Из Стокгольма с благодарностью. Ветер из прошлого

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото - автор у фонтана на Большой площади в центре Стокгольма с самой большой в мире (по тем временам) стеклянной скульптурой. Стокгольм, 1993 год.


***

После студенческой практики 1976 года на Мишкольцком металлургическом заводе (Венгрия) мы обзавелись большим количеством друзей среди венгров. Многие из них были студентами Будапештского Университета и мечтали побывать в Ленинграде.

В Ленинградском студенческом общежитии на Лесном проспекте двери нашей комнаты не закрывались, мы были людьми доброжелательными и хлебосольными. А уж поесть в студенчестве хотелось всегда и всем!

Так было и летом следующего, 1977 года. Когда после сдачи экзаменов за 4 курс нам позвонили друзья из Будапешта с просьбой принять их на несколько дней в Ленинграде. Организовать ночлег, питание и провести по самым значимым историческим местам города.

Всё нами было организовано по высшему разряду: цветы на Варшавском вокзале, размещение в комнате общежития, экскурсии. И всё (постельные принадлежности, полотенца, посуда) бесплатно, поскольку с нами в общежитии считались и шли нам навстречу.

Наши зарубежные друзья (две молодые пары) оплачивали только питание в столовых. Питание, которое нельзя было даже сопоставить по ценам с венгерскими.

Кто бывал в советское время за границей, тот помнит, как кусались цены в их супермаркетах. Правда, в наших гастрономах полки не ломились от продуктов, но холодильники у всех были забиты до отказа!

В Ленинграде вообще подобных проблем не было: отстояв небольшую очередь, можно было купить или заказать через стол заказов абсолютно всё по смехотворным ценам.

В пирожковых каша с пирожком и чаем стоила 15-20 копеек, в пельменной за 22 копейки подавали целую большую тарелку пельменей. В чебуречной вкусные чебуреки с бараниной стоили около 35 копеек за порцию (две штуки). Ну, а за 1 рубль в ресторане возле театра "Колизей" на Невском можно было хорошо пообедать.

Официальный курс доллара был 90 копеек, в подворотне меняли по 2 рубля. Но, будучи честными советскими студентами, мы валютой не интересовались.

Ленинград был перевалочным пунктом в большом путешествии наших венгерских друзей по северным странам. С Финляндского вокзала мы проводили их в Хельсинки и далее, в Стокгольм и Копенгаген.

Экономность - почти национальная черта венгров, потому у нас они экономили каждый рубль, каждую копейку, даже на транспорте. Метро стоило 5 копеек, трамвай 3 копейки.

На прощальном ужине венгерские друзья признались, что ожидали от Советского Союза большего. Их раздражали удобства в общественных туалетах, в общежитии, где один туалет (и тот грязный) на этаже и одна душевая комната на всё общежитие. Да и то, в летний период без горячей воды.

Безусловно, сам Ленинград на них произвёл впечатление, но вот удобства...
Но ведь бесплатно!

В предыдущей нашей поездке по Венгрии мы были ошарашены тем, что за поход в туалет надо платить 1 форинт (рубль тогда стоил около 6,5 форинтов). Бывало, оказавшись в городе, чтобы поменять женскую прокладку в интересные дни, приходилось платит деньги.

Початок кукурузы с солью стоил 1 форинт, пирожное стоило 1-2 форинта, и столько же поход в туалет!

***

После успешно сданной сессии и проводов венгерских друзей на вокзал мы уехали из Ленинграда на каникулы. Новые встречи и летние заботы отодвинули впечатления о нашем приёме студентов из Будапешта. Но в конце августа, по приезде в Ленинград, в общежитии нас ожидало несколько открыток из Стокгольма и Копенгагена.

"Дорогая Татьяна! Мы ещё раз благодарим вас за всё, что вы за нас сделали!
Мы уже в Штокгольме, погода прекрасная. Мы чувствуем себя очень хорошо. Беда только в том, что здесь всё очень дорого и у нас мало денег. Через несколько дней поедем в Данию."

На открытке из Стокгольма была изображена скульптура из стекла и фонтан на главной площади города. Почти то же, что на моей фотографии из поездки 1993 года.

Тогда-то мне и вспомнилась эта открытка, в которой ребята благодарили нас за радушный приём. По приезде домой я её отыскала и с тех пор храню вместе с другой перепиской.

Оказавшись в Стокгольме через несколько лет, мне стало понятно, каково было четверым студентам со скудным бюджетом в этом самом дорогом городе Европы.

И почему, и как они оценили преимущества стран социалистического содружества. Ведь после той поездки венгры ещё не раз звонили нам и рассказывали, что ночевать им иногда приходилось на скамейке в парке, благо летом там белые ночи. Питаясь бутербродами и запивая водой из фонтанчика в платном туалете.

Всё познаётся в сравнении!