Три горизонта времени

Олег Сенатов
В нашей повседневной жизни понятие «время» предельно ясно – в нем есть настоящее, плавно перетекающее в ближайшее прошлое, в котором еще не забыто то, что только что происходило, и будущее – в виде нескольких предстоящих дней, течение которых можно предвидеть в самых его главных чертах. Назовем эту зону Временем 1-го порядка.
Временем 2-го порядка будем считать продолжительность нашей сознательной жизни; в нем роль настоящего выполняет Время 1-го порядка, имеется прошлое, которое имеет облик и  скорость удаления от настоящего, установленные в момент последнего из событий, кардинально изменивших нашу жизнь  (назовем их сверх-событиями – они могут случаться в личной жизни, в жизни страны, и во всем мире), и будущего, о котором мы не знаем самого главного, а именно:  когда,  какие и сколько сверх-событий в нем произойдет. Поскольку в наше  прошлое могло поместиться несколько сверх-событий, между которыми облик и скорость протекания времени существенно различны, даже в своей личной истории приходится руководствоваться условным, абстрактным хронологическим временем, которое нам показывают часы и календари.
 Время 3-го порядка полностью лежит за пределами нашей жизни; в нем произошло множество сверх-событий, определивших облик современности, но мы о них знаем только из литературы, (включая учебники), и из СМИ, то есть мы о них осведомлены очень плохо. Дело в том, что люди, описывая сверх-события, склонны их редактировать, выпячивая одни черты, и опуская другие; более того, они даже лгут, что-то выдумывая, и что-то отрицая из происшедшего. Я это обнаружил, неоднократно беседуя с коммуняками о Великой Августовской буржуазной революции 1991 года. Хорошо, что я сам засвидетельствовал это сверх-событие, и могу констатировать: то, что о ней рассказывают коммуняки – это наглая, злонамеренная ложь, иногда смахивающая на бред сумасшедшего. Между тем, это было сравнительно недавно. Как же тогда узнать, что происходило в октябре 1917? То, что  понаписано об Октябрьской революции, настолько противоречиво, что все «историки» согласны между собою только в одном: в хронологии, то есть в условном  времени свершения этого сверх-события. (Говорят, надо, мол, смотреть документы; какие  документы могли оставить, к примеру, в Кампучии Красные кхмеры? А наши большевики были немногим их лучше). Та же разноголосица сейчас царит по поводу Второй Мировой войны. Мы говорим, что западные историки лгут и занимаются подтасовками. Да, это бесспорно. А сталинский режим – это что? Образчик честности? Нет, я бандитам не верю!
То же, наверняка, относится ко всем  другим сверх-событиям Всемирной истории, которые, чем отдаленнее, тем таинственнее. Все, что мы о них знаем – чистая литература (то есть – вымысел), за исключением хронологии, расставляющей сверх-события вдоль оси  условного времени. Что же касается объективного знания, то, перефразируя известный анекдот советского времени, наше Прошлое столь же непредсказуемо, как и неведомое Будущее; есть, правда, известная асимметрия, связанная с тем, что о первом написано гораздо больше, чем о последнем.
Самым же достоверным является Время 1-го порядка; так как оно нами воспринимается непосредственно, и оно – наше главное достояние; поэтому мы так и заворожены набегающим на нас информационным потоком, в тревоге и тоске пытаясь угадать: не надвигается ли на нас очередное сверх-событие, в связи с которым даже убогий клочок повседневного времени может свернуться в свиток?
                Сентябрь 2019 г.