Турист

Полина Гроссе
Я взял с собой все, что нужно:
– чугунную сковородку средних размеров, замотанную в пакет, так как от частого использования на огне она впитала в себя сажу настолько, что отмыть ее не представлялось возможным, хотя я допускал, что положи я ее в горную реку на ночь, бурные потоки воды и, возможно, песка отмоют ее добела;
– кофейник, а как же без кофейника? Вот выходите вы из палатки утром, светит солнце, а даже если и не светит – туман, серое небо, вдыхаете сосновый воздух, а даже если не сосновый – свежий, чуть влажный, а даже если и не влажный – разогретый утренним зноем, пахнущий цветами – выходите и первым же делом хотите кофе;
– палатку – здесь и объяснять не надо, хотя с большим удовольствием я бы спал под открытым небом, но все же долгая жизнь в городе приучила меня к страху открытого пространства, с другой стороны, в своей палатке я натянул на «полоток» сетку, так что звезды я видеть буду, а сетка настолько мелкая, что в ночи ее не будет заметно;
– кружку – обязательно железную, покрашенную плотной краской и с рисунком, у меня нарисован маленький жираф, пусть этот жираф побывает в краях, где обычно не бывает жирафов – думал я, когда ее покупал;
– спальник – а вот здесь уж объяснять точно не надо, каким бы любителем природы ты не был, замерзнуть в лесу не хочется, хотя конечно замерзшим ты можешь принести лесу больше пользы, чем не замерзшим, но опять же, все зависит от тебя самого и от тех, кто будет тебя в случае чего искать;
– фотоаппарат – обязательно с запасной батареей и хорошим зум-объективном – птичек снимать, вот представьте, прилетел к вам дятел, а дятлов у нас много видов, и хотите вы узнать, какой это дятел, а он так высоко, что его видно не отчетливо, и тут вы как достанете хороший зум-объектив и как заснимете дятла со всеми сопутствующими ему деталями так, что потом дома можно будет не только рассмотреть изображение, определить вид дятла, но и послать снимок в Нэшнл Географик, вот мечта у меня такая, чтобы мой снимок опубликовали в Нешнл Географик, а для этого главное снимать,  а для съемки главное не забывать брать фотоаппарат, запасную батарею и хороший зум-объектив;
– все для костра – это, безусловно, спички, обязательно длинные, потому что это удобно, так же розжиг и немного газеты, конечно да, было бы хорошо уметь развести огонь без розжига, но зачем тратить время на разведение огня, если лучше потратить это же время на то, чтобы огнем наслаждаться, так же к огню с собой обязательно беру треногу, на которую вешаю котелок, но в этот раз я не брал, потому что и котелка не брал, а котелок я не брал потому, что в кулинарной программе моего путешествия не предполагалась еда, приготовленная в котелке, зато вместо треноги и котелка я взял уже вышеупомянутую сковороду и решетку, которую буду использовать в качестве подставки для сковороды, но король всей моей кухонной кампании этот раз он – румяный чайник;
– румяный чайник – элемент кухни, хранящий тепло и душевность всего похода, он обладает поразительными свойствами – притягателен, собирает вокруг себя компанию, лучезарно отражает солнечный свет и главное, если смотреть на себя в его отражении, то выпуклая форма чайника всегда показывает твое лицо улыбающимся;
– небольшой набор посуды, а именно глубокую тарелку, вилку, ложку и нож, но на самом деле самым главным среди этой посуды является хороший нож: он должен быть достаточно острым и при этом достаточно компактным, при этом его размер должен совмещать в себе возможность реализации разнокалиберных задач от срезания небольших веток до чистки морковки, что, как следствие, указывает на то, что нож должен быть из хорошей стали, длиной не менее 15 сантиметров, но не более 20, с обухом толщиной не более 1 миллиметра, но не менее 0.5, лезвие должно быть без серрейтора, хотя, конечно в длительных походах с собой стоит взять и нож другой функциональности, а ко всему прочему и топор;
– топор в этом походе все равно пригодится, несмотря на то, что он не длительный, ведь не имеет смысла тащить с собой готовые дрова, когда идешь в лес, но к лесу я отношусь с особым почтением и уважением и никогда не позволю себе срезать живое дерево для костра, если, конечно, от этого не будет зависеть вопрос моей жизни в прямом смысле со всеми присущими вопросу угрозой и страхом, а сейчас топор мне нужен для того, чтобы раскромсать на щепу валежник, ведь последнюю неделю было солнечно и сухо, валежник просушен и отлично будет гореть;
– маленькую складную лопату, чтобы вырыть ямку для костра;
– фонарик на случай, если я задержусь допоздна;
– кухонные щипцы, чтобы переворачивать ими еду;
– еду: бекон, два мясных стейка, хлеб, яйца в сыром виде, огурцы, помидоры, соль, смесь для чая, запас воды на два дня, колбаса;
– подкормка для зверей, потому что я хочу отдать природе столько же, сколько она может дать мне.
Ох, и чуть не забыл, я беру с собой компас. Беру просто потому, что это круто, хотя возможно он и не понадобится, но на самом деле я просто люблю вращать его в руках и наблюдать, как стрелка остается неподвижно повернутой на север. Есть в этой неподвижности что-то вечное, даже несмотря на то, что истинный север с каждым годом сдвигается, в масштабах моих собственных перемещений север всегда остается на севере. Вряд ли за период моей жизни север настолько изменит свое местоположение, чтобы перестать быть для меня привычным севером и начать находиться где-нибудь в районе Кореи.
В целом природа севера мне очень нравится, особенно нравятся мне скалисто-песчаные просторы сосен и елей, своими корнями бурящие почву так, что воды, текущие в северных местах, ломают такие извилины, что порой эти извилины не охватить в радиус одного взгляда и приходится вращать головой по руслу туда-сюда. Лесные ручьи – отдельная тема для разговора. Я вообще очень люблю воду, чистую, прозрачную, мелкую, пусть в ней будет песчаное дно и маленькие рыбки, возможно немного ила, ведь ил помогает рыбкам выживать и питаться. Когда река мелкая, то ил не страшен – ты всегда видишь, что происходит внизу, даже если решишь пройтись по воде ты немного увязнешь в иле, ты не испугаешься и противно не будет. Вообще в таких ручейках хорошо половить рыбу, хотя мне рыбу жалко, но сам процесс нравится, есть в нем что-то вековое, исконное, как в старину добывали рыбу или даже как ее можно добывать сейчас в случае, если ты совсем не против ловить рыбу. Я лично ничего не имею против людей, ловящих рыбу, как и против самой рыбы, именно поэтому рыбу я не ловлю. Она красивая, переливается на солнце, живет не очень много и предпринимает невероятные усилия для размножения. Вот взять лосось. Лосось имеет свойство возвращаться для размножения в место, где был рожден, но, чтобы вы понимали, в течение года лосось уплывает из этого места по течению так далеко, что ему приходится возвращаться обратно достаточно долго. Обратно лосось возвращается против течения, а бурлящие воды, камни, маленькие водопады, встречающиеся на пути – все это убивает лосось само по себе, лосось просто разбивается, повреждается, истязается на пути к своему «дому», чтобы отложить там икру и продолжить этот круговорот. В Шотландии есть даже праздничный день, посвященный лососю, и по традиции в этот день в реку, где живет лосось, выливают стаканчик шотландского виски, почитая тем самым героические подвиги этой рыбы (хотя на самом деле они отмечают начало рыболовного сезона, но мне больше нравится думать, что они почитают лосось). Я не могу сказать, что мне жалко лосось – это природа, у лосося так заведено, и это лосося устраивает, однако создавать для лосося дополнительные преграды и ловушки я не хочу. Конечно, я ем рыбу, и да, покупная рыба страдает не меньше, чем если бы я ловил ее лично, но все же моей душе спокойнее, когда я понимаю, что я лично никого не убил. С другой стороны, это и моя природа, а точнее природа человека как хищного животного – есть тех, кто тебя меньше. В общем, все в природе должно идти своим чередом и когда у меня есть возможность не вмешиваться в этот черед, я с радостью такую возможность использую.
Моя любовь к воде определяет выбор направления моего похода и тем более – выбор места остановки на ночлег. В выбранном лесу есть болото, от которого вытекает множество ручейков. Я рассчитывал встать рядом с одним из таких ручейков, чтобы было чуть слышно журчание воды. Лес преимущественно сосновый, сосны высоки, а снизу их укрывает мох и низкая трава.
План был такой: это поход на два дня. Утром первого дня, лучше всего пораньше, я просыпаюсь, беру подготовленные накануне вещи, гружу их в автомобиль и еду в выбранное место. Машину оставляю в деревне, расположенной рядом с входом в лес на пути к выбранному месту. До места буду идти пешком, вещей у меня с собой не много, к тому же все вместилось в большой походный рюкзак, поэтому останавливаться на пути часто не буду. Здесь главное не наткнуться на неожиданно непроходимые участки, особенно неприятны в этом отношении низкие заросли высохшего ельника, так как в этом ельнике постоянно обитает лосиный клещ. Клещ этот людей не кусает, но постоянно цепляется то за одежду, то за волосы. И да, этот клещ летает. Думаю, описывать не обязательно, чтобы вы поняли, что встреча с этим клещом неприятна сама по себе, даже если последствий от клеща не будет. В целом я не очень люблю насекомых, но только в том смысле, что не испытываю к ним чувств умиления, как например к животным, а некоторые насекомые даже кажутся мне противными, однако я стараюсь не трогать насекомых, фактически по тем же причинам, по которым не трогаю рыб. Вообще у меня правило, что если меня не трогают, то и я не трогаю в ответ, поэтому ползущий мимо по своим делам жук никогда не встретится с моим ботинком ради забавы. В конце концов, не я то звено пищевой цепочки, которое стоит над жуком с целью его потребить, поэтому не мне решать его судьбу.
Если непроходимых участков не будет, я планировал добраться на место часа за три. Еще пол часа я буду разбивать лагерь: установлю палатку, выберу место для разведения огня, чтобы рядом не было сухой травы, чтобы можно было выкопать ямку для костра, чтобы дым не шел в палатку.
Пока я буду идти, я буду думать о разном. Например, о том, чем заняться на следующей неделе, куда бы поехать в следующий раз. Или даже про новый год, как его провести, как украсить квартиру, о запахе живой ели в доме. Или буду думать об ощущениях, о радости и тепле, рождающихся внутри из-за единения с природой, из-за прекрасного дня, из-за того, что ждет впереди.
Самым ожидаемым моментом первого дня является вечер. Я вижу этот вечер примерно так: тихо потрескивающие в огне деревяшки сопровождают лесную тишину, где-то в дали поют вечерние птицы, на огне блестя стоит чайник, пар идет из его носика и скоро он закипит, а в кружке с жирафом уже подготовлена смесь ингредиентов для заваривания (мята, чабрец, лимон и немного хвои). Вечером должно быть доедено то, что будет приготовлено на огне за день, а именно: жаренный бекон, два тонких стейка, предварительно замаринованных в красном луке, подсоленных и перченых, сам лук из маринада, поджаренный хлеб, овощной салат (хотя возможно это будут крупно нарезанные овощи).
Порядок приготовления еды на первый день следующий: как только я установлю лагерь, я должен буду отправиться собирать валежник для костра, собрав его, я разведу костер, предварительно вырыв для него ямку, расчистив вокруг него место от старой сухой листвы, а после сооружу вокруг костра из бревен основание для того, чтобы сверху положить решетку («основание» сказано громко, на деле это просто два относительно высокий бревнышка по разные стороны от костра). Когда костер будет готов, можно начать готовить еду, а после такого долгого пути до места есть к этому моменту будет очень хотеться. Я положу решетку, сверху поставлю чугунную сковороду. Накалится она очень быстро и уже через две минуты можно начинать жарить. Первым пойдет бекон. Я выкладываю бекон полосками на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы он мог спокойно ужариваться, отдавая сочный жирок и шкворча. С беконом нужно помнить одно правило – держись подальше от бекона, который жарится на раскаленной сковороде. Брызги его жирка будут разлетаться вокруг и важно не обжечься. Пока я точно не знаю, нужно ли будет переворачивать бекон, так как сильный жар костра, возможно, прожарит его и с одной стороны, но в любом случае при возникновении необходимости перевернуть бекон, я предусмотрительно взял с собой кухонные щипцы. После визуально установленного факта, что бекон готов, я сниму его щипцами и переложу в тарелку. Жирок от бекона теперь послужит мне основой для обжарки стейков и лука – выкладываю их прямо на жирок, немного распределив дрова костра, чтобы жар стал более умеренным – стейки нужно прожарить. Так как лук у меня кольцами (а лучше его делать именно кольцами, потому что он сохранит так свои хрустяще-упругие свойства при обжарке), то снять или перевернуть лук я смогу в любой момент, из-за чего выложить одновременно для обжарки лук и стейки на сковородку не самая плохая идея. Опять же, готовый лук, а в последствии и стейки, я переложу в тарелку и на том, что осталось от жирка бекона, сока лука и стейков я обжарю хлеб.
Вот с таким обедом и ужином должен будет пройти первый день моего похода. Вечером, заварив чай, доев приготовленную еду, я буду смотреть на звёздное небо, смешанное с верхушками вековых сосен, слушать тишину и вдыхать лесной воздух. После такого вечера мой сон в палатке должен быть особенно крепким, а сны - приятными.
Например, мне может присниться, как я лечу среди далеких звезд, пролетаю созвездия, которые никогда не видел, вокруг все выглядит дружелюбным, космос – большой и живой, он динамичен, я не одинок в нем. Я бы предпочел путешествовать в космосе не в одиночку, очень уж хочется разделить увиденные красоты с кем-то, обсудить их. Или мне может присниться большой луг, где пасутся коровы, которые мирно жуют траву, а в конце луга течет река и в этой реке стоит белый столик, за которым можно попить чая перед тем, как отправиться дальше в путь. А еще мне может присниться уютный семейный вечер, прогулка по парку, тепло уютного дома, камин, глинтвейн и разговоры обо всем на свете.
На второй день я собирался проснуться от того, что солнечные лучи начнут проникать в палатку через сетку в «потолке», и тем самым разбудят меня. И вот я проснусь, потянусь, вдыхая свежий утренний лесной воздух, вылезу их спальника и пойду готовить завтрак.
Дрова, оставшиеся с вечера, будут чуть влажными от росы, но это только на поверхности и уже через несколько минут огонь их обсушит. Разведя огонь, я поставлю на огонь кофейник – турку с молотым кофе, чтобы его аромат распространился по всему лесу. Кофе на огне делается быстро, поэтому важно пристально за ним следить, чтобы он не убежал. Примечательно то, что если использовать глиняную турку, то после того, как турка нагреется вместе с кофе до готовности, она продолжит как бы нагреваться еще несколько секунд даже после снятия турки с огня, таким образом кофе все равно может убежать, даже если турка уже стоит рядом с костром, поэтому важно готовя кофе в глиняной турке снять ее еще более заблаговременно, нежели обычную железную турку. У глиняной турки есть и свои плюсы – структура, нежное тепло глины очень красиво смотрятся с кофейной пенкой, образовывающейся при нагревании молотых зерен.
Когда кофе будет готов, я поставлю на огонь готовиться яичницу. Как и в первый день, сначала обжарю бекон, но на этот раз доставать его не буду и как только бекон даст чуть жирка, я залью его тремя разбитыми яйцами. Яичницу с беконом буду есть прямо со сковороды – этот способ поедания яичницы все реже по каким-то причинам доступен нам в квартирах, мы бережем сковороды, пользуемся лопатками, чтобы переложить еду, и тарелками, но только потому, что считаем, что есть со сковороды не правильно, но здесь, на природе, природа простит нам все, даже такое дикое поведение, как поедание яичницы прямо со сковороды.
После завтрака я собираюсь погулять по лесу. Я решил рискнуть, и оставить палатку и спальник без присмотра, но ценные вещи и остатки я еды я заберу с собой. Еду оставлять не стоит потому, что звери в мое отсутствие могут ее съесть, и если какая-нибудь белка не представляет для меня угрозы, то встретить лося, копающегося в моем рюкзаке в поиске яблок, я не хочу.
Для зверей я приготовил свои угощения: для лося я взял с собой спрессованный кубик соли – солонец, который подвешивается на дерево на таком уровне, чтобы лосю было удобно его лизать, для птиц я взял зерно, как впрочем и для белок, также приготовил для иных зверьков леса (опять же для белок, мышей и, возможно, зайцев) морковку и яблоки. Моя прогулка по лесу будет в сторону местных болот. На болотах я и собираюсь выложить всю подкормку – подальше от моей палатки – и помимо прочего полюбоваться видами. Болота я люблю, в них всегда есть какая-то тишина, вокруг высокие деревья, которые в верхушках своих колышутся, а внизу – неподвижная, черная торфяная вода. Сколько веков этому торфу? Болота – колыбель для многих животных и птиц. Некоторые из животных и птиц строят свои дома и гнезда в болотной траве, а некоторые после своей смерти в итоге через много лет становятся частью этих болот, лесной земли, частью деревьев, грибов и ягод, растущих в лесу, частью всего живого и в этом их вечность.
Было бы здорово увидеть на болоте какое-нибудь чудо. Может быть как в сказке, вылезет водяной и поинтересуется моими делами, расскажет мне, как ему на болоте живется, как он следит за лесом, как спасает людей и животных, попавших на болоте в беду, пожалуется на скуку, ведь люди стали реже приходить на болота и ему даже поболтать не с кем. А может чудо будет совсем простым, и я найду гнездо с будущими птенцами, порадуюсь за новую жизнь, представлю себе, как птенцы вылупятся и будут учиться летать. Хотя, конечно, чудо может быть и совсем не простым, и возможно на болоте я встречу таинственные знаки и круги, зеленое свечение, исходящее из-под воды, таинственное бурление и все мои вопросы так и останутся без ответов.
После прогулки по болотам я собираюсь исследовать вытекающие из болота ручьи. Собственно, по одному из таких ручьев я и должен вернуться к своей палатке. Я буду идти вдоль ручьев, делать фотографии всего, что встречу на своем пути. Даже самая непримечательная, совершенно обычная, такая же как тысяча других травинка – уникальна. Ее уникальность не во внешнем виде, а в ее существовании, ведь даже если она очень похожа на другие травинки, она никогда не будет такой же, как эти травинки. Роль каждой травинки настолько же велика, насколько велика роль целого поля травы, хотя бы потому, что поля не было бы, если бы не каждая индивидуальная травинка из его состава. Я решил отгородиться от свойственного людям стремления сделать какие-то необычные снимки с целью показать свой художественный взгляд и тонкое видение мира. Для меня более тонким является видеть мир как он есть и не выбирать из него что-то, что субъективно определяется как «лучшее». Именно эту простоту, мир, как он есть, я и хочу передать в своих фото. Но моей главной мечтой было снять птиц и животных очень близко, в чем мне поможет зум-объектив. Я не люблю трогать природу, я предпочитаю только наблюдать, а для наблюдения и последующего запечатления природы нет ничего лучше зум-объектива. С ним вы не просто можете не трогать природу, вы можете ее даже не напугать, не заявить о своем присутствии.
Я рассчитываю увидеть в ручейках маленьких рыб, хотя не уверен, что мне так повезет, однако я сделал и для них подкормку из манки – высыплю ее в ручеек в любом случае, рано или поздно она пригодится кому-нибудь из водных обитателей.
Еще не грибной сезон, поэтому грибы я собирать не смогу. Да, единственное, что я позволяю себе срывать в лесу, это грибы. Делаю я это очень осторожно – срезаю грибы ножом близко к земле, но обязательно оставляю корень гриба нетронутым. Я позволяю себе срезать грибы потому, что знаю, что на этом месте они вырастут вновь. Грибы связаны между собой некой сетью, общим корневищем, называющимся мицелий, и поэтому, если сохранить этот мицелий нетронутым, то жизнь грибницы нарушена не будет.
Вообще касательно того, чтобы срывать или ломать растения у меня есть следующие мысли: проводилось достаточное количество экспериментов, измеряющих биотоки растений, с целью наблюдения за тем, как меняется течение биотока растения в случае, когда его повреждают. Эти эксперименты показывали изменения в биотоке при повреждении растения, резкий скачек, что свидетельствовало о том, что растение что-то ощущает. Уж не знаю, правда ли это и не знаю, что именно ощущало растение, но разве я потеряю что-то, если не буду срывать лишний траву или ветку без необходимости? Для себя я придумал правило, возможно, некую уловку, чтобы не загонять самого себя в бессмысленную ловушку: можно срывать то, что само по себе предназначено отделиться со временем. Например, яблоки. Яблоки упадут, они растут как плоды, которые не являются в итоге до конца жизни яблони ее неотделимой частью. Соответственно, яблоки сорвать можно, но только спелые, готовящиеся к отделению. То же самое и с листвой. Листва опадает, но только тогда, когда она к этому готова, поэтому я могу собирать с деревьев пожелтевшую листву осенью, сухую листву, но я не считаю приемлемым обдирать зеленое деревце, так усердно направляющее свои силы в образование новых почек и листочков, так усердно раскрывающее их навстречу летнему солнышку и новому дню.
После того, как я вернусь к палатке, будет уже обед. Нужно приготовить поесть. У меня останется несколько яиц и колбаса – их я и пожарю, а колбасу использую по двум назначениям: для жарки и на бутерброд. Поставлю чайник, заварю чай, такой же как вечером, но без мяты. Рассевшись у дерева прямо на земле, буду с наслаждением пить чай из моей кружки с жирафом, смотреть на лапы сосен, наблюдать, как эти лапы пытаются ловить облака, и просто наслаждаться тем, что я здесь.
Темнота сейчас наступает достаточно поздно, но все же идти обратно по темноте не хочется, даже несмотря на то, что я взял с собой фонарик. Поэтому вдоволь насладившись походом и тишиной, природой, шелестом листьев на деревьях, пением птиц, стуком дятла, шорохами в траве, от которых гадаешь, что же там может бегать, я начну собираться домой.
Я затушу костер, разберу его: затушенные угли я закопаю в землю, разровняю землю сверху, чтобы мое присутствие здесь было минимально заметным. Неиспользованные бревна и щепу верну туда, откуда взял – к валежнику, там они впишутся в ландшафт и станут снова частью леса, не тронутой человеком. Я соберу свои вещи, все уложу в рюкзак – теперь рюкзак стал легче, много еды съедено и все припасы, которые я брал для животных, выложены на свои места. Наслаждайтесь, зверьки.
Убрав за собой все, я обязательно оглянусь. Напоследок взглядом поблагодарю то место, где я был, за то, что лес не отверг меня, за крепкий сон, который дало мне звездное небо и тихое пение соловья, за мягкую траву, за солнце, прорезающееся сквозь шуршащую листву, за ослепительную зелень. Здесь все останется таким как было до меня. И так будет еще много лет. Сменятся поколения, ландшафт будет меняться, но не значительно, его суть останется неизменной – зеленая, ласковая долина, приютившая в себе все, что может дать природа, в том числе человека, меня.
Без грусти я уйду по той же тропе, по которой пришел сюда. Может сюда я и не вернусь, а если и вернусь – не узнаю этих мест. Мир огромен, но в нем нет ничего ни малого, ни великого. В мире все равноценно, все имеет одинаковый смысл и все одинаково важно.
Сейчас, накануне, сидя дома в своем уютном кресле, я смотрю на закат, отражающийся в стеклах города. У выхода стоит собранный рюкзак, все уложено, ничего не забыто. Мое приключение начинается уже сейчас, в моих мыслях. Я не ожидаю ничего, кроме спокойствия и наслаждения от этого похода. И даже если что-то будет не так, как я придумал, ничего страшного, ведь умение ценить происходящее, каким бы это происходящее ни было – все, что у нас есть, чтобы сделать нас счастливыми.