Некомикс про Джокера

Олег Меркулов
Читая многочисленные рецензии на фильм «Джокер» режиссера Тодда Филлипса невольно ловлю себя на мысли, что я посмотрел совсем не ту картину, про которую пишут раскрученные интернет критики.
Во-первых, не увидел там никакого комикса. Вообще. Действия происходят в Нью-Йорке, и создатели фильма не парятся чтобы декорациями воспроизвести фантазийный Готэм, как это делается в саге про Бэтмена, например. Здесь мы видим хорошо узнаваемые для любого, кто хоть раз бывал в Большом Яблоке (но не как турист, а жил там) районы. Скорее всего, Upper Manhattan или Bronx, в той его части, где проживают простолюдины, экономящие на аренде жилья сотню-другую баксов. Но рискующие выйти на улицу и спуститься в вагон мрачноватого Subway по дороге в нижнюю, историческую часть Манхэттена, в сторону Уолл-Стритовской глянцевой мечты. Туда где Джокер расстрелял своих первых обидчиков.
В рецензиях этого Джокера многие назвали как бы продолжением и развитием образа Джокера-бандита, который воевал против Бэтмена. Постойте, а против какого рыцаря светлого образа боролся Артур Флек, которого так неистово сыграл актер Хоакин Феникс? Причем тут бандит из бэтманиады вообще?
В лице Флека мы имеем дело с больным человеком. Это раз. Вот еще, смотрите: взрослый мужчина, вполне сексуален (здоров в урологическом в смысле ) - ему нравятся женщины (соседка, например). Однако, живет он один с больной мамой.  Минутку. Он «ботан» по жизни? Инвалид по рождению?  По ходу фильма, выясняется – что первое точно нет.  Вполне себе резок и брутален по-мужицки, а те кто над ним издевался - все умерли в итоге (но об этом позже).
Про инвалидность. Приступы невротического смеха его периодически одолевают – да. Есть такое заболевание, синдром «аффект ПБА» называется. Кому интересно, погуглите, причин может быть много: от травмы головы – до атеросклероза мозга. Я видел таких в некоторых офисах. От сильного стресса. Нервная работа, например, вкупе с офисными интригами закомплексованных совков...всякое может приключиться, знаете ли. Мозг может «подустать», как позвоночник, например, или глаза. И так через невротический смех (в том числе) проявляется у некоторых из нас его усталость.
Но, как говорится, «смех-смехом, а грех-грехом». В одной рецензии известного кино-блогера нашел такое: «вспышки гнева Флека были вызваны тем, что он смущался в общественных местах и становился сердитым, шокированным или нервным». Что? «Смущаться в общественных местах»? – Это когда в вагоне ночного метро его ногами забивали насмерть трое придурков-костоломов, он тогда «смутился», что ли? Причем в общественном месте, заметьте – ах, как не стыдно! Подумать только, какой хулиган великовозрастный. Ребята, кому тут лечиться нужно, если все, что вы увидели в той сцене, – так это общественное место, в котором Джокер «смутился» и «стал нервным»? А до этого был еще один акт насилия против него, и тоже крайней степени жестокости (эпизод с малолетней шпаной). Кому-то кажется (и его бывший директор-работодатель, уволивший Флека с работы, тоже так считал), что тот просто «сцепился с подростками на улице», «потому что сумасшедший». Не дай вам бог когда-нибудь сцепиться в подворотне с уличными подростками. Не буду долго на эту тему. Просто: не дай бог.
Ну, и в итоге он теряет работу. Шпана разбила рекламный щит, который давал ему кусок хлеба, а коллега по работе сильно подставил. Один очень короткий, но крайне важный момент: когда Джокер, стоя в телефонной будке, узнает, что его уволили, он что делает? – Бьет с досады своей головой стекло будки, так? – О чем это говорит? Опять, конечно, о том, что он сумасшедший, скажут некоторые онлайн критики. Но по мне это говорит о том, что человек очень сильно расстроился. Ему реально очень хреново. А как не расстроиться-то на его месте? Готэм в кризисе, муниципалитету нечем даже платить деньги за вывоз мусора, сокращаются все социальные программы.
То есть что над каждым простолюдином висит? – Правильно, угроза безработицы. Остаться без средств к существованию. Ребята, да там просто безысходная ситуация, в этом Готэме - Нью-Йорке. Вообще большинству людей некуда деваться, мышиный бег по кругу, все,  как тараканы в банке.  И они постепенно звереют. Мыши превращаются в крыс, тараканы в пауков. А у Джокера на руках еще и мать больная. И тут человек до кучи еще и теряет работу. Не по своей вине: то уличная шпана, то коллега-мерзавец. В вашей жизни такого не было? Так вам повезло, вы везучий человек, баловень судьбы. Как говорил Остап Бендер, «с таким счастьем да на свободе!». Пожалуй, у Артура Флека есть повод немного «смутиться и стать нервным», не так ли?
Но остаться без средств к существованию (голод, потеря жилья) и даже быть сильно избитым на улице – это пока, скажем так, все-таки угрозы физического свойства, угрозы в основном телу. Но нашего героя поджидают еще и несколько ударов по духу, по душе. А он ведь и так душевно болен. И лекарства есть, чтобы помочь. Но их не получить: денег нет, а бесплатная соцпрограмма помощи более не существует. И полное одиночество. Одиночество в Нью-Йорке – это особая вещь. Это как в Москве, помножив на десять. Огромный город, равнодушный к тебе по закону, отгородившийся от тебя колоссальной официальной (это важно!) стеной бездушия. Твое желание соучастия и неодиночества – внесистемно, из ряда вон, ненормально с точки зрения общества.
А там, за этой великой и непробиваемой стеной – яркие краски жизни, хорошая музыка, красивые женщины, слава и достаток, интересные талантливые люди, воздух полной грудью. И все это совсем рядом, буквально на соседней улице - нужно только руку протянуть. Но это невозможно сделать. Куда загнанный в такую ситуацию человек побежит в первую очередь? К своим родственникам, конечно, кто бы и где бы они не были. И тут начинается разрушение остатков души Джокера. Отец. Бросивший его и мать. Но папа, как ни крути. Сцена встречи с отцом в «общественном месте». Даже трудно пересказать, как сильно и трагично. Полсердца отожрал у Джокера. Он бежит дальше в детство. Мать: оказалось и тут «что-то не так». Минус еще полсердца.
И финальный этап: кумир зовет его на свое шоу, но лишь, чтобы поиздеваться, на его фоне показать зрителям, какие есть жалкие моральные уроды в Готэме (мол, «ну я же вам говорил в своих программах, вот посмотрите на этот экземплярчик»). Сильнейшая, кстати, эпизодическая роль Роберта Де Ниро. Какой взгляд на Джокера: сверху – вниз, как на червяка. А ведь тот ему поверил, репетировал часами свой первый диалог с кумиром. Ну и результат: телом жив, души нет более, остался лишь Джокер. Маска, под которой циничный, выжженный  Готэмом, жестокий тип. И предфинальная сцена: она на самом деле happy end, как и во всех американских фильмах. Город восстал. Все стали Джокерами. Самоочищение? Вселенский пожар? Стена рушится? – Какая разница, в сущности, просто того Готэма более не будет никогда. Но новый Готэм, возможно, станет таким же. Пройдет время и все вернется на круги своя. Не знаю, чем закончился комикс про Бэтмена, но, похоже, этому сюжету, в отличие от комикса, конца нет.