От сумы и тюрьмы не зарекайся

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава   http://proza.ru/2019/11/07/87

        Вот такой трагический случай произошел на железнодорожной станции Москва-товарная Смоленская в бытность моей работы на ней в качестве дежурного по станции.

        Как и большинство работников железнодорожного транспорта, дежурные по станции работали посменно. Смена продолжается 12 часов. Поэтому, всего дежурных по станции насчитывается 4 человека. И вот как-то, когда я был выходным, на нашей станции произошел такой трагический случай.

        Дежурный по станции получил распоряжение подготовить маневровый маршрут с такого-то пути на такой-то. Что он и выполнил. Такая операция является наиболее распространенной в нашей работе. Постоянно осуществляется формирование поездов. Из прибывших составов выбираются вагоны попутного назначения. Не хочу забивать голову уважаемым читателям, но смысл здесь простой. Допустим, собираются вместе вагоны, следующие на Урал. Они одним составом отправятся до Урала, а там уже свои дежурные обеспечат их развоз по конкретным станциям назначения. Поэтому, такой маневровый маршрут со стороны дежурного по станции был подготовлен, о чем и было доложено маневровому диспетчеру.

        И тут случилось неожиданное. Маневровый состав не остановился за ближними стрелками станционного парка, как это обычно бывало, а продолжил следование дальше, уже за пределами основных станционных путей. Он двигался уже по подъездному пути к одному из обслуживаемых предприятий вне пределов станции («Трехгорная мануфактура»). Взрезал стрелку. Вагоны сошли с рельс и  свалились под откос. Мало того, поскольку это были полувагоны, заполненные щебнем, то этим щебнем оказался засыпан стрелочный пост с находящимся там дежурным. Дежурный погиб.

        Могло быть еще хуже. Сошедшие с рельс вагоны буквально немного «не дотянули» до большого двенадцатиэтажного панельного дома. Еще бы совсем немного и эта, вышедшая из под контроля махина, ударила бы под самый его низ. В любом случае это событие трагическое и небывалое за всю историю работы станции.

        Конечно, расследовалось происшествие самым тщательным образом. Выяснилось, что маневровыми работами руководил в тот отрезок времени практикант. А его наставник куда-то отошел. Практикант дал команду машинисту и составителю поездов переставить двадцать пять вагонов со щебенкой с одного пути на другой. Те команду начали исполнять. Но не подключили переставляемые вагоны к тормозной системе локомотива. А в этой части станции был уклон пути как раз в сторону комбината «Трехгорная мануфактура». Уклон был допустимый по всем Гостам. Но, поскольку переставляемая часть состава была достаточно тяжела, а вагоны не были подключены к тормозной системе локомотива, то торможение могло обеспечиваться только тормозами самого маневрового локомотива. Тормозной мощности одного локомотива оказалось недостаточно для торможения такого состава, да еще на уклоне. Если бы еще тормозили и сами вагоны – то никакого происшествия просто не было бы.

        Случай этот прогремел на всю Москву. Естественно, были большие и серьезные расследования. Был суд. Маневровый диспетчер (наставник), машинист, составитель и дежурный по станции получили реальные сроки. Так дежурный по станции, замечательная женщина, которой до пенсии оставалось меньше года, и которая за предыдущую пятилетку получила Орден Трудового Красного Знамени, была приговорена к пяти годам лишения свободы.

        Я хорошо знал в то время все инструкции и правила работы дежурного по станции. Так вот. Конкретной вины дежурного по станции здесь не было. На ее месте мог оказаться каждый из дежурных по станции. Наше дело – обеспечить заказанный маршрут передвижения. А проверка подключения тормозной системы маневрового локомотива к переставляемому составу в наши обязанности ни в коей мере не входила. Это прямая задача машиниста и составителя поездов. Есть недоработка и практиканта маневрового диспетчера. Если бы он имел достаточный опыт работы, то не стал бы переставлять маневровым локомотивом такой большой состав, да еще под уклоном. Но он был практикантом, и поэтому для него все обошлось достаточно благополучно. В смысле срока он не получил, но «помотали» по полной программе. Случай действительно тяжелый и трагичный.

        Фото из интернет   

        Продолжение   http://proza.ru/2019/11/15/2244