Жених по-английски

Екатерина Щетинина
День первый.

Долго - больше двадцати лет -  думала, тратить ли время на такую тему, помня совет-завет кого-то из великих: писать стоит только о любви и о Боге.
А здесь ни о том, ни о другом.
Но всё же пишу. Потому что эта маленькая, одновременно и комичная, и жутковатая история – частичка большой истории нашей страны. Клетка больного, надеюсь, не смертельно, многомиллионного живого организма с именем Россия…
Так было.
В середине 90-х годов моя двоюродная сестрица Лина позвонила мне из Москвы, чтобы поставить меня перед ошеломительным фактом. Она везёт в наш городок жениха – знакомить с родителями. И не какого попало, а из самой настоящей Англии! Где она его нашла, я сейчас уже не вспомню, да и не в том суть. Наверное, по объявлению или портфолио рассылала. Выйти замуж за иностранца было главной целью красавицы Лины, как и многих в то время особ женского пола. И не только красавиц. Слинять куда угодно – если не получится в Штаты или Европу, то вполне подойдет Австралия, Ближний Восток и даже Африка. Даже пустыня Гоби. Любой край света – лишь бы подальше от беспредельной разрухи, тотального бандитизма и пустых полок в магазинах. От челночества и экономического одиночества...
Поэтому я и не думала осуждать Лину за это жгучее желание, хотя у меня такого не возникало никогда. Не знаю, почему. Просто не появлялось и всё. Депрессия, уныние грешное – сколько угодно, а вот лечить их мечтой голубоватого оттенка, вариантом переезда за кордон – для меня исключалось. Думаю, от сознания своего несовершенства, делающего меня непригодной к иноземному житию. От комплексов… Мужиков всех – в глубине души – боюсь и до сих пор. А уж иностранцев!...

Так что Лина даже вызвала моё уважение – своей решимостью и уверенностью в себе. Но в шок меня повергло ее намерение поселить этого англичанина в моей квартире. Аргументы у Лины железные: она у тебя четырехкомнатная, новая и более-менее приличная.
Конечно, в хрущевку к родителям такого гостя определять никак нельзя. Испугается, сбежит. И мечта рухнет.
О гостинице почему-то речь не шла. И показать зарубежным товарищам то, что именовалось словом «Отель» в нашем захолустье, значило упасть в их глазах ниже того, что находится между стеной и полом Остатки недобитого патриотизма не дают этого допустить.
Словом, отказать Лине, пребывающей в ажиотаже и эйфории, я не посмела. Такой шанс для неё! Правда, у меня муж и дочь…
А у мужа тяжелый период, история такая типичная: приватизировалась и тут же развалилась его государственная строительная корпорация. А нрав такой у него, (утверждает, что княжеский), что стать бизнесменом (читай коммерсантом), ему всё равно что в сортир с головой нырнуть. Кшатрий, привык жить в иерархически-армейской системе с заданными параметрами. И командовать. Негоже ему торговать, ясен пень. И два диплома не нужны никому. И потому теперь его отлаженный советский механизм начал с треском ломаться. И вот уже пятый  месяц я слушаю по ночам душераздирающие исповеди "неудачника" с былыми прорабскими амбициями. Стараюсь успокоить. Вопрос "что делать?" решался, известно, под алкоголь, приходили какие-то мутные личности с железными фиксами и площадной лексикой, приезжал местный барон по кирпичам и металлочерепице, в коридоре стояли ящики с амаретто, памперсами, апельсинами и пр. Но попытка открыть "свое дело" не удалась - партер сбежал с партией обещанных, но так и не купленных компьютеров. Хорошо, хоть больших долгов не возникло. Возникла безысходность...

Со всей накопившейся злостью и пачками никотина мой благоверный набрасывался тогда на окружающих, но потом, слава богу, под его сильную руку попались мешки с сахаром и мукой, которые надо было разгружать на рынке. У соседа киоск на базаре с широчайшим ассортиментом – от колготок до колбасы и настенных шедевров живописи с котятами и закатами. За эту работу муж получал живые – налом – деньги. Целый полтинник в день! Или колбасу с сахаром. Перебивались как-то...

Но места и впрямь хватит. Успел-таки муженек получить на стройке квартиру – последнюю бесплатную в городе, а может, и в стране. Долго не подписывали ордер, месяц он дежурил с шести утра под конторой, выдававшей эти драгоценные доки. Брал ее на измор. Уже позже я узнала, что от отчаяния и втайне от меня муж, закоренелый атеист, ходил креститься в ближайший храм. Ордер –  в конце концов – дали. И каждая паркетная досочка (давно заготовил) была любовно оглажена космически счастливым на тот момент владельцем... 

Лина лично обратилась к хозяину новой шикарной «точки» со своей просьбой. Умеет растрогать мужские сердца эта лиса-алиса! И внешне на нее похожа. Опять же, любопытно пообщаться с сыном туманного Альбиона. И муж сдался: пусть везёт.
Но тут же возникли опасения и волнения: чем кормить? Нормальной еды не найти. Да еще за наши скудные ресурсы. А он, этот инглиш мен, к тому же веган. Ножки Буша и колбаса с базара не пройдут. И рыба тоже. Да ее и не сыскать приличной. Пришлось рыскать в поисках овощей и кофе – в ресторане прикупить. С русской водкой (а он не прочь, со слов Лины, принять на грудь) проблем не имелось, и то спасибо. Взяла литровую «Сталь». Или Стандарт?  Неважно,  главное – русский.
Что еще сообщила о заморском госте предприимчивая сестрица? Под сорок. Музыкант – гитарист, играющий классику и даже сочиняющий сам. Есть студийные записи. У отца приличный бизнес, типа фабрики. Курящий. Но экономный. Почему? Хотя бы потому что в московской гостинице устроил всемирный скандал, что кофе подорожал с его прошлого приезда. Вопил и требовал объяснений у обслуги и потом у руководства отеля, на основании чего с его прошлого приезда цену подняли – на целый доллар за чашку?!
Смятение тогдашнее моё описать трудно. В моём доме – чужестранец, на несколько дней! Что с ним делать? Как объясняться? Мой английский состоит из трех десятков слов и то, если в спокойной обстановке.

Но приближение высокого гостя уже нельзя было отвратить.
И я подумала: а черт с ним, как будет, так и будет. Купила домашние мужские тапочки и пару новых полотенец. Туалетная бумага имелась в запасе – свекровь лет десять собирала…

От него странно пахло. Нет, не заграничным парфюмом. Чем, я поняла позже – на следующее утро – с испугом увидев черные зловещие пятна на его подушке. Это он закрашивал уже наметившуюся в курчавой шевелюре лысину ваксой из красивой коробочки.
Но всё по порядку.
- Питер – представился жених моей кузины, просачиваясь в коридорную кишку  нашей «точки».
Под легкой курточкой виднелась шикарная натурального шелка рубашка. Супер! А на ногах – сланцы, то есть, вьетнамки. На босу ногу. Это в начале октября!
Я, как только что сдавшая кандидатский по  психологии, таким сочетанием заинтересовалась: задача. Ладно, обдумаем позже, сейчас некогда…
Если бы я знала будущее, я бы поняла, что нужен не психолог. А психиатр. А на дверь квартирки нашей можно уже вешать табличку "Палата №6".

На меня уставились цепкие глазки – круглые, как у совёнка, карие и  подвижные. Сам – субтильный, пониже Лины, что объяснимо, учитывая ее модельный рост. Мужу моему, Сереже, до плеча. Но улыбается неплохо, естественно так, по-детски.

А дальше всё началось. Для меня.
Хитрющая сестрица по-быстрому испарилась, под предлогом усталости с дороги – самолёт, этот тупой английский, уже сидящий в печёнках, необходимость развлекать "жениха". Словом, кошмар.
А он оказался на редкость неугомонным. Холерик на грани с шизиком. Сигареты изо рта не вынимает. А кофе ему надо заваривать каждые десять минут.
Не напасёшься – подумала я. Но как-то вяло подумала – уже видимо ступор начинался.
Лиха беда начало. Познакомились, объясняясь наполовину жестами. Минисловарик – со мной. Отвели жениху отдельную комнату с лоджией. Он восторжен и всё ему о кей. Я соорудила какой-то странный салатик из того, что удалось найти, в основном горошек и капуста. Шарлотку испекла. Но  стало ясно, что для Питера это не культ. Жизненно важнее кофе (от плиты мне не отойти!) и сигареты.  Закончив свою пачку, он жадно перешёл на мужнины.

В это время пришла наша дочка с двумя подружками. И Питер с загадочным видом извлек целую кучу мелких и ярких подарков: колпаки, хлопушки, магнитики. А потом весьма ловко показывал фокусы, у него для этого имелись всякие приспособления, резинки и не помню уже что. Девчонки веселились от души. А муж спросил: кем ты работаешь?
Я же отправилась в ванную – отдохнуть от всех и вся. Но тут меня ждал сюрприз – на полу валялись штук семь-восемь шелковых рубашек разных цветов. И джинсы. Всё очень качественное. Хоть стой, хоть падай. То есть, стирай… Потом выяснится, что их еще надо будет и гладить. А вы когда-нибудь гладили натуральный шёлк на мужских рубашках? Если нет, то вам крупно повезло.

Чтоб успокоиться, я, помню, облила горящее лицо холодной водой и стала мучительно обдумывать будущее меню. И вообще развлекательную программу. Но я зря волновалась, потому что едва фокусник Питер увидел в холодильнике «русскую сталь», он оживился еще на порядок. Он еще раз переоделся. Видимо, к ужину. И забегал по квартире и двум балконам, садясь на край окон и перил, активно делая знаки кому-то во дворе и показывая очередные фокусы. При этом умудрялся курить и петь.
А также требовать еще «кафи».
Нервы мои натягивались с каждой минутой. Ведь я знала, что Питер находится здесь без регистрации. И мы за него отвечаем.
Но самое интересное еще только надвигалось.
Вспоминаю...
Ужинаем, вернее, обедаем, если по-западному,  на кухне, ее размеры позволяют. Не хватало еще еду носить по всему дому из-за этого весельчака! В окно светит яркое солнце. Мне кажется, что этот странный субъект гостит у нас уже неделю. И этот день не кончится никогда.
Чокнулись. Выпили. На столе рис, помидоры с огурцами, два банана. Для мужа ножка Буша – отдельно. Норм.
"О кей! и вери вел!" – ежеминутно и радостно восклицает наш жених. Про Лину не вспоминает. Побежал к себе, принес музыкальную запись – своего концерта. Зазвучала двенадцатиструнная гитара. И, надо сказать, виртуозно.
Выдержим – подумала наивная я.
Чокнулись еще. «Поговорили» о Диккенсе. Потом о Соммерсете Моэме - ду ю ноу? Так и не поняла, что он о них думает. Ну и ладно.
Еще раз выпили - за дружбу народов.
Муж больше молчал, правда, без признаков недовольства, даже улыбался. Отдувалась я и словарик.
Вопросы носят философский характер.
- Какая цель у вас в жизни? (это я)
- Познать себя.
При этом жест пальцем на висок.
- А что интересует более всего?
- Арт.
И большой круг в дымном воздухе. И улыбка во весь рот. С сигаретой.
Ну и дальше в том же духе.
Про братьев и сестер – не интересно. Но всё же уточнила – их у Питера не имеется. Единственный наследник. Чего-то там – тоже не ясно. Но мне это тоже параллельно.
И тут я смываюсь, под предлогом помочь дочке уроки делать. Уже в дверях кухни я, не скрывая облегчения, но пряча  ехидство:
- Питер, вы можете варить себе кофе сами. Сережа, покажи, как включать газ и где наливать воду.
За окном уже семнело. Неужели посплю?
Но радовалась я рано.

Ближе к часу ночи, сделав обычные дела, я заглянула в кухню. Там стоял столбом  - почти по классику - дым отечественных сигарет и сквозь него удалось разглядеть двух активно коммуницирующих существ, уже одинаково багровых и неадекватных.
Муж, уже вспомнив весь курс школьного инглиша и даже вузовского, выяснял с пристрастием, что именно Питер может дать нашей сестре? Требовал перечислить эти блага по пальцам. А также эдьюкейшн претендента. Ну, и само собой, серьезность его намерений.
Питер с готовностью отвечал. И загибал свои пальцы без ногтей. Но по-моему врал.
В литровой бутылке почти ничего не осталось. Два банана остались нетронутыми.
Всё ясно с этими алкашами! И продолжаться это будет долго. Я решила не вмешиваться по причине бесполезности этой траты нервов и отправилась спать.

Однако, едва я успела прикрыть веки - мне показалось всего на миг, как раздался дикий вопль: Хелф! Хелф!!!
В нем было столько ужаса, что меня буквально подкинуло, и я бросилась на этот истошный крик. Проклиная всё на свете, особенно Англию. Попутно меня бросило в холодный пот - ведь Питер жил у нас в городе без регистрации! И ответственность за иностранца лежит полностью на нас. Мне уже мерещились суды и тюрьмы...

В одном из темных длинных коридоров, ближе к санузлам, я различила нечто барахтающееся на полу. Это был наш жених. Видимо, он искал туалет, закутавшись в огромный двуспальный плед тигровой расцветки. Очки, точнее, линзы он где-то потерял - что немудрено после такой порции спирта, расположение комнат не запомнил и посему заблудился. Сам же наступил на край пледа, рухнул и встать уже не мог.Кроме меня, поднимать и тащить его было некому. Супруг находился в отрубе после международного общения.
Часы показывали четыре двадцать.
Спать!!! Но об этой мысли пришлось забыть. Жених сначала попросил воды, потом кафи, а пока он его пил (чтоб ему отравиться кофеином!) помочь ему найти линзы - они, кажется, под диваном.
Только к шести мне удалось грозными увещеваниями и даже физической силой загнать ненормального британца в его комнату и закрыть дверь на защелку снаружи.
А дальше случилось совсем уж непонятная вещь. Я не успела еще отдышаться и уйти к себе, как в дверь позвонили. Кто бы это мог быть такую рань?
Открыв, я чуть не упала в обморок. На пороге, улыбаясь, стоял... Питер!.
О, Боже!
Как? Ну как это могло быть реальностью? Ведь у нас пятый этаж! А ключа у него не было...
Питер же радостно сказал только одно слово : "Джойк!" Шутка, мол. Чтоб я не сердилась. И улыбнулась жизни.
Так начался еще один день с нашим гостем.

Продолжение следует