12. Дело о едином образе

Филолог По Принуждению
Все герои и персонажи вымышленные. Любое совпадение является случайным. В уста главного героя вложены мысли и идеи автора. Внимание, в рассказе присутствуют сцены курения (18+). В виду того, что данный ресурс упрямо не воспроизводит некоторые шрифты, отдельные слова пришлось подкорректировать. Или в случае с греческими, приводить их в латыни или в русской транскрипции. Старославянская буква "ЯТЬ" заменена на русскую "Ё". Это ненаучно, но для художественного произведения позволительно. Для всех кого интересуют исходные цитаты из словарей, просьба обращаться к первоисточнику указанному в списке литературы. В качестве иллюстрации использована фотография картины Исаака Левитана "Над вечным покоем" 1894г.

Утро. Понедельник. Осень. Туман…

Туманное, осеннее утро понедельника…

Однажды осенью, туманным утром понедельника, Филолог по обыкновению был не в духе. Собственно весь этот антураж, туман, утро, осень был образом унылого состояния. В попытке взбодриться По заварил себе кофе. Откинувшись в кресло, Филолог открыл ноутбук. Как и каждое утро понедельника, по заведённой привычке он стал просматривать недельные отчёты отдела. Работ было мало. Две трети всего отчёта занимала работа Ермакова «Образно-энергетическая этимология русского слова».

- Как ты за долбал! – пробурчал По, сглотнув живительный отвар.

Пролистав двадцать три страницы этой «ментальной нетленки», Филолог не на шутку возбудился. Редкое чтиво могло заставить его встать с кресла и начать измерять шагами кабинет.

- Вот же, стервец! – Филолог закипал на глазах. Даже одинокий кактус на подоконнике стал осознавать себя мягким и пушистым.

- Нет. Ну я всё понимаю. А Иван Андреевич куда смотрит? – продолжал бурчать По, набивая табаком курительную трубку. Закурив, он рухнул в кресло и снова принялся читать работу Ермакова. И даже что-то выписывать в блокнот. Минут через двадцать, немного успокоившись, взяв блокнот Филолог вышел из кабинета.

Было утро, понедельник, осень, туман. Если бы Ермаков был прозорлив в прогнозе погоды, то скорее всего он бы не стал публиковать свой отчёт. Но прогноз погоды был не его конёк. И ему ничего не оставалась как сказать: «Войдите!», когда в дверь его кабинета постучали.

- Здравствуй Петрович. – Филолог По возник в дверях.

- О! Филолог! Как неожиданно. Доброе утро! Проходите. – Илья Петрович Ермаков был на редкость учтивым человеком.

- Хотелось бы, чтобы оно было добрым. – ответил Филолог. За пять лет работы в отделе «лингвофриковых инноваций», По впервые был в кабинете Ермакова и с любопытством разглядывал интерьер. – Поразительно!

- Это Вы про что? – спросил Ермаков.

- Да, вот про всё это! – По обвёл рукой пространство кабинета. – Вот смотрю на весь этот вычурный порядок у тебя, и как-то он диссонирует с бардаком в твоей голове.

- Простите? Не понял, с каким бардаком? – напрягся Петрович.

- Имел неосторожность ознакомится с твоим последним опусом…

- Не знал, что Вы читаете мои работы, - воодушевившись улыбнулся Ермаков.

- Не читаю, - продолжал По. – Я же сказал, имел неосторожность.

- Жаль, но всё равно приятно, что читаете по неосторожности. Может кофе?

- Если можно, я закурю. – Учтивость Ермакова начинала раздражать Филолога.

- Вообще-то я не курю. И…

- Вообще-то я пошутил, - вымучил улыбку По. – Вот скажи мне Илья Петрович, что такое ОБРАЗ?

- В смысле?

- В простом. Ты вот пишешь. – Филолог достал блокнот из внутреннего кармана пиджака и стал читать вслух. – «Слово имеет смысл, заключённый в образе, который оно создаёт». Так вот я и спрашиваю, что ты понимаешь под словом ОБРАЗ?

- А, ОБРАЗ! Ну образ это…

- И я о том же, - нарушил затянувшеюся паузу По. – Ты побил все рекорды повторяемости одного слова в своём «шедевре», но даже не можешь объяснить его значение! – несколько повысив голос укорил Филолог. И стал разглядывать книжный стеллаж.

- Могу! – возразил Ермаков, - Вы просто не дали мне сказать!

- Не стоит. Ничего путного ты не скажешь. Где тут у тебя толковый словарь? А! Нашёл. – По снял с полки толстую книгу. Открыв на нужной странице, он протянул её Ермакову. – Ого! На, читай вслух.

ОБРАЗ, -а, мн. ч. -ы, -ов, м.

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему ~у и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В ~е кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый ~ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит ~ами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

- Ну, вот. Всё верно. Примерно это я и имею ввиду. – закончил Ермаков.

- Нет-нет. Там действительно всё верно, потому что написано людьми, которые прекрасно разбираются в языке. А вот, как считаешь ты, - Филолог заглянул в блокнот и стал цитировать:

«ОБ-РА-З – созданное под внешним влиянием или воздействием собственным воображением человека некое впечатление, замкнутое на самом себе и имеющее свойство храниться определённым путём в памяти человека. Энергия высшей реальности (в данном случае) РА в момент создания образа закрыта замком -З и расходуется обычно напрасно. Или можно так сказать - образ есть некоторое малое ОБ РА(зование), или часть какого-то РА, ограниченное в своём представлении и воображении. Ограничение здесь ставит буква -З».

- Фух, вынос мозга! – подытожил По. – Вот это я имею ввиду, говоря про бардак в твоей голове.

- Если Вы не способны понять элементарные азбучные истины, это Ваша проблема, - парировал Ермаков.

- Что бы это понять, я должен стать дебилом!

- Позвольте, я Вас не оскорблял! – возмутился Илья Петрович.

- Я тебя тоже. Мне, по большому счёту наср… наплевать, что ты там пишешь. Беда в том, что весь этот бред ты публикуешь. И люди это всё читают. Ты вообще слышал о моральной ответственности перед читателями? Нет? Кто это по-твоему всё придумал, аналитический отдел неолитических шифровальщиков? Энергия высшей реальности – это что за хрень? А где энергия низшей реальности и сколько ещё реальностей? И кто её закрыл? Если ты не в курсе, то в слове ЗАМОК начальный звук относится к приставке. Слышал такие слова как ЗАМКНУТЬ, ПРИМКНУТЬ, УМЫКНУТЬ? Иии…почему у тебя в кабинете нет второго стула?

Да…я не знаю, он мне не к чему, - Ермаков явно был не готов к этому разговору.

- Так вот, слушай. Я понимаю, что утолить твоё лингвистическое невежество, задача из разряда невозможных. Поэтому всего лишь маленький ликбез. Чтобы ты больше этой сакральной мутотенью про высшие реальности не страдал, - Филолог подошёл к окну и присел на подоконник.

- Поверь, я прекрасно тебя понимаю. – несколько успокоившись продолжил По. - Корни твоего мракобесия растут на поле замшелых представлений современного языкознания о языке, и о русском языке в частности. Собственно и я здесь оказался по тем же причинам. Однако это не означает, что нам позволительно поиск истины превращать в праздник абсурда.

- Каждый человек имеет право на свою точку зрения. – Высказался Илья Петрович.

- Тут ты прав. Дураком быть не запретишь. – Филолог умерил либеральный зачин Ермакова.

- Сами Вы Филолог – дурак!

- И тут я с тобой соглашусь, - немного призадумавшись ответил По. – Дурак, что пришёл к тебе! Нет глупее и бесполезнее занятия, чем пытаться научить дурака! Но коль скоро я здесь, то скажу ради чего пришёл. А пришёл я сбросить навет сакральности и ареол таинственности, покрывший так любимое тобой слово ОБРАЗ. Во-первых, откуда эта таинственность? Тут вообще всё элементарно. Чем дольше слово присутствует в лексике, тем больше начинает применяться не по прямому значению, а в отвлечённых фразеологизмах. Тем самым размывается его конкретика и слово приобретает многозначность, зафиксированную в толковом словаре. Эта семантическая неопределённость и создаёт ареол таинственности, который ты с успехом эксплуатируешь в своих писульках. Что же до этимологии слова ОБРАЗ, то тут всё ещё проще. Я поражаюсь почему никто не хочет читать по-русски? РАЗ в русском языке «один, единица». Следовательно, ОБ+РАЗ – «объединение»! И если это исходное значение подставить в твою сакраментальную фразу: «Слово имеет смысл, заключённый в объединении, который оно создаёт». Вся её абсурдность - вылазит наружу!

- Вообще-то слово РАЗ образует глагол РАЗИТЬ, и имеет древнее значение «удар», а не «единица». – Ермаков попытался блеснуть лингвистическими познаниями, подсмотренными у Фасмера.

- Тут ни чего удивительного нет. В русском языке существует смысловая аналогия между значениями «единица» и «удар». Взять к примеру: КОЛ – «единица» и КОЛОТЬ.

- Да, единица просто по написанию похожа на заострённую палку, вот и вся аналогия.

- Я тебя огорчу, всё гораздо сложнее. Я знаю какое изначальное значение скрывается под русским словом КОЛ. Поэтому повторюсь, дело здесь не в том, что изображение «единицы» похоже на острую палку. Правда изначальное значение РАЗ – мне неизвестно. Но тут и не требуется выходить за рамки русского языка потому как приставка ОБ, это русская приставка. А в русском языке РАЗ – «единица». Значит ОБРАЗ – «объединение». ОБРАЗовать государство – объединить разобщённые племена под одним началом. Получить ОБРАЗование – сконцентрировать знания из различных научных областей, понимаешь?

- Погодите. – Ермаков заглянул в открытый толковый словарь. – Как вот: «Живое, наглядное представление о ком-чём-нибудь. Светлый образ матери», связано с объединением?

- Да не только матери. Любой образ связан с объединением. Это концентрация в одном, всех черт присущих данному типажу. Вот мать она какая? Добрая, ласковая, отзывчивая, мудрая, сострадательная, заботливая, аккуратная…

- Умеет вкусно готовить. – Илья Петрович внёс свою лепту.

- И это тоже. Все эти характеристики – образ матери. Но в реальной жизни за редким исключением, трудно встретить женщину, в которой бы всё это сочеталось. Равно как и образ героя или врага. Это идеализированная форма, в которой соединены все свойственные качества. Или вот мы говорим о живописи. Вроде как автор создал замечательный образ. Я как-то был в Плёсе, где в своё время творил Левитан. Когда я взобрался на тот холм, где писалась «Над вечным покоем», первое что хотелось сказать: «да, тут всё не так!». Потому что Левитану для создания образа «вечного покоя» пришлось изменить ландшафт. Сделать его более широким, необхватным, величественно незыблемым. Или возьмём образ героя…- По задумчиво поднял глаза в потолок.

- А! Скульптура «Давида» Микеланджело. Да, на земле сыщется всего пару человек с такой идеальной и пропорциональной фигурой. А про правильные черты лица, я вообще молчу. Вот образ героя, понимаешь? Тут даже подписывать название не надо. Достаточно взглянуть и будет ясно что это герой. Поэтому Илья Петрович, заканчивайте морочить людям голову всякими словообразами! Если слово и является образом, то только приставки, корня и суффикса.
 
Закончив фразу, Филолог По вышел из кабинета Ермакова и закрыл за собой дверь.

Было утро, осень, понедельник, туман…


Литература:
1. «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера
2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»