Собрание сочинений Бунина

Владимир Рабинович
Собрание сочинений Бунина
------------------------------------------------
- Бунина не дам! - сказала библиотекарша Томка категорически.
- Почему? – спросил я.
Мы стояли в узком промежутке между полками так близко, как будто танцевали. Томка касалась меня то ногами, то животом. Прошлым летом в пионерлагере я танцевал с девочками из первого отряда медленные танцы с прижимом и знал все эти женские штуки.
Томка старше меня, ей уже восемнадцать, может выходить замуж без разрешения родителей. В прошлом году поступила в пединститут на библиотечный заочно и теперь работает в нашей школе. Томка мне нравится, у нее красивые руки. И я ей нравлюсь. Она призналась после одного разговора, что я покорил ее своим умом. Я пишу ей контрольные работы для института по истории и литературе, за это могу брать сколько угодно книг без очереди и Томка никогда не торопит с возвратом.
Однажды она ехидно спросила, почему в учетной книжке я записан как русский, хотя все знают, кто я по национальности. Я сказал, что это было давно, когда я еще учился в восьмом классе и теперь я бы никогда этого не сделал. Она спросила: «Хочешь исправить?» Я гордо, как мой любимый герой Ной Аккерман, сказал: «Да!» Она засмеялась и сказала: «Национальность исправлению не подлежит. У тебя абонементная книжка кончается. Будешь заводить новую, запишешь, что захочешь».
У нас была дружба. После школы я сидел в библиотеке, читал или делал уроки, а потом провожал ее до троллейбусной остановки. Были доверительные, в разговорах отношения, а сейчас он вдруг сказала, что не даст мне Бунина. Первое зеленое 1953 года издание Бунина с предисловием Твардовского стояло в отдельном шкафу вместе с собранием сочинений Сталина, Мопассана и трехтомником Мао. Шкаф закрывался на ключ.
- Почему? – спросил я.
- Маленький еще, - сказала она.
- Мне уже шестнадцать.
- Докажи, - сказала Томка.
Я достал из портфеля паспорт, который получил совсем недавно и теперь носил с собой на случай, если контролерша в кинотеатре усомнится в моем совершеннолетии. Томка взяла паспорт и зачем-то принялась его листать. Сказала с ядовитой улыбкой:
- Документ не действителен. Отсутствует прописка. Какие у тебя есть ещё доказательства?
И тогда я взял и поцеловал ее голую руку возле самого плеча.