Оплакивание Христа. Niccolо dell Arca

Алина Алексеева-Маркезин
   Niccolо dell'Arca.Оплакивание мёртвого Христа. 1463-1490Терракота
Церковь Санта-Мария делла Вита, Болонья

       Иконографическая тема « Плача о мертвом Христе»  с тринадцатого века получила огромное распространение в сакральном искусстве как в области живописи, так и скульптуры.

     Особый интерес в истории искусства проявляют комплексы скульптур под названием Compianti(Оплакивание) , которые дают жизнь постановке евангельского эпизода в форме «священного изображения».

      Создание таких скульптурных групп, в основном вырезанных из дерева или смоделированных из терракоты, было распространено  во Франции,Италии  и некоторых других европейских странах, но особенно они были популярны в  Пьемонте Восточной, Ломбардии , Эмилии и Венето.

   Сегодня мы посмотрим «Оплакивание Христа» — скульптурную  группу из семи терракотовых фигур, шедевр Никколо дель Арка, находящийся в церкви Санта-Мария делла Вита в Болонье.
      
      Эта группа долгое время находилась в национальной пинакотеке Болоньи, а с 1990-х годов она была возвращена на свое первоначальное место в болонской церкви Санта Мария делла Вита, где находилась сначала в комнате бывшего монастыря, а затем в первой часовне справа от алтаря.

   Группа состоит из семи фигур в натуральную величину, выполненных из терракоты со следами полихромии. В центре — мертвый Христос, лежащий головой на подушке. Вокруг неё находятся другие фигуры, среди которых выделяются две Марии, Мария Клеопова и, у ног Христа, Мария Магдалина, объятая горем в развевающейся по ветру одежде.

     Другие фигуры более сдержанны, хотя их лица показывают болезненное участие. Среди них — Мадонна, с соединенными руками, Мария Иосифова (мать апостола Иакова (Иакова старшего) и Иоанна Богослова), которая следовала за Иисусом как ученица; она сжимает свои бедра в жесте сожаления.

    Святой Иоанн изображен в тихом плаче с ладонью, подпирающей подбородок. Отделена от других фигура на коленях в платье эпохи Возрождения, которую обычно располагают слева. Эта фигура изображает Никодима и её взгляд направлен на зрителя.

      Драма и пафос некоторых из этих фигур не имеют себе равных в итальянской культуре того времени, по крайней мере, в сохранившихся работах, поэтому возникает вопрос об источниках, которыми вдохновлялся Никколо дель Арка. Это, конечно же, скульптура Бургундии, готический гуманизм и драматическая новизна последних работ Донателло .Эмилианский писатель семнадцатого века эффективно описал женщин этого плача как «безмерно плачущие».

 Её выразительная сила была вскоре ослаблена широко распространившимися скульптурными сценами оплакивания Христа, сделанными Гвидо Маззони из Модены, а также группами Альфонсо Ломбарди. Композиция этих групп была более спокойной и более привычной для зрителя.