Профессия будущего

Анна Богословская
    Не так давно пригласили меня друзья на лекцию по психологии в Дом ученых, и от этого приглашения невозможно было отказаться, несмотря даже на то, что тематику предстоящей лекции мне не озвучили. Надо сказать, что Московский Дом ученых является местом силы для меня, так как родители мои познакомились именно там на новогоднем вечере, а саму меня в возрасте лет пяти часто водил туда любимый дедушка, профессор института глазных болезней имени Гельмгольца. Уже приехав на лекцию и заняв места в лекционном зале, узнала я, что предстоит доклад о новом веянии в педагогике - тьютерстве. Как педагог и психолог я очень интересуюсь всеми новшествами в педагогике, поэтому приготовилась слушать лекцию с большим интересом и даже вооружилась блокнотом и ручкой.
   Многоуважаемая профессор Т.М.Ковалева подробно рассказала о средовой педагогике, исполняющей заказ различных групп и слоев людей на образовательные программы; о том, что такая средовая педагогика полноправно существует в современной Америке... и много о чем еще. Из лекции усвоила я в частности и то, что если раньше педагог создавал коллектив учащихся, то теперь его внимание акцентируется на индивидууме, развитии индивидуальных способностей каждого с целью раскрытия талантов и способностей личности, и один преподаватель, имеющей в среднем 20-30 человек в обучающейся группе, не справляется с этой новой задачей. Отсюда и возникло тьютерство, соответствующее новым требованиям педагогики. Тьютер должен быть разносторонне одарен и широко осведомлен, подобно Аристотелю, чтобы быть в состоянии предугадать скрытые предпочтения своего ученика и всячески эти предпочтения поощрять. Даже страшно подумать, каких гениев мы получим в результате тьютерства!
Но к сожалению, пока услугами тьютера пользуются лишь очень обеспеченные люди, когда их особенные дети, страдающие ДЦП и прочими непохожестями на других детей, имеют при себе на занятиях тьютера, помогающего ребенку сосредоточиться, направить его на выполнение определенных действий, а при необходимости и самому записать для такого ребенка учебный материал. Тьютер становится так же необходим, как тетрадь, ручка или учебник; он является посредником между учащимся и всеми этими предметами, а также учителем. Тьютер, однако, может быть востреборван и на более продвинутом этапе обучения, утверждала лектор и привела в пример случай, когда кто-то из нынешних олигархов позвонил ей на кафедру с просьбой найти тьютера для своего окончившего школу мальчика, который не знал, что ему делать в жизни и чем заняться. Для этой цель олигарх планировал послать в полугодовое путешествие по странам Европы и Америки лайнер, на борту которого обязательно должен был находиться тьютер, знакомящий сына олигарха с особенностями экономики, культуры и быта разных стран. Подобная услуга тьютера оплачивалась в таких размерах, что лектор не удержалась от восклицания: "Вот когда я пожалела, что я не молодой человек в возрасте 35 лет!"(такие требования высказал звонивший). Далее Ковалева сказала о том, что тьютерство уже было когда-то в России, правда, в несколько другой форме, и провела аналогию между тьютерами и "дядьками", приставленными к дворянским детям (в частности А.С.Пушкину).
По словам Ковалевой, тьютерство уже сейчас может быть одной их наиболее высокооплачиваемых профессий, за которой, несомненно, будущее.
Печальные мысли пришли мне в голову в связи с этой лекцией. Получается, что прошли те времена, когда мальчики и девочки мечтали о профессии космонавта или летчика, балерины или актрисы, теперь их место занимает гордо звучащее слово тьютер! Можно свою жизнь посвятить развитию ущербного, недоразвитого, убогого с целью выявить его скрытые способности и таким образом принести огромную пользу не обществу, нет!- а этому, скажем прямо, неполноценному в каком-то отношении индивидууму и его родителям, которые в состоянии платить немалые деньги тьютеру за его отказ от личных интересов и чувства собственного достоинства.
   Что до меня, то не надо лично мне такой профессии!