Машенька Гл. 6

Василий Овчинников
(05.04.76.)
Мама и папа! Здравствуйте!
Виталий Григорьевич по моей просьбе заехал к нам. Он из Пскова, работает на ПЭМЗе в ОГМете, а сейчас в командировке в Симферополе.
Человек он хороший, и я не удержалась от соблазна увидеть  наши цветы.
Мне бы хотелось, чтобы вы передали с Виталием Григорьевичем маленький букетик.
После вчерашнего разговора я совсем затосковала без весны, без цветов. Я напишу бо-о-о-льшое письмо по мотивам этого телефонного разговора.
У меня всё хорошо. И даже настроение. Может быть, нужно будет чем-то помочь Виталию Григорьевичу.
До свидания. Пишите.    Наташа.        5.04.76.


(14.04.76.)
Здравствуйте, мама и папа!
Решила я начать писать письмо хоть на работе. Новостей у меня много. Я 9-11 была в Риге. Завод заказал экскурсионный автобус, и я чудом попала в список. Поездка получилась очень хорошая. Правда, молодёжи было мало. И мало времени – я не насытилась Ригой. По магазинам не ходила – не осталось времени. Правда, себе и Лене купила джинсы (6 руб.). А то весна – вылазки в лес пора делать. 9-го в 16 час мы выехали  и в 21 час были в Риге. Т.к. ещё экскурсий мало, нам достались места в центральной гостинице “Rigas”. Двухместные номера со всеми удобствами с балконом в центр города, и сама гостиница в центре. 10-го была экскурсия обзорная по старой и новой Риге. Новая Рига хороша. Но старая - в 1000 раз лучше. Улочки меня действительно поразили. В нормальном городе – это тупички. А здания старые – как в сказках Андерсена. Домский собор своеобразен – не похож ни на один из тех, что видела я. Потом часа 3 было свободного времени. Я одна пошла по центру города побродила. Хорошо. Погода чудесная, теплее, чем в Пскове, и я немного отдохнула в цивильном городе. Людей не очень много. А вечером – органный концерт в Домском соборе. Я купила две пластинки с органной музыкой на органе Домского собора. Ощущения от концерта неописуемые словами. После концерта собрались маленькой компанией и пошли бродить по ночным улочкам Риги. Как в сказке. Красивые дома ночью специально освещаются. И ощущение какого-то нереального мира ещё больше. Впечатлений очень много, и ничего подобного я не видела, а вот словами трудно описать – во мне где-то засело. Засело во мне и желание съездить туда весной (когда уже зелень будет), и с Леной. Это была разведка.
Были мы ещё 10-го в лагере смерти Саласпилс. Это вовсе не детский лагерь смерти, как поётся в песне. 100 тыс. погибло (3 тысячи детей). Сейчас там мемориал. После Пискарёвского кладбища это не так впечатляет. Но это страшное место. Экскурсовод у нас был внештатный – один из нескольких оставшихся в живых, 73 года ему. Нам повезло. Были на кладбище им. Яна Райниса. Но всё бегом. Там бы подольше побыть.
А вот 11-го у нас была экскурсия в Юрмалу – курорт Риги. Но я сорганизовала компанию, и не поехали мы. Дело в том, что летом от завода ездят туда часто. А сейчас там холодно, и лёд на заливе. 2 часа в дороге и 0,5 часа на морском воздухе, покажут, где какой санаторий. А мы зато пошли по утренней Риге старой бродить. Побывали мы в Домском, уже как в музее, на 3-х службах: католической, лютеранской и христианской (?), осмотрели сад скульптур (это современные скульптуры) и, самое главное, посетили кафе (два!). Вот где почувствовался запад. Здесь в кафе можно чудесно отдохнуть. Настоящий кофе, вкусное мороженое, музыка, приглушенный свет, «древняя» обстановка. Попробовала я и бальзама. Удивительный напиток, но его только каплями можно. Пахнет травами. Купила я ананас, подснежники, вазу керамическую. Простую, но со вставками, как наша. И ещё две крошечных вазочки (для фиалок) керамических, как кувшинчики. Фотографировала на цветную плёнку. Правда, мало одной плёнки. Нигде диапроектор не могу найти. Лена проявила плёнки цветные старые. Говорит, что наши цветы хорошо получились.
 А Лена собирается ко мне 18 апреля. Похоже, что мы с ней съездим в Печоры – монастырь мужской. Обещают мне места.
Вот, о Риге всё. Я очень-очень довольна поездкой. Теперь Таллин. А потом ещё раз по кругу. Вильнюс, Рига, Таллин. Это уже фантазия почти. Но летом ещё лучше там будет.
Продолжаю. Теперь о быте. Я приехала из Риги, захожу – и многозначительные вещи: дольки (!), помидоры, огурцы и ЦВЕТЫ. Я сразу поверила, что лето будет. Спасибо!
Поговорила я с Ефименко. Он и Симонов в восторге от Крыма, от Вас и от Вашего приёма. Я никак не думала, что Симонов поедет. Я с ним, собственно, и не знакома. А сейчас так вообще обхожу стороной. А может это и к лучшему – поможет уехать отсюда. Я хотела бы получить письмо с описанием их пребывания. Я всё думала, правильно ли я сделала, что дала адрес.
Гиацинты стоят в Рижской вазе – как для них специально. Сегодня буду плов из курицы делать. Пальто я взяла. Мама! Готовьтесь не к лучшему. Пальто сделали некачественно, и я не стала норку портить. Но пальто носить можно, и мне в Риге девчонки «комплимент» сделали, что я похожа на рижанку, но не на скобарку. Что может быть лучше! Шапочка вязаная очень хорошо с пальто. И с сапогами на платформе. Вот ещё бы сумочку.
А «лёгкие платья» ещё не готовы. Шьют здесь неважно. А уж «лёгкие платья» я специально сдавала лучшему мастеру. Везде нужно знакомых иметь. До чего люди испоганились этим блатом.
Третий день письмо пишу. Надо закругляться. Вчера ходила в читалку заниматься философией. Крылов собирался и не пришёл.
Получила от Лены телеграмму – в воскресенье приедет.
Я, наверное, вывезу её в лес. Не совсем в лес, а в пригородную зону. И сходим в театр.
И ещё про пальто. Вчера в бассейн я пошла из библиотеки и была одета «совсем прилично». Так меня девочки из Новочеркасска назвали уже ростовчанкой – глядя на меня в пальто. Но я знаю кучу недостатков моего пальто.
С Володей Васильевым у нас хорошие отношения. Но я опять начинаю видеть недостатки, хотя сформулировать не могу. Видимо, мне не нравится, что у него много было и есть знакомых девушек. И что-то ещё – не пойму что.
Получила посылку вчера. Спасибо. У нас сейчас рай – весь юг в комнате сосредоточился. Чего только нет. И ещё я блаженствую с дольками. Как вы узнали, что мне давно этих конфет хочется.
Да! Мама и папа! Когда будет возможность, вышлите мне ракетки бадминтона. Я растолстела тут. Надо больше двигаться.
Да. Не помню, писала ли. Мы вступили в долю с соседними девочками - по 15 руб. – и теперь у нас есть машинка швейная. В четверг на концерт идём – москонцерт.
Сегодня партсобрание и бытовые дела + кино. Ещё я учусь играть в теннис настольный. Это после работы.
Ещё Володя обещает в лес сводить. Он лес хорошо знает. Но это, когда подснежники будут и ландыши.
Наташа собирается со следующей недели опять в командировку, недели на 2-3.
Мама! Напишите рецепт малинового варенья. Наташа просит. Что-то давно писем не было.
Но уж раз папа сам посылку отправил – дела на лад идут? А почему обратный адрес – Вере Тимофеевне?
Как вам хорошо – у вас земля, солнце. Я тут, правда, тоже земледелием занимаюсь – лук в горшочках выращиваю, в кабинете цветы сажаю.
У нас здесь тоже погода налаживается. На работу в коричневом плаще хожу. Мама! Может, попадутся недорогие босоножки – белые. А ещё мне хочется вот то жёлтое прозрачное платье у вас выклянчить. У меня же босоножки золотые. А платье по последнему слову моды сделано.
На работе без изменений. Вот мастер ОТК в отпуск ушёл, а мастер сварочного участка сразу же начинает на контролёров нападать, а я меж двух огней. Это хуже всего. А в мае и Кутузов в отпуск уходит.
Всё. Закругляюсь.    До свидания.  Пишите.         Наташа.          14.04.76.



( без даты, апрель 76)
Здравствуйте, мама и папа!
Пишу очередное письмо, но от вас что-то нет писем. Зато вы мне весну дарите чудесными порциями. Спасибо большое за витаминчики и цветы. Каждая посылка выливается в праздник. Лена приехала в воскресенье утром. А в 8 часов мы были уже в машине – вместе с командой ориентировщиков (заправила Володя – этим и объясняется наше присутствие среди спортсменов) поехали в лес. 30 км от Пскова в сторону Ленинграда. Я очень рада, что Лену на воздух вытащила. А «качественно вытащить» её на воздух помог Володя. Навряд ли мы без этого мероприятия в лес пошли бы, погода с утра неважная была. Елена, правда, тихонько себя вела. Это понятно – почти незнакомая компания. Приехали в лес, разбили палатку, погоняли мяч, побродили по лесу. Далеко не ходили – ещё сыро. Пили берёзовый сок! Потом Володя нам объяснял, что такое ориентирование.  Как ориентироваться по карте, компасу. Предлагал нам пройтись по маршруту, но мы были одеты несоответственно, я боялась, что ноги промочим. Из дармоедов нас было трое – я, Лена и Наташа (Нагорнова). Поэтому я сказала, что обед мы возьмём на себя, чтобы хоть чем-то им помочь. Команда хорошо прошла. Володя выполнил второй разряд. Он вообще-то мастер спорта, по гребле. Хорошо было. Только чувство, что мы праздношатающиеся, мешало. Вернулись домой. Очистились. Я ушла готовить зелёный борщ. Пригласили Володю. А он молодец, притащил шампанское. Это было очень кстати, т.к. стол у нас был крымский, праздничный. Я сделала всё, как мы дома делаем – борщ, курицу в чесноке, салат. А от конфет я вообще коробочку оставила. И цветы на столе! Потом мы с Наташей пошли в финскую баню (Лена, по определённым мотивам, отказалась, хотя я специально для неё баню организовала: билеты за неделю покупали). А Володя и тут правильно поступил – повёл Лену гулять. Я довольна. Потому, что она совсем не отдыхает в Ленинграде. Она сама как-то сказала, что не помнит себя отдохнувшей. Мама и папа! Потребуйте у неё, чтобы она в воскресенье ничего абсолютно не  делала. Этот семестр очень трудный. Я ей предлагаю побыстрее сдать зачёты и несколько дней перед сессией побыть у меня.
Вчера у Наташи в бюро сотрудница уезжала насовсем домой (5 лет после института), и они организовали у нас «отвальную». Я почти всех из этой компании знала, помогла стол организовать, посидела немного. Потом мне скучно с ними стало, да вдобавок у меня голос охрип (на велосипеде каталась – воздуху, видимо, нахваталась), и я под предлогом: за молоком в магазин, ретировалась. По пути с Андроновым побеседовали, а домой неохота идти. И тут Васильев идёт. Ко мне шёл. Узнал, что там за компания и увёл меня. На улице уже холодно было, пошли мы к нему. Я пластинки слушала, а он фирменный свой ужин сделал. Потом пошли к нам, т.к. он «подарил» нам палатку (это значит, что летом на рижское взморье можно на сб., вс. ездить). Но она сырая была после ориентирования, сушить надо.
Пришли, а комната имеет определённый вид после сабантуя. Убрали мы с ним, как могли, развернули палатку. Тут Наташа пришла. Ей этот сабантуй не понравился. И она, кажется, мне чуть позавидовала, что я удрала. Потом я лечилась комплексным методом. Чуть помогло, уже легче сегодня. Вчера было занятие по философии. Вот ещё чем надо заниматься. Васильев тоже там, а вот Крылов что-то забросил. У меня сейчас даже нет свободного времени. Столько дел себе напопридумывала.
Да! Лена Дергачёва прислала мне на юбку материал. Серый. Такой я давно хотела. Я ей как-то сказала, что вот бы мне достать. Юбку я уже почти сшила. Кажется, удачно. Очень хорошо с гипюровой коричневой блузкой. Юбка удлинённая, косой (оригинальный) покрой. Очень похожа на Ленину, только у меня чуть короче. Пыталась вырваться на май домой, но 5 дней за свой счёт мне не дают, а за три я не успею. И никакой надежды на отгулы. А на работе всё по-прежнему. Бывают интересные задачи. Но перевод в Серёдку всех расхолаживает. А о самом переводе ничего конкретного.
Симонов и Ефименко в восторге от моих родителей (иначе быть не могло!). И жена Симонова всё хочет (как мне говорят) меня посмотреть: на дочь замечательных людей. И мне немножко перепало от вас. Приятно.
Да! Я писала, что хорошо бы бадминтон мне сюда. Но это как сможете. У вас сейчас забот много. Володя «согласен» отдать мне свой балкон под цветы. Даже поливать будет. Это, конечно, фантазия, но если бы мама мне прислала (я сейчас хитренько так щурюсь) что ни будь, я бы с удовольствием в земле покопалась. Правда, здесь земля не пахнет, как наша. Сейчас на почту пойду. Журналы должны бать. А потом шить буду.
Наташа сегодня домой уезжает – на неделю. У неё отгулы и мама зовёт её. Ну, всё.
До свидания.   Наташа.                ( без даты, апрель 76)

05.06.76.
Здравствуйте, мама и папа!
Вы уж простите, что долго не писала. Я несколько раз пыталась звонить: надеялась на новую связь. Но всё та же картина.
Вчера Лена уехала. Мало у неё дней на подготовку было. Но она совершенно готовиться не умеет: сидит с утра до вечера. Но вчера с помощью Володи вытащили мы её на природу на велосипеде. За ландышами и купавками. Если бы не велосипед (да ещё гоночный) навряд ли  я её с места сдвинула. Вначале она себя вела не совсем хорошо. Что-то среднее между капризами, кокетством и ребячеством. Удивительно, но Володя был терпелив. А я не могла понять причину такого поведения. Но зато в лесу она «залезла» в болото, походила там. Видимо, пришла в себя и утихла. Огорчило меня и то, что за собой она не следит по причине занятости.
Привезла она пионы – до сих пор стоят. По сравнению с красными – это уже великолепие. Помидорчики и огурцы. Даже яиц наших привезла. Мясом я её почти не кормила. Даже колбасы не могла купить. Но зато молочное она уже ест.
На работе у меня без особых изменений. Директор сказал, что в течение 4-х месяцев необходимо перевести участок. А главный инженер не счёл нужным даже ещё сроки рассмотреть. Эта неделя обещает быть интересной – готовим опытную партию нового изделия. Но меня, как всегда, подстраховывает Крылов из ОГМета. Сейчас время отпусков. Вот с этой недели зам. нач. цеха Фоменков – наш начальник в отпуск уходит. Гл. металлург Андронов – уходит, ст. мастер ещё не пришёл. Будет весело.
Недавно гл. инженер с администрацией собирал молодых специалистов – на встречу. Я разочаровалась в нашем главном инженере. Судя по всему, он считает, что молодые специалисты должны самостоятельно становиться специалистами: «Я же вот тоже начинал молодым специалистом». Отфутболивал все вопросы. Не серьёзно он подходит к кадрам. Мало того, что жильём не обеспечивают, ещё и работать не учат. А все до единого молодые специалисты поражены отношением к себе. Учиться не у кого. В будущем году собираются сдать общежитие на 300 мест. Гарантии, что все молодые специалисты будут жить в нём, нет. Через год сдадут дом, а после этого строительство будет вести город и % - заводу. Централизованно будут строить. Я на очереди 400. Вот я всё это написала, а меня это и не волнует. Надо возвращаться.
Крылову в СПКТБ (ребята, что приезжали, там работают) давали 150 руб., но гл. инженер не отпустил с завода.
Дописываю уже в субботу. От Лены телеграмму получила. Неплохо (тьфу, тьфу, тьфу!) идёт. И почему она не хочет ехать ко мне: отдохнула бы.
Завтра Пушкинский праздник. У Володи 2 билета – туда и обратно. Это дюфсит. Видимо, я соглашусь. Сдаётся мне – это его мамы работа. Мне почему-то обидно: его мама меня видела, а вы не видели. А ведь я к нему привыкаю всё больше и больше. Скорее бы отпуск.
Иногда я его терпеть не могу, а другой раз скучно без него. Он совершенно лишён чувства юмора. Его даже разыграть трудно.
Наташа ещё в командировке в Харькове. Скоро вернётся.
Мама! У вас на работе не найдётся халата чёрного? Мне дали 52 размер, и я никак его не уменьшу. А меньших размеров нет. Пытаюсь на работу ходить в платье (комбинированном). Я его ещё удлинила. Лена одобрила.
Японский костюм (пальто) здесь очень кстати. До сих пор холодно. Правда, сегодня потеплело.
Философия, видимо, заглохла. Уже второе занятие не состоялось.
Мама! Босоножки подошли? А мне вышлите свои.
Папа! Чехословацкие лезвия хуже, но на них написаны номера сторон. Для развития памяти – помнить, какой стороной брились последний раз.
Ну, я закругляюсь. Обещаю писать чаще. А завтра попробую позвонить. Папа, как у Вас дела? Как дела с ремонтом? Задержался – почему? Болели, да? Скоро черешня будет, а о клубнике я уже молчу. На этой неделе поеду собирать лист черники.
Ну, пишите. До свидания. Наташа.                05.06.76.