Путешествия. Вена. Австрия

Людмила Лунина
Столица Австрии почему-то представлялась мне  эдакой чопорной, не расположенной к непринужденному общению барыней. Наверное, поэтому я    не особенно туда и стремилась.
Зато  теперь  хочется возвращаться и возвращаться в  двухнедельную  волшебную  сказку.  Хотя возможность вряд ли предоставится:  единственное,  чем     малодоступна госпожа Вена для средне российского туриста, так это   ценами на любые товары или услуги. Но зато всё,  что было, осталось со мной.

В первом веке нашей эры   на крайнем востоке Западной Римской империи в небольшом кельтском поселении  легионеры соорудили военный лагерь. Раскопанный  кусочек его руин и сейчас  можно увидеть  под защитными  стеклами посреди    одной из  площадей.   Имя же Вена, в переводе  "Лесной ручей",    городу перешло от   названия местной  речки.   

И потекло неумолимое время ...
Войны. Эпидемии.   Наводнения. Пожары. Смены властителей. Борьба религий.

Вена  растет.  Разрушается. Вновь восстает из руин и пепла. Принимает в расширяющиеся  границы разноплеменные народы.  Вбирает в себя все, что  с ней происходит. И неустанно приспосабливается  к  переменам. Как к крайне благоприятными, так и к тем, что кажется ведут к неминуемой гибели.
Городу, конечно,   везло: удачное расположение в центральной Европе, необычайное трудолюбие  населения. А главное -  находясь под властью   Габсбургов,  она  шесть веков пребывала в статусе  столицы Священной Римской империи.   Положение и  требовало, и позволяло соблюдать солидность и презентабельность.  Масштабно и роскошно строить,  развивать культуру  и искусство.
На протяжении столетий город  является европейским центром архитектуры, музыки, скульптуры и живописи,  бережно сохраняя и приумножая свое колоссальное историческое наследие. 
Наша гостиница оказалась неподалеку от Хофбурга -  зимней резиденции австрийских императоров с тринадцатого века до краха империи в период наполеоновских войн. Каждый день мы   шли через    этот   дворцовый комплекс, состоящий  из   девятнадцати  величественных  корпусов,    огромных  площадей и утопающих в зелени   парков.
Из двух с половиной тысяч дворцовых залов  мы побывали в      покоях  императрицы Сисси - Елизаветы и   императора Франца Иосифа, в  сокровищнице Хофбурга с       атрибутами величия бывшей империи и   её столицы, в  музеях истории и искусства.

На посещение  летней резиденции Габсбургов — Шённбруна ушел целый день,  Этот "Версаль" Австро-Венгерской империи так же величественен и прекрасен. Во  дворце из тысячи четырехсот  залов жили многие мировые знаменитости. В Зеркальном зале в 1762 году первый концерт дал шестилетний Моцарт. В Наполеоновском зале в течение полугода жил Наполеон Бонапарт. В роскошной Большой галерее, освещаемой четырьмя тысячами  свечей, проходил Венский конгресс 1815 года.
В 1830 году в этом дворце родился будущий император Франц Иосиф,  правление которого продолжалось  почти семьдесят лет.

Построенный  для принца Евгения Савойского венский Бельведер( это его фото на  страничке) -  один из самых красивых барочных дворцов  мира. С балкона  можно полюбоваться городом и зелеными склонами Венского леса. Во дворце находится  галерея живописи, представляющая коллекцию картин   Климта,   множество работ французских импрессионистов, живопись эпохи венского стиля, картины  знаменитых мастеров двадцатого века. Внутренние покои  украшены изумительными  фресками, скульптурами, барельефами. 

Дворцовые комплексы Вены  символизируют величие  и блеск  Австрийской империи периода ее расцвета. Окруженные  огромными   парками   с многочисленными фонтанами  и скульптурными  группами, с экспозициями  живописи, предметов истории и искусства,  они заставляют зрителя замирать в молчаливом восторге.
Матовый блеск позолоты, сдержанность красок в  сохраняющих многовековую подлинность  интерьерах, отсутствие излишней пестроты в   ландшафтных композициях выгодно отличаются от зачастую бьющей в глаза реставрированной роскоши многих московских и петербургских  дворцов и музеев.
Человек теряется среди   архитектурного совершенства и величия  зданий,   простора     дворцовых площадей,  безграничности  парковой зелени.   И каждый раз возникает невольное ощущение собственной малости и осознание бренности нашего земного бытия.
Здесь  нет суеты и громкости.  И даже бессовестно  надоедливые всюду  китайцы  ведут себя невиданно скромно.

  Не шумно и на  центральной площади города, носящей имя императрицы  Марии Терезии.  Её помпезный памятник считается ориентиром встреч для  туристов.  Клумбы, деревья и кустарники вокруг  поражают   собранием растений правильных геометрических форм.  Площадь с обеих сторон окружена зданиями в стиле эпохи Ренессанс. С одной стороны расположен  Музей естественных наук с коллекциями  экземпляров в области ботаники, зоологии и природоведения. Напротив - Музей истории искусств хранит  полотна Рубенса, Брейгеля, Тициана, Дюрера.


А вот возле  собора  святого Стефана туристам места явно маловато, хотя  людские потоки движутся  в определенном порядке. 
Кафедральный собор святого Стефана (Стефандом) - один из  шедевров европейской готики. Строительство первой церкви датируется серединой двенадцатого века.
С высоты ста сорокаметровой башни   открывается дивный  вид на город и Венский лес. Великолепна и   украшенная цветной керамической черепицей крыша, восстановленная на средства жителей  после второй мировой войны.
На большой территории собора на каждом шагу встречаются архитектурные шедевры: часовни, алтари, гробницы,  склепы. В катакомбах под собором захоронены останки всех правителей резиденции, начиная с момента её основания.
 В этом соборе в 1782 году состоялась свадьба Моцарта, а в декабре 1791- го здесь же отпевали великого композитора.
Стефандом, как и большинство венских знаковых мест, окружен множеством   романтичных и мистических легенд и историй. Например,   странный отступ на  левой стороне главного входа использовался якобы для измерения размера булки хлеба, если покупатель  был недоволен её размерами. А недостроенный шпиль северной башни приписывают молодому архитектору, который был влюблен в дочь строителя шпиля южного.
Многочисленные  действующие церкви и соборы Вены  хранят  её великую историю. В большинстве из них  регулярно проводят концерты классической и органной музыки.   
Неподалеку  расположена восхищающая  роскошью и гениальностью автора   Чумная колонна  семнадцатого века. Эта барочная скульптура  возведена в честь обета императора Карла VI в благодарность за избавление от страшной  эпидемии чумы. Чумные  колонны повсеместно украшают центральные площади  австрийских городов и поселений, напоминая о  многочисленных жертвах средневековых  эпидемий. 
  Если свернуть в сторону от людского потока,  попадаешь  на Блутгассе - район узких извилистых улочек.  По ним  можно бродить часами, переходя из одного средневекового дворика в другой. А утомившись, присесть за столик уличного кафе или пивного бара  среди цветочных вазонов и  звучащей вокруг негромкой музыки.

Кажется, что  музыка всегда переполняет город. Наверное, поэтому или потому что здесь   творили Гайдн и Моцарт, Бетховен и Брамс, Шуберт и Штраус, Глюк и Брукнер, Берг и Малер.  В Вене  родились и развивались все основные направления западноевропейской музыки, возникшие за последние  двести  лет.
Классическая музыка  постоянно исполняется  в многочисленных концертных залах, на открытых площадках, в парках. Ну, а молодежь   ошарашивает громозвучием прохожих  прямо на уличных перекрестках. 
Прогуливаясь по построенной на месте снесенных  стен старого города, Кольцевой улице - Рингу,  мы останавливаемся перед  зданием Венской оперы, возведенным в 1869 году по проекту     архитекторов Августа Сикарда фон Сикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля.
Фасад здания  украшен великолепными статуями и барельефами. Внутри - высокие потолки, полированные паркетные полы, роскошный зрительный зал на 2200 мест с прекрасной акустикой, знаменитая парадная лестница и фойе со   скульптурами из оперных сцен,  и  чайная, выстроенная по заказу самого императора.
Сейчас венцы гордятся одним из лучших оперных  театров мира. Но  сразу после открытия на архитекторов  обрушился вал критики. Как пресса, так и публика обвинила их в расточительстве, безвкусии и чрезмерной помпезности. Свое негативное мнение высказал даже кайзер.
Ван дер Нюлль, не выдержав такого  позора, свел счеты с жизнью — его нашли в петле. Два месяца спустя от инфаркта умер и Сиккардсбург. С того времени   Франц Иосиф избегал публично высказывать свое мнение по вопросам искусства, неизменно повторяя одну и ту же фразу, ставшую нарицательной: "Это было прекрасно и очень меня порадовало…".

Конечно, нельзя хотя бы не упомянуть о знаменитом Музейноме квартале. Бывшие конюшни Габсбургов  превращены  в современные художественные галереи,   кафе, ночные клубы. Здесь   круглосуточно общаются художники и молодежь . И всегда много разновозрастной публики.

Попали мы и в парк аттракционов  Пратер с его   старинным колесом обозрения. Высота колеса   65 метров, а один оборот красной подвесной кабины занимает 10 минут, что   позволяет  внимательно рассмотреть Вену с высоты птичьего полёта.
                ***
Мы старались, в первую очередь, увидеть классическую Вену периода её расцвета.  Хотя  успели увидели только малую её часть.
И  мне всё время  казалось, что я вдруг попала в конец восемнадцатого века, что было  дивно и незабываемо.
Тем более, что условия туристам здесь созданы великолепные.
Катимся ли  мы  на экскурсионной карете,  окрашенной и украшенной в соответствии с требованиями двухсотлетней давности, сидим  в  кофейне     с чашкой кофе по-венски, кормим  уток в народном парке, где они плавают среди прозрачной, как слеза,  воде, мчимся  в вагоне метро,  или отдыхаем  в отеле - везде  и всегда доброжелательность, чистота, уют и комфорт!
 
Если проследить историю города после  наполеоновских войн, то вследствие   падения империи он стал столицей Австро-Венгрии.     С концом первой мировой войны рухнула и  Австро-венгерская монархия,    превратившись  в Австрийскую республику. Вена, находясь под властью социал-демократов,   получила полную самостоятельность и называлась «Красная Вена»
В 1938 году в результате гитлеровского «аншлюса» она, как и вся Австрия, вошла в состав Германской империи.
В апреле 1945 года город  освободили советские войска. После упразднения оккупационных зон в 1955 году была принята Декларация о независимости Австрии и закон о нейтралитете.

С тех пор маленькая мирная страна живет без больших потрясений и великих побед.  В настоящее время в Вене проживает  чуть менее дух миллионов человек при девяти миллионной численности населения страны.

Австрийцы крайне аккуратны и трудолюбивы. И примеров этого множество на каждом шагу. Но когда  я увидела обычный сельский рынок на  короткой остановке по пути  в предгорья Альп, я была потрясена тем, как тщательно и любовно украшают продавцы свои опрятные прилавки. Здесь были  яркие фигурки животных   и птиц,  плетеные корзиночки с цветами и фруктами,  разноцветные тканые коврики и салфетки…  И чистота! Чистота и комфорт…

На поездку за пределы Вены получилось выделить только один день, и она    тоже стала сказочной.
Гальштат или Халльштатт -  очаровательный городок в Западной Австрии, Расположенный в живописной местности на западном берегу одноимённого озера в окружении Альп. Фактически - это крошечная деревня, затерянная среди гор и лесов.
Красивые пряничные домики,  отражаются в чистейшей воде горного озера, Узкие улочки поднимаются от берега вверх по горному склону, Несколько небольших старинных церквей настежь открытыми дверями приглашают в гости. Вся эта прелесть расположилась в окружении  фантастических природных пейзажей. И  каждый домик и площадка перед ним любовно украшена хозяевами фигурами людей и животных, цветами, старинными предметами домашнего обихода.
До девятнадцатого века   в Гальштате можно было оказаться только проплыв на лодке или проехав по узкой горной   тропе. Сейчас сюда проложена   дорога, а деревушка стала визитной карточкой Австрии.
 В эпоху неолита  здесь  уже  жили люди, о чем свидетельствует обнаруженное археологами  селение со старинным кладбищем с тысячами захоронений.  Впервые деревня была упомянута в официальных документах в четырнадцатом веке, а в конце шестнадцатого был построен соляной трубопровод до Эбензее.

И мы  посетили знаменитые соляные шахты, прокатились  по озеру на лодках с   деревянными лебедиными головами. И поднявшись  на смотровую площадку,  долго всматривались в окружающий нас  со всех сторон горно-озерный пейзаж, стараясь запомнить его навсегда.
Вот таким волшебным  оказалось мое австрийское путешествие. Конечно, трудно передать  впечатления обычными словами. Жаль, что нельзя разместить на этой страничке привезенные фотографии.  Могу только предложить желающим зайти в интернет и насладиться прекрасными видами.
И, конечно, от души желаю всем побывать в венской сказке. Пусть ненадолго, как это получилось у меня.