Два окошка

Галина Ромадина
Культурный пласт наших далёких предков, несомненно, не был забыт последующими поколениями и наложил свой отпечаток на духовную жизнь современного населения Тульского края.
Даже деревенские причуды не были забыты среди народа до конца ХХ века.
 
В недавнее время в одном сельце стали происходить невероятные чудеса.   Каждую весну в деревне  появлялся нескладный мужичок и нанимался на летний период пасти скотину. Откуда он весной приходил и куда уходил, когда трава изморозью покрывалась, никто не знал. Звали его Еремей.  Мудрый был человек, говорили крестьяне.                Часто бывают такие неблагоприятные дни в природе и притом когда это совсем некстати. Например: во время покоса или уборки урожая дорогого для крестьян – хлеба, начинались дожди. Бабы, как только увидят чёрную тучку, бегут на пастбище к Еремею:

 - Еремеюшка, разгони тучу проклятую, вода небесная весь хлеб сгноит.
Посмотрит он на них - тружениц многодетных и скажет, улыбаясь:                - Ну как вас не пожалеть, Мать Божия.
Поднимет он голову, поводит руками, пошепчет слова непонятные и так несколько раз и тучи чёрной как не бывало. Разорвёт её ветер на кусочки, посветлеет она и растворится  туча чёрная в небе бездонном, только гулкие раскаты грома эхом отзовутся  где-то далеко за лесом.  То-то рады  богомольные старушки. Несут Еремею угощения разные, калачи пышные, лепёшки душистые, яблоки на меду печёные. И тут, как из-под земли, появляется  местный «кудесник». Мужичок  рыжий - рыжий, кудрявый – кудрявый, маленький, курносый, конопатый, с редкой бородёнкой на лице по прозвищу Золотой.
               
– Низкий поклон вам, вечные плакальщицы! – кланяясь в пояс, говорил Золотой, с улыбкой до ушей. – Вечно вам чего-то не хватает. То с крестами по полям ходите, дождя просите, а теперь просите тучи разогнать! Николай Угодник замучился с вами, уже стороной стал обходить нашу деревню. Всё-то вам не так.                – Ах! Золотой, Золотой, ты всегда появляешься там, где тебя не ждут.  Знай,  не земля хлеб родит, а небо! – говорит сердито тётушка Фёкла.                –  Ждут, не ждут, а я тут как тут. Я давно вас поучаю,  в землю кладите больше навозу, снопы валиться будут с возу. Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник. А вы не себе, не Еремею покоя не даёте, то разгони,  то пригони …
                -  Разговор, разговор, слово к слову тянется ...  Пошли, бабы, домой! – Скомандовала Фёкла.                -  Марья, я завтра к тебе на постой приду, мешок удачи принесу!  - окликнул Еремей Марью.                -  Знаю!  -  Ответила она, и, не оглядываясь, пошла  вниз по тропинке.               
  Приходит Еремей на ужин к Марье в дом, и видит у неё в избе – тараканы из щелей между брёвен  усами шевелят, словно дразнятся.
 - Что же ты, хозяюшка, тараканов развела? Никак они в хозяйстве помогают?
 - Что ты! Что ты! Замучилась с ними бороться, никакая сила их не берёт.
 - Придётся помочь тебе, милая…
 - Помоги их извести, добрая твоя душа. Век благодарна буду.
И стал Еремей готовиться к обряду «переселения тараканов».  Смастерил маленькую коробочку, вроде санок. Поймал он большого таракана и начал его запрягать, из ниток и травинок делать хомут, уздечку. Всё делал так аккуратно, что таракан даже не потерял своей бодрости. Когда всё было готово, говорит Еремей своей хозяйке:
- Зови, Марья, соседей!Пусть позабавятся.

Пошла Марья звать соседей. Прибежали и бабы, и мужики, и дети посмотреть на чудо «переселение тараканов». Смотрят они, что же будет? А Еремей поставил запряжённого таракана на пол, направил его к двери. Люди притихли и стали ждать чуда. Через некоторое время к таракану, шевеля усами,  начали подползать его сородичи. Когда набралось достаточное количество тараканов, Еремей   подтолкнул запряженного  таракана,  и  потянул его за поводок к двери. Таракан, на удивление соседей, пошёл  к порогу, перелез через него, а за ним гуськом потянулись остальные тараканы.  - Диво дивное! – шептали люди. Вывел Еремей тараканов из избы, через сени на  улицу, потягивая вожака за ниточку, перевёл их по тропинке через дорогу, помахал прутиком им в след,  на том и кончилось «переселение тараканов».                – Всё, Мария, ушли тараканы из дома.
                Покачали соседи головой и разошлись по домам.                А тараканы не только от Марьи ушли, они эту деревню навечно покинули.
Да, да, покинули.                Хатки-то свои в деревне люди постепенно стали покидать. Тёмными вечерами только два окошка  светятся на пригорочке - у Золотого да у Марьи. Золотой по сей день сокрушается, говорит Марье:                - Вот, что скажу тебе, Марьюшка, в старину поверье было, если тараканы или мыши дом покидают,  не к добру это.  А тут насильно из деревни таракашек вывели.  Теперь дожили, над нами самолёты летают, тучи разгоняют, а вокруг растёт трава-мурова, да крапива бездомная.                – Прогресс не остановишь… - грустно ответила Марья, покрывая голову тёмным платком.