Машенька Гл. 9

Василий Овчинников
(16.09.76.)
Здравствуйте, мама и папа!
Это письмо у меня торжественное. Я опишу вчерашний день. Мы подали заявление с Володей. Мне было грустненько, что вы не сразу узнаете. Но и Володины родители узнали это вечером только, и до этого я у них не была.
Мы пошли в Дворец бракосочетания в четыре часа. Володя подарил мне чудесные астры. Но я решила, что разглашать это совершенно не стоит. Так что, знают это его родители и, пожалуй, догадываются сослуживцы. Видимо, многие думают, что мы это раньше сделали. Однако, долго такие «тайны» не держатся.
Пришли в Дворец, нас отослали к директору. Она дала нам заявление (бланк), мы выбрали день – 13 ноября в 15-20, мы вторая пара. Раньше не было ничего, да и спокойнее будет после праздников, и у мамы сезон закончится, да и у папы на работе спокойнее будет.  (Это я 13 число выбрала.  Это наше число.)
Вообще-то мы с ним какие-то ненормальные. При нас подавали заявление молодёжь 18-19 лет. У них как-то всё просто, естественно, а мы такие чопорные, торжественные.
Ещё нам дали листочек, по которому можно в магазин для новобрачных сходить и в ювелирный. Но с кольцами (это Тамара Николаевна сказала, Володина мама) сейчас трудно. Да! Её мужа зовут Сергей Матвеевич.
Вечером Володя повёл меня к своим. Очень хорошо встретили. Володя купил шампанское, торт. Хорошо было. Просто. Вообще-то, наша семья не похожа на них. Хотя, что-то общее, хорошее, есть. Вы у меня самые лучшие.
Конечно, Тамара Николаевна, уже более практично на это смотрит. А моя мама тоже начала подушки считать! Но у нас с Володей что-то ничего конкретного. Да и рано ещё. Два месяца впереди. Как плохо, что я так далеко, видит бог, я и не собиралась влюбляться даже. Мне бы сейчас  с вами поговорить. Я ведь не знаю, что делать, как делать. И хорошо, что Тамара Николаевна не навязывает советы. Время неудачное. Сезон у мамы. А как здоровье Ваше, папа?
Сегодня мы с Володей едем в Ленинград. Лена работает в субботу и воскресенье, билеты, оказывается, и Володе взяла.
Уже работа у меня кончилась. Сейчас пойду пирожки с грибами делать (Лене повезу). Надо за тестом сходить.
Мама! Папа! Вы не огорчайтесь очень. Главное, чтобы были все здоровы. Нам с Володей будет хорошо. Время покажет, может быть, мы и приедем. Я теперь не одна.
Ну, побегу я.
Да! Самое главное. Я вчера долго переживала, что делать мне с фамилией. И Володе жаль мою фамилию. Но ведь у мамы тоже красивая фамилия была. А я всё равно буду Чернокнижниковой. И Володя дал слово, что будет это всегда помнить, а иначе я сама напомню.
Ну, пишите, ладно?
До свидания.   Наташа.                16.09.76.


.09.76. ?
Здравствуйте, мама и папа!
Вчера с Володей так решительно взялись за письмо. И тут-то стало ясно, что ничего ещё не ясно.
До этого мы ходили к Володиной маме. Она прямо готовилась к этому – ужин обильный приготовила. Мы с ней разговаривали. Покамест всё у нас с ней нормально. Она просила передать, чтобы вы не волновались. А сама, Володя говорит, тоже бывает, всплакнёт. Ума не приложу, зачем ей плакать. Она всё переживает, что вы думаете о ней плохо, потому что она вышла замуж и ушла от сыновей. И боитесь, что я к плохим людям попаду. Но я к людям попадать вообще не собираюсь. Ну а тревога ваша вполне естественна. Только люди, вообще-то, хорошие. У Володи самый большой недостаток – несдержан и много говорит (осуждающим тоном). Знакомые говорят, что моё влияние на него заметно. И он согласен перевоспитываться под моим руководством.
Относится он ко мне очень хорошо. Я в общем-то не люблю громких общепринятых слов. Поэтому мне и трудно их писать. Но в Володе я уверена на 100%. По крайней мере, между нами полная откровенность, честность, даже в мелочах. И покамест я в этом не убедилась (пришлось пройти через «грозу»), я не пошла на решительный шаг. Мне сейчас как-то  не по себе, что дома папа болен, маме тяжело, дядя Коля болен, а у нас эта затея. Но уже тянуть не было смысла. Как-то ничего другого и не представляется мне. Ну, а где мы будем, время покажет.
Тамара Николаевна тоже хотела вам писать, но всё не решалась - удобно ли. Она сказала. Что можно писать Володе. Его адрес: 180004, Октябрьский 31-б, кв.10. Ещё она сказала, что была у зав. магазином, и та ей обещала, что если что и будет дефицитное из продуктов, то всё ей достанут. Ещё Тамаре Николаевне очень хотелось бы икры (красной или чёрной), но в Пскове ни за какие деньги её не достанешь, и балык тоже. Я не представляю, как вы всё это везти будете. Полагаю, что если вы вышлете яблоки (может быть, ещё виноград) и с десяток кур привезёте, то и достаточно. А вот с напитками я и не знаю, как быть.
Володя говорит, и я сама в этом убеждаюсь, что местное население все напитки разделяет на белое (водка) и красное (бормотуха). Но надо сказать, у него друзья разбираются в винах. И коньяк наш им нравится.
Деньги и посылку с помидорами я получила. Деньги,100 руб., я положила на книжку.
Володя пытается организовать в эту субботу поездку в Прибалтику за вещами. У его двоюродного брата есть машина. Так что, там я посмотрю материал и обувь. Хорошо бы мне знать. Что нужно вам с папой.
Мама и папа! Особенно мама! Я купила материал. Мне такой давно уже хотелось. Шерстяной креп, тёмно зелёный цвет, какой я и хотела, шириной 1,45, ценой 20 руб/м. Это дорого, и очень мне нравится (я купила 2м. 10см.), поэтому, давайте считать  это заочным подарком. Я мучаюсь, если бы знать, понравится ли он маме (вернее, пойдёт ли цвет), я бы и маме купила. Это французская ткань.
Вернулась из колхоза Наташа Дарморезова. Она вся в тоске и печали. С общежитием плохо – ещё нет конкретного места. Знакомых нет. Работает конструктором по оснастке (а в институте в курсовые проекты своего труда она вкладывала маловато). Она пришла в субботу, и как раз наша компания отмечала день машиностроителя. Пришла в воскресенье – а всё та же (почти) компания участвует в (городском) конкурсе знатоков этики и эстетики. Я, как болельщица, танцевала вальс на сцене городского зелёного театра (зрителей мало было – дождь шёл). И наша пара победила – на одно очко лучше танцевали. Ещё я весь день рисовала плакаты (в детстве, наверное, и то меньше с красками общалась, чем за одно это воскресенье). И Наташе нравится мой образ жизни и вся моя компания. Но это ведь благодаря знакомству с Володей.
А вчера он был во вторую смену и опять кучу грибов притащил. А мои солёные грибы не получились – кислые, но всё равно, съедобные. Только что кислые. Потому что тепло было, а в холодильник нельзя – воруют всё.
Наташе всё не подписывают заявление.
Закругляюсь. Я как-то пишу, а не знаю, что и как дома. Когда кто-то болен, то неприятно читать бравурное письмо. Вы пишите мне всё-таки. хоть немножко.
Да! Ещё вызывайте на переговоры. Я уже замучалась вызывать. Можно, конечно, от Володи звонить. Там хоть дело какое-то сделаешь в это время, а так 2 часа впустую. И, если что, звоните Володе. Его телефон 2-01-79. Ну, побежала.
До свидания.   Наташа.




(21.09.76.)
Здравствуйте, мама и папа!
Вчера мы с Володей пытались написать письмо. Но ничего конкретного ещё не прояснилось. Решили завтра писать. Сейчас о Ленинграде напишу. Приехали мы с Володей утром в субботу. Пошли к Лене, а её нет. В совхозе. И ни записки, ничего. Зато телеграмма о посылке. Оставили лишнее в камере хранения и пошли гулять. Очень плохо, что не выспались и поэтому устали быстро, но всё равно, бодренько ходили. Заходили в магазины – ничего нет. Были в Русском музее. Погода чудесная стояла эти два дня. А доэтого холодно было. Потом поехали за передачей. Первый раз в жизни я блаженствовала – всё Володя тащил. Приехали к Лене, а её всё нет. Так что, если бы я не приехала – передача пропала бы. Потом еле уговорила вахтёршу – пустила она меня переночевать. Володя к тёте уехал. Я уже умостилась спать – заявляется Лена. Она ждала меня 19-го, то есть в воскресенье. Дала мне телеграмму, что работает в субботу, воскресенье, и решила, что я должна приехать в воскресенье. Я её отчитала за то, что она меня сиротинушкой бросила и легла спать. Она разобрала посылку и написала мне извинительное письмо. Утром в 6-30 они уехали опять.
Мы с Володей пошли в театр. Вот тут-то Лена угодила – в Кировский театр взяла билеты. Исполнилась моя голубая мечта. Да ещё нам повезло: балет «Горянка» заменили «Бахчисарайским фонтаном».  Театр меня потряс. Оказывается, и балет понять можно, но только на большой сцене. Таких великолепных декораций я ещё не видела.
Я была в синем платье, с бусами белыми и в белых туфлях. И вообще, вдвоём в театр лучше ходить. После театра мы ещё погуляли, потом занялись посылкой. Да-а-а! Не могу представить, как вы её до поезда дотащили. Даже с Леной вдвоём мы бы намучались. Оттащили всё на Варшавский вокзал, потом я Лене кое-что купила поесть, а потом поехали на переговорный. Там нас ждали Лена с Юрой. Как я ни старалась переменить своё отношение к Юре, полностью мне это не удалось. Мне не нравится, что он нашу гордую, независимую Лену называет «малышкой» и «занимается рукоприкладством». Или он, обнимая её при мне, что-то хочет показать. Если Лена вначале противилась, то только лишь потому, что стеснялась. Когда позвонили, выяснилось, что все голодные. Я предложила в кафе «Север». Оно до 23 часов. На Невском. Одно из фирменных кафе. Нас пустили, и больше никого не пускали. Юре не хотелось туда, мол, Лене рано ещё в такие кафе. Это меня ещё больше раззадорило. Действительно, вечер, воскресенье, там официанты, бар. Но не место же красит человека. Мы поужинали, не совсем удачно. Это кафе не из дешёвых, а порции маленькие. Хорошо, что я купила колбасы. И Лене и нам.
Уже было одиннадцать, и я отправила их, так как Лена устала. А за мной было кому присмотреть.
Девочки у Лены в комнате мне больше нравятся, чем те девочки. Юра им нравится. Но их удивляет, что Лена не пользуется таким «блатом». Юра ведь с в совхозе командир. И что она могла бы уйти раньше. И вообще, она всё делает, как говорят, добросовестно. Для нас-то это нормально, а для окружающих непонятно.
Я Лене носки, перчатки привезла. Купила и ей комнатные, только красненькие.  Ещё ей привезла грибов жареных. Курицу я себе забрала, т.к.они сейчас не готовят. И варенья много. У меня глаза разбегаются.
Мама! Вы говорите, что вот Наташа захотела и уехала. Даже имея такие справки (мама одна, пенсионерка, больная) её отсылают в министерство и завод ничего не разрешает. Хотя юридически завод обязан отпустить. И у Наташи никакой личной перспективы здесь нет.
Да! Я не взяла то письмо, что в посылке было, и уже забыла, что там про шитьё. Давайте я наволочки здесь сделаю. Только мне размеры надо и количество. Сколько у нас подушек.
А что же с пальцами случилось? Папа, а как у вас с работой7
Что-то писем нет от вас. Лене так пишете.
Закругляюсь. Завтра будет другое письмо, в другом плане.
До свидания.  Наташа.
P.S. Вызывайте на переговоры, а тоя не могу дозвониться отсюда.           21.09.76.

(24.09.76.)
Здравствуйте, мама и папа!
Никак не организуюсь на серьёзное письмо. Вчера пыталась дозвониться – никак. Лучше вы вызывайте меня на переговоры.
 Мы всё с Володей хотели написать, но он сейчас работает во вторую смену. Поэтому днём занимается «нашим делом», и я только получаю информацию: обсуждаем, выносим решение и расходимся (пересменка).
Опишу сейчас невозвышенную сферу. Оказывается, если снимать банкетный зал, то сервировка стола полностью их. И цена, что в кафе, что в ресторане одинакова (8-9 руб. с человека за один день и за 2 дня 13-14 руб.) Напитки, фрукты можно доставить свои, если не хватает. Но, обычно, доставляют только напитки.
Мы с Володей решили (и Тамара Николаевна согласилась), что один день в ресторане «Псков» (это самый современный ресторан, круглой формы, может быть, мама помнит) – это 13 числа, а на следующий день (уже и народу меньше будет) – дома. За неделю до свадьбы  нужно пойти к калькулятору и обо всём конкретно договориться. Но это уже Володины родители сделают.
Мама и папа! Мне кажется (и Володе тоже), что вам не надо предварительно приезжать. Лучше дня за 3-4 раньше приехать. Дорога утомительная. Да никаких проблем ещё нет. Если и есть, так одна – платье моё. Я так привыкла под маминым крылышком, что сама ничего не могу сейчас сообразить. Конечно, мне  хотелось, чтобы кто-то приехал, но если трезво рассудить, то не надо.
У Володи есть материал на костюм, есть туфли. Нет рубашки. У меня есть  туфли (да, мама?). Нужно платье, нижнее бельё. О! Ещё фата нужна! Как всё далеко было это от меня. Я даже не присматривалась. А теперь как-то растерялась.
В ателье по той бумажке, что дали, можно без очереди шить, но всё равно, долго тянуть  нельзя. Тот белый материал мне что-то жалко. Его можно сшить – костюмчик. На второй день.  Только хорошо бы его постирать предварительно, он тогда совсем белый делается. Если что-то надумаем, то лучше вы дома его постирайте. А то здесь у меня сушить негде. Мы ещё никому не говорили, что подали заявление (знакомым). Даже Наташе. Так они «мучаются», догадываются, конечно, долго это в тайне не удержишь.
Насчёт колец. Володя узнавал – туго. Но он какие-то методы приобретения нашёл. Надо мне размер свой сказать. А я не знаю, на какой палец. Вот сейчас пойду и буду «подсматривать» на женщинах.
Мама! Не надо «приданное» готовить. А то мне как-то не по себе. Да и времени у вас сейчас нет. И, я же знаю, вы будете стараться. Володя в ужасе от этого слова. Он меня «берёт и без приданного», т.к., говорит, сам голь перекатная. Но, шутки шутками, только пусть всё будет проще, а то аж страшно становится.
На работе у меня застой. Кутузов уходит с 1 октября (это старший мастер). Без него будет плохо, т.к. Павлов в сварке не разбирается. Обещают в ноябре заняться Серёдкой.
Вчера была на ТЭСО (завод тяжёлого сварочного оборудования) – местная командировка. Вот где интересно. Куликов зовёт меня туда работать. Он там зам. главного технолога.
Теперь у нас есть начальник цеха – Смирнов (бывший зам.). Валера Яковлев уйдёт, видимо, в мастера (Мы втроём перешли в цех Яковлев, Бодунова и я). Ещё нужен зам. начальника по технике. Разброд и шатания в цехе остались.
У Наташи дело усложнилось. А, может быть, наоборот, всё упростилось. Она ходила к директору. Он её уговаривал остаться. Дошло до того, что пообещал жильё, + к окладу и жениха. Хватает. Все бегут. Особенно молодёжь. Да и старые кадры текут.
Закругляюсь. Перерыв кончается.
Пишите, как у вас там.  До свидания.  Наташа.    24.09.76.

(06.10.76.)
Здравствуйте, мама и папа!
Давно я не писала вам. Но как-то и писать энтузиазма особого нет. Связь односторонняя. Я понимаю, что вам сейчас некогда. Но это – в лучшем случае. А может быть что-то плохо дома. Вы пишите мне всё-таки. Приезжала ко мне Лена. Это очередная её ошибка. Хотя это она и не осознала. Приехала в воскресенье в 5 вечера, т.е. просидела в моём общежитии, где всегда полно людей и наедине не поговорить. Самое обидное, что если бы она приехала в субботу утром, то смогли бы мы её в лес настоящий свозить. А она заявляет, что ей это не надо, что в лес ей не хочется, и т.д. и т.п. А приехала она для того, чтобы со мной поговорить, т.к. и в Ленинграде, когда я была, мы с ней практически не виделись.
Её, конечно, удивило неожиданность моего решения. Но для меня это не было неожиданностью. Вообще-то я сейчас анализирую реакцию Лены, вашу, и начинаю чувствовать себя виноватой. С моей стороны всё это эгоистично выглядит. Но ведь ничего не изменилось. Как была я привязана к дому, так и осталась. Ничуть не меньше я думаю сейчас о Лене, о вас. А, может быть, и больше. И здесь, видимо, сохраняется закон действия и противодействия.
Володя уже не первый раз пытается написать письмо вам, но никак не кончит. Трудно словами просто передать все наши отношения, всю обстановку.
Сейчас я напишу о сдвигах (которых почти нет ещё) в организации. Гостей будет человек 50. 20 человек Володиных родственников. 10-12 чел. общих знакомых, больше Володиных, меня-то он уже ввёл в этот круг. 15 чел. моих. Мне самое главное, чтобы вы были и Лена. Вот этот список, посмотрите, и своё мнение мне скажите.
Мама, папа, Лена, Юра, дядя Витя,
Тётя Рита, дядя Коля, Лена, Володя - Лещенки
Лена Дергачёва, Наташа Дарморезова, Нина Бодунова,
Наташа Нагорнова (она, возможно, уже уедет),
Таня Синицына, Володя Толяренко (Таня меня приглашала, даже хотела, чтобы свидетелем была), Володя Дергачёв.
Я прямо не знаю, у Лещенков сейчас тяжело. Мне всё равно писать приглашение?
Насчёт платья и прочего. Завтра – послезавтра брат двоюродный Володин повезёт нас по Прибалтике. Я за свой счёт один день возьму. Правда, лучше моих белых туфлей навряд ли будет.
Володя внёс аванс в ресторан «Псков». Но Тамара Николаевна ходила в банкетный зал, посмотрела и ей не понравилось. Зал небольшой, и танцевать под оркестр в общем зале. А Володя говорит, что можно танцевать под магнитофон и в самом зале. Но он ещё проверит одно кафе. Честно говоря, лучше ресторан. Цивильная, хоть и обычная, обстановка. На днях с Володей сходим, я посмотрю.
Тамара Николаевна всё чаще задумывается всерьёз. Володя говорит, что раньше она активнее была. А теперь думает, как вы к тому или иному отнесётесь. И «чтобы не хуже, чем у людей», а это позиция опасная.
На работе у меня неважненько. Начальника конкретного до сих пор нет. С 11.10. обещают из ОГМета, начальника бюро литья (перевести), будет зам.начальника цеха по технике. Возобновились разговоры о Серёдке. Но, т.к. человек, занимающийся Серёдкой, был в Японии 2 месяца, там (в Серёдке) на нуле всё осталось. Если и переведут участок, то до Нового Года где-то половину участка. Но уже и тогда надо думать о работе. (Идея с переводом сварочного участка в ИТУ – лагерь строгого режима в посёлке Серёдка, 40 км. От Пскова, так и загнила. Перевод не состоялся.)
Кутузов (бывший старший мастер) ушёл с участка – по состоянию здоровья. И сейчас зам. директора по хозяйственной части. Вообще-то такая перемена многих удивила. Меня тоже. Но он справится. Это единственный в цехе человек, которого я уважаю, хотя он и хитрый жук.
Наташе директор вроде бы подписывает заявление, т.к. она собралась в министерство, а справки дают ей юридическое право уехать, поэтому смысла не подписывать нет. Он обещал ей комнату с удобствами в общежитии после Нового года, но верить нашему директору опасно.
Наташа Дарморезова только неделю побыла в Пскове, и снова её отправили на месяц в колхоз. Недавно и мне «предложили» на месяц. Но я начальнику цеха вынуждена была сказать, к чему готовлюсь, и не поехала.
Ещё я записалась в университет марксизма-ленинизма. На факультет философии. Это лучше, чем заниматься при заводе, да и даёт право не сдавать экзамен по философии при поступлении в аспирантуру. Я и Володю вовлекла.
Надо ещё оформиться в бассейн, но это к врачу идти надо, т.е. с работы отпроситься.
Я закругляюсь. Но очень мне хочется получить ваши письма. И ещё. Почаще вызывайте на переговоры. Мне нет никакой возможности дозвониться.
Ну, всё.  До свидания.           Наташа.                06.10.76.

(11.10.76.)
Здравствуйте, мама и папа!
Всё нет от вас писем. Сегодня попробую вечером на переговоры вызвать.
Новостей у меня много. Вчера были в Прибалтике.
Поездка обширная. В Эстонии – Выру, Пылве, в Латвии – Апе, Алуксне. Общее впечатление – товаров больше и лучше, но ни обуви, ни материала свадебного нет. Ездили, к сожалению, не одни – жена Володиного брата (водителя) и её подруга. Работает в конструкторском отделе на нашем заводе, т.е. в рассаднике сплетен. Так что им будет обо что почесать язычки.
Купила немецкое гардинное полотно. У меня совсем вылетело из головы, какая ширина нашего окна в зале. Я купила 2 м. 70 см. Ширина - 2.60. Так что внизу красивый узор, а основное поле слабо разрисовано. Потом я прикинула и решилась взять этого же на фату – 1 м. 20 см. Чем покупать сетку и вышивать, лучше готовое. Но это ещё обдумать надо. В случае чего пойдёт на то же окно в зале. Стоит метр 14.72. Ещё я себе купила пояс для чулок (немецкий) обычный, но красивый. Ещё купила себе, Лене и маме белые маечки с трусиками, рижские. Белые тонкие перчатки немецкие.
Сапоги Лене смотрела настойчиво – нет ничего, пальто нет. Но плохо, что мы были в начале месяца. Теперь я имею  понятие, как ездить по загранице. Здорово на своей машине, но плохо, когда много людей. Из продуктов ничего особенного не видели, да, собственно, не очень-то и пытались.
Наташа 12 октября уезжает домой, насовсем. Благодаря справкам. Наташу Белодед (полная, хохлушка, может мама помнит) отзывают обратно на ПЭМЗ через прокуратуру, если не вернётся – лишат диплома.
Сегодня после работы пойду в салон. С материалом туго дело.
Теперь о работе. Точнее, об общественной деятельности.
Дописываю уже в понедельник. Кое-что изменилось. Но кончу мысль об общественной работе. Избрали меня в цеховой комитет, но чем заниматься буду – не знаю. В любом случае надо с профсоюзом поближе познакомиться. А вот в четверг, когда я была в Прибалтике, было отчётно-перевыборное собрание, и меня избрали зам. секретаря по идеологической работе. Я понимаю, что принцип здесь один – «лишь бы не меня». Ну, да попробую. Хотя поле деятельности у меня бедненькое. В связи с переводами из 13 человек останется 9 человек, из них 2 – пенсионера. Нач. цеха, замы, ст. мастера – ни одного коммуниста. Секретарём избрали неважного человека. Склочник. Поговаривают, что нас объединят с кем ни будь. Таким образом я загружена общественной работой. Надо приступать. Но активность моя теперь будет натыкаться и на другие мои дела.
Теперь о быте моём. В пятницу звонила – 3 часа, и  телефон не ответил. Вы же за 20-30 минут дозваниваетесь. Так работает связь  г.  Пскова.
Купили мы материал. Володя «не позволил» мне воспользоваться своим кошельком. Материал - типа кримплена, ажурный. Мне очень понравился – 30 руб./м. В среду понесу сдавать шить, после работы. Но как быть с фасоном.  Сам материал допускает простой фасон, но хочется понаряднее. Юбку попробую сделать шестиклинку – годэ. Рукав узкий, но с длиной опять решать надо – перчатки-то уже есть. Правда, эти перчатки хорошо пойдут и к японскому ансамблю. А вот верх… Я-то хотела открытое платье. Сегодня ещё в журналах пороюсь.
Да по понедельникам у меня занятия в университете  с 18-15 до 21. В это время нежелательно звонить. Ещё надо бы в бассейн оформиться.
В субботу был сабантуй по поводу отъезда Наташи. Она 13 октября уезжает. Настроение у неё тоскливое. Она живёт в Чапаевске. Это провинциальный городок. И вот это-то её и пугает и то, что всё с нуля начинать надо.
В воскресенье ходили с Володей в лес. Красиво сейчас. Осень настоящая. Кое-где ещё есть ягоды, но уже подмороженные. Потом был телефонный разговор. Это хорошо, что вы с нами поговорили. И мне как-то легче стало. Только плохо, что я так далеко. Я уже вся испереживалась. Ничего не пишете, не звоните. Можете ведь правду сказать, как у папы здоровье. Очень плохо будет, если вы не вдвоём приедете. Как дела у Лещенко? Они не смогут приехать? Может мне написать письмо тёте Наташе, чтобы она у нас дома побыла?
Тамара Николаевна говорила, что помидоры, огурцы свежие хорошо бы, виноград, а вот кур не надо. И, правда, здесь достанут. Но как вам это всё везти?
Мама! Пришлите мне, если можно, лука, а то здесь нет.
Ещё бы неплохо красивую белую комбинацию. Я везде смотрела – нет ничего.
Закругляюсь. Жду писем. Папа! Если вы себя так плохо чувствуете, что даже писем мне не пишете, то лучше всё-таки мне это знать, а не мучаться догадками. А то совсем я ничего не знаю.   До свидания.   Наташа.                11.10.76.



22.10.76.
Здравствуйте, мама и папа!
Это маленькое письмо - для количества. Вообще-то я жду ваших писем. Как юбилей прошёл, как дела. как здоровье. Попробую на переговоры завтра вызвать вас, или на воскресенье. Получила от тёти Риты письмо, хорошее письмо. Просит о Володе рассказать. Надо как-то собраться, ответить. Мне срочно нужен адрес дяди Вити, приглашение надо послать.
Дарморезова приехала из колхоза, заработала отгулы – домой уехала, до 10.11. А у нас на заводе больше трёх дней отгулов за колхоз не дают. Рита из отпуска возвращается. На место Наташи хотят девушку поселить. Хорошо, что я скоро уйду из этого общежития. Рита + эта Люба – целый букет, и мне было бы тяжело с ними, морально.
На работе без изменений. Начальник новый ещё входит в курс дела и у него больше теоретических действий. Но ещё всё впереди. С Серёдкой замолкли опять.
Отдала шить платье. Сегодня первая примерка. Обещают до 1.11 сделать. С туфлями вопрос открытый. Но я и не очень волнуюсь - у меня мои туфли есть.
Володя в командировке. Заставил меня взять ключи, показал, где деньги. Но я туда не пойду. Мама его очень просила меня к ней заходить. Но мне одной страшно, и не хочется. Она говорит, что когда долго не видит меня – скучает. Я позвоню ей сегодня, и всё.
Завтра суббота - пройдусь по магазинам. Да! Покамест не забыла. У меня «свистнули» мочалку. Если есть, купите мне такую, растительную. Видела хороший шкафчик  для ванной. В субботу пойду куплю.
Не успела дописать. Отсылаю.
Скоро ещё напишу.            22.10.76.

29.10.76.
Здравствуйте, мама и папа!
Наконец-то поговорила с вами по телефону, но мало, не успела ничего спросить. Сегодня пришло извещение на багаж, но вот через полчаса партсобрание, и сегодня я уже не успею разобраться. Да и Володи ещё нет (командировка в Ижевск). Навряд ли он будет завтра, но завтра я обязательно заберу. Ключи у меня от его квартиры есть. И яблоки переберу. Но квартира-то маленькая. Куда всё это девать? Квартира очень маленькая. Старая планировка. Ещё надо учесть, что и Коля будет жить тут же. Ещё я не знаю, какую комнату они решат отдать Коле. Хлама бытового достаточно. И всё это создано руками Тамары Николаевны. Революцию делать нельзя. А вкусы у нас с ней не очень-то схожи. Но это всё впереди. От Володи получила письма. У него через все письма проходит то, что ему хочется скорее домой, и теперь это для него так просто и понятно. Я помню мамины слова по этому поводу, и это хорошая примета. И, вообще, у нас всё должно быть хорошо.
Я вчера так многое хотела расспросить. И не успела. Мне уже тоскливо без папиных писем. И не могу понять, почему папа так долго не пишет.
Мама, вы сказали Т.Н., чтобы я не худела. Так она это восприняла буквально. И когда Володя уехал, так она мне принесла мясо, яйца, масло и т.д. На работе нашла меня. А потом ещё с ней за кольцами ездили. Только-только появились. Мне нормальное купили, не очень широкое. Широкое плохо на моих пальцах. А вот Володе без примерки. 29.10 должно быть готово платье. Очень просто сшила я его. Но хочу его отделать белыми цветочками. Хорошо, что вы пораньше приедете. Я возьму за свой счёт 10, 11, 12. Вы как раз десятого будете в Пскове. Мне трудно будет 08.11 отсюда в Москву выбраться. У нас с Володей план наполеоновский. У него отпуск в ноябре. Так мы хотели взять мне недели 2 без содержания и поехать к нам домой всем вместе. Сейчас вообще-то прижали отпуска для ИТР за свой счёт, но попробуем.
Очень мне хотелось узнать, как прошёл юбилей (маме 50 лет исполнилось), как папино здоровье, как Ленино посещение прошло, как вообще всё обстоит.
С цветами здесь плохо дело. А у нас они ещё цветут?
Была сегодня у главного инженера, поинтересовалась, когда «поедем» (в Серёдку). Сказал, не раньше чем через полгода. Для ПЭМЗа это означает, что минимум через год.
Дописываю после собрания.
Настроение резко ухудшилось. С таким гл. инженером, на мой взгляд, далеко не уедешь. Он заявил, что технологическая служба в цехе не работает. Это почти правильно. Но, не потому, что мы не работаем, а потому, что вообще, взаимная ответственность служб не налажена (или разлажена). У меня в голове мрак. Как не хватает нам деловитости. Все юлят, изворачиваются, а проще, просто делать. Ну, да ладно.
Тамара Николаевна эту неделю не работает, так прямо каждый день меня видеть хочет. И с обеда ждёт и потом приходит. Не хочу я, чтобы она заходила ко мне в общежитие, А она делает попытки. Скорее бы Володя приехал. Кажется, завтра должен быть. Завтра надо и с работы отпроситься - на примерку.
Пора закругляться. Сегодня съезжу.
Не успела дописать, отсылаю.   Наташа.                29.10.76.