Цветы Марии Павловны

Олег Гуменюк
Никому не нужна
После трагической гибели дочери 74-летняя Мария Павловна жила одиноко. Никто ей не помогал. Из родственников осталась только внучка Оксана, непутевая, гулящая. Нигде она не работала, ошивалась  возле магазинов, в надежде, что кто-то из знакомых угостит выпивкой, да  за деньги  «крутила любовь» с дальнобойщиками. Пользы от такой внучки меньше, чем с козла молока. Мария Павловна, получая маленькую пенсию, еле сводила концы с концами, собирала на мусорниках картонные ящики, сдавала в пункты утильсырья.


Краски в контейнере
Однажды старушка нашла в мусорном контейнере акварельные краски. Кюветы с красками были использованы примерно на треть, еще рисовать и рисовать можно, и все же выбросили. «Время сейчас жестокое, люди только о деньгах думают. Им не до рисования»,- подумала Мария Павловна и забрала краски. В юности она ходила в художественную студию, но это было так давно! «Может, попробовать снова?-подумала женщина.-Тогда не стала художницей, хоть под конец жизни мечта осуществится?»


Волшебная палочка – кисть
Старушка нарисовала натюрморт. Получилось не очень хорошо, навыки потерялись, старческая рука держала кисть неуверенно. Но рисование, как радужный водоворот, уже втянуло ее одинокую душу, она вкусила сильнейшего наркотика под названием «творчество» и уже не могла остановиться. Мария Павловна рисовала, пока на балконе был естественный свет, а когда солнце садилось, она давала глазам отдых. Хотя прекращать рисование не хотелось,  она бы с радостью рисовала и при лампе, да слишком дорого обходилось электричество, пенсионерка  не могла себе это позволить.
Лучше всего у Марии Павловны получались цветы. Сперва она их просто копировала, потом стала фантазировать, рисуя не реальные цветы, а цветы из мира своих грез.
Творчество давало ей те душевные витамины, которых так не хватало в жизни, серой и неуютной, старушка, рисуя, забывала свое одиночество, ненужность, свои болячки и нищету. Денег на акварельную бумагу и оформление рисунков  у нее не было, Мария Павловна рисовала на обратной стороне листовок с политической рекламой (хорошо, что во время выборов насобирала их с запасом), клеила рисунки на картон из-под ящиков. Акварель надо брать под стекло, защищая от влаги и пыли, да и от прожорливых тараканов, которые с удовольствием лакомятся замешанными на меду акварельными красками. Зная это и не имея денег на дорогие рамы со стеклом, старушка покрывала свои рисунки воском, натирая их свечкой и защищая акварель восковым слоем.  «А вдруг кто-то когда-нибудь захочет посмотреть на мои картины?»- с тоской думала Мария Павловна.


«Дурдом по тебе плачет!»
Однажды, когда старушка рисовала на балконе, в квартиру вломилась внучка. Как  всегда, полупьяная. Увидев бабушкины акварели, Оксана расхохоталась: «Да ты на старости лет рехнулась, бабуля!  Дурдом по тебе плачет! На хрена ты рисуешь? Кто такое купит? Пойди на Андреевский и посмотри, что там выставляют. Картины маслом и то не берут. А ты хочешь акварель продать? Кто это купит?» «Разве только ради денег люди рисуют?» «Конечно. А ради чего еще? У меня был один знакомый художник. Брехлом оказался. Сперва говорит: «Идем ко мне в мастерскую, натурщицей поработаешь. Десять баксов за час плачу». Ну я, дура, поверила. Привел, дал стакан водяры, раздел, усадил на стул, давай рисовать. А меня от жары и водки разморило, я прилегла и уснула. Проснулась вся в сперме. Он меня отжарил сонную, а заплатил только за позирование. За секс ни копейки не дал. Жмот!»
Марии Павловне  неприятно было слушать эту похабщину. Оксана опять попросила денег, старушка отдала ей последние 200 гривен, надеясь, что 5 дней до пенсии как-то протянет: на кухне еще осталось полпачки овсянки и 7 картофелин…


Выставка на мусорнике
Найденные краски кончились, Мария Павловна с пенсии купила за 10 гривен самый дешевый набор школьных акварельных красок, всего 6 цветов. Но она уже набила руку и этими простыми красками рисовала свои сказочные цветы. Когда рисовала, ей казалось, что она молодеет и Машина Времени уносит ее в детство, когда мир был иным, а люди казались  добрыми.
Но коммунальщики топили плохо, экономя газ, в квартире стояла холодина, за две недели до Нового года старушка простудилась, неделю проболела и умерла. Оксана денег на похороны не дала, хоронили Марию Павловну за счет  городского бюджета.
На второй день после похорон внучка с новым любовником нагрянула в квартиру покойницы:  Оксана еще  не вступила в права наследницы, но уже начала хозяйничать. Сложила в дорожную сумку чайные сервизы, старинные книги и  художественные альбомы Марии Павловны, все это за бесценок ушло на блошиный рынок. Три дня Оксана с дружком пропьянствовала. Потом опять нагрянула в свою будущую квартиру. Опять пошастала по комоду и шкафу, выискивая вещи на продажу. Но у бедной старушки уже ничего ценного  не осталось. На кухне, правда, нашелся медный самовар да старинная синяя ваза. Все это опять проглотил блошиный рынок.
Вступив в наследство, Оксана решила сдавать бабушкину квартиру и жить за счет аренды. Делая косметический ремонт и очищая комнаты от ненужного хлама, Оксана вынесла на мусорник все акварели бабушки.
Дня три они там стояли, прислоненные к стенке контейнера. Прохожие, торопясь на маршрутку, на секунду-другую замедляли шаг, бросая беглый взгляд на фантастические цветы, нарисованные старушкой. Даже у дворника не повернулась рука все эти акварели смять и швырнуть в пасть мусоровоза.
Но как-то утром пришел бомж по кличке Шакал, дыша перегаром и мечтая об опохмелке,  стал швырять акварели на кучу, чтобы отнести  вместе с картоном и старыми газетами в утильсырье. В это время проходил мимо Сергей Константинович, учитель рисования. Бросив взгляд на одну из акварелей, он  все понял.
«Куда вы несете эти рисунки?!» «А твое какое дело?- пробурчал Шакал.-Это моя бумага. Я нашел! В утильсырье несу». «Продайте рисунки мне!» «Продать?»
Шакал хитро прищурился, прикидывая, сколько можно содрать с этого придурковатого очкарика. «Двести гривен давай». Сергей Константинович достал портмоне и протянул бомжу две купюры.


С того света не видно
Через неделю в вестибюле художественной школы, где работал Сергей Константинович, открылась выставка акварелей неизвестной художницы. Зрители подолгу останавливались у необычных, ярких акварелей, потом  расспрашивали Сергея Константиновича: «А кто автор этих акварелей?» «Я не знаю,- пожимал он плечами.- Акварели чудом удалось спасти, их собирались отнести в утильсырье. На акварелях есть две маленькие буквы-М.П., но что это значит, я не знаю. К сожалению, автор так и останется неизвестным. А жаль! Талантливый художник». «А может, художница?»- предположила одна из посетительниц. «Может быть. Жаль, но теперь уже не выяснишь».
Неделю провисели в вестибюле акварели Марии Павловна, потом экспозицию поменяли, а через месяц, по просьбе учеников и их родителей, картины Марии Павловны опять выставили для просмотра. Выставка прошла на ура, жаль только, что Мария Павловна этого так и не узнала…