Будет ли в России министерство счастья?

Геннадий Гаврилов
Политики всегда желают счастья своему народу.
Все привыкли уже, что такие пожелания  звучат риторически.
И вдруг, как гром в сентябре, прозвучало заявление А.Кудрина о том, чтобы уровень счастья россиян стал одним из показателей успешности экономики.
На слух такая идея воспринимается, как обещание считать счастье россиян не менее важным, чем экспорт газа и нефти, урожай зерновых и надои молока.
В.Матвиенко даже  в пример поставила Арабские Эмираты, где есть министерство…счастья:
 «Было бы правильным, чтобы мы замеряли, как каждое наше решение, действие сказывается на людях, становятся ли они более счастливыми… Эту тему надо развивать…».
И многие задумались: что бы это всё значило?
Неужели до сих пор решения принимали, не думая о последствиях? 
Да и все ли одинаково думают о том, что такое счастье?

Мало людей,  которым,  иногда, не хотелось бы вырваться  хотя бы на короткое время от притяжения   забот и  злобы дня. 
Мир увлечений для этого самое подходящее место. Иногда это хобби, которое не выставляют напоказ, а иногда и обычное развлечение, типа рыбалки, бани, футбола или альпинизма.
Тут все средства хороши от вышивания крестиком до рисования акварелью  и концерта симфонической музыки. Кстати, В.Матвиенко любит и умеет рисовать.
Иногда увлечения имеют репутацию запретного плода.
 Сегодня уже редко, а совсем недавно  даже в любви к музыке обнаруживали  состав преступления или намерение его совершить.
       Строгая мораль с давних времён не давала искусству  вводить в соблазн греха благочестивых граждан.
Компромисс блюстителей  нравственности с посягательствами  на неё начался ещё во времена, когда отдельные места  картины  с изображением голых Адама и Евы  прикрывали фиговыми листками.
         Сегодня могут  показаться смешными попытки  общественного мнения США регламентировать длительность  поцелуев в кино. Но такие попытки были.
Этический кодекс Голливуда сегодня одобрили бы и КПРФ, и РПЦ.
Но даже в Америке благородные инициативы потерпели поражение.
И не только  под давлением жажды наживы, а под предлогом защиты свобод граждан.
- Народ жаждет разврата, а капиталисты за его счёт только утоляют эту жажду.
               
Политика во все века подавала повод называть её грязным делом.
Понятие «чистого  искусства» известно тоже давно.  Его цель - нести радость  и восхищение,  не  запятнанные политикой и житейскими заботами.
Гимном его служителей и поклонников можно считать слова А.С.Пушкина:
«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв, —
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв...»
            Увлечения, не угрожающие «общественному покою»  позволяют себе  люди всех сословий.
А.Эйнштейн играл на скрипке. И наивно огорчался тем, что в этом занятии никто не видит его таланта.
По словам его сына, «Когда ему казалось, что он зашел в тупик, он уходил в музыку и там решал свои проблемы».
          У наших  политиков много причин  уходить и в музыку, и в сочинение  стихов, и в спорт.
 Уходят на время, чтобы вдохнуть свежего воздуха или  сбросить хомут…
          Само по себе намерение уйти  в мир грёз не вызывает осуждения.
Музыка – это наиболее подходящая для чистого искусства сфера.
Закономерности музыкальных симпатий не выявлено. А парадоксы есть:
например, российские олигархи и простые люди любят творчество Земфиры и Пугачёвой.
Всегда был спрос на музыку,  которая служит противоядием злобе дня.
Есть музыка, которой политики прикрываются, как живым щитом: музыканты очень удобны для того, чтобы на их популярности войти  в доверие народу.
             Ярким примером чистого искусства может служить Большой театр оперы и балета.
Он стал достопримечательностью больше, чем мавзолей.
Основа репертуара не меняется  более ста лет!
На его репутацию  падала тень  любви царствующих особ к балеринам.
Но это не помешало балету быть лучшим в мире. 
               
Нельзя  сравнивать силу впечатлений от Большого Театра  и, например,  от дельфинария или ипподрома.
Но театр содержится на бюджетные деньги. А дельфинарий приносит прибыль его хозяевам.
Большинство театров России убыточны.
С одной стороны, дело выглядит так, что государство, финансируя театры,  не скупится на зрелища для народа.
А с другой – народ не хочет их посещать.   Они не делают его счастливее даже в буфете.       
               
         Российская власть сегодня, как никогда прежде, освободила искусство от ига своего идейного руководства.
Стало ли чище от этого искусство? Вопрос не имеет смысла без указания критериев чистоты. А они исчезли.
Отныне каждый выбирает себе нравственные нормы.
                «Можете хоть все пересовокупляться на сцене в извращённой форме – народ вам судья» - как бы, сказала власть искусству, отменяя всякую цензуру.
И она услышана некоторыми театрами.
А на оскорблённые чувства прекрасного ответ простой: не нравится – не смотри, не слушай… Но не учи других жить.
Вседозволенность – это полюс, противоположный  догматизму тоталитарных режимов.
И на нём наблюдается оживление…  Хотя, утверждают, что там могут развиваться только плесень и лишайник.
      
Нравственный мир  стал запретной зоной для общественного внимания.
Преступления маньяков часто становятся неожиданными для знакомых и близких преступника.
Пытаются вычислить потенциальных террористов и контрабандистов в аэропортах.
А в обычной жизни душа человека – потёмки, куда закон заглядывать запрещает.
Да и какой смысл заглядывать, если нет понятия нравственных норм.
Зарезать в детсаде спящего ребёнка  или расчленить убитую сожительницу может внешне нормальный человек.
Неужели эти  «уроды в семье» где-то и чем-то не выдавали себя раньше?
Или тревожные сигналы люди  привыкли не замечать?
              Сегодня встаёт вопрос о лишении жизни эмбрионов человека, в которых обнаружится патология.
Патологию души  человека обнаружить сложнее.

В советскую эпоху безыдейность была тяжким обвинением искусству.
Сегодня может показаться, что есть призыв к искусству  не мудрствовать и не морочить голову народу, а делать его счастливей.
Можно даже заподозрить современное искусство не только в эксплуатации  «недоразвитого» эстетического вкуса, но и в формировании его недоразвитости.   
            Несмотря ни на что, есть искусство, которое, подобно солнцу, светит всем.
Или, подобно врачу, исцеляет теплом и радостью от уныния, грусти и душевных травм.
И когда-нибудь оно будет реально принадлежать народу, а не государству, которое содержит его на свои дотации.
Правда, здесь есть опасность деградации: например, согласно одному исследованию, россияне по доброй воле не дадут столько денег на содержание Эрмитажа, сколько для этого необходимо. Хотя, Эрмитаж – это не  яйца Фаберже.
Не дали бы и на содержание многих футбольных и хоккейных клубов.
Музеи, выставки, театры, за небольшим исключением,  не могут содержать себя на выручку от  продажи билетов.
А дельфинарии могут.

Никто не осудит человека за увлечение  собиранием бабочек, почтовых марок или участие в массовке исторических реконструкций.
Можете слушать и джаз, и рок, и группу «Любэ» - лишь бы душа не плакала.               
Есть суждения об опасности некоторого рода музыки, но критерии её доброкачественности не установлены. Разве что,  громкость.
Д.Медведев любит тяжёлый рок.
И в этом увлечении он мог бы составить компанию  королеве Елизавете II.
Оказывается, Усама бен Ладен любил песни Уитни Хьюстон.
А  Саддам Хусейн  даже  использовал её песню "I Will Always Love You" для своей предвыборной кампании.
Парадокс или гримаса истории в том, что  президент Трамп под эту песню танцевал на балу с женой после своей инаугурации.
Ким Чен Ир  любил песни Э.Клэптона.
В.Путин в детстве любил «Битлз». А повзрослев, полюбил группу «Любэ».
Одинаковые радости не делают людей одинаковыми.
             Несколько веков назад А.Грибоедов, испытавший на себе враждебность царского двора за поэму «Горе от ума», писал об отстранённости высшего сословия от народного искусства:
         «Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!
… народ единокровный, наш народ разрознен с нами, и навеки!»
В  самой поэме он  проводит мысль о «чужевластье мод»:
«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
Сегодня известно, что именно перемене отношения к иноземцам Китай обязан чудом своего экономического роста.
Трудно оспорить факт победного шествия Западной культуры по всему миру.
 «Чёрный квадрат» Малевича - это всего лишь чёрное пятно на Эрмитаже, в котором хранятся сокровища мировой культуры.
То есть, россияне вполне могут быть счастливыми под впечатлением от западной культуры. А зачтётся это при оценке работы правительства  России?

Сегодня артистов награждают орденами и медалями наравне с героями и передовиками труда. А иногда кажется, что и чаще.
В России на миллион граждан театров в 3-8 раз меньше, чем в развитых странах Европы.
Половина населения в театр, практически, не ходят, две трети  не ходят на концерты музыкантов.
Власть не хочет признать, что народу по каким-то причинам сегодня не до зрелищ.
И проводит политику «оптимизации» учреждений культуры, что в сочетании с оптимизацией здравоохранения и рабочих мест выглядит подготовкой к сокращению населения.
            В США численность занятых в сфере искусства растёт более быстрыми темпами, чем в сфере производства. Нет сомнений, что такое отношение к искусству окупит себя.
             Министр культуры Мединский сказал, что в колониях среди заключённых нет выпускников музыкальных школ. То есть, государству выгоднее тратить деньги  на  школы, чем на содержание  заключённых. 
Это новое в обосновании пользы искусства. Раньше говорили: лишь бы дитя не плакало. Теперь говорят: лишь бы не село в тюрьму.
 Многие известные педагоги и музыканты видят в перестройке  музыкального образования  некомпетентность или злой умысел власти против культуры и страны. 
             Несмотря на трудности, спрос на музыкальное образование растёт. Родители верят, что музыка их детям «пригодится в жизни».
Некоторые  верят, что музыка  «спасёт» если не от колонии, то, хотя бы, от скуки и уныния.
Пока ещё нельзя утверждать, что россиян вытесняют из театров и концертных залов на диваны перед телевизором.
Да и телевизор  ещё не так страшен, как нам всё чаще кажется.
По объективным показателям благополучия, Россия занимает  68 место в мире (из 156).
Есть методика, по которой самой  счастливой страной  считается  Коста-Рика.
Определяющим в оценке там является ощущение счастья гражданами.
А по объективным данным Коста-Рика – мировой лидер проституции.
В призёрах по счастью и Мексика, от которой США хотят отгородиться высокой стеной.

Ощущения счастья невозможно, если у человека нет приюта для души в мире его увлечений. Мало людей, которые счастливы своей работой.
Нет у нас науки о радости жизни. Количество радости на душу населения  никто не считает.
Но  ВЦИОМ сосчитал, что 80 процентов россиян уже счастливы.
В том числе и те 30 процентов, которые живут на грани нищеты или за ней.
         А.Кудрин предложил считать ощущение счастья показателем успешности экономики.
Обольщаться рано. Всё зависит от того, кто и как будет подсчитывать «ощущение счастья».
Если ВЦИОМ, то есть от чего тревожиться. Можем и с Коста-Рикой сравняться.
              В древней истории есть примеры стран, в которых экономическое процветание сочеталось с нравственным развратом. И это стало причиной их гибели.
Поэтому  слегка настораживает поворот российской политики лицом к счастью россиян без упоминания опасности принять за счастье то, что  совершенно им не является.
 
Но маленькая надежда на то, что нам пожелали счастья без всякого подвоха, есть.
Она, как и дьявол, прячется в мелочах.
Например, российские школы искусств, страдающие от нехватки музыкальных инструментов,  начали получать  новые пианино российского производства.
И, возможно, кто-то из учеников, несмотря на все опасения оптимизации музыкальных школ,  когда-нибудь сочинит или сыграет что-то такое, что сделает россиян счастливее.
Кто-то приобщится к спорту на стадионах, построенных к ЧМ по футболу, и осчастливит  россиян своими спортивными успехами..
А это будет означать, что и вся экономика  становится успешней.
Вспоминается и остров Дураков из истории Н.Носова про Незнайку, обитатели которого кружились на каруселях и были счастливы...
         
В понимании счастья может быть много разногласий и неточностей.
На много меньше их в понимании несчастья.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» писал Л.Толстой. С первой частью утверждения трудно согласиться: все счастливы по-своему.
У россиян есть стойкое предубеждение, что счастье его элиты стало причиной несчастий многих простых людей.
 Кажется, что для России сегодня  актуальнее и проще избавиться от всего, что делает людей несчастными.
Тогда само собой прибавится и счастье.
А вообще в последнее время откровения и открытия наших политиков удивляют:
то они о счастье россиян вдруг вспомнили, то предлагают оценивать свои решения и действия, то зарплату хотят сделать справедливой.
Будто что-то нашло на них … Хочется думать, что это всё к добру.