Казаки Терека в годы гражданской войны

Еремин
         Автор почти полвека занимается изучением истории Российского казачества. С 1973 по 1992 год жил, работал в терской казачьей станице, где слышал и задокументировал воспоминания свидетелей огненных лет гражданской войны. Был собран огромный краеведческий материал, который публиковался на страницах Шелковской районной и Чечено-Ингушской республиканской печати [1]. Уникальные экспонаты хранились в музее Шелковской средней школе № 1 [2]. К великому сожалению тогдашнее руководство района не уделило внимание инициативе местных краеведов и не откликнулось на предложение о создании районного краеведческого музея, где можно было бы сохранить не только былую историю казаков Северного Кавказа, но и показать истоки   трагедии терского казачества. Все же нам довелось сохранить свидетельства тех событий. Это произошло благодаря наставничеству профессора, доктора исторических наук В.Б. Виноградова и работе в «Кавказоведческом семинаре» [3].
      В 1990 году 10 марта в станице Шелковской был проведен официальный, разрешённый местной властью, Казачий круг, где был создан «Терский казачий союз» [4], избран Атаман Мащенко Юрий Михайлович и казачье правление [5]. Были изданы очерки «По указу Петра» [6]. Терцы приняли участие в создании «Союза казаков России» в июле 1990 г. в Москве.
      Последующие события «смутного времени» конца ХХ века привели к массовому уничтожению подлинных документальных свидетельств, хранившихся в архиве города Грозного [7] Однако, проделанные ранее изыскания в архивах позволили продолжить научную работу о событиях гражданской войны и участии в ней терского казачества.
Терское казачество в силу определённых обстоятельств первым подверглось репрессиям со стороны новой власти. В декабре 1917 был убит Атаман Михаил Александрович Караулов и почти следом за ним и его приемник Лев Медяник.  На Северном Кавказе началась гражданская война.
     В фонде дел Шелковского станичного правления в ЦГА ЧИАССР  имелись документы за 1917 год. На запрос атамана Кизлярского отдела о положении дел в станице на третий день принудительного отречения Царя, отвечали, что «…везде храниться тишина и спокойствие…в станице не отличишь тревоги от гулянья». Однако, представители,  установившейся новой советской власти, исподволь вели наступление на казачьи станицы, хранившие пока нейтралитет. Уже в мае 1918 года появляется «Соглашение, состоявшееся между казаками низовых притеречных станиц и граждан города Кизляра и его окрестностей, с участием представителей от Народного Совдепа и красноармейцев» [8], как попытка примирить враждебные стороны. Однако уже летом 1918 года вспыхивает терское казачье восстание. Его руководитель Бичерахов Г.Ф. так охарактеризовал это событие – «Первым героем было само рядовое казачество. Оно убедилось, что, прикрываясь святыми лозунгами: «равенство и братство», пришли просто грабители и тунеядцы, любящие пожить за счет того, кто в поте лица добывает свой насущный хлеб; доказательства не нужны, ибо разоренные, ограбленные, приниженные станицы говорят об этом лучше всякого доказательств. Тебе, казачество, в целом принадлежит честь протеста с оружием» [9]. Так началось кровопролитие на берегах Терека. События эти нашли  отражение на страницах издававшейся в то время газеты «Терский казак» [10]. Остались они и в памяти  народной [7. С.67-70].
      В 1919 году к борьбе с большевиками примкнуло большинство донского казачества [11]. Причины были те же: выполнение циркуляра Советской власти о расказачивании и «красный террор». Практически все казачьи области страны воевали против власти Советов.  Ответ последовал незамедлительно –  выселение в северные районы  приполярья и Сибирь. С казачьими офицерами расправа была беспощадной. В лучшем случае – тюрьма, в которой ждала смерть от голода и болезней. Поэтому те, кто мог –эмигрировали за рубеж [12]. Там они объединялись в союзы, издавали казачью литературу [13], хранили традиции и реликвии [14]. Так, гребенцы  спасли штандарт 1-го Кизляро-Гребенского полка, старейшего в России, носившего имя генерала Ермолова.
      Оставшихся на родине ждала нелегкая доля и расстрелы [15]. Поругана была и традиционная казачья вера в Бога, разрушены Храмы [16].  Не обошлось и без курьёзов. Так, после послаблений Советской власти в отношении казаков в 1936 году, на Тереке бывшее крестьянское село Шелкозаводское стало именоваться станицей [17].
К сожалению, в конце ХХ века трагедия терского казачества повторилась.  Свершилась новая волна исхода с родных земель.
      В начале XVII века на службу в окраинный город Оскол приходили казаки с Дона и Терека. Сохранилось имя терского атамана Матвея Прасолова, потомки его живут и ныне в приосколье.  Местность вокруг городов Старый Оскол и Губкин и ныне называется Казацкой степью.  Сегодня на Белогорье живут потомки казачьих родов Дона, Кубани, Терека, Урала и Семиречья.
     Наше личное участие в возрождение казачества и продолжение научной деятельности позволило нам не только публиковать научные материалы, но и сделать вывод о том, что, только сумев передать казачью историю, традиции, обычаи и культуру молодому поколению, мы сумеем быть казаками в этом сложно мире!
В Белгородском отдельском казачьем обществе немало потомственных казаков, которые являются примером в служении Отечеству и сохранении традиций и обычаев казачьего народа.  В то же время на земле Святого Белогорья родились и свои праздники «Холковский казачий сполох», детский марш-парад казачьих сотен, «Иосафские чтения», шефствуют казаки над пограничной воинской частью в г. Валуйки, совершен автопробег «От Белгородской черты до Тихого Дона» в память 100-летия Вёшенского восстания. Большое впечатление оказал на станичников-белгородцев Мемориал в станице Еланской [18]. Вышло на Белогорье 10 изданий «Общества «Любителей казачьей старины» [19], которые расходятся по всем казачьим регионам. Хранителем  же исторической памяти является Совет стариков отдела. Слава Богу, что мы казаки!
      
     На фото участники научной конференции 6 ноября 2019 г. в Москве.
               

    Список литературы
1 Еремин Н.М. Нас водила молодость… // республиканская газета Чеч.-Инг.  АССР «Грозненский рабочий» – 21 апр. 1987 г. – С. 4.
2 Еремин Н.М. Школьный музей // газ. Шелковского р-на ЧИАССР «Терская новь». № 65(7103) 30.05.1991 г. – С-2.
3 Кавказоведческая Школа В.Б. Виноградова. 50 лет в пути: сборник научно-исследовательских очерков и био-биоблиграфических материалов / под ред. С.Л. Дударева. – Армавир; Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2013. – 620 с.
4 Еремин Н.М., Шевченко О.Н. Двадцатилетие казачьего круга терских низовых станиц // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы VII Международной Кубано-Терской конференции – Краснодар-Армавир, изд-во ИП Шурыгин,  2010. – С. 72-73.
5 Еремин Н.М. Атаман Мащенко // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей Международ. Научно. – практ. конф.  5 июля 2018.  Саратов, изд-во «АЭТЕРНА», 2018 – С. 23-26.
6 Еремин Н.М. По указу Петра. –  Шелковская, изд-во Чеч. – Инг. Отделения ВООПиК, 1990. – 32 с.
7 Еремин Н.М., Шевченко О.Н. Сведения о делах(документах) архива, которого нет. Казаки в гражданской войне // Российский Северный Кавказ: проблемы формирования, материалы к историко-археологическому изучению региона. – Армавир; Ставрополь: Дизайн-студия Б. – С. 61-70.
8 Еремин Н.М. Грозовые 1917-1918 годы: анализ дел Шелковского станичного правления // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы VII Международной Кубано-Терской науч.-практ. конф. / под ред. Великой Н.Н., Лукаша С.Н. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2010. – С. 70-75.
9 Бурда Э.В. Терское казачье восстание. 1918 год. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2016. – 532 с.
10 Еремин Н.М. Эпизоды истории 1919 года на страницах газеты «Терский казак» // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Х-й Кубано-Терской науч.- практ. конф. / под. ред. С.Н. Лукаша, А.А. Цибульниковой. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2016. – С.62-63.
 11 Верхне-Донское восстание. Документы и материалы. – Подольск; Музей-мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками», 2018. – 432 с.
12 Еремин Н.М. Казачьи офицеры.   Электронный ресурс [http://www.proza.ru/2016/12/17/588] дата обращения 23.09.2019.
13 Казачий словарь-справочник. Составитель Г.В. Губарев. Редактор –издатель А.И.Скрылов.  Сан Ансельмо, Калифорния, США. – D 3 томах.; 1й.- 1966 г. – 286 с.; 2й – 1968 г. – 338 с.; 3й – 1970 – 344 с.
14 Как спасали штандарт // газета «Русская Америка». №10 (443), 15 апр. 2009. – С. 19.
15 Еремина А.Н., Еремин Н.М. Оправданы после расстрела // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы восьмой международной Кубанско-Терской научно-практ. конф. / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. Краснодар – Армавир. – 2012. – С. 73-74.
16 Еремин Н.М., Еремина А.Н. Время собирать камни // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы 6-ой Международной Кубанско-Терской науч.-практ. конф. Краснодар-Армавир, 2008. – C. 85-87.
17 Еремин Н.М. История села, ставшего станицей в стране Советов // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы IX Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В, Е. 2014. – С. 67-70.
18 Донские казаки в борьбе с большевиками. «ТРАГЕДИЯ РОССИИ   ХХ ВЕКА». Составители: В.П. Мелихов, С.Ю. Василенко, С. И. Дробязко, О.А. Карпушина. – Воронеж. Изд-во  Полиграфический центр «Press-Burger», 2018. – 300 с.
19 Еремин Н.М.  Записки общества «Любителей казачьей старины». Выпуск -6-ой. – Белгород. Изд.-во «Константа», 2014 – 45 с.