Вечер перед Йом Кипур

Вера Шиленкова
     Сегодня вечером-12 октября-начинается Йом-Кипур,самый святой день года у евреев.
  Йом Кипур-Судный день,день очищения тела и души. Считается,что в этот день на небесах каждому из евреев утверждают приговор на грядущий год-кому быть здоровым,а кому болеть,кому преуспеть,а кому стать неудачником.
  Этот день настолько праздничный и возвышенный,что накануне  Йом-Кипура  даже продают цветы вдоль дорог.В этот день я случайно встретила свою знакомую Марину.Она продавала цветы
  на перекрёстке,недалеко от дома,где жила моя подопечная Соня.Я стала общаться с Мариной и она пожаловалась,что никто не покупает цветы. Она предложила мне купить у неё цветы-розы за 20 шекелей.Мне было жалко её,ведь она стоит у дороги,на солнце и хотя у неё есть зонт,но он защищает от солнца не её,а цветы.Цветы в букетах были все такие красивые и я выбрала букетик красных роз и купила у неё.Я по дороге заходила в магазины
 и купила продукты и мне пришлось их нести в двух пакетах,а розочки я положила в свою сумку и им поэтому пришлось помучиться,пока я пришла домой.
  Дома я сразу же поставила их в вазочку с водой и потом зарисовала.Интересно получается,если бы я не встретила свою знакомую,не купила бы у неё букетик розочек,
  и не было бы этого рисунка,но я то знаю,что ничего не происходит случайно.Так появился
  этот мой рисунок в канун  Йом-Кипура.
   
  Я пишу это вечером,после того,как я прошлась по дороге с района Далета,где в обычное время ездят машины,но сегодня вечером эта дорога свободна от машин и по ней свободно гуляют празднично одетые,в основном в белые одежды, израильтяне.Я видела в это время очень много детей,которые катались на дороге свободно и весело на велосипедах,самокатах,
 роликах ,а там где дети,там всегда смех звучит!Я шла уже по другой дороге ,недалеко от моря и там уже был слышен шум моря.Здесь же было общежитие  и ульпан,где и жили и учились эфиопские евреи и не только они.А там,где живут эфиопцы всегда много и детей,так,что в этом месте тоже звучал смех детей,но смех здесь уже соединялся с шумом моря,а вот  шума от машин и здесь тоже не было.Это были естественные ,природные звуки ,которые так радуют душу!
  Я шла улыбаясь и наблюдая вокруг за эфиопскими детьми,которые  так весело бегали.Один из детей подбежал ко мне и что-то у меня спрашивает на иврите,а я не пойму и говорю ему-
 - Ани медаберет рак руссит!(я говорю только по русски)
  Тут и другие дети подбежали к нам  и все хотят со мной разговаривать.Они ведь услышали,что я сказала "руссит" и спрашивают меня,как по русски "шалом?"Я сказала им
 и они тут же повторяют за мной и ещё тут же спрашивают,как по русски"ма нишма?"
   а я отвечаю -как дела? и они опять повторяют и смеются и я смеюсь с ними.Так я пошла ,а они вслед мне по русски кричат:"Как дела?  Вот так я по пути учила русскому языку эфиопских детей. Они такие смешные,добрые и не злобные.Только раз я помню случай,когда я шла днём и навстречу мне эфиопка с мальчиком лет 5-6.Мальчик,что-то  капризничал и мама не могла его успокоить и тут я равняюсь с ними.Мальчик посмотрел на меня и как схватит меня за руку со злостью,хотел поцарапать её.Я не ожидала такого,а его мама мне так вежливо говорит:"слиха,слиха..(извините,извините)",чтобы я не обижалась на него.
  Я конечно же поняла , улыбнулась в ответ и пошла дальше.
  В этот святой вечер я слышала,как многие прохожие знакомым говорили с улыбкой:
   "Хатима това!(хорошей записи!)"
  А хорошая запись у Бога по еврейски,может быть только тогда,когда евреи попросят
 прощения у тех,кого обидели и без этого на евреев не подействует искупительная сила
  Йом-Кипура.