Законы диалектики в человеческом обществе

Александр Бутюгин
В 19 веке философами были сформулированы законы диалектики – краеугольные законы мироздания:
Закон единства и борьбы противоположностей (например, два разных полюса у магнита, наличие положительного ядра и отрицательно заряженных электронов в атоме, наличие добра и зла в человеке);
Закон перехода количества в новое качество (например, гомологический ряд углеводородов, изменение живого организма от рождения до смерти);
Закон отрицания отрицания (новое отрицает старое, а старое новое – наиболее трудный для восприятия закон, т.к. понятие отрицания здесь трактуется в самом широком философском смысле).
Реального понимания этих законов нет у большинства людей, но в первую очередь у людей, которые определяют направление и суть научно-технического развития человечества (политики, бизнесмены, ученые). И отсутствие реального понимания, например, создало те проблемы экологического плана, которые есть сейчас.
Законы диалектики применительно к обществу вообще практически не рассматриваются, хотя здесь есть интересные моменты.
В течение нескольких веков существует идеологическое противостояние в двух вопросах:
1. Что первично – дух или материя.
2. Что важнее – общее (коллективное) или индивидуальное (частное).
Самое интересное и парадоксальное заключается в следующем:
Первичность духа и преимущество индивидуального – есть основа, скажем так, капиталистической  идеологии. При этом преимущество индивидуального трактуется как основа материального благополучия систем, исповедующих такую идеологию. И это, как бы, подтверждается экономической успешностью высокоразвитых стран мира. То есть наблюдается единство противоположностей – первенство духа и материи.
Социалистическая идеология  опирается на первичность материального и преимущество коллективного. В реалиях мировой экономики такая идеология проигрывает в материальном плане. И здесь наблюдается единство противоположностей – первенство материи и преимущество коллективного.
В политическом плане обе идеологии направлены исключительно на устойчивость государственной власти. Одна и та же цель достигается разными методами (путями).
Человек – элемент Материи (живой) и на биологическом уровне подчиняется Законам Природы (мироздания), т.е. законам диалектики. Построение техногенной Природы и процессы в ней, т.е.  являются достаточно скверной проекцией процессов, происходящих в Биосфере (конкуренции за ресурсы, борьбы за выживание, за занятие выгодных «экологических» ниш в обществе и т.д.).

Трудно говорить о проблеме первичности духа или материи в Биосфере, но однозначно можно говорить об их единстве в ней.
Проблема же преимущества индивидуального и коллективного решена однозначно - полное преимущество коллективного.  Важно выживания вида (рода, племени) в целом, а не преимущество выживания конкретного индивидуума. В критические моменты человек поступает чисто по биологической программе, жертвуя своей жизнью ради спасения других (человека, рода, государства).

В человеческом обществе (на идеологическом и политическом уровнях) признания преимущества индивидуального (как на уровне людей, так и государств) привело к существующим проблемам в политике, экономике и экологии. Процесс глобализации – потенциально позитивный процесс создания истинной единой человеческой цивилизации – пошел  по пути перекоса в пользу группы отдельных государств (высокоразвитых). Отсутствие истинно единой человеческой цивилизации мешает решению глобальной экологической проблемы – спасению Земли. Высокоразвитые страны своими действиями в космической области демонстрируют  явно отсутствие желания спасти Землю и явное желание ее покинуть.