Феномен женской груди. 19. Красота и время

Александр Пасынков
Глава 19. КРАСОТА И ВРЕМЯ


"Природа каждому оружие дала:
Орлу — горбатый клюв и мощные крыла.
Быку — его рога, коню — его копыта,
У зайца — быстрый бег, гадюка ядовита,
Отравлен зуб ее. У рыбы — плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела,
Для женщин мудрости Природа не имела
И, исчерпав на нас могущество свое,
Дала им красоту— не меч и не копье.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали".
Ронсар


   Цицерон пишет, что художник Зевксис, которого жители  Кротона попросили изобразить " немой идеал женской красоты ", потребовал, чтобы  в качестве  натурщиц к нему привели  самых  красивых женщин города . Он приказал их раздеть, отобрал  пятерых и создал статую, " позаимствовав грудь  у одной , бедра у другой  и живот у третьей модели.  Если красота и существует, она может  быть  только  детищем случая, потому  что природа красоты  выходит  за рамки  нормы. (Комар ф. Искусство и человек. М. " Издавательство астрель".2002)
  Одну из первых попыток объяснить красоту как форму бытия сделал великий математик и мыслитель VI века до н. э. Пифагор. Он считал, что красота заключается в гармонии и соразмерности. Пифагор искал даже числовое  выражение красивым соотношениям. При этом он и его ученики особое значение придавали музыке, в которой они видели образец гармонии. Ученик Платона Аристотель говорил, что красота - в определенном соотношении частей целого, в симметрии и упорядоченности, органической цельности.
" Я хотел бы, чтобы  человек  хоть раз серьезно  отнесся к природе, чтобы  взглянул на себя и понял свои пропорции... Он ничто по сравнению  с бесконечностью". Паскаль
   Все культурные стереотипы (стандарты) красоты и привлекательности сложились таким образом, что они в максимальной степени способствуют закреплению благоприятных адаптивных признаков при половом отборе.
Физическая притягательность входит в список наиболее важных качеств при выборе полового партнера и у мужчин, и у женщин, хотя мужчины ставят ее значительно выше, чем женщины. Исходя из этого, возникает вопрос: что конкретно является физической притягательностью. Среди ученых Запада долгое время  бытовало убеждение, что эстетическая оценка, особенно близких людей, основана на культурных влияниях и произвольных личных вкусах. А с точки зрения эволюционной психологии, эстетическая оценка лежит в основе решения, которое напрямую связано с выживанием и размножением.
Симметрия. Выбор полового партнера у многих видов, включая стрекоз, плодовых мушек, ласточек и людей, основан, в том числе, и на оценке симметрии тела (Gangestad, Thornhill & Yeo, 1994). Все позвоночные животные обладают билатеральной симметрией. Это означает, что их правая и левая половины тела являются  зеркальным отображением друг друга. Хотя есть исключения (например, боевая клешня у омаров), основные части тела с одной стороны имеют примерно тот же размер, что и с другой стороны. Считается, что строгая симметричность - признак высокого уровня точности развития. Следовательно, организм с  высокой симметрией должен быть носителем хороших генов, устойчивым к паразитам и к другим источникам нарушений развития. Следовательно, организм с низким уровнем симметрии может быть болен и/или нести в себе некачественные гены. Один из методов оценки относительной симметрии организма - измерение колеблющейся асимметрии (FA). FA подсчитывается путем измерения многих параметров (таких, как толщина лодыжки, толщина запястья, толщина руки в области локтя и длина уха), подсчета разниц между левой и правой стороной и  суммированием всех оценок. Таким образом, FA - это мера отсутствия симметрии. Торнхилл и Гэнгстэд (Thornhill & Gangestad, 1993 ), а также Гэнгстэд, Торнхилл и Ео (Gangestad, Thornhill & Yeo, 1994) обнаружили, что измерения FA, не основанные на измерениях черт лица, имели сильную отрицательную  корреляцию с оценкой притягательности лиц этих же людей. Эти результаты согласуются с данными Ланглуа и Роггмана (Langlois & Roggman, 1990), которые установили, что «композитные» лица оценивались выше и считались более притягательными по сравнению с лицами отдельных людей.
  Эволюционный психолог Девендра Сингх выяснила, что у мужчин, как и у самцов других видов, в ходе эволюции должно было закрепиться предпочтение женщин с такими внешними данными, которые ассоциируются с высокой плодовитостью (Singh, 1993). Один из весьма надежных показателей женского здоровья и  фертильности - это ее индекс талии и бедер (waist-hip ratio, WHR). При подсчете WHR талию измеряют в самой узкой части между ребрами и подвздошным гребнем, бедра - на уровне максимального выступания ягодиц; WHR представляет собой соотношение этих размеров. Биометрические исследования показали, что  WHR достоверно свидетельствует о репродуктивном статусе и репродуктивных возможностях женщины, а также о состоянии ее здоровья. Типичные показатели WHR колеблются у женщин - от 0 ,67  до 0 ,80 , а у мужчин - от 0 ,80  до 0 ,95  (Singh, 1995). То, что WHR является хорошим показателем здоровья и  фертильности женщины, также объясняет такое сильное различие между WHR у мужчин и у женщин.
Тестостерон у мужчин обусловливает  накопление жира в области живота и подавляет его накопление в области бедер и ягодиц. У женщин за счет действия эстрогена накопление жира в области живота подавляется, а в области бедер и ягодиц - стимулируется. Мужской тип жира, называемый «андроидным», легко мобилизуется на покрытие затрат и  исчезает при регулярных физических нагрузках. Женский тип жира, получивший название «ганоидный жир», резистентен к мобилизации (что «подогревает» бурное развитие диет и комплексов упражнений для женщин). Гиноидный жир возник как энергетический резерв для беременности и года последующей лактации.  Поскольку ребенок в своем развитии в течение двух лет от момента зачатия должен почти постоянно получать питательные вещества, а для наших предков типичным было чередование голодных и сытых периодов, запасы ганоидного жира стали «аварийным» резервуаром энергии, что помогало справляться с такой  проблемой. Оказывается, женщины не могут достичь полового созревания, пока не накопят около 14  кг ганоидного жира. Более того, если запасы ганоидного жира у взрослой женщины снизятся и станут меньше 14 кг, у нее прекратятся овуляции.
    Миллионы представительниц прекрасного пола пытаются подражать своим кумирам - топ-моделям с обложек журналов. Молодежный журнал "Долли" решил узнать об аппетите своих читательниц. Около 58  процентов юных респонденток в момент опроса сидели на диете. Около тридцати - регулярно выташнивали свой обед. Любопытно, что современные модели на 23  процента худее среднестатистических женщин и на 14 процентов - своих коллег из шестидесятых годов. У врачей несколько претензий к такому типу красоты. Во-первых, он не всегда хорошо сочетается со здоровьем, особенно с детородными функциями. Во-вторых, у женщин, которые в силу своей конституции безуспешно пытаются достичь модных пропорций, он может спровоцировать депрессию или другие расстройства психики. Особое место среди них занимает нервная  анорексия. Этим недугом чаще всего страдают девушки-подростки. Они отказываются от пищи, боясь пополнеть. Больные доводят себя до сильного истощения, но у них отсутствует адекватное восприятие собственного тела. Даже в стадии "скелета" (кахексия) они чувствуют себя жирными и больше всего боятся  прибавить в весе. Девушки, идеалом которых является стиль "секси", становятся безразличными к сексу. У них задерживается половое развитие, не наступают "критические дни". Среди "истязателей плоти" очень много девушек с нормальным весом - излишний наблюдается только у 23 % школьниц. Но эти девушки,  как и больные анорексией, неадекватно воспринимают свое тело. Исследование показало, что чем больше девушки уделяют внимания модным журналам, тем негативнее они относятся к своему телу.

В серии наблюдений Сингх нашла очевидные доказательства того, что мужчины стабильно отдают предпочтение женщинам, чей WHR лежит в определенных пределах. Победительницы конкурса «Мисс Америка» в  1923-1987  годах имели WHR, равный 0 ,72-0 ,69  (Singh, 1993 ). У девушек с обложек «Playboy» в  1955-1965  годах и в  1976-1990 годах значения WHR все эти годы были в пределах 0 ,68-0 ,71. Как среди девушек с обложек, так и среди победительниц конкурсов красоты с годами отмечалась тенденция к большей стройности, но WHR оставался примерно на том же уровне. Даже у знаменитой модели Твигги, чье имя стало  синонимом тонкой фигуры, WHR был равен 0 ,73. В исследованиях, где мужчин просили оценить привлекательность серии схематических рисунков женских фигур, они, как правило, называли лучшей фигуру, соответствующую нормальному весу с WHR = 0 ,70  (Singh, 1993). Такие результаты были справедливы не только для мужчин студенческого возраста,  но и для мужчин в возрасте от 25  до 63 лет, представителей разных профессий, с разным уровнем дохода и жизненным опытом. Афро-американцы и индонезийцы, которым предъявляли подобные рисунки, имели сходные предпочтения (Singh, 1994 ; Singh & Luis, 1995). Практически во всех исследованиях средним  предпочитаемым выбором была фигура с нормальным весом и WHR = 0 ,70; кроме того, фигуры с таким значением WHR выбирались из категорий женщин с повышенным и пониженным весом.
Существуют изолированные культурные группы, в которых источники питания скудны или, в лучшем случае, непостоянны. Здесь предпочитают массивных женщин и в целом игнорируют WHR. Это справедливо для бедного земледельческого племени Матсигенка в Перу (Yu & Shepard, 1998) и народа хадза, живущего в  Танзании и промышляющего собирательством (Wetsman & Marlowe, 1999 ). Эти находки подтверждают версию, что предпочтения в фигуре, подобно другим врожденным предрасположенностям, модифицируются у определенных групп людей. И в условиях голода показатель WHR = 0 ,7 свидетельствует о большей  фертильности, чем WHR = 0 ,9, но вес в данном случае важнее. (Фертильность ( la. fertilis плодородный, плодовитый) — способность половозрелого организма создавать жизнеспособное потомство). Если голод является постоянной угрозой, предпочтение всегда будет отдаваться самым полным женщинам репродуктивного возраста. Когда умеренное количество еды доступно постоянно и нет угрозы голода, при оценке женской фигуры наряду с весом  тела начинает учитываться WHR. Достоверность оценки женской фигуры при помощи WHR, продемонстрированная на примере подавляющего большинства прошедших тест мужчин, может указывать на достаточное в целом количество еды. Если нет проблем с едой, то наиболее надежным внешним признаком фертильности  является WHR. Сингх (Singh, 1995 ) изучала и WHR, предпочитаемый женщинами. Она выявила, что женщины обычно предпочитают мужчин с WHR = = 0 ,90, имеющих вес в пределах нормы.

  Идеальную женщину также отличают доброта, понимание и интеллект. С точки зрения внешних данных, она тоже обладает высоким уровнем симметрии тела и лица. У нее небольшая челюсть, плавные (не угловатые) очертания тела - хорошие показатели достаточного уровня эстрогенов. Ее WHR примерно равен 0 ,70 и  указывает на то, что ее таз достаточно широк, чтобы выносить ребенка, а тонкая талия свидетельствует об отсутствии беременности на данный момент. Общая плавность очертаний ее тела и округлые груди - признаки достаточного уровня в крови эстрогенов и необходимого количества гипоидного жира,  гарантирующего успешность беременности и год последующей лактации. Ее чистая (без пятен и прыщей) кожа - еще один признак хорошего здоровья.
 (По материалам Палмер)

   Достаточно большое отношение объема груди к талии тоже имеет значимый смысл. Хорошо развитая грудь у женщины как раз является маркером того, что уровень одного из половых гормонов, эстрадиола в данном случае, в 2-3 раза выше по сравнению с другими женщинами, имеющими менее пышную грудь. А это говорит о том, что вероятность зачатия у женщин с достаточно выраженным отношением бюста к талии, выше. Природа сориентировала эстетику мужского восприятия женского тела таким образом, чтобы они просто такую форму тела предпочитали остальным.более светлая кожа, более светлые волосы - если говорить о европеоидной популяции, чаще всего говорят о том, что уровень эстрогенов в крови у женщины выше. Мало того, это сигнал о том, что она находится на пике своей репродуктивной способности, максимально способна к зачатию. Такого пика женщины достигают в возрасте 17-19 лет, а дальше у них волосы темнеют и кожа становится более темной. - Если обобщенно сформулировать символ женской привлекательности, то это, похоже, будет кукла Барби? - Кукла Барби, как ни странно, действительно представляет собой такой вариант выраженной сексуальности. У нее есть все те признаки, которые действуют возбуждающе на мужчину. Здесь все продумано. Когда создавалась эта фигурка, все было просчитано правильно. За исключением одной детали. Американцы не учли, создавая Барби, что в США присутствуют и другие расовые типы. Тем самым они сильно ущемили детей афроамериканцев и латиноамериканцев, равно как и выходцев из Азии. У маленьких афроамериканок появились даже проблемы с собственной идентичностью: девочки хотели походить на эту  куклу Барби и очень часто, когда им показывали людей разных рас и просили сказать, к какой из этих рас принадлежат они сами, эти афроамериканки показывали на портреты европейцев. Проблема оказалась столь серьезной, что в итоге после целого ряда выступлений и докладов антропологов были созданы  черная подружка Барби, а потом и подружка- индианка. Это имеет смысл, потому что, когда идет формирование гендерного стереотипа у детей, то игрушки, конечно, очень сильно влияют на этот стереотип. Неучтенными оказались типичные для афроамериканок, индианок пропорции тела.
 Стереотип восприятия пола складывается из набора признаков. Какие- то признаки вечные (профиль лица у мужчины или грудь у женщины), а какие- то признаки могут меняться (длина волос у мужчин и женщин, юбка и брюки, украшения - кольца, серьги, бусы и прочее).вспомним повальную моду в 60-х годах на узкобедрых девушек с плоской грудью, выразителем которой была британская супермодель Твигги. - Это скорее было индикатором того, что западное общество находится в ситуации пищевого благоденствия. По данным Сильверстейна с соавторами, подобный стандарт физической привлекательности сохранялся до начала 1980-х годов и был самым длительным в истории ХХ века периодом, когда женщинам предлагался подобный стандарт физической привлекательности. Как только общество попадает в ситуацию катаклизмов и проблем с пищевыми продуктами, сразу стереотипы меняются в пользу пышногрудых и пышнотелых женщин. … В традиционных обществах, например, женщины всегда таковы. Прежде всего не у кочевников и скотоводов, а у тех, кто занимается растениеводством. Там очень многое зависит от урожая или неурожая. А у скотоводов в этом смысле меньше зависимость от капризов природы».
( По материалам Марины Бутовской «Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс- культурные основы невербальной коммуникации человека)» . М.: Научный мир, 2004)
     Отметим, что стандарт красоты сильно отличается не только временно, но и географически. Полные бедра и пышная грудь традиционно ценятся, например, в Закавказье или на Ближнем Востоке. Поэтому жительница Северной Европы, полагающая себя сексуально неуспешной из-за полноты, в Африке и Азии как раз будет наиболее привлекательным сексуальным объектом.
 Традиционно бытует мнение, что сельские жители больше интересуются "задними частями" и бюстом, в то время как городские интеллектуалы отдают предпочтение улыбке, глазам и форме рук.

  Очень часто культура идет параллельно с потребностями той самой популяции, в рамках которой эта культура существует. Грудь, талия и бедра - символы вечной женственности История человечества представляет собой длинную цепь эстетических превращений, начало которой находится в каменном веке. Первобытные люди смотрели как на машину по производству и выкармливанию потомства. Поэтому идеальный образ женщины-прародительницы, которой поклонялись наши  «каменные» предки, был такой. Она имела широкое, крепкое и тучное тело с огромной грудью, которой она должна вскармливать крепких и здоровых детей - будущее племени, гарантию его продолжения. Главное - это сильное и здоровое тело, сосуд плодородия. "Палеолитическая Венера" со вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия. Монтескье замечал с иронией: " Мы судим о вещах по тайному повторению самих себя... Меня ничуть  не удивляет, что у Венер  некоторых  народов груди свисают до бедер  и что все идолопоклонники изображали своих  богов с человеческими лицами... Кто- то весьма  остроумно заметил, что если бы треугольники создавали собственного  бога, они сделали  бы его трехсторонним".

   Идеалом древних египтян становится плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Нефертити - субтильная женщина с мальчиковой фигурой. Древние Египтяне предпочитали длинные вытянутые соски женской груди. Тонкие брови, выразительные глаза, смелая линия рта. Для придания очам блеска египетские красавицы капали сок беладонны, веки подводили краской углекислой меди и подрисовывали толстые длинные брови. Египетская царица Клеопатра тоже считалась эталоном, но благодаря стараниям художников и кинематографистов. Оказывается, царица была длинноноса и тонкогуба, а сильный пол она пленяла умом и образованностью.

  Знаменитый Платон находит место в своих «Диалогах» для анализа Красоты, Любви и Прекрасного. Именно Платон впервые разделил любовь на чистую, идеальную, платоническую и земную, физическую, несовершенную.
  По греческому мифу Зевс поручил Парису красивейшую среди  трех  богинь Олимпа. Желая оказаться победительницей, каждая из них пообещала юному пастуху награду, если он выберет ее. Афина обещала ему мудрость, Гера- власть, Афродита- любовь. Парис выбрал  Афродиту. В выборе идеальной красоты  главную  роль играет  не мудрость и власть, а желание. Поводом к Троянской войне, как вы помните, послужило соперничество вождей, не поделивших прекрасную Елену.

  "Вот древнейший облик жены, - с торжеством сказал Лисипп, - крепкая,невысокая,  широкобедрая,  круглолицая,  широкоглазая  -  разве   она   не прекрасна? Кто из вас может возразить? - обратился он к ученикам.
    Лептинес, ваятель из Эфеса, сказал, что именно этот  облик  два  века назад воссоздавали художники Ионии, хотя бы Экзекиас или Псиакс.
    - Они будто копировали ее лицо и тело, - ваятель показал на Таис.
    - Я не могу пояснить тебе причину,  -  сказал  Лисипп,  -  всего  два канона  скульптур  модны  с   прошлого   века.   Один   -   в   подражание непревзойденным Корам Акрополя -  воспроводит  высокую  жену  с  могучей грудной клеткой, с  широко  расставленными  грудями,  широкими  плечами  и брюшными мышцами,  подобную  атлетам  -  мужам.  Они  малоподвижные  и  не
нуждаются в сильном развитии задних мышц,  поэтому  более  плоски  позади.
Другой канон, введенный Поликлетом, Кресилаем, может быть, даже Фрадионом,
- это широкоплечая, узкобедрая, малогрудая жена, без талии, более  похожая на мальчика, также с неразвитыми позади мышцами. Таковы бегуньи, амазонки, атлетки этих художников".  ( И. Ефремов Таис Афинская)
 
  Понятие женского очарования привнесла микенская мода, получившая своё название от города Микены в Древней Греции. В одежде подчёркивались бёдра, тонкая талия и грудь. Мраморная статуя богини любви и красоты Афродиты, найденная на острове Милос, олицетворяет эллинские нормы красоты и гармонии совершенного женского тела. В античные времена эталоном женской красоты, как известно, являлась Венера. Рослая (по тем понятиям) женщина с развернутыми плечами,  тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами. Ее рост 164  см., окружность груди 86 , талии - 69 , а бедер - 93 см. В древней Греции и Риме идеалом были женщины с небольшой, аккуратно очерченной грудью. Общепризнанные эталоны женской красоты Венера Милосская и Венера  Таврическая также имеют скромный бюст.
    На востоке восхищались грудью в форме капли. У китайцев и японцев женская красота вплоть до недавнего времени совсем не включает грудь. Поэтому там принято сильно стягивать грудь, чтобы она выглядела плоской. Многие сотни лет в этих странах отсутствие груди считалось символом женственности и красоты.
     Однако на среднем  и ближнем Востоке, а также  в Индии предпочтения в красоте были диаметрально противоположны.
"А груди её точно две шкатулки из слоновой кости, сиянье которых заимствуют луна и солнце. И живот у неё в свёрнутых складках, как складки египетских материи, расшитых парчой, и складки эти подобны бумажным свиткам. И доходит это все до тонкого стана, подобного призраку воображения, а он покоится на бёдрах, похожих на кучи песку».

„Она прекраснее, чем луна в ночь полнолуния, и лицо её сияет ярче солнца; её слюна слаще мёда, её стан стройнее ветви, у неё чёрные глаза, и светлый лик, и блестящий лоб, и грудь, подобная драгоценному камню, и соски, подобные двум гранатам, и щеки, точно два яблока, и живот со свёрнутыми складками, и пупок, точно шкатулка из слоновой кости, мускусом наполненная, и пара ног, словно мраморные столбы. Она захватывает сердце насурьмлённым оком и тонкостью худощавого стана, и тяжёлым задом, и речью, исцеляющей больного, она красива стройностью, прекрасна её улыбка, и подобна она полной луне“.

«Высокая ростом, с выпуклой грудью, красивая, прелестная, блестящая и совершённая, стройная и соразмерная, с сияющим лбом и румяным лицом, с глазами, напоминающими серн и газелей, и бровями, подобными луку новой луны в шабан . Её щеки были как анемоны, и рот как соломонова печать , и алые губки как коралл, и зубки как стройно нанизанный жемчуг или цветы ромашки, а шея как у газели, и грудь словно мраморный бассейн с сосками точно гранат, и прекрасный живот, и пупок, вмещающий унцию орехового масла».
( Тысяча и одна ночь)

Из Песни песней царя Соломона мы узнаем, каким был древнеиудейский идеал женской красоты:
8 Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя.
9 Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях;
10 золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками.
11 Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое.
12 Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает.
13 Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских.
14 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.
15 О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас - зелень;
16 кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы.
2 О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника;
3 живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лилиями;
4 два сосца твои - как два козленка, двойни серны;
5 шея твоя - как столп из слоновой кости; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой - башня Ливанская, обращенная к Дамаску;
6 голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.
7 Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!
8 Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти.
9 Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков;
10 уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных.
 (Песнь песней Соломона)

  Идеал красивой женщины в Индии описан в «Шатапатха- брахмане», «чьи бёдра широкие, груди развиты, талия узкая». Герой повести Дандина «Приключения десяти принцев»так оценивает достоинства красавицы, которую намерен взять в жёны: «Эта молодая девушка  сложена пропорционально: все члены её не слишком толсты и не худощавы, нет ни одного слишком длинного и слишком короткого, нет ни одного обезображенного каким-нибудь недостатком члена, и цвет её кожи совершенно чист...Её красивые, пышные груди высоко вздымаются, и выпукло на них  выделяются два сосца». 
  В Индии, стране высокой сексуальной культуры, баядеры считали грудь главным орудием обольщения, берегли ее форму с помощью специального легкого деревянного футляра, украшенного золотом и драгоценными камнями.
   Вот как  в своей автобиографии: "Взлеты и падения" английский писатель порнограф Эдварда  (1867 г.) Саллон описывает индийскую проститутку, с которой когда-то сошелся: "Обычно им платят две рупии. За пять можно получить прекраснейшую из мусульманок и любую из женщин, принадлежащих к высшим кастам, которые не прочь оказаться на месте куртизанок. Эти "пятерочницы" совсем не похожи на своих европейских сестер. Они не пьют, отличаются чистоплотностью, хорошо одеты, носят богатые украшения, замечательно образованы, сладко поют, аккомпанируя себе на виоле да гамба (разновидность гитары). Как правило, они украшают волосы цветами, переплетенными с гирляндами жемчуга или бриллиантов. Они в совершенстве владеют всеми способами любовных отношений, способны удовлетворить любой вкус, никакая женщина во всем мире не превзойдет их ни лицом, ни телом. Есть у них один обычай, кажущийся странным европейцу, - они бреют не только лобок, но и расчищают пространство под ним, так что, глядя на полные твердые очаровательные груди, притягательные сверх всякой меры, легко представить, что имеешь дело с нетронутой девочкой. Некоторые выдирают волоски щипчиками, как женщины в Древней Греции, на мой взгляд, это куда предпочтительнее бритья. Невозможно описать наслаждение, которое я вкусил в объятиях этих сирен. Позднее я пробовал англичанок, француженок, немок и полек всех слоев общества, но они не идут ни в какое сравнение с похотливыми сочными гуриями Востока". (История порнографии)
   Часто свирепствовавшие в средневековой Европе эпидемии определили образ западноевропейской девушки-горожанки: бледная, худая, чахоточного вида. Тем более, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считалась затянутая в корсет дама с миниатюрными ручками. Как и в античности, в моде были русые волосы.
А  в средневековой Испании вообще идеал женской груди был абсолютно плоским, для чего девочек заковывали в специальные металлические корсеты. Плоскогрудые барышни вообще были идеалом средневековых рыцарей. Христианский канон прямо ничего хорошего не говорит о красоте земной, о любви к жене-женщине, отводя ей скорее роль второстепенную, возможно даже грешную. Зато любовь высокую, Красоту божественную, занимает в душах богобоязненных Дева Мария, которая в христианских сердцах соперничает с самим Христом. В средние века образ женщины раздваивается: она и Богоматерь, и ведьма, и прекрасная Дама, и "вместилище греха". Идеалом является стройная (даже тощая) женщина, бледная, с удлиненными конечностями и чуть выступающим животом (символ вечной беременности). Тогда господствовало религиозное  мировоззрение, поэтому считалось, что одна красота от бога, а другая - от дьявола. У красивой женщины должна быть тонкая осиная талия, чуть округлые бедра, маленькая головка, узкие плечи, открытые грудь, руки и шея.
«В Средние века рожден был культ Прекрасной девы, непорочной и чистой, а также рыцарское поклонение обожаемой красавице, за которую и сразиться должно, ради которой и смерть принять не страшно. Тридцатью шестью  достоинствами - по другим только восемнадцатью, двадцатью тремя или двадцатью семью - «должна обладать женщина, если хочет прослыть красавицей и быть миловидной». Эти отдельные красоты обозначаются или формой, или цветом и т. д. Чтобы придать этому идеалу еще более осязательные, конкретные  очертания, указывали обыкновенно на женщин определенных стран и городов. Уроженки Кельна славятся своими красивыми руками, уроженки Брабанта - красивыми спинами, француженки - красиво выпуклыми животами, венки - пышной грудью, уроженки Швабии - достоинствами Венеры Каллипиги, баварки - красотою самых интимных частей женского тела. …. Женщина, желающая прослыть красавицей, должна обладать не одним каким- нибудь из этих достоинств, а всеми вместе. «Женщина, которая отвечает всем этим  требованиям, является в самом деле красавицей», - говорится в «Denkwurdigkeiten» («Мемуарах». - Ред.) рыцаря Эйба. Этот кодекс красоты был повсюду облечен в форму стихотворных афоризмов и дошел до нас в целом ряде вариантов, притом иногда с иллюстрациями. Достаточно привести один пример. Очень распространенная свадебная песня перечисляет «тридцать пять достоинств красивой девушки» следующим образом: «Три должны быть белыми, три - черными, три - красными, три - длинными, три - короткими, три - толстыми, три - большими, три - маленькими, три - узкими, а в общем женщина должна быть высокого роста и полного сложения, должна иметь голову, как уроженка Праги, ноги - как уроженка Рейна, грудь - как венка, живот - как француженка, спину - как уроженка Брабанта, руки - как жительница Кельна». ..В одном стихотворении Клары Гетцлерин швабка обладает красивой грудью, тогда как достоинства Венеры Каллипиги более всего отличают польку. .. Одна франкфуртская рукопись XV в. сохранила следующую серенаду, которую влюбленный поет в честь своей красавицы: «Она подобна светлому дню. Никто не в состоянии достойным образом воспеть ей хвалу. У нее розовые уста, прекрасные щечки, золотистые волосы, ясные глаза, белые, как слоновая кость, зубы, маленькие круглые груди, длинные изящные бедра, узкие белые пальцы, не очень широкие ноги» и т. д.
… Так как историческая ситуация каждой страны в эпоху Ренессанса была иной, то и идеал красоты должен был в разных странах при одинаковой сущности значительно разниться в подробностях. Италия развивалась иначе, чем Франция, Германия, Голландия, а все они должны были разниться между собою, так как во  всех этих странах положение классов было иное. Вот почему мы имеем в эпоху Ренессанса столько же вариаций расового идеала красоты, построенного на принципе целесообразности, сколько разных ступеней развития существовало в тогдашнем обществе. Италия, Испания и Франция были по всему своему развитию странами аристократическими, поэтому и представления о красоте должны были воплотиться здесь в аристократическом идеале. Аполлон и Венера должны были здесь носить аристократический тип. Идеальный тип человека принял здесь вид божества, освобожденного от всех мелочей земной жизни. Там, где, как в Италии, на помощь приходила еще и природа, возникала, естественно, высшая форма этого идеала, что было отчасти обусловлено еще и тем обстоятельством, что здесь в богатых остатках античного искусства и в никогда не отмиравшей античной традиции налицо были самые развитые средства для решения этой задачи. С другой стороны, как во Франции, так и в Испании, где абсолютизм уже подчинил себе весь общественный организм, идеал женской красоты должен был развиться так, чтобы выставить женщину как наиболее утонченное орудие наслаждения. Германия, наоборот, была по существу мелкобуржуазной страной. Свою  социальную физиономию она получала главным образом от находившегося тогда в полном расцвете ремесла. В Германии идеал красоты носил поэтому, безусловно, мещанский характер. В Голландии мещанство стояло на особенно крепких и солидных  устоях - идеально красивый тип, воцарившийся здесь, дышал поэтому силой и здоровьем. В XVI в. Фландрия отличалась наивысшим экономическим развитием, и здесь высшую красоту воплощали сверхчеловеческие образы Рубенса. Таким образом, одна страна отчетливо разнилась от другой… Женщина объявляется красивой, если ее тело обладает всеми данными, необходимыми для выполнения предназначенного ей материнства. Прежде всего грудью,  питательным источником жизни. Уроженки Кельна славятся своими красивыми руками, уро женки Брабанта - красивыми спинами, француженки - красиво выпуклыми животами, венки - пышной грудью, уроженки Швабии - достоинствами Венеры Каллипиги, баварки - красотою самых интимных частей женского тела. Грудь получает все больше значения, чем дальше развивается Ренессанс. В противоположность Средним векам, предпочитавшим женщин с узкими бедрами и стройным станом, предпочтение отдавалось широким бедрам, крепкой талии, толстым ягодицам. В книге Дж. Б. Порта "Физиономия человека", появившейся в XVI в. во Франции, физическая внешность мужчины описывается следующим образом: "Вот ради чего мужчины от природы имеют крупный стан, широкие лица, немного загнутые брови, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи,  крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие ляжки и руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги, крупные, хорошо сложенные жилистые кисти рук, крупные, далеко друг от друга отстоящие лопатки, большие сильные спины,  место между спиной и талией равноугольным и мясистым, костистую и крепкую талию, медленную походку, сильный и грубый голос и т. д. По своему характеру они великодушны, неустрашимы, справедливы, честны, простодушны и честолюбивы". Идеал красивой женщины Ариосто рисует в лице одной из героинь поэмы "Неистовый Роланд" следующими словами: "Шея ее бела как снег, горло подобно молоку, прекрасная шея кругла, грудь широка и пышна. Подобно тому как морские волны набегают и исчезают под легкой лаской ветерка, так волнуются ее груди… Прекрасная рука кончается белой кистью, точно выточенной из слоновой кости, продолговатой и узкой, на которой не выступает вперед ни одна жилка, ни одна косточка, как бы она ее ни повернула. Маленькая, круглая, изящная ножка завершает чудесную, полную величия фигуру. Сквозь густую ткань вуали сияет ее пышная ангельская красота"…

    Очень распространенная свадебная песня перечисляет "тридцать пять достоинств красивой девушки" следующим образом: "Три должны быть белыми, три - черными, три - красными, три - длинными, три - короткими, три - толстыми, три - большими, три - маленькими, три - узкими, а в общем женщина должна быть высокого роста и полного сложения, должна иметь голову, как уроженка Праги, ноги - как уроженка Рейна, грудь - как венка, живот - как француженка, спину - как уроженка Брабанта, руки - как жительница Кельна".
Одна франкфуртская рукопись XV в. сохранила следующую серенаду, которую влюбленный поет в честь своей красавицы:  "Она подобна светлому дню. Никто не в состоянии достойным образом воспеть ей хвалу. У нее розовые уста, прекрасные щечки, золотистые волосы, ясные глаза, белые, как слоновая кость, зубы, маленькие круглые груди, длинные изящные бедра, узкие белые пальцы, не очень широкие ноги"
В особенности восторженные гимны поются красоте бюста. Груди белы, как слоновая кость, они подобны Венериным холмам или двум сахарным головам, они выступают из корсажа, как "два восходящих весенних солнца", они "поднимаются, как два копья" и т. д. В честь женской груди всюду раздаются хвалебные  гимны. Везде там, где слагается гимн в честь женщины, прежде всего и громче всего воспевается грудь. Ганс Сакс поет о своей красавице: "У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками". Быть может, самый восторженный гимн в честь прекрасной груди принадлежит Клеману Маро, который сложил дифирамб всем ее достоинствам, прославил вызываемые ею чары сладострастия, все желания, которые она возбуждает в мужчине...

Женщина должна была быть, как уже замечено, в одном лице Юноной и Венерой. Женщина, корсаж которой предвещает роскошную грудь, ценится выше всего. Вот почему уже девушка щеголяет своей пышной грудью. По мнению Брантома,  величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения. Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами - как Венера Каллипига, - полными руками и ногами, "способными задушить гиганта". Такова, по мнению  Брантома, прекрасная, царственная женщина. Таковы женщины Рубенса, созданные им для бессмертной жизни  в лице трех Граций. Созерцание таких женщин доставляет высочайшую радость, ибо обладание ими сулит мужчине глубочайшее наслаждение. Брантом говорит по поводу любовной авантюры величественной по своему телосложению женщины: "Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их  красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча…
  Зрелость ценилась Ренессансом выше всего. Мужчина и женщина в зените жизни - таков идеал эпохи. Мужчина - в апогее своей физической силы и половой способности, женщина - не как расцветающая девушка, еще менее как  несложившаяся девочка, а в том возрасте, когда ее формы достигают полного развития, когда все ее существо в последний раз отдается во власть чувственности и сулит наивысшее блаженство. Плод ценится бесконечно выше цветка. Лучшим возрастом женщины считается возраст от 35  до 40 лет.  "Ax, Филина, люблю я смеющуюся морщинку около твоего глаза, не сочной молодости, а опытности создание. Когда мои жадные руки охватывают твой пышный стан, грудь твоей дочки не прельщает меня. Мне люба зрелая осень, и для нее я забываю весну. Иди! Я укачаю тебя, пока зима не накроет белой пеленой виноград"... (Фукс)

Опытный мужчина всегда отличит на ощупь женскую грудь от девичьей: по
высоте, громкости и продолжительности визга

  «Люди Ренессанса видели в старости величайшее несчастье. В старости  физическая природа человека, главный идеал жизни, уже не может исполнять своего назначения. Старуха с ее отцветшими формами уже не в силах возбуждать в мужчине желания. Старик, в свою очередь, уже не способен удовлетворять желания женщины. Ничего поэтому нет более ужасного, как старик и старуха, и  о них говорится очень часто с жестоким издевательством и глумлением. Это видно уже из древнейшего немецкого романа "Ruodlieb", относящегося к концу Средних веков. Там встречается следующее описание старухи: "Старость укрощает женщину, похожую в нежном возрасте на луну. Старуха безобразна. Она  похожа па обезьяну. Прежде гладкий лоб испещрен морщинами. Голубиные глаза становятся мутными. Из носа капает, полные щеки отвисают, зубы выпадают, подбородок остро выступает вперед. Рот, когда-то так соблазнительно улыбавшийся, зияет теперь как страшная отверстая пропасть. Шея похожа на лишенную  перьев шею сороки, и когда-то упругая прекрасная грудь отвисла, как губка. Золотистые волосы, доходившие до земли в виде богатой, спускавшейся по спине косы, стали косматыми. С опущенной головой, с выступающими вперед плечами идет она, похожая на ленивого ястреба, почуявшего падаль". 
В книге песен Клары Гетцлерин среди других более длинных стихотворений встречается следующая приамель: "Груди ее похожи на два мешка без воды".
 (Фукс)
  Отвисшие старушечьи груди всегда воспринимались с отвращением. В своих «Воспоминаниях» Казанова пишет: «Еще одна герцогиня: что может быть лучше? Мы садимся в дьябль, модную карету, и в одиннадцать часов утра являемся к герцогине. Предо мною женщина шестидесяти лет, нарумяненная, краснощекая, тощая, безобразная и увялая; она сидит в непристойной позе на софе и при моем появлении восклицает:
Ах! Какой красивый мальчик! Князь, ты прелесть. Сядь ко мне сюда, мой мальчик.
Удивленный, я повинуюсь – и тут же отшатываюсь из-за невыносимой мускусной вони. Предо мною мерзкая грудь, которую мегера всю выставила напоказ, соски, покрытые мушками, но оттого не менее явственные. Где я?...Едва князь вышел, как эта гарпия нападает на меня врасплох и дарует слюнявыми губами поцелуй, каковой я, быть может, и проглотил бы; но она в тот же миг тянет костлявую свою руку туда, куда стремится гнусная ее душа в дьявольском раже». ( Казанова. «Воспоминания»)
   Тот же всемирно знаменитый авантюрист-любовник  декларирует свои эстетические ценности : "Красота упругой ее груди, каковой не было нужды в красках, поразила меня. ...Грудь ее, о которой получил я достойное свидетельство двух своих органов чувств, не давала мне покоя; она так взволновала меня, что домой я возвратился под вечер. ..
Мало видел я столь прелестных женщин и никогда – столь белокожих. Нежные груди, гладкий живот, округлые и высокие бедра, чей изгиб, продолжавший линию ног, не смог бы начертать ни один геометр, являли моим ненасытным взорам красоту, неподвластную никаким философским дефинициям. Я непрестанно любовался ею и грустил, что не мог удовлетворить все рожденные ею желания". ( Там же)

   Горб геометрически телесный эстетический антоним груди. То, что выступает спереди в верхней половине женского торса имеет положительный эстетический резонанс. Горб  же, выступающий со спины, вызывает представление об уродстве. (Встречается также грудной горб, наблюдаемый чаще всего у больных, перенесших рахит,- в виде непропорциональной выпуклости грудной клетки.)
Горбатость в древнейших народных представлениях отмечает принадлежность к "чужому", нечистому, демоническому миру.  Русские представляют себе горбатыми русалок, водяного, колдунов, ведьму.  В Закарпатье "злая" Доля имеет вид кривой, горбатой женщины, а ведьмы рожают горбатых детей.
Появление горба у человека приписывается нарушению ритуального поведения (часто родственников по отношению к ребенку). Горб может появляться (или исчезать) у человека при соприкосновении с нечистой силой. Встреча с горбуном приносила неудачу.
Физическое уродство не воспринималось однозначно. Носитель горба был одновременно и носителем изначального Знания, Тайны. Горбун связан с Горой, с ее нижней частью. Под Горой обитают злые духи, поверженные  чудовища, титаны (титаны в греческой мифологии принадлежат поколению, которое старше богов). Горбат связанный с изначальным знанием трикстер, горбат гомеровский Терсит, уродлив (слеп) сам Гомер, уродлив Сократ, горбат шут, горбат персонаж санскритской драмы - видушака.
 В то же время существовали и поверья, по которым прикосновение к горбу приносило удачу.
(Подробнее:  Левкиевская Е. Е. Горб.// Славянские древности. Т.1 . М., 1995 , с. 521).
 
  В самом «галантном веке» эталоном женской красоты считалась фигура с маленькой изящной головкой, узкими плечами, тонкой талией и округлой линией бедер. Правда, солнце, воздух и вода не были в числе близких друзей красавиц. Белила с лица не смывали неделями. Чтобы заглушить запах немытого тела, употребляли огромное количество духов, неделями не очищали волос. Дамы высшего света  носили специальные костяные резные палочки для борьбы с зудом от укуса вшей.
   Женщина эпохи романтизма должна быть мечтательной, грустной, хорошо, если в ее печальных голубых глазах блестят слезы и она, читая стихи, уносится душой куда-то вдаль - в мир  более идеальный, чем тот, который ее окружает. Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из «Дамы с камелиями» Дюма-сына.

   "Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен  был уже как  будто лак  от всех тысяч взглядов,  скользивших по  ее телу,  а  Наташа казалась девочкой, которую  в первый раз оголили,  и которой  бы очень  стыдно это  было,  ежели бы ее  не уверили, что это так необходимо надо".( Лев Толстой Война и мир)
   Пышногрудые дамы вошли в моду лишь в эпоху классицизма. Особенно в XIX веке, когда вошли в моду  и глубокие декольте.
   Буржуазные революции приносят новый идеал мужчины: ясный, энергичный  взгляд; прямая и напряженная осанка; наполненные силой жесты; руки, способные не только хватать, но и удерживать захваченное; ноги, твердо стоящие на земле. «Не притесняйте грудь, если не хотите бунта» гласил Тезис Великой Французской революции:
  Буржуазный век в культуре - век целесообразности. Женщина обязана рожать детей, поэтому она  должна иметь широкий таз и полную, крепкую грудь. Все это благонамеренно прикрыто одеждой, но не возбраняется подчеркивать ею наиболее "интересные" места.
   На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему. Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость. В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55.  Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.
   Эпоха декаданса покончила со всякими полными и развитыми формами.
          
  "А груди словно доски.
Как будто их детьми, расчетлив и жесток,
Железом пеленал корыстный Пользы бог.
А бледность этих жен, что вскормлены развратом
И высосаны им в стяжательстве проклятом
А девы, что, впитав наследственный порок
Торопят зрелости и размноженья срок!"
( Шарль Бодлер)


  После Первой мировой войны каноны в Европе изменялись: модным стало заниматься спортом, загорать. Автомобиль вытеснил из обихода длинные юбки, и красавицы стали демонстрировать свои ножки. В 60-х годах идеалом женской красоты сделали Твигги (по-английски - веточка). У бесполого создания были «ручки тоньше лютика», острые коленки и выпирающие ключицы. Лесли Хорнби (Lesley Hornby), таково настоящее имя Твигги, была моделью всего  четыре года, но ее стараниями худая женщина на десятилетия заворожила мужчин. Сколько представительниц прекрасного пола заработали анорексию, пытаясь достичь пропорций Твигги, даже сосчитать невозможно.

"Сегодня и впрямь в моде "воблы сушеные", девушки с мальчишескими фигурами, плоскогрудые и узкобедрые". ( Лоуренс. Любовник Леди Чаттерлей)


А еще в  1950- годы верхом женского совершенства считалась фигура с пышными бедрами и тонкой талией. Но вот уже в  начале 1970-х были внесены коррективы в этот образ. И если еще в 60-70-х годах  уходящего XX века в моде была круглая грудь, то сейчас в Европе предпочтительным являются более естественные, анатомические формы.

« Характерные черты нового эталона красоты были сформулированы владелицей крупнейшего в Нью-Йорке бюро фотомоделей. Суть их сводится к следующему: минимум метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, рот не очень большой и не очень узкие губы. Диеты, пластические операции, макияжи мы видим стройных высоких женщин с развитой грудью, узкой талией, широкими плечами и длинными ногами. То есть получается, что в 21 веке произошло возрождение древнеегипетского идеала женской красоты». (Нагорнова Е.E. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ЖЕНСКАЯ КРАСОТА».)
          Женское тело в ходе эволюции превратилось в своего рода доску объявлений, индикатор своей биологической ценности, позволяющий встречному мужчине мгновенно оценить степень оправданности потенциальной близости. Тело становится шифром качества генов, половой инстинкт - оптимальным поведением, а  красота - арифметическим примером.
   «Красота,- говорил  Марсель Пруст, -это всего  лишь некоторое дополнение, привносимое нашим перевозбужденным воображением к образу случайной прохожей". Впрочем, оценка искателя «утраченного времени» представляется субъективной. Пруст был бисексуалом, и как полагают, имел продолжительную связь с пианистом и композитором Рейнальдо Аном. В годы Первой мировой войны он субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалистов.
  Как же так случилось, что все, связанное с идеей Красоты, стало ныне отдавать двусмысленностью, неопределенностью и даже неким оттенком неприличия? Не оттого ли, что сам термин "красота" сегодня как будто меньше связан с понятием "прекрасного" или "возвышенного", а больше ассоциируется с понятиями "прибыльного", "эротичного" или "порнографического".

   "КРАСОТА
О смертный! как мечта из камня, я прекрасна!
И грудь моя, что всех погубит чередой,
Сердца художников томит любовью властно,
Подобной веществу, предвечной и немой.

В лазури царствую я сфинксом непостижным;
Как лебедь, я бела, и холодна, как снег;
Презрев движение, любуюсь неподвижным;
Вовек я не смеюсь, не плачу я вовек.

Я - строгий образец для гордых изваяний,
И, с тщетной жаждою насытить глад мечтаний,
Поэты предо мной склоняются во прах.

Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,
Сиянье вечности в моих глазах бессонных,
Где все прекраснее, как в чистых зеркалах".
(Шарль Бодлер. Цветы зла)