Воспитание самого себя...

Владимир Шулояков
   В последнее время неоднократно слышал от разных людей и в разных контекстах упоминания о воспитании детей. Разумеется, у каждого свои понятия о воспитании и, соответственно, свои методы, алгоритмы и даже программы, но все безоговорочно убеждены, что воспитывать надо. А мне это даже слышать дико, вот реально по уху режет. Порой, так и хочется сказать: а вы вообще кто такие, чтобы других воспитывать?! Многим, да что там многим, большинству не помешало бы для начала самих себя повоспитывать, а потом уж за других браться. Особенно дико слышать про воспитание детей от людей, которые работают менеджерами в офисах, покупают в кредит Хендай Солярис, по выходным ходят за шмотками в торговые центры, по вечерам в кино и суши-бары, а в отпуск на сэкономленные деньги летают в Турцию на пляж, чтобы убить очередные две недели своего безполезного существования. Вот они реально думают, что они смогут чему-то научить своих детей?! Да они ни малейшего понятия не имеют о том, что такое жизнь, они её так ни разу и не видели за свои три-четыре десятка лет, а хотят научить ей своих детей. Я неоднократно слышал как родители говорили своим отпрыскам, что им обязательно нужно идти работать, и не просто работать, а обязательно юристом, стоматологом или экономистом, потому что им денег больше платят, сидишь всегда в тёплом кабинете и работа не тяжёлая, и этим родителям абсолютно до фонаря, что у них растёт талантливый художник, что называется, от Бога, или музыкант, или ветеринар, или учитель, механик, ведь все это юношеский максимализм, ерунда. В постсоветские времена такие разговоры были сплошь и рядом, да и сейчас не редкость, и реально, благодаря таким родителям, ломались целые жизни, а Мир оставался без тех людей, в которых он так нуждался. И жениться такие родители, разумеется, настоятельно советовали и даже подталкивали на дочерях генералов, бизнесменов и тех же самых пресловутых юристов с экономистами, и не важно что их сын с первого класса влюблён в Машку из соседнего двора, и что эта любовь взаимна.

   Много раз слышал как мамы жалуются друг другу, что их ребёнок плохо ест, что они его пытаются по нескольку раз в день кормить, а он отказывается. А мне вот интересно с чего это вдруг они решили, что их ребёнок голоден и хочет кушать?! Неужели кто-то, кроме самого ребёнка может знать лучше что хочет его организм?! Захочет жрать - сам с воплями приползёт и попросит по зову своего организма. Ведь когда этот родитель сытым приходит кому-то в гости, а ему настоятельно предлагают пообедать вместе, то он ведь всячески отказывается, и только потому что он действительно сыт, и приходится долго оправдываться перед гостеприимными хозяевами, а точно в такой же ситуации своему ребёнку он ложку с кашей по локоть в рот насильно пихает. Ну не дурак ли?! Точно также читал в интернете ужасающие жалобы мамаш, от которых у меня волосы дыбом встают, типа: "Мой трёхлетний ребёнок отказывается есть мясо. Как решить эту проблему?" То есть мать реально считает проблемой то, что её сын или дочь отказывается кушать мертвых животных. И ведь они хитрые, они же не говорят своим детям о происхождении еды, которую заставляют их есть, а просто говорят: "Открой ротик, это очень вкусно". И если вдруг ребёнок спросит что такое мясо и откуда оно берётся, то ни одна мать не ответит правду, что дядя Коля перерезал тесаком глотку Зорьке, которая щипала травку в поле и махала хвостом, и которую ты вчера ещё гладил по головке и говорил, что у неё грустные глазки, а потом дядя Коля взял топор и разрубил Зорьку на куски, что кровища лилась по всему двору, а теперь ты кушаешь кусочек нашей любимой Зореньки, которая прожила с нами десять лет и давала нам молоко. Если родители скажут правду о мясе, то мгновенно и навсегда станут проклятыми врагами своему ребёнку и никогда более он не будет есть из их рук и вообще доверять в любых других вопросах. Так было и со мной в детстве. Так вот, с самого рождения, сами же родители своим же любимым детям начинают врать, врать обо всём. На вопрос: "Откуда берётся мясо?" им отвечают - из магазина, на вопрос: "Откуда берутся дети?" им отвечают - из капусты и так далее. То есть родители начинают воспитание своих детей со вранья, с наглой лжи, глядя им прямо в глаза, в глаза своим детям, переглядываясь при этом друг с другом и смеясь над ними.

   Родители врут своим детям о том, что есть дед мороз, который приносит подарки просто так, но сами при этом почему-то каждый день ходят на работу, а потом случайно находят у ребёнка в ящике письмо с трогательным содержанием: "Дедушка мороз, подари мне, пожалуйста, десятый айфон, а то у меня родители нищеброды". Родители учат детей переходить дорогу только на зелёный свет и только по пешеходному переходу, вместо того, чтобы просто научить их всегда смотреть по сторонам и под ноги, убеждаться в отсутствии машин, в собственной безопасности. И потом мы видим как по обе стороны абсолютно пустой и безжизненной до горизонта улицы стоит толпа взрослых людей, ждущих пока им магическая зелёная лампочка разрешит сделать шаг вперёд. Родители учат своих детей всегда слушаться и уважать старших, потому что они умнее, потому что они, понимаете ли, пожили... Я смотрю на этих взрослых, многим из которых по 60-80 лет и вижу, что они каждые выходные пьют водку, каждый день курят по пачке сигарет, а вечерами пьют пиво на диване и смотрят футбол или ток-шоу по телевизору. Эти взрослые за всю свою жизнь ни разу не выезжали за пределы своей страны, а многие из них и за пределы города, они всю жизнь проработали на заводе или в каком-нибудь бюро, их лучшие воспоминания из жизни - это служба в армии или стройотряд, поэтому многие взрослые и говорят, что школа и институт - это лучшие годы жизни, золотые годы. Вот честное слово, я не хочу, чтобы мой ребёнок слушался этих взрослых, и чтобы уважал их тоже не хочу, потому что не за что их уважать. Я вообще не хочу, чтобы мой ребёнок кого-либо слушался, кроме своей совести и своего сердца, даже своих родителей. Мой отец всегда мне говорил: "Доживи сначала до моих лет", а я никогда не понимал в чем прикол просто существовать, ходить на работу, вечерами смотреть футбол, а по выходным ездить на дачу, строить дом и копать картошку. Смотрел я на этих взрослых и искренне не хотел становиться таким же, так и не стал до сих пор, слава Богу, хотя дочке уже десять лет исполнилось. Помню, на прошлой работе начальник, которому было за 60, меня как-то упрекнул, мол, Володя, пора бы уже становиться взрослым, на что я ему абсолютно неосознанно, но искренне и почти со слезами на глазах задал встречный вопрос: "Вот вы мечтаете о счастье? А какое самое счастливое существо на свете? Не ребёнок ли? Так на кой чёрт мне взрослеть и превращаться в такого же несчастного человека с кучей комплексов и проблем, как вы?", после чего он молча ушёл, а на следующий день подошёл, извинился, похлопал меня по плечу и с сожалением о прожитой жизни сказал, что завидует моей радостной и беззаботной жизни.

   Взрослые настолько любят своих детей, что в грудном возрасте тащат их в церковь, по доброй воле отдают своего младенца в руки незнакомому мужику, чтобы тот насильно окунул его в ледяную воду и повесил ему на шею крест, который он должен будет зачем-то носить всю жизнь, говоря при этом какие-то непонятные слова. Разумеется, младенец боится всего этого ужаса, он в шоке, он в самом страшном сне не мог себе представить, что единственные люди, которым он доверял, люди, которые его родили, могут с ним так поступить, поэтому искренне орёт и плачет в недоумении и страхе. А когда ребёнок подрастёт, родители также насильно учат его ходить в церковь, чтобы целовать грязные руки незнакомым бородатым мужикам в чёрных балахонах и шапках, у которых на шее висит пятикилограммовый золотой крест, зачем-то рассказывать им свои самые сокровенные тайны, под траурное пение целовать картины каких-то глазастых инопланетян в скафандрах, и что если всего этого не делать, то Бог тебя не услышит, не будет любить и в конце концов ты попадёшь в ад. Да ребёнок больше всего в жизни хочет, чтобы его слушали родители, а не бог, которого они в глаза никогда не видели, он хочет, чтобы они его любили, а не бог. Ни один ребёнок искренне не понимает зачем его заставляют верить в какое-то эфемерное существо, которого не видел ни один взрослый, даже родители, которые являются единственными авторитетами, не могут ему объяснить зачем они всё это делают. Ребёнок искренне верит только своим родителям, потому что они реально есть, они всегда рядом с ним, они его любят, кормят, укладывают спать, читают сказки, одевают, гладят по головке и целуют. А еще они с рождения откуда-то прекрасно знают что такое счастье, что такое совесть и что такое стыд, хотя им никто никогда не объяснял что это такое, потому что они всегда живут с ними внутри, с рождения. Они с рождения, безо всяких сторонних объяснений прекрасно знают, что если они обманут родителей, то их будет мучить совесть, а если родители узнают об этом, то им станет стыдно и они покраснеют, а когда они заслуженно получат пятёрку в школе, то счастливые бегут с портфелем по лужам, с брызгами, и им всё нипочём. И чтобы всё это ощущать и чувствовать им не нужно вешать на себя какие-то кресты, ходить в церковь и целовать руки каким-то бородатым дядькам, Бог всегда был, есть и всегда будет внутри них и любит их, с рождения и до самой смерти.

   На вопрос ребёнка: "Откуда берутся дети?" родителям всегда становится неловко, и они стараются уйти от ответа, нередко говоря ему, что он ещё маленький для таких вопросов или нагло врут ему, что детей приносит аист или их находят в капусте. Но ведь если ребёнок задал такой вопрос, значит он его интересует, значит как раз пришло то самое время и оно не рано и не поздно, оно прямо сейчас. И вместо того, чтобы сказать правду, что дети появляются в результате долгой и искренней любви мамы с папой, они нагло врут своим детям про аистов и капусту, добиваясь тем самым того, что ребёнок начинает искать ответы в других источниках, вероятнее всего, менее гуманных и педагогичных, теряя доверие к родителям, и впоследствии сексуальная тема становится для них запретной, зазорной, дети начинают её стесняться и даже бояться, что обязательно оставит отпечаток в их жизни в виде какой-нибудь психологической травмы. Я считаю, что правильнее, если ребёнок будет узнавать всю правду о жизни от родителей, а если родители чего-то сами не знают, то вдвойне интереснее докопаться до истины всем вместе, всей семьёй, а не говорить своему чаду: "Ты еще маленький".

   Почему-то взрослые считают детей глупыми и несмышлёными, смеются над ними, подшучивают, ставят себя выше них, решают за них что им нужно, а что нет, чего они хотят, а чего нет, что им рано, а что поздно. Когда ребёнок радостный носится по квартире за кошкой, громко кричит и смеётся, родители останавливают его, повышают на него голос и просят угомониться. Когда ребёнок прыгает по лужам, залезает на дерево, съезжает по перилам, пинает по дороге мяч или пластиковую бутылку, громко поёт песню и пристает с вопросами к прохожим, то родители его одёргивают и ругают. Но ведь это же чистой воды цинизм и искренняя зависть со стороны родителей. Они не могут сами себе позволить быть такими же свободными, открытыми и счастливыми, как их дети, поэтому и им запрещают, хотя мне всегда казалось, что единственная родительская мечта - это чтобы их дети были счастливыми. Но когда родители встречаются со своими друзьями за бутылкой водки, они начинают вести себя куда более распущеннее и свободнее, чем их дети, и угомонить, порой, их может только милиция. И потом они говорят, что менты пид....сы, совершенно забывая о том, что ограничивая свободу своим детям, они лишают их счастья и сами становятся точно такими же пид....сами, только в глазах своих детей.

   Так, может быть, стоит не учить детей жизни, а самим поучиться у них свободе, коли сам ни хрена о ней не знаешь и вечно ищешь смысл жизни?! Может быть, стоит придавать значение вопросам, которые тебе задают твои дети о том как устроен мир, не уходить от ответа на них, а пытаться вместе с ними найти правильные ответы?! Взрослые почему-то всегда очень боятся философских вопросов, даже прямо так в лицо и говорят: "Ну это философский вопрос...", и нагло его игнорируют. А детям всегда всё интересно: почему дует ветер, почему ночью темно, а зимой холодно, почему загораются звёзды, почему люди врут друг другу, зачем обижаются друг на друга, что такое война и почему она случается, почему люди умирают, зачем люди пьют водку, если она невкусная, зачем людям нужен паспорт, что такое государство и зачем нужны границы, почему море солёное, почему человек должен одеваться, строить себе дом, рубить живые деревья и топить ими печку, а животным ничего этого не надо, почему люди пытаются всё измерить, разделить, сосчитать и дать всему имена, почему люди ходят на нелюбимую работу, зачем нужна церковь и почему туда люди ходят толпами, если там не весело, как в цирке или на аттракционах, почему нужно бояться милицию, почему люди покупают друг у друга клочки земли, если она общая, зачем нужно каждый раз заправлять кровать, если вечером все равно её расправлять, почему в конце концов нельзя просто жить и радоваться, вместо того, чтобы придумывать себе какие-то правила или жить по чужим правилам, которые тебе не подходят?! Все дети гениальнейшие философы, от того и счастливы, потому что задаются безконечным множеством простых вопросов, на которые они смогли бы с лёгкостью найти ответы, если бы им не мешали их родители. Философия, в буквальном её смысле, дословно и даже добуквенно - это просто любовь к знаниям и всё, не более того. Синоним философии - это знакомое всем слово Любознательность, так почему же её так боятся все взрослые???

   И вот понимая всё это, неужели взрослые до сих пор серьёзно и искренне думают, что могут воспитать своих детей, что могут их научить жизни, сделать их счастливыми?! Может не стоит забываться, может стоит протереть глаза и посмотреть на реальную ситуацию трезво?! Все дети с рождения счастливы и свободны, а большинство взрослых - нет! Так кто кого должен воспитывать и учить?!

   Я абсолютно убеждён, на своём личном опыте, что всё, что может родитель - это просто показывать своей жизнью пример своим детям, максимум, давать мудрые советы, основываясь на своём положительном жизненном опыте, и то только в том случае, если тебя спросят, в противном случае просто не мешай ребёнку жить. А если родитель считает поведение ребёнка неправильным, то он должен аргументированно объяснить почему, чтобы тот однозначно понял, и "Нельзя так делать, потому что я сказал!" - это ни разу не аргумент.

   Я с рождения не ем мясо, потому что не могу его добыть сам, у меня рука не поднимется убить такое же животное, как и я. Я с рождения не пью алкоголь, потому что он невкусный, от него я теряю сознание, и у меня просто нет в нём необходимости. Я с рождения никого не обижаю, я ни на кого не повышаю голос, я не беру то, что мне не принадлежит, я не доставляю никому неудобств, я никого не обманываю, потому что совесть не позволяет мне этого сделать, физически. Я не занимаюсь сексом ради удовольствия, мне гораздо интереснее радость. Я не ношу никаких крестов и амулетов, я не хожу в церковь, я не смотрю телевизор, я не читаю книги, у меня нет татуировок, потому что не я понимаю зачем это, у меня нет в этом всём необходимости. Я не знаю что такое государство, как оно выглядит и где находится, я не интересуюсь политикой и экономикой, потому что также не понимаю зачем это всё, у меня нет в этом необходимости. Я не делю людей на хороших и плохих, но различаю в них уровень духовного развития. Я вообще не различаю всё живое, для меня всё одно. В разные периоды жизни я попробовал всё, о чём говорил, кроме татуировок, и мне это не принесло ничего, кроме разочарований, потери времени и, как результат, дорогого опыта, который постепенно заставил меня вернуться в исходное состояние, в беззаботное радостное детство. Сейчас у меня, как у человека, осталась только одна потребность - любить. И я люблю, искренне люблю, абсолютно всё и абсолютно всех. И мне не может не нравиться что-то в людях, например, жадность, ревность, нечестность, злость, ненависть, корысть, алчность, слабость, неуверенность, зависть, страх и любая другая зависимость, потому что всё это было в моей жизни, я через всё это прошёл, и замечая это в людях, у меня возникает только одно желание - помочь им, потому что я знаю как. И я стараюсь помочь, но только если меня об этом просят, либо если я уверен, что могу это сделать незаметно и безболезненно для них. Я уверен, что именно это и есть Любовь, в которой в первую очередь нуждаюсь я сам, потому что это делает меня счастливым.

   Так вот, резюмируя, все вышесказанное, хочу подвести итог, что меня никто никогда не воспитывал: ни мои родители, ни бабушка с дедушкой, ни школа с институтом, ни общество. Я просто смотрел на окружающий мир, он был и продолжает быть для меня всего лишь примером, источником информации и энергии, а я просто брал из него в свою жизнь то, что мне подходит, что делает меня счастливым, и избавлялся от того, что доставляет мне какие-либо неудобства, и продолжаю делать это каждый день, и с каждым днём я становлюсь всё счастливее, и понимаю как много ещё всего впереди.

   Я путешествую, я общаюсь с другими людьми, я создаю себе трудности и преодолеваю их, я фотографирую, я пишу рассказы, я снимаю фильмы, я делюсь своими мыслями и так далее, всё это я делаю лишь с одной только целью - чтобы увидеть себя со стороны, кто же я такой на самом деле. Это я понял совсем недавно.

   Я воспитываю, я создаю себя совершенным только сам, являясь при этом для кого-то примером.