Родники вы мои родники - ВОВ

Галина Ромадина
               
 ОТРЫВОК из повести "Жилюковские родники"  - http://proza.ru/2019/01/16/1115

- Мои родники…, - начал свой рассказ Филипп Алексеевич. – С первых дней войны я окунулся в самое пекло сражений на подступах немцев к Москве. Довелось мне воевать в безводных Сальских степях.  После падения Ростова, 24 июля 1942года  наши войска начали отходить через Сальские степи на восток, к Волге и к предгорьям Кавказа. Бои продолжались, но удержать позиции в голой степи между Ростовом и Сталинградом было трудно, и командование приняло решение на организованный отвод войск к городу Сталинград, где уже велись оборонительные работы по превращению Сталинграда в крепость на волжских берегах.
По пыльным дорогам Сальских степей под знойным августовским солнцем потянулись на восток колонны наших войск — пехоты, артиллерии, танков, обозов. Печально и тревожно смотрели местные жители на отступающие войска, не представляя, что ждет их, когда придут немцы, о зверствах которых они знали уже так много за этот прошедший год войны.

  Особенно ожесточились фашистские захватчики, когда советские войска, разгромив немецкую армию под Сталинградом, предприняли решительное наступление на сальском направлении. Войска Юго-Западного, Степного и Южного фронтов перешли в наступление и 15 января 1943 года развернули бои за освобождение Сальского района.  Шли жестокие бои в горячих от солнца и боя степях и ничем не убить эту память. Над степью стояло марево. Жара дышала в лицо и мучила несказанная жажда обессилевших в бою солдат! Тогда я себе поклялся: останусь жив — дома займусь водой... Пять дорог, которые ведут в село, колхозники обсадили фруктовыми аллеями, вдоль этих дорог пульсируют родники до самого Южного Буга. Да.  Всех закалила Великая Отечественная война, начал солдатом, потом политруком роты крупнокалиберных пулеметов, артиллеристом.

Наступила тишина, кто-то опять заглянул в дверь и быстро закрыл.
 -  Довелось высаживаться и на Малую землю.- Продолжал  свой рассказ Желюк Филипп Алексеевич. - Подвезли солдат ночью к Мысхако не вплотную.  Берег в районе Мысхако представляет собой скалистые обрывы, реже галька, песок.  Все  кинулись в ледяную воду — на плечах пулеметы, на груди автоматы, в сумках гранаты. А вода — по шею, и это мне, с моим-то ростом в 190!  А кто поменьше — те с головой нырнули. Пришлось, как самому длинному, тащить других на себе, почти всю роту на берег вытянул. По бурлящей воде хлестали слепящие лучи прожекторов.   Благодаря героизму и самоотверженности десантников на западной стороне Цемесской бухты был создан небольшой плацдарм, который вошел в историю Великой Отечественной войны как Малая земля. И это было 13 мая 1943 года. За самолеты, сбитые моей ротой в бою, получил орден Отечественной войны II степени. И ранен был, и контузию получил, и две операции перенес. Почки стали шалить. Но лучшим  лекарством я всегда считал работу. 13 мая 1945 года в Праге  стал собираться с войны домой в звании старшего лейтенанта, а 13 апреля 1946 года на общем собрании колхозников  меня вновь избрали председателем.  Такова история «желюковских родников».

Филипп Алексеевич Желюк прожил очень сложную, насыщенную событиями жизнь и всегда был на гребне своего времени. За несколько дней до смерти он попросил, чтобы его вывезли в поле, последний раз взглянуть на просторы своей земли, чтобы, уходя из жизни, знать, что земля — в надежных руках и последний раз вдохнуть вольный ветер родных полей. Если бы он только знал, чем закончится двадцатый век, и какие потрясения ждут Украину.

В сквере в те семидесятые годы горел Вечный огонь у обелиска в память о погибших в Великую Отечественную войну односельчанах. На мраморной плите постоянно лежали живые цветы, которые приносили школьники, родные, туристы и гости, а после вручения Филиппу Алексеевичу ордена Ленина и второй Золотой Звезды Героя в сквере был установлен при его жизни бронзовый бюст.

Прошли десятилетия – погас огонь,  убрали бюсты с постаментов, но «Желюковские родники»  останутся навечно в памяти людей Украинского села Тимановка.

2015г. Рассказ написан на основе личных дневниковых записей советского периода.
 Опубликовано в авторском литературном журнале               
 «Северо-Муйские огни»  №6,  2016 г.