Право на труд и право на оплату

Владимир Николаевич Ермаков


У человека есть много прав и обязанностей. Не буду перечислять все, что-нибудь упущу. Остановимся на праве на труд. Интересное, конечно, право. "Я имею право трудиться". Звучит более чем странно. "Я имею право пойти в этот клуб, потому что мне уже двадцать, с утра я еще адекватен и с фейсом у меня все в порядке". Это право я понимаю и приветствую. Но право трудиться больше похоже на обязанность. Не будешь трудиться, протянешь ноги, если нет папика с тугим кошельком и с пониманием того, что сыну можно и не работать. А если только мамик, со встрепанным лицом, с жестами и привычками домашнего полицейского. "Двадцать лет я тебя растила, обувала, одевала, кормила - дальше теперь твое процветание в твоих руках." И отныне мое процветание не в праве на труд, а в жгучем желании, чтобы это мое право хоть как то обеспечивало мои потребности в питании, одежде и некоторых удовольствиях.


        Но при реализации прав на работу электриком на заводе возникает странное ощущение в неадекватности оплаты за количество труда. Количество труда постоянно растет и чаще всегда при новом направлении деятельности работодателей, которые сокращение штатов стали называть оптимизацией численности. Эта самая оптимизация подразумевает вытеснение якобы лишних работников вместе с их рабочими ставками. То есть, работник уходит и место вместе с ним. А право на количество труда от этого работника осталось и это право равномерно распределяется между оставшимися пока. Начальник этой ужатой группки, получив некоторое дополнение к адекватности своего труда, обязан правильно объяснить политику оптимизации, не вдаваясь в тонкости процесса и должен сурово распределить излишки возникшей работы, строго пресекая всякие разговоры об увеличении адекватности за излишки. А то и вовсе, подавляя всяческие потуги возмущения начальственной строгостью. Из-за чего верховное командование делает вывод - оптимизация проведена успешно, план выполняется, возмущений нет. А то, что климат на предприятии изменился - на то и погода, чтоб меняться и не всегда в лучшую сторону. Ну, а если все таки возмущения прорываются, то право на труд законодательно закреплено в основном законе государства - в конституции, и это широкое право на труд можно реализовать на любом другом предприятии страны, не сошелся же свет клином на нашем заводе.


      Право на труд есть, а вот права на адекватную оплату труда нет. И на этой почве размышлений возникает дополнение к теории Дарвина об эволюции человека:  "Труд превратил обезьян в европейцев, россиян, мексиканцев, африканцев и прочих. Высокооплачиваемый труд превратил Америку, Германию, Японию в высокоразвитые государства мира, которым поклоняются россияне, мексиканцы, африканцы и прочие".

ноябрь 2019 г.