Добровольные общества в СССР

Александр Москвитин 1
Как известно, образование в Советском Союзе было бесплатным. Да и не только образование, но и многое другое. Не буду сейчас рассуждать о качестве советского бесплатного образования (и других бесплатностей социалистического прошлого), речь пойдёт о другом типично советском явлении.
Все, кто учился и работал в советские времена, наверняка помнят, что по месту учёбы и работы все учащиеся и труженики были обязаны добровольно вступать в различные добровольные общества и, будучи членами этих обществ, регулярно платить членские взносы. Какие это были общества? Давайте вспомним:

ДОССАФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту;
СОККиКП – Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
ОСВОД – Общество спасания на водах;
ВДОЛК – Всесоюзное добровольное общество любителей книги;
ДСОП – Добровольное спортивное общество профсоюзов;
ООП – Общество охраны природы;
ООПИиК – Общество охраны памятников истории и культуры.

Здесь я перечислил основные советские добровольные общества, членами которых являлось почти всё население СССР, за исключением детей дошкольного возраста и престарелых пенсионеров, отошедших от общественной жизни. Организации эти были как всесоюзными, так и республиканскими. То есть, в каждой из пятнадцати республик СССР имелась своя «добровольная» организация, соответствующая всесоюзной.
В первых классах школы нас добровольно-принудительно «вступили» в вышеперечисленные добровольные общества. Членство в них ограничивалось регулярными (ежегодными) взносами в размере от 10 копеек (например, для Общества любителей книги) до 30 копеек (для ДОСААФ, СОККиКП и т.д.). Некоторые общества расщедривались на членские билеты, в которые мы должны были вклеивать марки, свидетельствующие о том, что денежный взнос сделан. Но в основном не было никаких членских билетов. Классная руководительница объявляла нам – «завтра все должны принести 30 копеек на ДОСААФ!». И начиналась тягомотина со сбором взносов. Если ученик морозился и не сдавал деньги, то этот вопрос подымался на родительском собрании, после чего взносы быстренько выплачивались в полном объёме родителями этого ученика. В конце концов, в любом случае деньги на уплату членских взносов мы всё равно просили у родителей.
За принесенные в школу 10-30 копеек для каждого ДОБРОВОЛЬНОГО общества каждый из нас получал невзрачную марку, которая не имела никаких шансов украсить альбом филателиста. Эта марка вообще никуда не годилась, поскольку не являлась почтовой. При наличии членского билета марку полагалось в него вклеить, а при его отсутствии (как чаще всего и было), такие марки просто валялись где-то в квартирах, а потом выбрасывались в мусор во время домашних генеральных уборок.
То же самое происходило в ПТУ, техникумах, ВУЗах, в армии, на производстве, в конторах и больницах, в парикмахерских и колхозах, на нефтяных месторождениях и рыболовецких траулерах… Я уверен, что даже космонавты являлись членами этих и других всесоюзных и республиканских добровольных обществ. А значит, они тоже платили эти взносы, делая вклад в общее дело.
Меня могут упрекнуть: мол, что ты мелочишься! Подумаешь, какие-то несчастные копейки! Тебе, что – жалко?!
Как сказать…
В советское время я сказал бы, что мне, разумеется, не жалко двух-трёх рублей в год на невзрачные марки.
Ещё совсем недавно я бы ответил таким образом: мне не жалко, но…
Однако сейчас я заявляю – да, мне жалко! Мне жалко этих денег, поскольку я в детстве не имел вообще никакой свободной наличности. Во всяком случае, сумма 2-3 рубля – это было для меня что-то запредельное. Может быть, у кого-то было иначе, не знаю. Наверняка было. Но у меня было именно так, как я излагаю.
Ведь если без бэ, то советская культура, природа, медицина, спорт и т.д. – всё это и так щедро финансировалось из бюджета богатой социалистической Родины. Я уж не говорю о Советской Армии и Краснознамённом Флоте, расходы на которые всегда были первыми статьями в бюджете великого и могучего Советского Союза. Зачем было ещё дополнительно сдирать бабло с трудящихся, чтобы затыкать бюджетные дыры в финансировании «общественных» организаций?
Впрочем, хер с ними, с трудящимися. Они хотя бы трудились и получали за свой труд какую-то зарплату. Но вот какого рожна было требовать от школьников сдавать эти несчастные копейки? Эти, ****ь, иудины 30 сребреников? Неужели Советская Армия обнищала бы, а Краснознамённый Флот заржавел без моих 30 копеек для этого сраного ДОСААФа? Да я бы лучше в киоске «Союзпечати» купил бы журнал «Костёр» за эти 30 копеек!
Я знаю, как ответить на свои возмущения. Дело в том, что от моих 30 копеек ДОСААФ, разумеется, не богател (хотя в масштабах страны общая сумма взносов выходила нехилая), и армия тоже не становилась боеспособней. И памятники утраченные никто не восстанавливал, а исторические центры городов всё так же приходили в упадок (несмотря на взносы в ООПИиКи). Зачем же социалистическая Отчизна трясла пионеров/трудящихся/пенсионеров, сдирая с них взносы в «добровольные» общества?
Во-первых, это всё-таки был дополнительный налог. Ах, у нас бесплатное образование? Несите тогда 10 копеек в общество книголюбов! Ах, у нас армия народная? Тогда с каждого представителя советского народа 30 копеечек на «непобедимую и легендарную»! Ах, у нас профсоюзы компенсируют путёвки на заводские и ведомственные базы отдыха? Тогда с каждого потенциального отдыхающего 30 коп. в Общество спасания на водах. А то ведь знаем мы этих трудящихся: напьются пьяные, полезут в воду и будут тонуть – а ты их потом спасай бесплатно! То есть, если в СССР многое даётся бесплатно, то оно ведь – это бесплатное – не берётся из воздуха, и за него тоже нужно платить. Вот и платили: низкими зарплатами, ограниченным ассортиментом товаров, дополнительными сборами (до 1950-х, например, трудящихся вообще без их согласия подписывали на «добровольные» займы – и попробуй хоть пикни!).
Во-вторых, начиная производить поборы ещё со школьной скамьи, советских школоло приучали быть достойными членами социалистического общества. А это значит – приучали привыкать к дисциплине, к обязаловке, к вранью и другим прелестям социалистического общежития.
В-третьих, эти сборы кормили многочисленных чинуш, которые заправляли данными «добровольными» обществами. Марка, которую получал член какого-нибудь общества, стоила 0,01 копейку или даже того меньше. То есть, фактически из воздуха только ДОСААФ ежегодно получал более 60 000 000 рублей в виде взносов, и это при самых скромных подсчётах.
Ну, и в-четвёртых, и «добровольное» членство и взносы – всё это должно было свидетельствовать о том, что в СССР существует народное самоуправление; что государство не вмешивается в дела «добровольных» обществ; что люди сами, по своей инициативе создают различные организации, финансируют их и управляют ими, о чём в своё время мечтал Владимир Ильич.
Кроме членских взносов в «добровольные» общества, имел место ряд других выплат. Члены КПСС, ВЛКСМ, профсоюзов ежемесячно платили 1% от заработной платы в качестве членских взносов (школьники и студенты, будучи членами ВЛКСМ, платили, кажется, 2 копейки). Ещё были профессиональные, творческие и другие общества, которые также сшибали деньги со своей паствы (например, Общество филателистов, союзы писателей, общества глухих и т.п.). А ещё был СКЗМ – Советский Комитет Защиты Мира (или Фонд Мира), который регулярно тряс школьников, студентов и трудящихся по денежно-вещевым вопросам. Школьников просили принести, например, «тетради, карандаши и линейки для афганских детей»; студенты отдавали часть заработанного в стройотрядах и на колхозных полях «в Фонд Мира»; трудящимся периодически устраивали субботники всё в тот же Фонд…
Будучи школьником, я не понимал – что такое Фонд Мира и зачем ему нужны наши «добровольные» взносы. Взрослые объясняли мне, что на собранные народом деньги Фонд Мира покупает бинты и ватку для больных афганских ребятишек, для голодающих эфиопских детишек. Ага, ватку, ****ь, они покупают. ***рят афганские кишлаки из «Градов», а потом завозят оставшимся в живых ватку.
Советский Комитет Защиты Мира действовал с 1949 года, периодически активизируясь. Он значительная оживился во время перестройки, когда генсек Горбачёв чуть ли не каждую неделю выдвигал очередные мирные инициативы. Во время моей учёбы в институте СКЗМ успел содрать с меня баблишко, заработанное мною на колхозных нивах.
Разумеется, я «добровольно» состоял во всяких обществах, сдавал членские взносы, приносил тетрадки «для афганских детей» и игрушки «для детей Эфиопии». У меня была куча марок от этих обществ. Сейчас осталось буквально несколько штук и один членский билет – Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Во время перестройки трудящиеся и их отпрыски стали задавать себе и друг другу закономерные вопросы: а какого, собственно, хера мы должны платить неизвестно кому и неизвестно за что? Этими вопросами озаботились даже школьники: например, во втором номере журнала «Пионер» за 1989 год была помещена заметка на данную тему. На дворе была эпоха гласности, подымать щекотливые вопросы уже было можно и даже нужно, что и делалось.
После 1991 года ситуация с «добровольными» обществами поменялась и уже нет такого повального грабежа. Сейчас грабят при помощи других способов. Но это уже совсем другая история.

ноябрь 2019