Под стук колес сбываются мечты

Татьяна Шахлевич
               
 Когда-то наше село было центральной усадьбой богатого колхоза "Борьба за мир". Колхоз давно рассыпался на мелкие осколки, а стела, сооруженная студенческим стройотрядом, до сих пор гласит: "Борьба за мир". Правда, сверху появился рукописный вариант: "Борьба за выживание". Вот и получается, что у кого-то вся жизнь - игра, а у нас - борьба. Боремся то с засухой, то с колорадским жуком, то с бездорожьем. Сейчас боремся (просто воюем) за урожай. Пора убирать зерновые, а комбайнов нет. Вернее, на четыре села имеется у частников два комбайна, и то один постоянно ломается. У мужиков началась паника: если не убрать в течение недели, то половина урожая осыплется. Мой муж договорился с механизатором из соседнего района. Только заехал агрегат в поле, не намолотил и бункера, как пошел дождь. Теперь началась истерика у меня. Сколько можно зависеть от кого-то? Пора иметь свой собственный комбайн! Где взять деньги? И тут меня осенило: нужно написать востребованную книгу, заключить с издательством договор, получить гонорар. Что для этого требуется? Правильно, вдохновение и уединение.

 Я нахожу свою нижнюю полку в плацкартном вагоне, усаживаюсь ближе к окошку. На душе радостно и тревожно. Жду попутчиков.
- Здравствуйте, какой новенький вагон! - восторгается старушка и ставит небольшую сумку на противоположную полку. Следом заходит девушка с чемоданом на колесиках.
- Давайте знакомиться, - говорит женщина. - Меня зовут Мария Николаевна, это моя внучка Наташа.
- А я Ирина.
Поезд тронулся. Верхняя полка надо мной и боковые свободны. Шурша пакетами, бабушка с внучкой тихонько переговариваются, а я украдкой их рассматриваю. Мария Николаевна снимает куртку, платок, приглаживает непослушные с кучерявинкой волосы, обтягивает легкий, но теплый свитерок нежно-салатового цвета, поправляет юбку и садится. Наверное, ей около семидесяти пяти, прикидываю я. Глаза ясные, светло-карие, под стать каштановым волосам. Бабушка сразу располагает к себе. Внучка стройная, симпатичная, одета стильно.
- Давненько я поездом не ездила, - заводит беседу Мария Николаевна, - думаю, это мое последнее путешествие.
- Нужно говорить крайнее, а не последнее, - поправляю я.
- Вы суеверны?
- Есть немного. Произнесенные слова могут исполниться.
- Согласно правилам русского языка, крайний - это стоящий на краю чего-либо. Например, крайний дом, - сказала Мария Николаевна.
- Вы учительница?
- Была когда-то учительницей начальных классов. Если хотите, расскажу свою историю.
- Бабушка, ну что ты грузишь человека ненужной информацией, - вступила в разговор молчавшая до сих пор Наташа.
- Нет, нет, мне очень интересно, продолжайте, Мария Николаевна,- попросила я, надеясь, что вдруг пригодится для моего будущего романа.
Бабушка положила руки на столик, уселась поудобнее и, глядя на мелькающие пейзажи за окном, начала рассказ.
- Первая моя поездка по железной дороге случилась в 1950 году, когда мне было пятнадцать лет.
- Погодите, - воскликнула я,- значит, вам сейчас восемьдесят четыре!
- Как быстро вы посчитали,- сказала Наташа.
- С математикой я дружу.
- Да, Ирина, надеюсь, отмечу и восемьдесят пять. Так вот, родилась я в Чувашии, в русской деревне. Жили мы бедно. Отец погиб на фронте в сорок четвертом году. А в пятидесятом началось организованное добровольное переселение колхозников в Крым. Специальный гонец-агитатор рассказывал нам, как хорошо живется в Крыму: тепло, сладкие яблоки, виноград Кишмиш. Ешь вволю. Меня тогда удивил сорт винограда. Я вообще думала, что название состоит из двух слов "Кыш, мышь". Восемь семей из села решились на переезд, в их числе и наша мама с отчимом и тремя детьми. Вот тогда я впервые увидела поезд. За нашим вагоном следовал товарный с лошадьми и коровами, но это была не наша скотина. Всего из Чувашской АССР переехало в этот год 106 семей. Так мы оказались в крымском селе, где уже жили переселенцы из Ростовской и Курской областей в домиках депортированных греков, болгар, татар.

 Пока Мария Николаевна делилась воспоминаниями, Наташа переоделась, аккуратно повесила одежду на плечики и спрятала в прозрачный чехол. Принесла чай для всех, достала пряники, сыр, яблоки и предложила сделать паузу.
- А потом меня направили на учительские курсы, - продолжала Мария Николаевна, - и в поезде я познакомилась со своим будущим мужем.
- Дайте угадаю: он возвращался из армии, или был геологом, или проводником, - не терпелось мне проверить свою интуицию.
- Нет, Ирочка, он был трактористом, жил в соседнем селе, а в тот день ездил в больницу проведать мать. Можно сказать, что под стук колес свершались важные события в моей жизни. Я ведь и первенца своего родила в поезде.
- Да вы что! - не переставала я удивляться.
- Бабушка, хватит на сегодня воспоминаний, а то давление повысится, сердце заболит, - Наташа строго глянула на меня . - Вы, Ира, куда едете?
- В санаторий.
- Это хорошо. Отдохнете, сил наберетесь.
- Честно сказать, я планирую там в уединении написать хороший роман, чтобы получить за него гонорар. Хочу мужу подарить комбайн, - призналась я.
- Кухонный комбайн?- улыбнулась Наташа.
- Зерноуборочный.
- Ну вы и размечтались!
- Ира, какая у вас профессия? - спросила Мария Николаевна.
- По специальности я зоотехник, но после закрытия ферм в нашем районе, выучилась на библиотекаря.
- Вы уже где-то печатали свои произведения? - допытывалась Наташа.
- Небольшие заметки, очерки в местной газете публиковала. Хочу попробовать что-то серьезное, захватывающее, правда, не знаю, какую тему выбрать.
- Какая же вы наивная, - хмыкнула Наташа и уткнулась в планшет.
- Ирочка, делайте, что задумали. Вдруг получится. Под лежачий камень вода не течет. Я, когда заочно училась, на сессии ездила зимой и летом, столько разных людей в поездах встречала. Замкнутых и открытых, ворчливых и улыбчивых, пессимистов и оптимистов. Последние мне более по душе. Вы оптимистка, и это здорово!
- Мария Николаевна, расскажите уже про роды, не томите.

- Летнюю сессию я сдала досрочно. Преподаватели отнеслись ко мне снисходительно, потому как живот был большой, меньше месяца оставалось до родов. Сижу в вагоне довольная, радостная. Представляю, сколько могу еще дел дома переделать. Вдруг стали отходить воды, но я тогда еще не знала, что так бывает. Просто часто бегала в туалет по маленькой нужде. Проводница заметила, что я уже от туалета не отхожу, расспросила, какой срок, какая беременность. Посоветовала в трусы полотенце подложить, чтобы не бегать каждые пять минут. Она-то мне и объяснила про воды. Приказала не рожать до станции. Вскоре у меня начались схватки, я корчилась от боли и зажимала рот, чтобы не орать. Меня отвели в купе проводников. Прибежал бригадир поезда. Проводница велела лежать или стоять, только не сидеть, чтобы не навредить ребеночку. Все надеялись, что за полтора часа (столько оставалось до остановки) я не рожу. Судьба распорядилась иначе. На свет появился мой сынок. Не буду рассказывать, каких страхов я натерпелась. На станции меня ждала скорая помощь. Через трое суток муж увез нас с малышом домой. Спасибо проводнице, что приняла у меня роды. Жаль, не узнала ее фамилии.
- Бабушка, ложись, пора отдохнуть. Впереди большая станция, зайдут пассажиры, начнется суета. Я прогуляюсь по перрону, что тебе купить? - спросила Наташа.
- Возьми "Комсомолку", хочу почитать.

 Наташа оказалась права. Зашло много людей, на верхнюю полку положил вещи симпатичный мужчина средних лет, высокий, худощавый. Наташа подала бабушке "Комсомольскую правду", себе купила "Литературную газету".
- Неужели вы еще верите тому, что пишут в этих газетенках?- мужчина нервно повел плечами.
- А вы что предпочитаете? - спросила его Мария Николаевна.
- Я вообще не читаю, дозированно смотрю новости. Мне мои нервы дороже. Кругом один обман, нас за лохов держат, - и тут он разразился такой тирадой, что досталось и президенту, и правительству, и депутатам, и местному начальству.
- В наше время говорили: критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, - сказала Мария Николаевна.

Попутчик молча занял свою полку. Часа два у нас было тихо, каждый занимался своим делом. Вечерело. Мне захотелось перекусить. Взяла кружку и пошла за чаем. Из соседнего купе солдатик заливал кипятком лапшу. Поравнявшись с юношей, я уловила запах спиртного. Бабушка с внучкой тоже решили поужинать. Пригласили соседа сверху, но он отказался. Мы слушали песни по радио, тихо беседовали о том, как изменились вагоны, стали удобнее полки, легче матрасы, появились биотуалеты, почти исчез неприятный запах. А какие молоденькие и красивые проводницы! Вежливые, внимательные. Вот в нашем вагоне Анечка, стройная, фигуристая, глаза большие и добрые. Так ей идет форма! Наташа рассказывала о "Сапсанах", двухэтажных поездах.
Вдруг за перегородкой раздались крики, нецензурная брань, кто-то кого-то успокаивал, кто-то предлагал вызвать наряд.
- Ой, это, наверное, солдатик буянит,- предположила я.
- Мужчина, помогите успокоить пассажира, - обратилась к нашему попутчику женщина с боковой полки.
Сосед нехотя слез, сделал один шаг в сторону шумного купе и заорал визгливо:
- Эй, придурки, хотите, чтобы вас высадили? Прекратите немедленно!

На несколько секунд воцарилась тишина, а потом в два голоса послышался такой кучерявый мат в сторону нашего соседа, что он быстро забрался на свое место. Опасный очаг разрастался, грозя вовлечь новых участников конфликта. Я представила, что на месте дебошира мог оказаться мой сын, и пошла разруливать ситуацию. Два парня вцепились друг в друга. Бледный солдатик тряс своего оппонента за грудки, а тот крыл его матом. Их попутчики благоразумно удалились и на расстоянии пытались утихомирить, кто-то направился за проводником.
По коридору решительно шла Анечка, красивая, строгая. Пассажиры расступились.
- Мальчики, - сказала она уверенно и достаточно громко, - кто поможет мне открыть купе? Скоро остановка, а дверь заклинило.
Тишина. Слышно сопение драчунов. Анечка взяла за руку солдата и повела за собой. Второй сел, выпил из бутылки воды, окинул взглядом соседей и улегся на свою верхнюю полку. Минут через десять пришел солдат со стаканом чая. Ночью было спокойно.

 Утром Наташа протянула мне "Литературную газету" со словами:
- Ирина, у вас появился маленький шанс, чтобы осуществить мечту и скопить средства на комбайн. РЖД и газета проводят конкурс художественных произведений о железной дороге. Победители получат денежные призы.
- Обязательно поучаствуйте в конкурсе, Ирочка. Дорогу осилит идущий. Забирайте газету и сегодня же, как поселитесь в санатории, приступайте к созданию рассказа, - улыбнулась Мария Николаевна. - Мечты должны сбываться.

 Мы тепло попрощались. Я вышла на следующей станции, а бабушка с внучкой поехали на свою малую родину, в Чувашию.