Живучесть Кубинской революции

Елена Лях
Фото из архива «Гранмы».


Отрывок из книги Николая Леонова «Рауль Кастро»


«Все, кто писал о Кубе тех лет («особом периоде в мирное время», 1990—2001 гг. – Прим. Е.Л.), и те, кто ещё будет писать об этом периоде, ищут ответ на вопрос, каким же образом удалось преодолеть, казалось, непреодолимый «особый период». Чаще всего говорят, что главными факторами победы были сам кубинский народ и его выдающиеся по своим человеческим качествам руководители. Но и раньше во главе народов латиноамериканских стран, поднявшихся на борьбу за свою свободу (в том числе кубинского), стояли такие выдающиеся мыслители и харизматические лидеры, как Симон Боливар, Хосе Марти, Аугусто Сандино. Тем не менее их выступления окончились неудачей.

По-видимому, к факторам победы надо отнести и саму идеологию Кубинской революции, которая соединила в себе национально-освободительные чаяния народа с глубокими принципами социальной справедливости, нравственности и морали. Недаром многие политологи, анализируя все революции, обогатившие историю человечества, выделяют только четыре из них как наиболее важные и знаковые для мировой истории. К ним относят Великую французскую революцию, русскую революцию 1917 года, китайскую революцию 1949 года и Кубинскую революцию. Только они потрясли мир глубиной своего идейного содержания и масштабами своих политических последствий.

Живучесть кубинской революционной модели поразительна. Ещё одной причиной, объясняющей её стойкость, является создание мощной сети массовых организаций, пронизывающих всю толщу народа, связывающих его воедино. К ним относятся в первую очередь Компартия и Союз молодых коммунистов. Конституция закрепляет за ними роль политических руководителей страны. Но дальше следуют Конфедерация трудящихся Кубы, Конфедерация кубинских женщин, Комитеты защиты революции, Федерация университетских студентов, Федерация студентов среднего образования, Ассоциация мелких землевладельцев. Все они называются «массовыми организациями». Они практически доминируют в организации и проведении избирательного процесса на Кубе, по результатам которого формируются органы народной власти. Такой мощный скелет государственного организма редко можно встретить в других странах, он в состоянии удержать даже сильно ослабевшую экономическую мускулатуру общества, что и произошло на Кубе в «особый период».

Структура массовых организаций на Кубе, наряду с другими организациями общественного характера – юристов, писателей, артистов, журналистов, историков, экономистов и т.д., – является, с одной стороны, системой датчиков, быстро и адекватно доносящих до самых верхних эшелонов власти сигналы о неблагополучии в том или ином сегменте национального организма, а с другой стороны, они же являются инструментами для проведения тех или иных терапевтических или хирургических лечебных процедур для его оздоровления».

                <*>
К факторам живучести Кубинской революции я бы ещё добавила восприимчивость к усвоению опыта, учёбу на опыте предыдущих революций и современности. Кубинцы, прошедшие политические университеты Фиделя, умеют учиться на происходящих событиях и выносить из них уроки, записывая эти уроки в исторической памяти ради будущего.