Беседа с Губерманом. Предисловие

Анатолий Белаш
         
   
               
                В  90-ые годы геологическая служба в Таджикистане деградировала. Я перебрался в Ташкент и работал старшим научным сотрудником в Институте минеральных ресурсов. В течение двух полевых сезонов мы проводили исследования в районе уранового рудника Янгиабад. В одноименном поселке был неплохой магазин, в котором я обнаружил книжку в зеленом мягком переплете «Гарики на каждый день». Имя автора Игорь Губерман мне показалось незнакомым, но позже я вспомнил, что читал в Литературной газете его министихи, называвшиеся тогда «Дацзыбао». Среди них мне запомнились такие :
 
«Не стесняйся пьяница носа своего, он, ведь, с нашим знаменем цвета одного».

                В «Гариках» мое внимание привлекло четверостишие –
В халате, хате и кровати
Покой находит обыватель,
А кто романтик, тот снует
И в шестеренки  х…  суёт»
               
                «Гарики» мне так понравились, что я выбрал самые яркие четверостишия, разделил их по темам («Оптимистические», «Пессимистические», «Сатирические», «Лирические»,  «Политические», «Аполитичные» и др.). После некоторых мытарств, описанных в воспоминаниях «Увлечения и вредные привычки-1», распечатал несколько десятков экземпляров, переплел и раздал друзьям. 

                В то время И.Губерман был мало кому известен, да и сейчас, я думаю, Губермана у нас недооценивают. Его «гарики» и рубаи О.Хайяма очень близки своей афористичностью, а по тематике «гарики» гораздо разнообразнее. Кстати, одним из его псевдонимов был «Абрам Хайям».

                За свои хлёсткие, диссидентские стихи Губерман поплатился. Он был обвинен в спекуляции иконами и пять лет провел в лагерях. Сейчас живет в Израиле, часто наезжает в Россию и выступает на литературных вечерах.

                Позже я купил сборник под тем же названием «Гарики на каждый день», изданный в 2004 году (Смоленск, «Русич»), значительно пополненный. Не все мне нравится, есть там и проходные стихи, но немало просто великолепных строк.
               
                Что-то кому-то может не понравиться своим цинизмом -

Дымись, покуда не погас,
И пусть волнуются придурки,
Когда судьба докурит нас,
Куда швырнет она окурки.

                А что-то взволнует щемящей лиричностью –

В цинично-ханжеском столетье
На всем цена, и всюду сцена,
Но дом. Но женщина. Но дети.
Но запах сохнущего сена.

               
                Нередко он бьет наотмашь –

Сейчас полны гордыни те,
Кто ловко выбрав час  и место,
В российской затхлой духоте
Однажды пукнул с знак протеста.            

               
                Не щадит и себя –

Я  не люблю зеркал – я сыт
По горло зрелищем их порчи,
Какой-то мятый сукин сын
Из них мне гнусно рожи  корчит.


                О чем-то говорит с добродушным юмором –               

В сердцах кому-нибудь грубя,
Ужасно, вероятно,
Однажды выйти из себя
И не войти обратно.

                Щедро раздает советы –

Когда густеют грязь и мрак,
И всюду крик: «Лови» -
Товарищ мой - не будь дурак,
Но смело им слыви.

                Хотя знает, что толку от советов мало –

В советах нету благодати,
И, большей частью, пользы нет.
И чем мудак мудаковатей,
Тем он обильней на совет.               

                Мне не пришлось встретиться с Игорем Губерманом, но почему бы не состояться воображаемой беседе, в которой я задам вопросы к готовым интересным ответам?