путешествия в Дамаск. Эта версия обычно подкрепляется словами Апостола из Послания к галатам: «Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4.15). Епископ Кассиан считает наиболее обоснованной (но отнюдь не окончательной) версию эпилепсии, которую в древности считали священной болезнью и приписывали «непосредственному воздействию злой силы» /3, 199/.  (Здесь имеется в виду тот «ангел сатаны» (2 Кор. 12.7), который удручает Апостола, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений). «Но в этом невзрачном и немощном теле был заключен могучий дух» /3,199/.

Митрополит Владимир, анализируя Послания Павла, подмечает еще одну существенную черту Апостола – глубокую набожность. Верою и верностью дышат все его слова. Он верит в свое призвание: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию…» (Рим.1,1). И перед лицом смерти не впадает в малодушие, твердо веря, что его «Избавит … Господь от всякого злого дела и  сохранит для Своего Небесного Царства» (2 Тим.4.18).

В Священном Писании нет подробных портретных характеристик Апостола Павла, но «читая Послания, написанные им почти 2000 лет тому назад, мы не жалеем, что у нас нет подлинного изображения апостола, ибо в них во всей полноте раскрывается его личность, его душа» /1,178/.

  Св. Апостол Павел в кругу других Апостолов.

Первым из апостолов Павла признал (и крестил) апостол от семидесяти Анания, епископ Дамасский. Надо заметить, что Анания, зная о первоначальной цели приезда Савла в Дамаск, выполнил волю Божию не без колебаний. Лишь после настойчивого указания Господа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд…» (Деян 9.15) Анания отправился крестить будущего первоверховного апостола.

Сторонились новообращенного Савла и иерусалимские христиане. В круг апостолов его ввел апостол от семидесяти Варнава. По преданию, они вместе учились у известного фарисея Гамалиила. Варнава же призвал Павла на проповедь в Антиохию (Деян. 11.25). Оба апостола привозили помощь пострадавшим от голода иерусалимским христианам. Затем совершили миссионерское путешествие. Вместе они рассказывали об итогах этого предприятия на Апостольском Соборе в Иерусалиме, где «были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами» (Деян. 15.4). Точка зрения, которую отстаивали Павел и Варнава, была поддержана апостолом Петром (Деян. 15.7-11) и председательствующим на Соборе апостолом Иаковом (Деян. 15. 13-21). И в результате оказалась соборной.

Однако накануне второго путешествия между Павлом и Варнавой произошла размолвка из-за Марка, который во время первого путешествия оставил апостолов. И в новое миссионерское путешествие Павел отправился с апостолом Силой.

Авторитет Апостола укреплялся с каждым днем. На него ссылался и сам Апостол Петр: «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом во всех посланиях…» (2 Петр.3,15-16). Известен случай, когда Павел «лично противостал» (Гал. 2.11) Петру. Это произошло в Антиохии, где  Петр после приезда иерусалимских иудеев стал избегать совместной трапезы с язычниками. Павел, по его собственному признанию, «сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал. 2.14).

Но, пожалуй, самым близким к Павлу был апостол от семидесяти, евангелист и дееписатель Лука. И очень многое о жизни Апостола нам известно благодаря Луке, посвятившему  трудам Павла всю вторую часть Книги Деяний Святых Апостолов. Павел называл Луку врачом возлюбленным (Кол. 4.14). Лука был с Павлом и во время его предсмертного одиночества в Риме, когда все другие сотрудники оставили Апостола. «Один Лука со мною» (2 Тим. 4.10).

  «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4.16).

Святитель Иоанн Златоуст, посвятивший Апостолу множество восторженных слов, писал: «Павел был человек одной с нами природы…. Но так как он показал величайшую любовь к Иисусу Христу, то взошел превыше небес и находится теперь среди Ангелов» /Цит. по 9, 171/. Всею своею жизнью Апостол показывал пример, как должен жить христианин. Он имеет полное право призывать своих учеников такими словами: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4.16) и, в другом месте, «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11.1). Принцип: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10.24) лег в основу всей жизнедеятельности Апостола. Он угождал всем во всем, «ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10.33). Павел в своем миссионерском поприще научился довольствоваться тем, что имелось. И голод переносил он без ропота, и насыщение - без лишнего волнения, говоря: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4.13). Примером для подражания было поведение Павла и его соработников в общине фессалоникийских христиан. Там Апостол со спутниками «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь», чтобы никого не обременять и дать «себя самих … в образец подражания» (2 Фес. 3.7-9). Однако, «требуя, чтобы новообращенные подражали ему, Павел просит их смотреть не на него, а на Христа, который пребывает в нем» /10,160/. На жертвенную любовь Бога к людям сердце Апостола откликается так же жертвенной любовью к Богу. Он готов следовать за Христом и на крестные муки. «Подвигом добрым подвизался я, - пишет он своему ученику Тимофею из Рима, ожидая смертного приговора. – … я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4.6-7). Высоким драматизмом было пронизано все апостольское служение Павла. Он постоянно был «в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» (2 Кор. 11.23). Трижды был бит палками, один раз камнями, трижды терпел кораблекрушение, «много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11.26-27). Вершиной откровения Апостола Павла можно считать его признание: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.19-20).

Словом, и Книга Деяний и Послания дают нам в образе святого Апостола Павла, одного из величайших святых нашей Церкви, достойный пример для подражания. Они раскрывают личность Апостола в той мере, в какой этой требуется для нашего спасения.


Священник Владимир Русин. 2005г.
(Из архива рукописей)

Рис. из открытых источников.