Мои коллеги. Гавриленко Валентина Ефимовна

Зинаида Малыгина
Мои коллеги.

Валентина Ефимовна Гавриленко.

Я приехала в Усть-Омчуг в октябре 1976года. Учебный год уже был в самом разгаре. Сейчас я хорошо знаю все тонкости школьной тарификации, но тогда моя наивность в этом вопросе не знала границ. Читатель, не подумай, что я надеялась на то, что меня ждали. , Я была уверена, что за десять тысяч верст, в какой-то Магаданской области уж точно есть свободные вакансии даже в середине учебного года. Я просто не учла одного, что я свалилась не в уральскую глухомань, где тебе были рады в любое время года , а приехала на Колыму, куда меня никто не звал, а тем более уж совсем никто не ждал , Я не учла самого главного, что квалифицированными специалистами в самых разных отраслях поселок Усть-Омчуг был укомплектован на десятилетия. Нужда была в рабочей силе, как и, впрочем, везде. И какими специалистами, не чета мне!.
Но попытать счастья я все-таки решилась. Пришла вначале в Усть-Омчугскую школу номер один. Директором был Аниковский Виктор Николаевич, завучами Семичева Елена Ивановна и Соловьева Любовь Петровна. Виктор Николаевич долго на меня тратить времени не стал, отправил к Семичевой Елене Ивановне. Та, в свою очередь, осмотрев меня с ног до головы, вежливо сказала мне:
- Вы не справитесь, у вас мало опыта, и вообще вы еще молодая, у нас очень сложный контингент ребят.
Елена Ивановна, как и подобает администратору, отказала мне, не дав никакой надежды даже на будущее..

-Интересно - подумала я, - молодая… А какая я должна быть!? У вас мало опыта… Да, всего пять лет, но он у меня есть… Значит, я имею представление о школе.
- Да, молодая, но ведь и она начинала работать не сегодня. И что она подразумевала, когда говорила, у нас сложные ребята. Или сильно умные , или настолько недисциплинированные, что моего характера недостаточно, чтобы держать дисциплину.
С этими размышлениями я шла в сторону детского сада. Самолюбие мое было уязвлено, обида сжимала мое сердце, мне себя было жаль, я всплакнула от безысходности и остановилась возле детсада.
-Зайду – ка я в детсад, может, там нянечки нужны. Все равно надо куда-то идти работать, – вытерев слезы, поднялась я по ступенькам лестницы на второй этаж. Сразу наткнулась на нянечку. Завязался разговор. Женщина посочувствовала мне, сказала, что у нее тоже была такая же проблема, когда они с мужем приехали в поселок, но посоветовала не расстраиваться.
-Нужно выждать время. Жизнь не стоит на месте. Кто-то уезжает насовсем, кто-то в декретный уходит , да мало ли, бывают всякие случайности. Не расстраивайтесь, здесь есть еще одна школа. К разговору присоединилась заведующая.
-Сходите -ка, в интернате , я точно знаю, Новикова Лина скоро уйдет в декретный отпуск. Может быть, вас Квасов Юрий Сергеевич и возьмет на время. А там уж как себя покажете. Но если даже и не учителем, вдруг воспитатели в интернат нужны. Правда, сходите.
Появилась надежда. Но сразу предупредили, что там очень сильный завуч и жесткий директор.
На следующий день с утра пришла я к директору. Очень волновалась. И вот он, жесткий директор. Маленького роста, абсолютно не похожий на строгого директора, с простым открытым лицом и немного лукавой улыбкой. Это был тот самый Юрий Сергеевич Квасов. Выслушав меня, отправил меня опять , как и в той школе, к завучу.
-Не отказал, а отправил на разговор к завучу. Может, удача на сей раз на моей стороне.- подумала я. - Так хочется, чтобы меня взяли хоть в эту школу,- с  такими мыслями я шла к Валентине Ефимовне, дрожа и успокаивая себя.
Идя по коридору, я решила для себя, что не буду проситься у нее на работу, а попрошусь пройти у них только практику, а дальше время покажет. Я училась на пятом курсе филологического факультета  Свердловского пединститута. Моя тактика сработала.
Хорошо, - ответила Валентина Ефимовна- А дальше посмотрим. Если у Вас будет получаться, то мы возьмем Вас на работу. Нам нужен будет словесник, Новикова Лина Константиновна через два месяца уйдет в декретный отпуск.
Я была счастлива. Для себя решила, что буду стараться изо всех сил, чтобы хоть как-то оправдать ее доверие. Конечно, у меня не все сразу получалось. Но любое ее одобрение в моей работе было для меня праздником.
Вообще, Валентина Ефимовна была уникальным человеком в своей профессии.
Как профессионал своего дела, она знала все. Она умела заразить идеей. А суметь заразить идеей, научить уважать себя и свой труд, могут далеко не все. Валентина Ефимовна всегда шла в ногу со временем. Ничего лишнего в работе ни себе , ни коллегам не позволяла. Ей было важно одно , чтобы учитель донес на уроке главное до каждого ученика и чтобы это главное в изучаемом материале стало прочным навыком в учебной деятельности ребенка.
Ее гортанный, мне даже казалось, театрально поставленный голос, привлекал внимание, даже если ты был не рядом с ней. Она любила во всем порядок и дисциплину. Любила творческих учителей. Глядя на нее, я иногда задавала себе вопрос:
-Как она все успевает? Целый день на работе. Свои уроки, посещение уроков коллег, администраторские каждодневные дела. А ведь   надо еще успеть и семье уделить внимание. Дисциплинированность и требовательность к себе -это было видно еще при первом знакомстве с ней. А какая поразительная начитанность!. Она была компетентна во всем. Она была сильна в своем деле. Не было ей равных среди коллег- завучей. А ее мудрости только можно было позавидовать! Высокая, статная, всегда ухоженная, с иголочки одетая, она всегда была образцом элегантности .
.
Сегодня я с благодарностью вспоминаю ее, ее уроки, данные мне тогда. И дай Бог,ВАм ,дорогая   Валентина Ефимовна, здоровья и долгих лет жизни.

13.06.2009г