Показательные выступления фигуристов

Наталия Май
               

Во время соревнований спортсменам могут давать разные задания: парам – определенные танцы (медленные, быстрые), программу с сюжетной драматургией. В «Ледниковом периоде» (конкурсе, где участвуют один профессионал в паре с любителем) – тематические задания, которые могут быть связаны с кино, литературой, историей и т.п. Но во время показательных выступлений фигуристов какие должны быть номера – на какие темы? Мне кажется, это все-таки прежде всего праздничное шоу. Оно не должно психологически травмировать, вызывать очень острый негатив… Понятно, что можно выбрать песню о трагической любви или безвременной кончине – но красивая мелодия, мягкая пластика все равно придают этой печали светлый окрас. И эмоции для зрителя будут в целом не психотравмирующие, а скорее положительные.

В связи с этим меня удивил показательный номер Евгении Медведевой – образ, который журналисты называют демонстрацией сумасшествия в смирительной рубашке. Причем с заострением этой темы – дерганой, нарочито угловатой пластикой, сгущением красок, как будто пленница не в силах вырваться из своего больного тела и избавиться от диктата больного мозга.

У меня это вызвало какое-то остолбенение… Подходит ли это для показательных выступлений? Допустим, что это оригинально, талантливая по-актерски разработка темы (которая уместна в том же «Ледниковом периоде»), но во время показательных выступлений люди настроены на некую праздничность, желание послушать умиротворяющую или взбадривающую музыку. Допустим, спортсмены будут выбирать себе такие темы: пытки в концлагере у Гитлера, сумасшедший дом, тюрьма, мордобой в самом его неприглядном виде…

Нужно ли это на данном этапе, когда зрители уже устали нервничать и хотят просто расслабиться? Посмотреть на красивые костюмы, послушать мировые хиты… Если и использовать грустные темы, то не чересчур их заостряя (до неизлечимого психоза), а, напротив, желая несколько смягчить.

Аудитория, которая любила Медведеву за создание романтических образов, вообще-то консервативна и предпочитает классику (наподобие ее знаменитой короткой программы под Ноктюрн Шопена), а не музыку типа Билли Айлиш с ее подростковой угловатостью и провокационностью. Конечно, самые преданные фанаты нисколько не разочаруются в своем кумире, но кого-то такая смена имиджа может и насторожить.

Спортсменам свойственно жаловаться, что им не дают права выбора, а навязывают ту или иную музыку, образность… Я представляю, что бы было, если бы все они сами себе выбирали что хотели… Все-таки хореографы и тренеры – это люди, которым виднее, и лучше им доверять. Мало кто вообще способен адекватно себя оценить со стороны и подобрать себе то, что реально ему подходит – в сочетании с его физическими данными, особенностями темперамента и пластики. Так что увлечение собственной вкусовщиной спортсмена – на мой взгляд, это отнюдь не благо.