Бабай

Евгений Кошелев
 

   Слово «бич» в сегодняшнее время плавно перешло в слово «бомж». Хотя это в корне не правильно, ведь термин «бич» производное английского выражения «to be on the beach» означающего дословно «бродяга на побережье». То есть человек, не имеющий угла, разорившийся.

    ***
               
    Впервые в жизни мне пришлось жить с людьми, которых в советское время их называли  «бичами». Шел 1973 год, Сибирь. Я очутился здесь после окончания техникума по направлению.
 Тюмень встретила меня неласково. Я ехал одетым по-весеннему легко, в болоньевой куртке и летних туфлях, потому что в Пензе конец марта – это весна. Сибирь показала мне свой зимний норов, в Тюмени в этот день, 26 марта 1973 года, было морозно (больше наверное 20 градусов) и небольшая поземка.
Вокзал показался маленьким, грязным, чуть в стороне находилось отделение дороги. Пешком с чемоданчиком я добрался до отделения, а оттуда меня отправили в отдел кадров Тюменской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, это рядом с современным Президентским кадетским училищем.
Работа общественного транспорта в начале семидесятых в городе была слабо развита, да и маршрутов было всего два. Автобусы «пазики» в то время ходили от вокзала до музея и завода медоборудования. Так что в дистанцию пришлось идти пешком.
Конторка моей будущей работы находилась у угла грузового двора, это было маленькое деревянное строение. Здесь толпилась постоянно кучка людей,  плохо одетых, небритых с устойчивых запахом алкоголя мужчин разного возраста. Как я потом узнал, это были желающие люди временно поработать. Так как вагонов под выгрузку накапливалось много, то дистанция принимала на работу временно на разовую работу грузчиков. Оплата труда была сдельная, расчет производился по окончании смены. Мужички после работы шли в столовую, в винный магазин, а утром все повторялось снова.   Вот примерно с таким контингентом, мне пришлось работать в начале своей трудовой деятельности.
 В отделе кадров со мной провели обстоятельную беседу,  после всех обязательных процедур отправили в свое общежитие для рабочих. Начальник отдела кадров пообещал меня переселить в другое общежитие, и советовал держаться подальше от жильцов «общаги».

 Сейчас этого деревянного здания нет, оно стояло рядом с котельной локомотивного депо. Его снесли, а территорию огородили железобетонным забором. Да и дорога по этой улице изменилась, раньше по улице в слякоть с трудом проходили грузовые машины, от них были глубокие колеи. А сейчас улица Товарное шоссе имеет твердое покрытие и четыреполосное движение.

 В «общаге» проживали грузчики и стропальщики, у некоторых были судимости не по одной. В основном осужденные были по таким статьям, как хищение, драки. Жили ребята и деревенские из под Тюмени, с одним из них я подружился. Они держались обособленно от «веселых» ребят.

   ***
 
 Уставший после дороги, я быстро уснул на кровати. Документы у меня забрала комендантша, чтобы не украли. Поздно ночью в комнату ввалилась ватага пьяных мужиков. Один из них, подошел к моей кровати и рывком поднял меня с постели. Сонный я ничего не успел понять, как тут же этого парня ударом кулака отбросили от меня. А мне посоветовали спать спокойно. Утром, когда я уже встал, мне пришлось знакомиться со своими новыми жильцами. Они подробно меня расспросили, узнали что я не пью и не курю, рассказали о себе. Узнав, что я не могу готовить, поручили мне покупать продукты. Еду они готовили сами, надо сказать, очень вкусно. После каждой получки деньги они откладывали и хранили их под клеенкой на тумбочке. Я брал нужную сумму и покупал по заказу продукты. Водку и сигареты я не брал, а мои новые друзья за этим строго следили. Они относились ко мне с уважением, и говорили, что я их будущий начальник. Их негласное шефство надо мной помогло мне избежать многих неприятностей, которые происходили вокруг меня. А вскоре меня переселили в другое современное по тем временам общежитие. Но связь с этими людьми я не терял, несмотря на их трудную судьбу, они относились ко мне уважительно. Я им был как за младшего брата. Большое им за это спасибо.

     ***
 
 После получки или аванса мои сожители гуляли несколько вечеров. Благо зарплата у грузчиков была большая, а работали они хорошо.
 
Я хочу рассказать об одном человеке, судьба которого круто изменила его жизнь, сделав его из рядового гражданина «бичом».  Сергей Левкин, был родом он из Донбасса (возможно из Папасной, бывший шахтер). Имел две судимости по хулиганству, после отсидки домой не вернулся. В советское время ходило такое выражение как «сто первый километр», для неблагонадежных правоохранительные органы вводили запрет на проживание в столице и наиболее крупных (закрытых) городах. К неблагонадежным относили тунеядцев, нищих, проституток,  и прочих граждан, чье поведение вызывало недоверие у правоохранительной системы. Он говорил что ему можно вернуться на родину после 10 лет. Мой новый знакомый, с моей легкой руки его стали называть «бабай», был коренастый с покладистой бородой, волосы русые, 40 лет. Впоследствии я узнал почему он не брил бороду, лицо у него было в оспинках. Он говорил, что на родине работал шахтером после  учебы, по пьянке подрался и получил срок. А через какое-то время еще раз влип за хулиганку. И только после этого ему запретили проживать в Донецке,  где у него осталась мать. В дистанцию он устроился осенью грузчиком, чтобы как он говорил, перекантовать до лета. А потом собирался уехать в Красноярский край, где он уже бывал. Там ему нравилось работать в тайге, платили хорошо.

   Наверное в начале лета он уволился и уехал в Восточную Сибирь. И как мне казалось, что я больше его не встречу. Но однажды осенью я его увидел недалеко от общежития. Он вернулся, и видимо хотел снова устроиться на работу. Но когда увидел меня, ему стало неудобно и он удалился. Ребята его видели несколько раз около местной столовой в компании подвыпивших мужиков. Больше его никто из знакомых не видел, так он и затерялся на просторах России, бывшей когда то частью Советского Союза.

 P.S. На снимках один и тот же человек.

 1. После работы; 2. Хорошее настроение