Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина

Алина Алексеева-Маркезин
    Якоб Йорданс.Сатир в гостях у крестьянина. 1622 (1630—1635)
Холст, масло. 155 ; 205 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

    Якоб Йорданс – фламандский художник, почти всю жизнь проживший в Амстердаме. Учился у Рубенса и с ним дружил. Наряду с Рубенсом считается выдающимся представителем фламандского Барокко. За свою долгую жизнь создал 700 картин. Тематика их весьма разнообразна.

    Любимым  сюжетом художника  Якоба  Иорданса была  басня  древнегреческого поэта VI в. до н.э. Эзопа «Человек и сатир»,  где рассказывалось о недоумении козлоногого жителя лесов, который видел, как человек дует себе на руки, чтобы их согреть, а потом на горячую похлебку, чтобы остудить ее.
 
    На картине показана сцена обеда: за столом собралась крестьянская семья, в гости к которой зашёл козлоногий сатир. Хозяева беседуют с ним, как со старым знакомым. Несмотря на покрытые шерстью ноги и копыта, сатир не выглядит неуместным в этой обстановке.
   
       Даже маленькая девочка не боится а, наоборот, с открытым ртом внимательно его слушает. Сатир подаётся вперёд, чтобы лучше донести свою мысль. Его поза придаёт картине движение и динамику. Искусствоведы считают, что моделью женщины стала жена художника — Катарина ван Норт, а девочка — их старшая дочь Елизавета, родившаяся в 1617 году.

     Морально-назидательный контекст басни предлагает остерегаться двуличных людей, у которых с одних и тех же губ идёт то тепло, то холод. На нидерландском языке эта басня была изложена в сочинении Йоста ван Вондела в 1617 году. Возможно, именно эта книга стала источником вдохновения для Йорданса.

    После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»).

    О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.

    Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них[. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились.

Картина реставрировалась не менее шести раз. Первые задокументированные сведения о реставрации полотна относятся к 1931—1934 годам. Тогда был удалён потемневший лак, позднейшие неавторские записи, восполнены утраты грунта. В конце 2000-х годов картина находилась уже в аварийном состоянии: её поверхность настолько была испещрена сеткой грунтового и красочного слоя, что это даже мешало визуальному восприятию полотна. Кроме того, красочный слой начал разрушаться, поэтому в 2012 году была проведена ещё одна реставрация.

     Полотна Якоба Йорданса попадали в Россию из разных коллекций. Например, в 1768 году Екатерина II приобрела частное собрание живописи, принадлежащее кабинет-министру двора Августа III графу Генриху фон Брюля. В нём находилось несколько полотен Йорданса, в частности «Сатир в гостях у крестьянина» и «Павел и Варнава в городе Листре». Часть полотен приобретены из коллекции барона Л. А. Кроза де Тьера в Париже, часть из собрания П. П. Семёнова-Тян-Шанского, а также из частных собраний и других источников. На сегодняшний день картины Йорданса хранятся в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижегородском государственном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее и в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Санкт-Петербург