Стр 20 инженер-полковник Коновалов

Лариса 13
ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК КОНОВАЛОВ  (автор статьи Л.Ю.Цветкова)

  С 1920 года Павел Иванович Коновалов – красноармеец Первого запасного полка Второй литерной роты города Москвы. Ему – 19, а он уже успел поработать учителем  в Молоковской школе Мусорской волости. В 1919-ом вступил в Воскресенскую ячейку РКПб, перед уходом на военную службу исполнял обязанности волостного, а затем уездного комиссара. Пополнив ряды Красной армии, наш земляк, имевший опыт партийной работы, сразу был назначен политруком роты.

  «Раз в неделю мы, политработники, собирались в клубе полка на занятия, - вспоминал Павел Иванович в мемуарах. – Проводились они ни кем-нибудь, а ближайшей соратницей вождя – Розалией Самойловной Землячкой. Моя активность на тех встречах была ею подмечена и в конце третьего или четвертого урока она сказала: «Следующее занятие пройдет без меня и проведет его Коновалов». Тогда я настолько поверил в свои способности агитатора и пропагандиста, что все последующие годы уже не боялся выступать ни перед какой аудиторией. Как-то комиссар полка на партбюро ячейки вручил мне (единственному из гарнизона) пропуск на заседание членов ЦК РКПб в Дом Союзов и сообщил, что там будет присутствовать Ленин. Собравшиеся встретили Владимира Ильича аплодисментами. Зал впитывал каждое его слово».

  Зимой 1921-го Коновалов принял должность комиссара 5-го стрелкового полка и одновременно был избран депутатом в Московский совет рабочих и красноармейцев. Затем нашего героя перевели в Архангельск, где непродолжительное время он заведовал бригадной партшколой. После ее расформирования получил направление в 18-ю строевую дивизию города Ярославля. В это время в армии наряду с новобранцами продолжали нести службу и те, кто был призван еще в 1914 году. Они с трудом выдерживали неустроенность солдатского быта и с нетерпением ждали разрешения вернуться к родным. «Нужно было как-то исхитриться и заставить полуголодного красноармейца, получающего из дома письма с сообщениями о полном разорении хозяйства, служить далее. Вот чем я занимался», - описывает свои рабочие будни политрук. В этой же дивизии Коновалов встретился с другом детства – Шуркой – сыном Кирьяна и Марии Малышевых из Новой Деревни. Пользуясь служебным положением, Павел Иванович помог тому демобилизоваться раньше срока.

  «В Ярославле я встретил людей, всерьез читающих стихи, - повествует далее автор. – Там впервые услышал о Есенине, Блоке, Брюсове и стал завидовать более эрудированным товарищам, тянуться за ними и постигать таинство декламации. Особенно памятным для меня стал вечер, когда я попал в Волковский театр на выступление Маяковского. Как сейчас помню его стройную, высокую и ладно скроенную фигуру, а главное – манеру чтения стихов. Я был потрясен».

  Почувствовав у себя нехватку знаний, Павел Коновалов уволился из РККА в запас и в 1928 году поступил на строительный факультет Ленинградского политехнического института, продолжая и здесь вести активную партийную работу. Через четыре года, защитив с отличием диплом, он стал аспирантом кафедры «Архитектура промышленных сооружений» и занялся преподавательской деятельностью при родном институте.
  В это же время у Павла Ивановича от чахотки умерла жена Анастасия. Затем он женился вновь. Во втором браке у Коновалова появились еще двое детей – Роллан и Ирина. «Для меня не было более уважаемой женщины, чем моя Сонюша, - писал на склоне лет любящий муж. – Она мне всегда была дорога и ни с кем несравнима».

  В 1933 году в институт пришла заявка из Горвоенкомата на выделение главного инженера в формировавшийся 21-й Отдельный инженерно-строительный батальон Наркомпищпрома и новоиспеченного преподавателя деликатно вернули на службу в армию. Весной 34-го в составе своей части Павел Иванович погрузился в эшелон и тронулся в неизвестность. Весь апрель он провел на колесах, следуя с батальоном на Восток. Выгрузились в Никольск-Уссурийске, где по распоряжению Микояна должны были возвести с нуля сахарный завод. Задача оказалась не из легких, и при ее выполнении инженеры столкнулись с рядом серьезных трудностей.

  «С грехом пополам и поднатужившись, но завод мы поставили, - рассказывал позднее Коновалов в своей книге «История одной жизни». – Наконец, был получен первый на Дальнем Востоке сахар, и в феврале 1936 года я отправился в командировку в Москву на предмет вручения Анастасу Ивановичу литровой банки с нашим продуктом. Через два года мне снова пришлось быть на приеме у наркома, теперь уже рыбной промышленности. На этот раз я докладывал жене Молотова о завершении строительства холодильника на станции Амур под Хабаровском».

  В 1939 году Павел Коновалов был переведен на работу в штаб 2-ой Особой Краснознаменной дальневосточной Армии. «Летом получил приказ за подписью командарма второго ранга Ивана Степановича Конева, гласивший о моем назначении на должность главного инженера и заместителя начальника квартирно-эксплуатационного отдела армии, - делится воспоминаниями тех лет наш земляк. – Более несуразной и малоприятной работы я еще не знал».
  С будущим маршалом Коновалов часто встречался на служебных приемах с докладами. Вот как он вспоминал о своем незаурядном начальнике: «Человек большой работоспособности, суровый и требовательный к подчиненным, организатор и администратор высокого уровня. Нужно сказать, что даже в то время все перед ним дрожали. На заседаниях военного совета никто и никогда своей точки зрения, хотя бы в мелочах отличавшейся от мнения командующего, не решался высказать. Он был честен и прямолинеен. Ко мне Конев относился хорошо. Возможно потому, что я имел солидный партийный стаж, а в штабе прослыл своеобразным эрудитом».

  В октябре 1940 года Павел Коновалов был переведен в Ленинград и назначен преподавателем инженерных курсов по усовершенствованию командного состава Красной армии (ИКУКС КА). Летом 41-го, получив отпуск, он отправился в Новинку Сарского края навестить мать – Екатерину Филипповну Смирнову. 21 июня прибыл в деревню. «О нападении Германии я узнал случайно, прослушав речь Молотова по детекторному приемнику, смонтированному моим отчимом Николаем, - пишет автор в своей книге. – Мы все считали, что война продлится месяца три – четыре». В тот же день Павел Иванович поспешил обратно в Ленинград, где продолжил вести курсы. Занятия теперь длились не 6 часов в день, как ранее, а вдвое дольше. Вскоре поступил приказ об эвакуации учебного заведения. «Для ИКУКС  был выделен эшелон. В самый последний момент перед захватом немцами станции Мга мы проскользнули к Волхову и взяли путь на Кострому». Здесь Коновалов с коллегами готовили для фронта командиров саперных и инженерных войск. В 43-ем ИКУКС были преобразованы в Высшую инженерно-минную офицерскую школу, и Павел Иванович возглавил в ней кафедру «Мостов и переправ».

  За годы войны наш земляк  дважды выезжал в зону боевых действий. В апреле 43-го он был направлен в распоряжение начальника инженерных войск Ленинградского фронта и назначен помощником командира 3-й понтонно-мостовой бригады. В ее задачу входило: навести и содержать в исправности наплавной мост в устье Невы у Шлиссельбурга. Работы проводились под бомбардировками вражеской авиации. Через 4 месяца новое командировочное предписание – на Первый Белорусский фронт. Здесь предполагалось использование инженера на участке переправ Днепр – Сож. «Местность была освобождена совсем недавно, дороги и все, что только можно, разбито, - описывал позднее Павел Иванович увиденные им в те дни картины. – Деревни сожжены. Почти у каждого местечка на телеграфных столбах покачивались повешенные факельщики. Неубранные трупы немецких солдат вдавливались проходящими машинами в оттаявший грунт…».

  В какую бы инженерную часть не заводили фронтовые дороги нашего героя, повсюду он встречал бывших учеников. «Через мои руки прошли сотни командиров и офицеров, и уже это одно говорит о том, что я работал не без пользы для Победы».

  После окончания войны штаб инженерных войск предложил Павлу Ивановичу составить учебник для младших командиров  по работе с легкими понтонно-мостовыми парками, и он не отказался. В 1946 году им был заключен договор с «Воениздатом», и уже через год книга вышла в свет. В 47-ом приказом военного министра инженер-полковник Коновалов был назначен преподавателем кафедры мостов и переправ Ленинградского инженерно-строительного института. Отсюда наш герой и ушел на заслуженный отдых. Павел Коновалов прожил 87 лет. В последних дневниковых записях, подводя итоги своей жизни, ветеран заключил: «Прихожу к выводу о том, что я принадлежу к числу удачливых людей».

  Л.Цветкова, 2019 г.

На фото:
- П.И.Коновалов в 1977 году;
- 1923 год: Ярославль. Партийные работники 18-ой дивизии;
- 1927 год – семинар партработников;
- 1928 год;
- 1932 год – Павел Иванович с женой Софией;
- 1950 год – в кругу семьи;
- 1935 год.