Гать

Александр Борисович Банков
Маленький Костя еще был. А его товарищи уже в школу пошли. И родились то они всего нечего, только и есть радость, что до 1 сентября. Лидка – матушка, так и вообще 31 августа, но её все равно в школу взяли. А Константин родился в октябре и в первый класс его определили на следующий год. Ну, есть разве справедливость. Разница всего в полтора месяца всего 45 дней, и жди следующего года.
Школа была от их торфяного поселка в 3 километрах всего.  От  крайнего барака дорога и начиналась через лес в соседний поселок. Посёлок  назывался – Первый, он и был первым по отношению к остальным. Там была контора Главная всего предприятия,  и школа и даже книжный магазин. Ну и остальные конечно магазины были. Клуб был, конечно, но клуб и в Костином поселке был. Большой был поселок на 3 тысяч жителей. Главное там была школа целых 4 класса, и строили еще восьмилетку. Народу понаехало много молодого, строить новое предприятие. Костя бывал там только с родителями, несколько раз.
Костя, как и все ребята его возраста жил вольно, родители целыми днями на работе весь сезон. Работы по хозяйству было мелочь, накормить поросенка два раза в день, а уж вечером родители кормили, придя с работы, каждая семья держала поросенка, а то и двух. Хороший приварок к семейному бюджету они давали, а занималась ребятня с ними в основном. Нарвать поросенку две большие умятые сетки крапивы или Иван - чаю, очень они поросята до этого лакомства были любители. Конечно, приготовить себе  обед и не забыть пообедать и главное родителям приготовить  ужин. Еду простую - картошка, салат из помидор и огурцов и всякой мелочи. Сходить в магазин, мать на каждый день в кошельке оставляла 3 рубля, и каждый день до этой суммы  добавляла.  Купить хлеб в магазине и селедку к ужину. За хлебом может даже постоять в очереди, в начале 60 годов бывает, и серый хлеб вместо белого привозили в магазин и продавали.  Купить масла подсолнечного целую бутылку, да наливать в бутылку старую, где вес известен.  Еще раз в 3 дня покупать сливочного масла 300 грамм на 1 рубль 5 копеек. Больше покупать не имело смысла, летом растает, холодильники тогда еще были не у всех.  И в семье Кости его пока не было. Масло просто клали в холодную воду и 3 -4 раза в день ему приходилось её менять. Но масло было хорошее. Его намазывали на белый хлеб и посыпали песком. Костя любил его намазывать, как и его мать, на черный хлеб и сверху посыпать солью, было еще вкуснее.  Остальное покупали родители.
Константин был старший из детей, еще был младший  брат, но его приняли в поселковый детский сад. Поэтому у Константина было много времени, выполнил всю работу указанную отцом,  и свободен. Главное не забыть брата из детсада забрать в 5 часов вечера. Конечно, в летнюю пору родители в сезон работали с 7 утра до 7 часов вечера, а детсад работал соответственно до 8 вечера. Но брат ждал его уже после их ужина с 5 до 6 часов. И если Константин опаздывал он стоял у решетки ограждения и смотрел на дорогу. Ждал своего брата. Воспитатели привыкли, что его забирает Константин, да и часто утром приводит в детский сад. Константин был старшим, это все понимали.
Иногда забирал он и друга брата Кольку, они жили в одном доме, и когда Колькина мать просила его забрать, забирал. Проблем, правда у него было больше тогда надо было  не только за своим следить до прихода родителей так еще и за соседским. Но это были мелочи жизни. Зато он был старший и в магазине его признавали и в детском саду. И вдруг в школу не взяли! Не хватает 45 дней! Не могла так школа с ним поступить, но поступила, что  было очень обидно Косте.
Каждый день, после обеда  весь сентябрь и октябрь до снега ходили Костя и его подросток, кому еще не исполнилось 7 законных лет,  встречать своих товарищей первоклассников из школы.
Ходили только до ГАТИ, дальше родители запретили ходить, болото оно всегда болото. Родительское слово тогда соблюдали строго, его нельзя было нарушить. Вот подходили к ГАТИ и садились ждать, когда ШКОЛА придет. Девчонки вообще на краю леса ждали,  им разрешалось только до леса дойти. Садились у первых берез, а Костя и парни дальше шли по лесной дороге до ГАТИ. Бывает,  долго ждали, пока вся ШКОЛА соберется, да тронется в путь.
 ШКОЛА, так их все в поселке называли, шла привычной расстановкой. Впереди старшие ребята, 4 класс школы, за ним мелкота 1 и 2 классы. Замыкали ребята и девчата 3 класса. Следили, чтобы молодняк не потерялся.
ГАТЬ переходили так, сначала старшие ребята и девчата из 4 класса, затем парни оставляли свои портфели и верхнюю одежду и переносили девчонок с первого и второго класса. Затем переходили девчонки из 3 класса и переносили свои и портфели мальчишек первоклассников и второклассников.  Парни этих классов, должны были сами переходить, каждый со свой слегой. Последним переходили ГАТЬ парни третьеклассники, быстро и сноровисто. Скоро и они будут старшими в этой ШКОЛЕ.
Костя и его товарищи следили с высокого берега, за этими маневрами переживали, когда бывает, кто ни будь провалиться по колено или что случалось очень редко,  запнется о сучек и упадет в грязь. Старшие ребята его быстро вытаскивали, а дальше начинали суетиться девчонки, выжимать утирать. Растирать. Иногда даже разводили костер из –за одного балбеса который не смог нормально пройти 12 метров по ГАТИ. Костер вспыхивал быстро и сразу, бедолагу сушили и грели, а затем со смехом и прибаутками все шли в поселок. Всегда всё кончалось хорошо.  Родителям, конечно, не чего не говорили, у них и так было полно забот. Один раз правда с Вовой второклассником приключился казус. Зачерпнул сапогом воды да много. Приготовили костер, и сапог его над пламенем подержали. А сапог оказалось, был не простой резиной или керзой как у всех, а на выхвалку родители ему купили яловые сапожки, а не кто и внимания то не обратил, не сейчастное время тряпками хвалиться было. Заузились от огня телячьи сапоги и не надеть на ногу.
Старшие ребята посовещались маленько и решили что меньшее зло будет подрезать ножом голенище и надеть сапог. Вовка правда плакал и нам его было жалко, накажут его родители за сапог. Но не чего с ним не случилось, на следующий день он шел веселый в новых резиновых сапогах. И все рассказывал как мать его пирожками с капустой кормила, за то, что он такой ловкий и не утонул. А сапоги пустяк, Леня сапожник, поселковый, потом их выправил  и еще лучше стали. Вовка их и в 4 классе носил.
А так переправа всегда хорошо заканчивалась, и затем к дому шли всей компанией. Парни и девки из первого класса рассказывали своим товарищам и Косте, как они учились в этот день, что нового узнали. Так и шли с криком и гвалтом, уже не обращая не на кого внимания до самого поселка. Старшие ребята обсуждали свои взрослые дела, иногда посмеиваясь над особенно залихватскими криками первоклашек.  Там была ШКОЛА. Это понимали Костя и его товарищи.
Да надо  бы в этой школе за ГАТЬЮ  поучиться. Не долго ждать было – всего один год, пройдет зима, а там лето и опять 1 сентября.
 Не довелось Константину походить в эту школу. Родители приняли решение, не чего сыновьям в лесу расти в школу ходить за 3 километра,  и переехали на работу на другое торфопредприятие Мокеиха –Зыбинское, крупнейшее в мире. Тогда его только строили. Полгода пожили опять в бараке, а потом получили двухкомнатную квартиру в кирпичном многоэтажном доме со всеми удобствами, как тогда говорили. В поселке и  школу новую построили, трехэтажную. Но это уже другая история.
26 августа 2019 года. 16-50.