Николин день

Марья Рощина
Уважаемые читатели!
Вы любите сказки?

Наши русские заветные сказки про Василису премудрую, про Елену прекрасную, про конька-Горбунка, про Ивана- царевича и серого волка. Чудные, волшебные, незабываемые.

Что касается меня, то сказки просто обожаю! Читаю их с детских лет, по сей день и не могу начитаться.
В своё время читала их своим детям, потом мы вместе читали сказки по слогам. По ним учила их отличать, где добро, а где зло.
В настоящее, в который раз, перечитываю сказки своим внукам.
Вместе смеёмся, вместе плачем. 

Во времена моего детства телевизор был далеко не в каждой семье, но зато, какие, же замечательные были радиопередачи! Может быть, вы из тех, кто помнит замечательного радио-волшебника Николая Литвинова из передачи «Встреча со сказкой»? 
Славная была передача.
Там, в радио-спектаклях, мы встречались с любимыми сказочными героями в исполнении артистов московских театров.
Слушала я их с увлечением. Просто со страстью! Так и виделся мне и волшебный лес с могучими деревьями, и серый волк, и жар-птица, и, конечно же, Елена прекрасная.

Уже повзрослев, я прочла сказки других народов Мира. Замечательные, полные мистики и волшебства, сказки 1000 и одной ночи. Лукавые и смешные итальянские народные сказки. Немецкие народные сказки, любовно собранные и обработанные братьями Гримм, с их принцессами и волками-оборотнями, с жуткими историями про людоедов (Бр-р-р). Изящные, полные очарования французские сказки Шарля Перо.
И всё же наши любимые русские народные сказки мне роднее и ближе.

Не так давно я прочла невероятно интересную книгу по психологии «Бегущая с волками». Автор этой книги, Кларисса Пинкола Эстес, производит в этой книге анализ женской психологии, разбирая различные сказки. В том числе, автором этой книги, разбирается сказка о Василисе прекрасной. Да-да о той самой Василисе, которая пришла к Бабе-Яге в лес за огнём.
Опираясь на эту сказку, автор произведения утверждает, что в ней (сказке) наш народ передал древнейшую, дохристианскую традицию инициации девушки.

Отбрасывая более поздние христианские наслоения, автор демонстрирует нам, как наш народ, передал нам через века этот древний и сложный обряд взросления девочки и превращения её во взрослую и смелую девушку.
Читается как интереснейший роман! Просто взахлёб!   

Сейчас через годы, когда я вспоминаю, как я первый раз услышала эту сказку, как разглядывала книжку с иллюстрациями Билибина. Да это же было какое-то волшебство! Я просто проваливалась в другой, совершенно неизведанный мир. 

Конечно же, это - языческая сказка! В ней действуют силы природы, какими их видели наши предки: и Красное солнышко, и Белый день, и Тёмная ночь…

А народные русские сказки в обработке профессора А.Н. Афанасьева? Да там что ни сказка, то сокровище. Как они сохранились? Какими путями дошли до нас? Но ведь дошли! И благодаря ним, мы знаем, как разговаривали тогда наши предки, о чём мечтали.

Сколько же сказок я перечитала в детстве! Сколько слушала по радио, смотрела в кино.
А потом читала своим детям. А сейчас читаю внукам.

До сих пор люди моего возраста вспоминают фильмы-сказки режисёра Роу.
А, уж, сколько Настенек появилось на свет, когда повзрослели девочки, смотревшие  фильм – сказку «Морозко»!

Благодаря этим сказкам, яркая, самобытная культура нашего народа, уже который век подряд передаётся из поколения в поколение. В сердце каждой сказки мы находим рассказ о верованиях наших предков. И никакими более поздними ухищрениями не удалось спрятать, скрыть наши обряды и традиции!
Ведь до сих пор мы знаем, когда наступают Святки, когда и как празднуют Ивана Купалу.
   
Каждый народ любовно сохраняет свои традиции, и как бы ни старались их изменить, или скрыть они всё равно проступают как волшебный узор в старинной книге.

А хотите, я расскажу вам голландскую народную сказку, которой тоже уже не один век?
 
Так слушайте. Эта сказка о Святом Николае, или как называют его в Голландии Синт Николаас или Синтер Клаас.
 
Итак, Святой Николаас, надо вам сказать, замечательный Святой! Он печётся о благе моряков, но больше всего он любит маленьких детей.

Так вот, однажды, в давние-давние времена, когда Святой Николаас ещё жил на земле, один азиатский купец послал трёх своих сыновей в большой греческий город – Афины – учиться в университет.

По дороге они остановились на ночлег в захолустной гостинице, решив снова отправиться в путь поутру.
Ну, так вот, одеты братья были очень хорошо, а кушаки у мальчиков были набиты деньгами.

Что же сделал злой хозяин гостиницы? Он задумал убить детей и забрать себе их деньги и хорошую одежду.
И в эту ночь, когда все на свете спали, этот злодей встал и убил всех троих.
Но это было ещё не всё! Злодей хозяин разрезал тела мальчиков на куски, а потом бросил в огромную кадку с рассолом  под видом свинины, чтобы потом продать!
И можно было сказать, что мальчикам пришел конец. Но нет!

В ту ночь святому Николасу было чудное видение: он увидел всё, что сделал хозяин гостиницы. Святой Николас – ведь на то он был Святой, утром пошёл в гостиницу и обвинил хозяина в убийстве, после чего воскресил мальчиков.
Аминь.

Ну? И как вам сказочка? Просто «ужастик» какой-то! Расскажешь такую сказочку ребёнку на ночь, так он всю ночь спать не будет!

Эта ужасная история существует уже не один век. Речь в ней идёт о Nicolaas van Myra, который родился в Малой Азии (территория современной Турции) и умер 6 декабря 342 г.
День святого Николаса 6 декабря, или по-русски Николин день, был установлен в 13 веке.
Первое документальное упоминание о праздновании этого дня в городе Дордрехт приходится на 1360 г. 
Надо сказать, что праздника как такового, в нашем понимании, тогда не было.
Что было? Раздавали хлеб и другую еду в монастырях и при больших церквах малоимущим детям, и длилось эта акция довольно продолжительный период с 6 до 28 декабря.

Дети же из более обеспеченных семей получали в подарок от родителей игрушки, книги, а иногда деньги, а также 6 декабря они освобождались от занятий в школах.
В этот же период на рынках продавали различные печенья и другие сладости. 

В средние века в Европе было религиозное противостояние между Католической и Реформаторской (Протестантской) церквями, ныне известное как 80-летняя война.

В какой-то из периодов протестантские священники запретили своим прихожанам праздновать этот день, поскольку это являлось католической традицией. Сам же Синтер Клаас был представлен в образе католического епископа.

Но, невозможно пересилить народную традицию! Несмотря, на все запреты и неудовольствие церкви, празднование столь любимого дня продолжается, по сей день!

Синтер Клаас превратился в доброго покровителя всех детей! Фигуру скорее былинную, чем религиозную.

Голландский историк Ян Схенкман (Jan Schenkman 1806 – 1863) первый упоминает о том, что Синтер Клаас является испанским епископом, и он же первый пишет, что у Синтер Клааса есть слуга.

Первоначально это был трубочист, который спускался в печные трубы.
Как и положено трубочисту, был он чумазым до черноты, ходил с метлой, за, что и получил в народе имя Чёрный Пит (Zwarte Piet).

Поскольку Синтер Клаас должен успеть доставить подарки в довольно короткий срок: всего за одну ночь, то разъезжает он по крышам на белом коне. А помогает ему опускать подарки в печные трубы Zwarte Piet.
Видимо, поэтому родилась традиция, ставить башмаки в камин или рядом на каминную решётку вешать носок.

Надо сказать, что Zwarte Piet знавался с нечистой силой, что в средние века делало его фигурой несколько устрашающей. Был он горазд на всякие шутки и обманы, и в то время, побаивались его не только дети, но и взрослые.

Подарки, которые разносил Zwarte Piet по многочисленным адресатам, предназначались лишь послушным и хорошим детям.
Если же дети, в течение года, плохо себя вели, плохо учились в школе и не слушались родителей, то вместо подарка Zwarte Piet приносил розги!

Как-то так получилось, что со временем, чумазый трубочист, знавшийся с нечистой силой, превратился в чернокожего слугу, одетого в богатый испанский костюм с белым воротником и коротким плащом, и бархатный берет.

По всей видимости, эта метаморфоза случилась во времена великих географических открытий, захвата колоний европейскими странами и работорговли, в которой Голландия значительно преуспела.

Надо сказать, что до начала ХХ века празднование Николина дня в городе и деревне отличалось. В деревне, как  водится, следовали старой традиции, в городах же в дело всё чаще вмешивалась коммерция.

Теперь Синтер Клаас прибывает в Голландию на корабле из Испании. Почему из Испании? Потому что он везет с собой вкусные апельсины и гранаты.

Повсеместная продажа традиционной сладкой выпечки, всевозможных марципанов и шоколадных букв, начинается задолго до 5 декабря.

Сам Синт  Клаас прибывает в Голландию очень торжественно, где-то в середине ноября. Заранее согласованную дату сообщают в прессе, чтобы все желающие принять участие в этом событии, могли к этому подготовиться.

В Амстердаме, в Гааге в Роттердаме корабль Синтер Клааса встречают непосредственно в гавани. Конечно же, по нескольким каналам голландского телевидения идёт трансляция этой торжественной встречи.

Бургомистр города, облаченный в парадный костюм и официальный знак власти - серебряную цепь на груди, торжественно приветствует почётного гостя.

Многочисленная толпа детей с родителями, собравшаяся в порту, чтобы принять участие в торжественной встрече Синтер Клауса, приветствует его, машет разноцветными флажками. Большинство детей одеты в береты и короткие плащи, которые теперь повсеместно продаются в это время в Голландии.

Как правило, почётному гостю подводят белого коня. И вот, белобородый и седовласый Синтер Клаас, облачённый в полный парадный костюм католического епископа 17 века, обязательно в красную тиару и длинную, красную мантию, белые перчатки с раструбами, к слову сказать, не забыт даже перстень с огромным красным рубином – признак власти епископа, усаживается на белую лошадь и едет по городу.

В настоящее время у Синта Клааса не один слуга, а целая свита, одетых в яркие одежды Zwart’e Piet’oв. Двое из них ведут коня под уздцы, а остальные идут следом, с мешками, полными сладостей, кидая в толпу собравшихся детей и родителей конфеты и маленькие круглые печенья, которые называются pepernoot.

В каждой самой маленькой деревне, в каждом посёлке, в каждом городе, в каждой школе торжественно встречают в этот день Синтер Клааса.
Сколько детских рисунков, песенок и стихов посвящено любимому святому!

Начиная со дня прибытия Синтер Клааса в Голландию, и без того широкая продажа сладостей и игрушек приобретает невиданные размеры.
В дверях каждого большого магазина, а также на рынках стоят, одетые в костюмы испанских грантов 17 века Зварте Питы  с мешками дешёвых сладостей и раздают их горстями, бесплатно, маленьким покупателям.

Ещё пару лет назад, когда ещё продажа товаров по интернету была в зачаточном состоянии, или просто отсутствовала, к 5 декабря из магазинов игрушек выметалось всё! Родители, бабушки и дедушки, спешили порадовать детей и внуков в этот замечательный день.

Почему 5 декабря, когда Николин день 6 декабря? Да потому, что в ночь с 5 на 6 декабря обязательно придёт, если не сам Синтер Клаас, то, по крайней мере, Zwarte Piet! И принесёт долгожданные подарки!


Ёлка в Голландии, как правило, наряжается к 5-му декабря. Если в доме существует камин, то по традиции, он богато декорирован яркими вязаными носками и башмаками. Зола выметена, и  внутрь камина заботливо положена большая яркая морковка, предназначенная для лошадки Синта Клааса!

Вся семья собирается в этот вечер за большим, общим столом с угощением. Разумеется, готовят подарки, предназначенные не только детям, но всем членам семьи.
Каждый подарок любовно упаковывается в нарядную бумагу, но и это ещё не всё! К упаковке, как правило, прикрепляется небольшое, шутливое послание в стихах.
В послании не называется подарок, и, получивший послание, должен угадать, что именно упаковано в яркой обёртке.

Шутки, весёлый смех, радость общения – это и есть настоящий народный и самый любимый в Голландии праздник – Николин день, пришедший к нам из глубины веков!

В настоящий момент традиционное празднование Николина дня в Голландии признанно культурным наследием, находящимся под защитой ЮНЕСКО.

Уважаемые читатели! А вам не кажется странным некоторое совпадение в созвучие имен Синтер Клааса и другого знаменитого, но уже рождественского персонажа Санта Клауса, который разносит рождественские подарки американским ребятишкам?

Если так, то, я должна вам сказать, что вы на правильном пути!
Дело в том, что в освоении Северной Америки, голландцы приняли самое активное участие.
В 17 веке на месте штата New York располагалась голландская территория, имевшая официальное название и провинциальный статус provincie Niew Nederland, что по-русски означает провинция Новая Голландия.
Столицей провинции был Niew Amsterdam, т. е Новый Амстердам – теперешний город New York! Губернатором провинции, т.е. верховным представителем королевской власти, был Петер Стаувезант, который до сих пор считается основателем города Нью-Йорка.

В то, далёкое от нас время, на этой территории компактно проживали
Голландцы, бельгийцы и немцы.

Переселяясь в Новый свет, люди брали с собой не только домашний скарб, но и традиции своего народа. В данном случае, речь идёт, всё о том же Синтер Клаасе.

Со временем, когда в результате многочисленных войн между переселенцами: голландцами и англичанами, испанцами и французами, территории переходили из рук в руки, и, в конце концов, оказались в руках англичан, ставших позже американцами, переименовавших Niew-Amsterdam в New York.

Я не собираюсь тут пересказывать исторические события тех времён. Для этого есть многочисленные учебники истории, энциклопедия, наконец.
Я просто хочу рассказать, как к празднованию Рождества в Америке, незаметно присоединился наш старый знакомый Синтер Клаас, став Санта Клаусом.

Многое изменилось с тех далеких времён. Санта Клаус разъезжает теперь на санях, запряженных оленями. Ему прислуживают эльфы, но суть персонажа осталась. Это по-прежнему добрый сказочный седобородый волшебник, одетый в красную шубу, который приносит детям рождественские подарки.   

Вот так народная сказка стала яркой и самобытной традицией.
Мне бы очень хотелось на этой оптимистической ноте закончить своё повествование об этой замечательной народной традиции, но как говорится, в каждой бочке мёда присутствует своя ложка дёгтя.

Дело в том, что в настоящий момент, многочисленные потомки бывших колониальных рабов, проживающие ныне в Голландии, протестуют против традиционного празднования Николина дня.

С недавних пор, уже начиная с октября месяца каждого года, они устраивают демонстрации протеста, уверяя, что наличие чёрного слуги, или точнее сказать целой свиты чёрных слуг у Синтер Клааса, является дискриминационным актом!
По этому поводу они создали целые комитеты по борьбе со Зварте Питом и даже подали жалобу о дискриминации в ООН!

Пару лет назад, в старинном голландском городе Гауда, на торжественной встрече любимого детского святого, противниками Зварте Пита была устроена безобразная драка. Дети плакали, родители возмущались, а праздник был испорчен.

В прошлом году, узнав, что на очередную встречу любимого Синтер Клааса направляется целый автобус (!) демонстрантов, предусмотрительные активисты-защитники народной традиции, на своих машинах заблокировали автобус прямо на скоростной дороге.
Скандал вышел отменный. Вызвали полицию. К вящему неудовольствию протестующих, пока выясняли в чём дело, праздник прошёл без них, как говорится, без сучка и задоринки! Все были счастливы, кроме чёрных демонстрантов.

Вот, вроде бы и всё, дорогие читатели. Сказка остаётся сказкой, но жизнь вносит свои коррективы.
От себя мне хочется сказать неугомонным демонстрантам:
1) Как говорит русская поговорка: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят!»
2) Народную традицию ещё никому пересилить не удавалось. Синтер Клаас оделяет подарками всех ребятишек, невзирая на цвет кожи и вероисповедание. 
3) Наберитесь терпения, время всё расставит на свои места.

Вот и вся сказка.
Конец.

P.S. Я подчёркиваю, что данный рассказ ни в коем случае не претендует на  научное историческое исследование. О появлении в голландской истории данной легенды написаны научные статьи и диссертации. Я всего лишь пересказала своими словами общеизвестные факты. Зачем? Затем, что я считаю, что пока живы подобные легенды, жив народ!
Моё мнение по поводу выступлений против существования Чёрного Пита (Zwarte Piet) является только моим мнением и может не совпадать с официальной позицией.