В Риме закончился дождь

Елена Паетка
Посвящается путешествиям.Они рассеивают бред депрессии.

Одиночество неизбежно, если ты обитаешь на такой высоте (глубине), где уже никто не водится.

- Вы не знаете, как по QR коду скачивают приложения? Ингосстрах.
- Не знаю.

Приятная девушка, у неё забавная шапочка и хорошее настроение, и умная улыбка, мы едем до самолёта на автобусе.О,и в Боинге рядом, оплаченное мною Аэрофлоту 8С занято, я села на 10 D, но слышу : это место повышенной комфортности, пересядьте на 11 С. Достал меня Аэрофлот, я так и не смогла добиться, чтобы мне помогли открыть мой новый чемодан Самсонайт, очень нервничая перед полётом, уже восемь лет я вне пребывания в воздухе, очнувшись ночью в липком поту, даже во сне панические атаки, я крутила колёсики, нажимала кнопки, пытаясь понять принцип засекречивания замка чемодана, и он закрылся, сотрудники Аэрофлота отправляли меня от одного к другому,без результата : у нас нет претензий к содержимому вашего чемодана, вскрывать не будем.

- Юля, я призываю вас помочь мне с чемоданом, а то я уже столько фоток ваших сотрудников наделала, один, особенно противный, угрожал мне даже полицией, мол, в этой зоне фотографировать нельзя,оплаченное мной место занято, туда, куда я села, садиться нельзя, вон чемодан, он лёгкий, семь килограмм ,до конца полёта решите проблему.

Стюардесса оказалась весёлой, летает даже в Америку, мы,болтая,вместе что-то крутили, щёлкали, и чемодан открылся. Юлины кусачки, "они у меня всегда на всякий случай в кармане", не понадобились. Фотки противных я сразу удалила,носить ещё с собой негатив. Я позитивная! 

На паспортном контроле Забавная Шапочка неожиданно приглашает меня встать рядом с ней, отрезая несколько зигзагов очереди.

- Как вас зовут?

- Ира.

- Лена.

- Моя сестра Лена прилетит следующим рейсом из Москвы,я купила ей билет на свои мили.
 
- Моя сестра живёт в Мюнхене, она отказалась от меня.

- С этого начинается Библия.

- Да. И в Евангелии: " Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками,и друзьями,и некоторых из вас умертвят, и будете ненавидимы всеми за имя Моё, но и волос с головы вашей не пропадёт - терпением вашим спасайте души ваши". (1)
   
- Лена, я желаю вам хорошо провести время в Риме! Вам понравится, я часто здесь бываю. Запишите мой телефон, вдруг вам станет скучно в Риме.

- Спасибо. Я выключу смартфон.

- Понимаю. Полностью отключиться! Я тоже сестре сказала: о себе что хочешь рассказывай, про меня - ничего.

Согрела меня Ира. Но мне никто не нужен. Свобода в том, чтобы тебя перестали кусать, как комары, навязываемые социумом установки, в чём их цель? Уникальность жизненных обстоятельств каждого человека даёт ему право верить себе.

Привитая отношением всей предыдущей жизни, я прямо не ждала, что мама приедет ко мне, хотя после ухода отца прошёл год, и в Германии она уже побывала.

Но вот вдруг я узнаю, что она в больнице,в Астане, и на фоне необходимости срочного лечения острого заболевания, продолжает оформлять визу в Германию. Мне ясно, Кто и почему останавливает эту вторую за год поездку, но я всё прощаю, и прошу Господа излечения для мамы. Аня покупает ей кресло, семь часов длится полёт в Мюнхен, лечение задерживается на две недели. Пока я десять дней в Риме, и после, в Мюнхене, Аня блокирует мой контакт в мамином телефоне. На моё предложение приехать к ней, мама ответила, что "мы улетим надолго в Германию, ты можешь жить здесь, будешь вместо меня". Три дня в Риме я всё-таки включаю смартфон, но связи нет.

Летом,за день до своего дня рождения я получила жуткое, останавливающее дыхание, сообщение от мамы: "Чтобы ты не испытывала боль,я больше не буду никак напоминать о себе.А ты обратись к специалистам. Будь здорова". Меня в планах нет, и я знаю, что за этим стоит.

- Да, я могу переехать в Германию, если Анечка полностью возьмёт меня на обеспечение. - молитвенное отношение к Ане я не осуждаю, не завидую, я сочувствую. Март 2018.

У меня нет никаких психологических ресурсов, и я не беру в голову эту идею, это, как я просила прощения у Тиля перед тем, как отдать его на усыпление.

Только обращение к очень сильным впечатлениям может вдохновить меня на жизнь.

Что случилось? Обычно я слышу звон колокола очень тихо, оба храма находятся достаточно далеко, и храм святых Бориса и Глеба на Дегунинской, и храм Иконы Божьей Матери "Знамение" в Ховрино, окно приоткрыто, и звуки приглашения на Службу умиротворяют меня всегда. А сейчас я чуть не скатилась с кровати от того, что колокол бьёт страшно громко. Прямо над головой. Чрезвычайное происшествие! Путин умер? Ах, да, звон красивый, но не наш. Я в Риме.

Рим, ты - велик, об этом говорят, пишут, рисуют, рассуждают,все. Аэропорт Фьюмичино свёл нас в один момент времени, мы разные, все - красивые, со всех  сторон света, прилетели познакомиться с тобой. Рим,Рим, откройся У меня с собой путеводитель издательства Дорлинг Киндерсли, купила ещё в 2003 году, а затянулась встреча на шестнадцать лет. Отель я заказала полгода назад, через Букинг,но вот первая из двух неприятная новость - я уверена, что завтрак включен, а девушка на ресепшн, очень приятная бенгалка, уверяет меня, что нет.

- Вы через Агода?

- Я через Букинг, мне важен завтрак, я не могла бы оплатить отель без него.

Вот они, посредники, приглашая оплатить, одни условия, а уже после оплаты подтверждают другое, вернуть нельзя - я всегда "сжигаю мосты", в надежде на возможность сэкономить. Зная высочайший уровень своей реактивности, и пока ещё обучаясь совету психолога "стать на секунду быстрее своей реактивности",принимать решения без первой эмоции, я узнаю, где ближайший супермаркет, важно,чтобы у меня был до последнего дня, их всего десять, хотя бы хлеб. Отель расположен шикарно - пять минут до Собора святого Петра, Сан-Петри,прямо за ним - Ватикан, а сейчас я двигаюсь назад, откуда пришла - на станцию электрички Сан-Петри,о, за ней из зелени выглядывает церковь с православным крестом. У меня желание - ходить по улице и смотреть, не хочется никуда заходить внутрь - считываю послания, заложенные в архитектуре, а произведения искусства я так или иначе за годы жизни видела в альбомах и кино, и не один раз. Да! Воздух.  В нём - море и эфирные масла не сказать, что очень частой, но мощной растительности.Я расслабилась сразу.      

- 15 евро.

У меня в пакете : полтора литра воды, поллитра воды, два килограмма апельсин, килограмм яблок,белый виноград,помидоры черри, пять йогуртов,большой пресный хлеб, упаковка с нарезкой хамона и сыра. С голоду не помру. А достопримечательности никуда не убегут. Ладно, ещё Ромапасс на 72 часа, это два музея и общественный транспорт без ограничений.   

Ряд организационных совпадений отпустил меня в город, посмотреть на который я считала обязанностью христианина. Эх, была, не была. И я пила его по глоточку, без суеты и насилия, спокойно двигаясь, и делая только то, что хочу. И могу при скромном бюджете.Но отсутствие денег - это даже помогает уделить внимание главному, оказавшись в предпоследний день на торговых улицах у метро Оттавиано, я порадуюсь правильному выбору маршрутов предыдущих дней.

Отельчик не оскорбил моих эстетических и санитарно-гигиенических чувств. Норма.Его расположение внутри двора нескольких домов способствовало главному - тишине. Пару раз только кто-то перевозбуждался, напиваясь, и орал в ночи песни, на немецком, но меня даже повеселило, столько было любви к жизни в этих песнях. Да, и курильщикам мне не хотелось в Риме сделать замечание, очень высокого качества табак, потянул носом -кайф поймал. Перегара ни от кого я не почувствовала ни разу, хотя пользовалась плотно нагруженным общественным транспортом.   

Камни.Каменища.Камни. Единицы современных домов в исторической части Рима. Невозможно представить, как наши предки могли воплотить в реальность идеи гениальных архитекторов человечества : Микеланджело, Леонардо да Винчи...Триллионы человеческих и лошадиных сил приняли участие в созидании этого древнего вечного города.Он похож на каменную, в несколько ярусов, и со множеством отделений шкатулку, за каждым чёрным, белым,серым, булыжником или кирпичом  которой спрятаны сокровища: прошлого или настоящего.   

Рано утром вставать легко, потому что в Москве уже на два часа позже. И в восемь утра я улыбаюсь, приветствуя Собор Святого Петра и площадь перед ним. Колонны всегда поддерживают мой дух, внутри собора непревзойдённо красиво, облагораживается любая оказавшаяся здесь человеческая душа. Святой Апостол Пётр был распят головой вниз,эти муки, и их очищающее от грехов человечества, действие работают и сейчас, и здесь. Церквей в Риме очень много,они совсем другие, не как в России,в одной я  просто сидела, и слушала запись расслабляющей музыки, а за дверью бурлила столичная будничная жизнь. Службы в Сан-Петри, Санта Мария Маджоре, Англиканской церкви всех святых в День перемирия, и у меня на груди красный мак, но я ещё не знаю, почему мак, этот цветок связан со смертью, помню жуткий, прочитанный в десять лет, рассказ Гаршина,  интересны молящимися людьми,всех рас, социальных слоёв,можно заходить даже с собаками. Я благодарна этим людям, они любят Господа нашего Иисуса Христа. Хоровое чудесное пение. Дети от малышей до юношей и девушек. Проповеди по форме чем-то похожи на политинформации, но Бог с ними. Святые бессеребрянники Косма и Дамиан, их храм рядом с Колизеем, весело и по теме мне подмигнут: в предпоследний день, уже зарядят дожди, я, разинув рот на убранство, расслаблюсь, положу рядом зонт, и уйду, вернусь, но амбреллу уже взял тот, кому она нужнее.      

Чудесно, в считанные минуты, попав в Сан-Петри,все оставшиеся дни я буду с чувством глубокого удовлетворения наблюдать длинную,огибающую почти всю площадь, очередь. Вечером дня перед отъездом, я буду бегать по площади за Луной, а она будет прятаться от меня, особенно на снимках. В путешествии ты вновь рождаешься, ведь ты первый раз появился на этом месте, и стал богаче на всё и всех здесь увиденное и услышанное, узнанное. Я летала во сне над Римом однажды, но то был не современный город, а прошлого времени. Обещаю себе, что после этой поездки уже никуда не захочу.

Боже, помоги людям не впадать в депрессию. Общественный климат в нашей стране заболевает людей. То, что есть, на самом деле не существует. Конституция. Мозг - это электрохимический прибор, и просто страшно, как его работа может быть сбита причиняемой кем-то или чем-то болью. Нет, не надо боли, особенно, если совесть у вас чиста. "А праведники да возвеселятся!" (2). У вас есть право думать о себе хорошо. Я зашла так далеко, что видела,ощущала себя исключительно восьмидесятилетней больной старухой, полное отсутствие перспектив. "Счастье возможно". - Вживаю в нейронную сеть таблетку, она может вылечить душу. Моей новой подруге - 86 лет, и я восхищаюсь её здравым отношением к себе, способностью защитить себя, отстоять свои права. Достоинство возможно у тех, кого в детстве не наказывали ни за что, не заставляли считать себя виноватым без вины, не приучили к вечному ощущению того, что " подумай, что ты натворил", лишь бы оправдать свою личную жестокость. Да, нет ничего более ценного, чем душевное здоровье. Мало кто понимает, в какую ловушку могут попасть лучшие, высокочувствительные люди. Мир груб и бесцеремонен. "Пусть вы бедны,пусть ботинки у вас дырявые,но ваш ум - это царский дворец."(2) Я всегда была честна с собой и с другими, нет у меня причин для самоуничижения. Достоинство, будь со мной.          

Монументальная архитектура, я так и не поняла, чего в ней больше - Неба или Земли. Да, конечно, мимо замка святого Ангела я пройти не могу. Внутренние залы закрыты, хоть и по Ромапасс, но, накручивая по спирали обход древнейшего строения,я ощущаю себя в плывущем по океану бытия каменном корабле. Ангелы, я вас так уважаю. Ветер уносит из моего эфира отжившие молекулы. Прощайте!   

Переправившись по одному из романтичных мостов на другой берег окружённого платанами? Тибра, их ветви живописно опущены в воду, осенняя радуга цвета, я растерянно понимаю, что, несмотря на карту, пойти в желаемом направлении сразу не удастся.

- Такое расположение улиц, что очень трудно сориентироваться.- Пожилой симпатичный мужчина под охраной относительно молодой спутницы.

- Да,немного похоже на Иерусалим.

- Представляете, церковь Минервы закрыта!

- Да что вы ? - почти испуганно из вежливости спрашиваю я.

Расходимся, пожелав друг другу всего доброго. Наших много. Это хорошо! 

Узкие улочки, но машины и мотоциклы не церемонятся с пешеходами, я все дни в последний момент уворачивалась от наезда. Убирают кафе и рестораны на улице утром, потому что кормят, поят, развлекают допоздна. Город настолько благополучен,что на мелочи, типа романтичного оформления витрин и сладкой вежливости, не разменивается. Пора бы чем-нибудь позавтракать. О, огромный магазин всемирно известного шоколада Линдт (?).

- Я могу присесть за этот столик? - Он почему то только один.

- Да. - Позже я сориентируюсь, что, если пить кофе, перекусывать бутербродом у стойки, то это дешевле, а за обслуживание у стола берут дополнительно денег.

Но в шоколадном магазине я с огромным наслаждением воспользовалась специальным предложением, присев за высокий столик. В большом фирменном стакане максимально профессионально приготовленный капучино и круассан с шоколадом, украсили мою жизнь за три евро. 

Вернусь в Москву без путеводителя и карт Рима, в панике перевеса я всё выбросила в аэропорту. Но чемодан никто не попросил взвесить, а мне теперь надо все названия улиц, площадей, церквей и достопримечательностей брать из головы. Уф.

Дойдя по улице К. до площади Попполо, зафиксировав здесь единственное цветущее в ноябре дерево, я,запланировав ещё сюда вернуться, выпрыгиваю из трамвая, я села в него,чтобы просто отдохнуть, мне уже всё-равно, куда идти, но он так долго стоял на конечной остановке, что я успела отдохнуть, и осознать, что хочу двигаться в совсем другом направлении. Вилла Боргезе манит меня! 

Свисток. Женщина полицейский делает замечание присевшим на лестницу Испании. Топ, топ, вот Рим и виден сверху, тучи, Солнце, Солнце выходит из туч, тучи спрятали Солнце, называю один из снимков "Римский чужой поцелуй". Поймала момент - чёрный юноша нагнулся к сидящей на каменной ограде белой девушке, или она потянулась к нему, ах, да, взаимно. Радуюсь за них, и за себя - я этого уже не хочу. Совсем. О, большой чёрный пёс прилёг у ног читающего газету хозяина,он - японец,собака - не знаю, эта сцена тоже классически трогательна.

- Мадам, говорите, пожалуйста, по- английски. Я по-русски не понимаю.
Это все службы Италии. Если ко мне обращались "сеньора", я разговор не продолжала. А за мадам я говорила на всех языках сразу!   

Да, парки для меня очень важны и желанны, и я их, таки, нашла, и хорошо, что меня несколько много раз дезориентировали относительно направления к вилле Боргезе, я обошла десяток квадратных километров парковой зоны, с огромными деревьями: кипарисы, секвойи, пальмы, рослые и раскидистые, угрожающие колючками, весёлые кактусы, и множеством живых скульптур, трёхэтажных фонтанов, нарядных арок, богатых вилл и клумб. Соотечественники, я нашла их самоотверженно стоящими в луже ради красивых кадров, запечатлели и меня с приветливой готовностью. Я тоже на лучшем фото стою в луже.

В зелени расположился старинный зелёный ресторанчик,изделия повышенного творчества, важный старый хозяин сам восседает за кассовым аппаратом, выглядит это место за счёт оформления, как трон. Он сказал "грация" и пошевелил мимикой, только, когда раздался ласкающий его ухо и душу звук выходящего после одобрения моего банка чека, я разозлилась. 

- Шеф? - разнузданно спросила я пришедшего со мной,обслужившего меня официанта, пожилого доброго мулата.

- Босс. - почтительно ответил он.

Ненавижу буржуев. Ненавижу.  В нашей стране они отнимут у бедных людей последнее.

Позволила себе три раза посетить рестораны. В этом,первом ,отдалённом от концентрированного наличия туристов, утончённо оформленном, я сидела на улице, " мадам, вот сюда,под зонт, может начаться дождь", выпила бокал белого вина, запотевшее стекло, "нет, но почему меньше половины, блин", не спросила я,съела большую лазанью, её принесли накрытой алюминиевой пузатой крышкой, и у меня даже хватило терпения дождаться, чтобы она остыла,почти.

- Почему у вас в России вечный президент?

- Диктатор.

Французы, муж и жена, они позвали меня следовать за ними, идут по навигатору в виллу Боргезе, закивали головами.Ромапасс недействителен для посещения виллы Боргезе, увидев, как нарасхват уходят в музейном магазине футболки с изображением человеческого черепа, я решаю отказаться от утомительного теперь уже похода по залам, остаюсь долго на продуваемой со всех направлений,скамейке живописного парка, я в плотном хлопчатобумажном платье - длинном свиншоте цвета мокрого песка, я не простыла, хотя весь день пятого ноября провела на цветущей розе сильных ветров.По прилёту стояла жара, я пожалела, что не взяла летние красивые платья, но сегодня поняла, что всё правильно : плащ, три юбки, три кофты,рубашка, платье,ночнушка, запасы нижнего белья,две пары кроссовок, всё, вместе с чемоданом - семь килограмм.Аэрофлот разрешил для ручной клади десять, а,ещё в сумку дамскую можно пять.Я же всё-равно не выдержу, и что-нибудь куплю. Да, как я могу остаться без этой пижамы? На ней оленёнок! Это привет от папы. Он в детстве меня так называл.

На третий день нахождения в Риме двигаю на автобусе № 64 к Колизею. А Колизею три тысячи лет? Я решила сначала на всё посмотреть, а потом уже изучать историю Рима. Вот,в своём стриме от 11.11.2019 политический журналист Шевченко заметил,что в Древнем Риме славян использовали, как рабов. А  я не хочу думать о плохом, о разделении Церкви на Западную и Восточную. Благодать! Ну походила я по кругу, на первом и втором уровне, посмотрела на камни, на туристов, японки навешали мне лапшу на уши, что по Ромапасс можно находиться только на первом этаже. Вернее, самая нагло накрашенная из них зачем - то обманула меня. В розовой розовой кофточке, я назвала её "Я точно девочка", фотографируюсь, теперь и у меня есть снимок с Колизеем за спиной. Ля-ля-ля. Прогулявшись по Форуму, и обследовав примыкающие к метро места, туристический информационный центр, я захотела есть.

И оказалась в историческом ресторане, с видом на Колизей, брэкфаст,который я доедала вечером в отеле, обошёлся в рекордные восемнадцать евро. Завтрак подали на красивой художественной маленькой бумажной скатерти,я привезла домой и первую, и вторую, которую принёс мне официант в конце,заметив моё уважительное отношение к их фирменному аксессуару, на котором картинка ресторана в XIX веке, да, ела я :кофе, на средней тарелке : два больших куска подогретого хлеба : белого и серого, две маленькие баночки джема, сливочное масло, на большой тарелке: омлет, три большие мясные сосиски, и грамм двести разного салата. Острое и жирное. Однако под итальянский занавес я ощутила, что меня отпустил мучающий полгода гастрит. Всё - психосоматика. Разрешаю себе не страдать. Людям и в голову не может прийти, как долго, сильно, может мучать себя человек, не будучи ни в чём, ни перед кем не виноват. Пошли к чёрту навязывающие другим комплексы неполноценности, а они итак с чёртом. Я хочу быть с Богом, святыми и Ангелами!

Малоэтажные дома делают жизнь более человеческой, в Риме нет высоток.Потоки луж быстро исчезают в подземной инфраструктуре. Венеция? Её через несколько дней затопит, и наша тонкая интеллигенция мгновенно соберёт миллион евро на восстановление элитного города. Хотя для меня эта интеллигенция перестала существовать после демонстрации лицемерия, не обратив никакого внимания на умерщвление бедных соотечественников через повышение пенсионного возраста.Так многие офицеры СС роняли слезу, слушая классическую музыку.

- Натурель? - одно из интернациональных слов, палочка-выручалочка,объясняемся в салоне красоты, или это у них по-другому называется,суть та же. У меня красивые свои брови, но сейчас полагается их обозначать явно.
Дверь на улицу открыта, салон большой, но пустой,не считая меня, хоть и в центре,холодно сидеть в кресле пятнадцать минут, шум, но я не прошу закрыть дверь - это призыв.

Указатель "К фонтану Треви", вот и он,внезапен,прекрасен,люди в радостно приподнятом настроении, да, пожалуй, это одна из самых великолепных, светлых,жизнеутверждающих достопримечательностей. Фонтан без воды невозможен, а вода - это жизнь, да ещё бурлящая, а не застойная, и в окружении изумительных скульптур. Улыбки, восторг,"встань левее, правее, ближе, вот так". И обменник здесь же, нам лгут, утверждая, что весь мир перешёл на пластик, деньги тратят в повышенном темпе жажды удовольствий.Мороженое съедается тоннами. Магазинчики в прилегающих домах имеют такую высокую прибыль, что обувь,например, можно купить по ценам в три раза дешевле, чем в Москве. Вода у меня с собой, о, это методологически верно. Кофе, везде кофе, я не фанат, но придётся, раз здесь он - фирма. Да, ещё вот этот десерт, чизкейк. Из крана течёт шоколад, что ли забыли выключить, промолчу, а то оконфузишься - возможно, это часть их технологического процесса.

То, что я переживаю, обозначается выражением "встал, как вкопанный". Пантеону три тысячи лет. И мы трепещем.Одновременно подавлены и возвышенны. Ой, а вдруг я зайду, а он обрушится? Мания величия или самоуничижение? Паническая атака - это синдром, он проходит, это ложная тревога, по - православному - бесовское страхование. Господи Иисусе Христе! Торжественно в объединении людей вне времени и земного пространства. В Пантеон я поважусь ходить, все три раза одинаковый глубокий вдохновляющий эффект.Китаянка ложится на пол, боком, делает фото алтаря,проходит минута,две, три, четыре.

- Сеньора, встаньте, здесь нельзя лежать. - Женщина полицейский. Зачем женщины идут в полицию, в Москве это безобразие распространяется в геометрической прогрессии. Москва, оставь меня в покое ещё хотя бы на неделю.

Долго сижу перед алтарём, в известное всему миру отверстие крыши Пантеона льётся дождь, такая земная лужа внутри древнейшего храма. За спиной русская речь. Расслабленная высоким, я смелею, оборачиваюсь, парень с девушкой:

- Здравствуйте, вы мне не подскажете, как в айпаде делать селфи?

- Вверху справа на экране надо нажать.

- Вот так? И всё? Он у меня уже пять лет. Надо было оказаться в Пантеоне, чтобы научиться делать селфи. Спасибо.

- Вот видите!

Да, похоже, что это символично. Фотографирую малышку рядом, она с мамой и тётей, испанки, все очень похожи друг на друга. Приятно, когда дети не дичатся, а охотно вступают в дружеский контакт.

У обелиска ? напротив Пантеона разрешается сидеть, и люди с удовольствием проводят здесь время, просто глазея, звонят домой, делятся впечатлениями. Я настолько от фонаря всегда делаю фото, не зная технических возможностей фотоаппаратов и правил света, что сейчас тоже, поддавшись импульсу, поворачиваюсь к выдающемуся историческому памятнику и жму на виртуальную кнопку! Вот это да, вдруг выглянуло Солнце, прямо над куполом! О, это Благословение. Правильно действую. Благодарю, Господи, за поддержку!       

Оказываюсь на сельскохозяйственном рынке, в центре площади - статуя святого, по ней я позже идентифицирую это место через путеводитель, уже ближе к вечеру, торговля сворачивается, расположенные по периметру ресторанчики переполнены, я захожу в аптеку. Ассортимент намного богаче, чем в московских,и на всё находится спрос, так я остановила себя в раздражении при посещении супермаркета, мол, к чему это изобилие, хватит картошки, капусты, гречки,не права - мы разные, почему аскетизм должен навязываться, нет, свобода, человек должен быть свободен, даже Бог себя не навязывает, не делаешь зла - живи свободно, бесконечная полемика, да, мне вот это полоскание для рта : Меридол, его нет в Москве, последний раз покупала в 2011 году в Германии. Вышла.О, 400 мл, а в самолёт можно 100 мл. Придётся начать полоскать прямо сейчас. Буль-буль, тьфу. Свободно, но культурно. Здесь везде висят большущие мусорные мешки.А,к аптечным товарам ограничение в 100 мл не относится, что-то тормозят нейронные связи. "Отличная память, феноменальная",подсказываю своему электрохимическому прибору, лучшему другу.   

Чаще на глаза попадались католические монахини, чем монахи. Ничего себе, дама с сигаретой, ну да, это "Красный Крест", у них похожее одеяние. Ватикан - это, скорее, музей, три часа мы шли по внутренним галереям, Сикстинская капелла замыкала погружение в осмотр украшенного разнообразными формами благолепия христианского отражения в искусстве евангельских сюжетов. Китайский народ  живо интересуется картинами, сопровождающий его экскурсовод с рюкзаком на спине. Сдаюсь. Уж, если даже в Ватикане, то я перестану призывать всех снимать рюкзаки, аргументируя это тем, что " у него же нет ваших рецепторов чувствительности".

Утром, в расположенные под потолок, открытые большие форточки, я услышала шум дождя. Предыдущее поведение погоды даёт надежду - резко появляется Солнце, и снова жизнь прекрасна.

Однако в этот день, 8 ноября, мы больше часа, с 8.00 до 9.00 стоим под мощной ватиканской стеной, дождь не идёт,а яростно мчится, плотно примкнув зонты друг к другу, длинной международной очередью мы терпеливо и дружно пережидаем атаку неба. В группе туристов одна дама заливается смехом. Это заразительно, и я отдаю должное такому жизнелюбию, улыбаюсь в ответ на её приступы хохота, так прошли полчаса. Буфет приласкал нас кофе с круассаном - 2,90 евро. Через полтора часа похода по музеям - возможность повторить перекус, да. Сувениры оставляют меня равнодушной, что представляется нехарактерным для меня. Потрясают нечеловеческих размеров по всем параметрам решётки на окнах, в несколько рядов, трудно вообразить, что должно произойти, чтобы оцениваемая изнутри внешняя опасность их преодолела, а ведь, наверное, есть сила, могущая их сломить! Энергия справедливости, когда сильные мира сего забывают про любовь и милость.   В Сикстинской капелле нельзя фотографировать,присесть тоже негде, для меня - стоячее место, ладно, подниму голову - прямо надо мной готовые сомкнуться, протягиваемые друг другу руки Бога-отца и Бога-сына, именно этот сюжет популярен для сувениров, и трогает меня тоже. Он останется в памяти. Важно поднять голову в нужное время в нужном месте.

Человек возвращается из тяжёлой депрессии, как из клинической смерти.

"Он - не исключение. В том смысле, что , как и все провинциалы, мечтает жениться на москвичке, желательно, обеспеченной, ведь он кобель, красавец. А у невест всегда выбор более ограниченный. Но в студенческие годы не удалось. Ладно, согласимся жениться на этой - она прекрасна в искренности, болеет Москвой, едет на стажировку в МГУ. Женюсь. ..... Ах, какие сложные 90 гг, безденежье, бандиты, страх, сплошные испытания. И вот тебе пожалуйста: он встал на ноги, и иномарка, и бабки в кои то веки, жена в депрессии, а тут на него клюёт молодая москвичка с солидным папой, и все мечты юности сбылись, и жена не нужна, новая жизнь! Как подло, как жаль, что так долго больно. Проклинаю. И прощаю. Да, два в одном. Боюсь его присутствия в этом мире. Ложь не жизнеспособна. Все умрут, кто предал живое добро. И Слава Богу".

- Ле, что это за атавизм?

- Литература,на 90 процентов. Переживания - 10.


- А не он ли украл тогда у своих же двадцать тысяч долларов?

- Думаю, он. Пошёл ва-банк, завоевать счастье!

- Да,детектор лжи тогда не проходили только он и Саша.

- Абалдеть.

- У крёстного отца убили дочь во время свадьбы. Злу рано или поздно приходит конец.

- Аль Пачино лишь актёр.

Мозг хранит всё. Первый, или последний, пазл в запоздалом узнавании - воспоминание.

Мы в юриной "Волге" цвета мясных помоев:

- Знаешь, кого я встретил на Цебит?

- ?

- Она немецкий приходила мне преподавать в офис. Такая деловая.

Отвратительный запах измены. Ещё секунду назад он ошалело шарил под моей одетой на голое тело модной полосатой индийской кофточкой, мы присели отдохнуть на лавочку, возвращаясь с дачи, нам за двадцать,а уже прошло семнадцать лет с вонючего предательства.Полная потеря доверия к людям. Даже в Риме контейнеры с мусором в самом центре города плохо пахнут, разложение временного, тленного. Наш Шиес - герой! Душа, живи.

-Лена, здравствуй. Это я, любовь. Ты меня совсем забыла.

-Прости. Проходи. Но мне надо срочно уйти. Возможно, я вернусь. Мне понравилось думать о себе хорошо.   

Высокочувствительные люди, перерабатывая физическое и психическое в сотни раз глубже, чем другие, быстро утомляются и не любят компаний.

- Лариса Николаевна,почему так много одиночества?

- Чтобы никто не испортил.   

Как можно было все предыдущие тысячелетия передвигаться по Риму без кроссовок? Обувь - это мои автомобили. Иномарки. Разных роскошных моделей. Liu Jo пожаловал для кроссовок бархатные шнурки, я теряю дар речи.Белые сохнут, я в розовых, они легче. Практически нет ровного места,идёшь по  булыжникам,меня хватало на восемь-девять часов пребывания вне отеля. Мощный душ, мажусь пробниками, беру на ресепшн кипяток, и лежу. С лета активно пишу комментарии штабу Алексея Навального и другим страницам,нашим единомышленникам. В день своего дня рождения я срочно сдаю билет на электричку в Поленово, дворами пробираюсь к мэрии на Тверской и два часа кричу молитву открытому Небу, мы хотим добрую Россию! Полицаи вели себя подло. Они одеты в чёрную пластмассовую устрашающую защитную одежду, но их никто не трогает, они же напирают на нас, мы почти голые, жара. Выхватывают из протестующих наугад кого-нибудь, по три - пять штук на одного человека, и грубо утаскивают в автозаки, похоже, что бесы нападают на Агнцев. Молилась в Пантеоне, чтобы Россия стала свободной. Пришедшая во власть ОПГ разъела общественную ткань нашей Родины. Прекрасная Россия будущего, ты же будешь,да?

Разведаю, где Капитолий и Палатин. Доезжаем до площади Венеции. Нет, в музей не хочу. Вот это да! Солнце заливает с любовью и заботой откопанные и бережно уложенные на большой территории древнейшие архитектурные фрагменты столицы  Римской империи. Птицы распелись! Хорошее место. Здесь находились дворцы императоров, добрых и злых. Дорвалась до селфи, даже можно сказать раскрепостилась, находясь в пространстве вечности. Час стою на горе, за Капитолием,и разглядываю то, что было местом жизни многих поколений человечества, говорят,что в Древнем Риме существовала система социальной поддержки. Страшно далеко это от московского бордюринга, народ смеётся сквозь слёзы, и называет механизм этого воровства через замену бордюров два раза в год, "новой коллекцией", да и на площади между Манежем, гостиницей "Москва", и Красной Площадью у нас разместили торговый центр "Охотный ряд", а ведь во время археологических раскопок там нашли много посланий от предыдущих поколений.

- Поздравляем! - на чистом русском кричу скромной свадьбе - жених, невеста, фотограф. Они никогда не увидят своё фото, тактично сделанное со спины, но прекрасное - Солнце просвечивает длинную фату, невеста худенькая, не знает, как справиться с намокшим снизу длинным платьем, замедляет ход, а он уходит вперёд, тоже мне защитник. Фонарь, он, как и маяк, даёт надежду, что будет свет и выход. О, позируют в поцелуе.

В жизни есть такое, о своём праве на что может знать только сам человек, даже,если все программы типа "пусть говорят" орут про другое, ты знаешь, что вот так, а не иначе, и не надо ни у кого искать понимания и поддержки. У тебя есть это право.   

Пройду вдоль набережной! Ясная погода, и фото получаются чудесные - и замок святого Ангела, и белая ажурная католическая церковь, и засыпающие к зиме деревья зеркально отражаются в воде, опять реальность и виртуальность вместе. Музей семьи Наполеона, нет, не хочу, мне нужен воздух! Вот кто-то оставил прямо на гранитной набережной пустые пластмассовые контейнеры, поел, и пошёл, но я же не говорю, что итальянцы - грязнули, туристы это с большей вероятностью. Редкое модерновое здание, современный фонтан, люблю воду, и шум её успокаивает. Всё пройдёт. И обман самых близких будет разгадан, и отправлен в контейнер, я сделаю всё, чтобы остаться в разуме, несмотря на боль осознания страха двадцатиоднолетней мамы - блондинки, у которой родилась девочка с тёмными волосами. Зачем было передавать этот страх малютке? И продолжать давить мне на психику ничем не обоснованным в нравственном смысле отвержением все эти годы? "Младенец способен видеть себя и свои эмоции,как в зеркале, в глазах другого.Ребёнок смотрел на мать, как в зеркало,надеясь увидеть там себя, кто он есть.Он переполнен чувствами стыда и своей несостоятельности как человеческого существа(Джон Боулби)".

"Христианин должен быть готов к постоянно расширяющемуся сознанию", значит, всегда есть новый ракурс, с которого ты ещё не смотрел на себя и мир. Вылечить жизнь можно только правдой.

Буду жить. Мне хватит сил? Господи, трудоустрой меня уже, пожалуйста.

"Иногда люди позволяют одной и той же проблеме годами портить им жизнь,а между тем,они могут просто сказать " Ну и что?"( Энди Уорхолд). Проблему надо разгадать, как детектив. И да, это про смирение, но грешными словами.

И Венеция, и Флоренция далековато, не хочу отвлекаться, опять брожу и брожу по Римским улочкам. В высоких стойках из стекла зажжены факелы, вернее, просто огонь. Мода ресторанов. Мороженое Тирамису - 3,20. Ок! Уважаю кафе при музеях и художественных галереях. Импрессионисты? Вот же плодовитые. Пью у стойки кофе с канолли. Сладко. Пора переставать любить сладости. Это тоже обман.

Продавец жареных каштанов выглядит колоритно, ему оформили арку из листьев и плодов каштана. Звонит кому-то,судя по оживлённому выражению лица - женщине. Надо его отвлечь. Он озадачен обеспечением возлюбленной, и не даёт мне попробовать каштан, хотя я первый раз в жизни прошу попробовать сама. Поздно, Лена. Решено - выйду замуж за английский язык, он даст мне все необходимые эмоции. И я ему.

Уже завтра - Аэробус в Москву. Благодарю тебя, Рим, ты помог мне. Я всегда буду помнить об этом. Люди не знают, что депрессия - это болезнь, и боль плюс ещё и физическая, эмоции, как удар слона (4). Рим много видел, всё понимает. Ангел-Хранитель "пристал" ко мне, и ходит, и ходит рядом , думаю,это в благодарность за то, что уже давно давно я несколько раз читала ему длинный длинный Акафист. А вы?   Ангелы здесь повсюду: они поддерживают медальоны-картины на библейские темы, один, я его видела в Ватикане, так перетрудился, что вместо крыла у него остался только металлический каркас, и ещё один прислал мне маленькое белое не перо, а пушинку, я стояла, по -детски улыбаясь, любовалась Палатином, привезла частичку Ангела домой  и радуюсь сотрудничеству. Все Ангелы уже сотворены, Господь изначально знал, сколько людей примут Крещение,получив после этого своего Хранителя,а бесы лучше стать не смогут.

- Сойду с ума " наоборот"

- Как это?

- Не сойду от всего вот этого, с чего можно сойти с ума.

И всё пройдёт, только начинаясь.    


P.S. Вернувшись, я встану перед необходимостью расплаты за Рим, в прямом смысле тоже,я без сожаления, по-православному, расстанусь с немецким и чешским фарфором,поблагодарив "Мадонну" 1990 г.р., статуэтку " Обнажённая на кушетке с розой в волосах" 2000 г.р.,зелёненькими кружечками с изображением животных, бродящих в лесах Чехии 2001 г.р, синей дворцовой кобальтовой вазой с росписью цветами золотом 1995 г.р. ... Выручит меня ломбард Раритет на метро Сокол, в лице не по-московски мягкой девочки Евгении, она редкой пароды, точно - ломбардной, в смысле сохранности лучшего во времени и пространстве.               
 
   

 
Москва, 26.11.2019,Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского.

автор фото - я, будни Рима


(1)Лк 21:12-19

(2)Литрес в Фейсбук

(3)Фрэнк Маккорт

(4)точное сравнение Роберта Сапольски, лекция "Большое депрессивное расстройство"
 

Пантеон немного помладше, чем я бы хотела:Пантео;н (лат. panthevm[2], др.-греч. ;;;;;;;; — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. ;;;;;; — все и ;;;; — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э.

Каждое 21 апреля, в полдень, солнце входит в окулус Пантеона с наклоном, создающим луч света, который идеально центрирует входной портал. 21 апреля - это день рождения Рима.

День перемирия — день подписания Компьенского перемирия (11 ноября 1918 года), положившего конец военным действиям Первой мировой войны.Национальный праздник в большинстве стран бывшей Антанты. Красный мак - символ памяти погибшим.