Книга 1. Клубничное варенье, эпизод 2

Татьяна Влади
В полиции Гликерия сначала сделала то, что всегда делала после посещения тёти: она переподарила тётин подарок дежурному для протирки мотора, который он ремонтировал каждую неделю и поэтому остро нуждался в ветоши. Договорившись по телефону о нескольких встречах и узнав, что совещание у майора Хромченко назначено после обеда, Гликерия решила в оставшийся промежуток времени выпить кофе.
В «Клубничном кафе», как и вчера в это время, не было посетителей. Гликерия села на уже привычное для неё место за стойкой. Почти сразу к ней вышла вчерашняя барменша.
Когда она поставила перед Гликерией капучино с ржаной булочкой и клубничным вареньем, Гликерия увидела, что барменша приготовилась что-то сказать.
 ;  Вы вчера ушли из-за меня, то есть из-за моего рассказа?  ;  спросила она.
 ;  Нет,  ;  ответила Гликерия,  ;  мне надо было на работу.
 ;  Психологи посоветовали мне говорить с людьми. Они сказали, что мне будет легче. Но мне не легче. Мне легче, когда мне удаётся выдавить эти мысли из головы целиком, то есть, тогда, как будто бы ничего и не было. Но эти периоды очень кратковременные. Меня никто не понимает. Мужчины, женщины, даже самые близкие, они не понимают в принципе, о чём я говорю. Представляете? Они тему разговора не понимают! Друзья, что такое друзья? Они просто наблюдают твои страдания, с ними я ощущаю себя скорее клоунессой или зверьком в зоопарке. Мне даже пришла в голову мысль, что может быть, стоит говорить с незнакомыми людьми, как, например, с Вами.
Барменша замолчала, переводя дух.
 ;  Поэтому я начала курить,  ;  продолжала она,  ;  чтобы было больше периодов забвения. Хотите ещё чего-нибудь и можно я закурю?
 ;  Курите. А мне ещё один капучино,  ;  сказала Гликерия, подумав.  ;  Вы не могли бы описать, что точно Вы хотите забыть.
Её собеседница закурила сигарету, затем посмотрела Гликерии в глаза.
 ;  В том то и дело, что то, с чем столкнулась я, как бы не существует. Разве можно от каждого требовать, чтобы он сам себя лечил? От больных этого не требуют. А от таких,  как я, требуют. Хотите ещё капучино?  ;  спросила она и, не дожидаясь ответа, забрала на треть отпитую чашку и поставила перед Гликерией новую.  ;  Строго говоря,  ;  продолжала она,  ;  диагноз установлен, у меня постнатальная депрессия. Первый, с кем я пыталась говорить, был мой муж. Я описала ему, что испытываю чувство самопотери, так, как будто мною всей каждый день моют пол, и я пытаюсь после этого отмыться, но не могу. Он свысока смотрел на меня и хихикал. Иногда сочувственно качал головой. И в какой-то момент я спросила себя: и это  ;  близкий человек? Чем он ближе мне, чем любой проходящий мимо? И зачем мне как-то учитывать его чувства, если он не учитывает мои?
В кафе зашли двое посетителей и у стойки заказали себе обед и напитки. Гликерия поднялась со своего места и хотела расплатиться, но барменша сказала, что дарит ей сегодняшний завтрак и пожелала хорошего дня.    

В полиции её уже ждали. Перед кабинетом сидела полная фигура в сером, с могучей головой и короткой стрижкой. Зайдя в кабинет и сев за стол напротив следователя, она продолжала смотреть в сторону.
 ;  Здравствуйте,  ;;  сказала ещё раз Гликерия в надежде наладить, наконец, с посетительницей визуальный контакт.  ;  Прошу Вас рассказать, когда и при каких обстоятельствах Вы видели в последний раз Ваших сотрудников Крысинкину и Учникова.
Психиатр, не мигая, посмотрела на задавшую вопрос Гликерию.
 ;  Пару дней назад,  ;  начала она,  ;  на утреннем совещании.  ;  Не было ничего необычного.
 ;  Из-за чего их могли бы убить, как Вы думаете?  ;  спросила Гликерия.
Психиатр вздохнула. 
 ;  Мы имеем дело с не совсем адекватными или с совсем неадекватными пациентами. Может быть, кто-нибудь из них затаил обиду. Живёшь как на пороховой бочке.
 ;  Я думаю, что у Вас и Ваших коллег действительно опасная работа, может быть, такая же опасная, как моя. Однако среди жертв есть психолог и менеджер. Если я не ошибаюсь, психиатры, в отличие от психологов, хотя бы теоретически несут ответственность за свои действия. Знаете ли Вы что-нибудь об ответственности психологов?  ;  спросила Гликерия.
 ;  Насколько я знаю, её нет. Даже в случае суицида, в отличие о нас, психиатров.  Да и как её определить?
 ;  Ну, хотя бы в виде обязательной страховки для психологов. В случае суицида семья погибшего сможет получить компенсацию. В случае если пациент последовавший советам психологов, впал в депрессию, то ему можно будет выплачивать, пускай небольшую, но всё же какую-нибудь сумму.   
 ;  Наивно,  ;  оценила услышанное психиатр,  ;  может, лет через сто это и заработает.
 ;  Хорошо. Давайте отвлечёмся от моих фантазий. Среди Ваших пациентов не только больные люди. Не так ли?
 ;  Всё зависит от того, кого считать больным. Мы лечим и людей, страдающих, например, от чрезмерных страхов, склонных к самоубийству или депрессии.
 ;  Лечите,  ;  повторила Гликерия.  ;  И вылечиваете? 
 ;  Когда как,  ;  не всё зависит от нас. Я приведу Вам один пример. У меня наблюдался один пациент, страдавший постнатальным синдромом. Он не уставал повторять, что не может понять мир, в котором мужчины могут думать о сексуальном удовольствии, когда после этого такое делают с телом их женщин. Дошло до того, что он, расплачиваясь на кассе за покупку, не мог в течение десяти минут решить, что делать сначала: заплатить за покупки или положить их в сумку. Я назначила ему сильные антидепрессанты. Со временем ему стало легче.
 ;  А как он сейчас себя чувствует?  ;  спросила Гликерия.
 ;  Не знаю,  ;  спокойно ответила психиатр.
 ;  Ваши коллеги были отравлены с помощью виски,  ;  продолжала Гликерия. Скорее всего, преступник заставлял своих жертв пить отравленные виски без применения грубой физической силы.  ;  Кто на Ваш взгляд мог бы это сделать? Если никто конкретно не вызывает у Вас сомнения, постарайтесь тогда описать с Вашей точки зрения психотип возможного преступника.
 ;  А разве это не Ваша задача?  ;  спросила психиатр.
 ;  Я веду расследование. Но мне нужно знать мнения специалиста.
 ;  Моё мнение такое: каждый может стать преступником, только для одних обстоятельства
складываются так, что это качество не проявляется, другим везёт меньше. Вы же тоже
носите оружие. Уже приходилось стрелять?
  ;  Пока нет,  ;  ответила Гликерия.
  ;  Пока. В этом всё дело. Могу добавить, что никого конкретно не подозреваю. 
  ;  Это правда, что рожениц во время родов имеют право снимать на видео, даже если они не давали своё согласие?
  ;  Я не гинеколог, но насколько я наслышана, это правда.
  ;  С какой целью?
  ;  Если что-нибудь случиться, у врачей будет возможность защитить себя от беспочвенных обвинений.
  ;  Защитить себя от рожениц?  ;  переспросил Гликерия.
  ;  Что Вы удивляетесь?  ;  несколько раздражённо парировала психиатр.  ;  Разве Вы сама не носите пистолет для самозащиты?
   ;  Да, я ношу пистолет,  ;  спокойно сказала Гликерия.  ;  Но в случае, если мне придётся его применить, у моего противника не будут в тот момент раздвинуты ноги.               
Психиатр наградила свою собеседницу длительной презрительной улыбкой.

Пообщавшись в таком же духе ещё несколько минут, Гликерии захотелось поскорее выйти из здания и немного пройтись по улице. Она вышла из отдела и прошла к Галерее. Рядом с галереей стояла добродушная мороженщица, к которой с небольшими промежутками подходили покупатели и приобретали стаканчики мороженого. Гликерия купила себе ванильное мороженое и стала, прогуливаясь, есть его, как вдруг она услышала истошные крики, доносившиеся с соседней скамейки. Бросив мороженое в ближайшую урну, она устремилась в направлении крика.
На скамейке сидела девочка и держала в руке стаканчик с мороженым. На её светлом платье было свежее пятно  ;  очевидно, она капнула мороженым. Её мама ритмично била девочку газетой, в том числе и по лицу, выкрикивая проклятия. Девочка сидела с обезумевшим лицом, истошно крича. Гликерия подошла к ним ближе и поймала в воздухе газету тот момент, когда она должна была вновь опуститься на лицо ребёнка.
 ;  Не надо,  ;  обратилась она к бьющей.  ;  Я из милиции и должна что-то предпринимать в таком случае. Вот я и предпринимаю. Давайте я скажу Вам, что происходит. А Вы меня исправите или добавите.
Вы полная. Я предполагаю, что Вы были тоньше, может быть, гораздо. Вы вышли замуж, потому что так поступало большинство из Вашего круга. У Вас появился ребёнок как у большинства из Вашего круга. Но самое позднее после рождения Вашего ребёнка Вы стали ощущать каждый проходящий и наступающий день не как большинство из Вашего  круга.
Сначала, Вы, как и позднее все, с кем Вы говорили о своих ощущениях, отрицали свои собственные ощущения, потому что никогда не предполагали, что можно так себя ощущать. Вы надеялись, что они пройдут, если не сегодня вечером, то завтра утром. Но ощущения не проходили, а только усиливались. Самое ужасное было, что Вы сами не могли точно описать, что с Вами происходит. Вы знали, что происходит что-то ужасное, но Вы не знали, что это и чем вызвано. Вы пытались разговаривать с людьми, но Вас поднимали на смех, включая вашего мужа.
 Прошёл год, два, потом больше. Эти годы Вы прожили в самоотстранении, как бы во сне, так, как будто Вы  ;  это не Вы, потому, что не смогли быть такой, какой стали. Потом Вы стали эти ощущения заедать, набирая вес и…
 ;  Не надо, не продолжайте,  ;  сказала мать ребёнка, садясь на скамейку.  ;  Я давно развелась с мужем. Я просто перестала понимать, кто вообще этот тип, тот, который ест, пьёт, спит и ходит в туалет в одной квартире со мной. Я стала видеть в нём соседа, с которым я вынуждена делить квартиру. Так, близкий пользователь. Вы правы,  ;  продолжила она, глубоко вздохнув, её взгляд был потухшим и безразличным,  ;  так и было. Можно мы пойдём?
Гликерия кивнула. Две печальные фигуры, одна из которых детская, встали со скамейки и медленно и молча пошли домой. Гликерия проводила их взглядом, пока они не завернули за угол здания. Ей стало муторно на душе. Она решила поднять себе настроение, померив итальянское платье. В надежде, что в этот раз будет другая продавщица, она прошла в бутик Галереи. И действительно, за прозрачной перегородкой виднелись другие силуэты. Зайдя в бутик, Гликерия обнаружила в нём двух продавщиц, занятых разговором между собой и не обращавших внимание на вошедшую. Для тренировки памяти она прочитала их бейджики с именами: одна, сухопарая с несколько лошедеподобным лицом, звалась Нанет Червяк, а другая, седая, Матата Шмидт.
 ;  Хорошее упражнение, не зря зашла,  ;  успела подумать она,  ;  и вспомнила в следующий момент, что в магазине не продаётся самый маленький размер.