Феномен женской груди. 11. Трагедия бинарной оппоз

Александр Пасынков
Глава 11. ТРАГЕДИЯ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ

"Жизнь не медаль, видная нам словом и бюстом.
В жизни есть даль, близкая снам, чуждая чувствам
злым и благим, где ни ногой Бог и свобода.
Что до богинь, в деве нагой зрим антипода".
Иосиф Бродский




  Проблема сущности человека и его духовного предназначения по формулировке древнего гнстика Феодота заключается в способности дать ответ на вопросы: "Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?".
 
“Когда то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как ныне, – мужского и женского, ибо существовал ещё третий, который соединял в себе признаки этих обоих, сам он исчез, и от него осталось только название – андрогины, из которого видно, что они сочетали в себе оба пола – мужской и женский. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у этих двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно себе представить по всему, что было сказано. ..Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов.
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда то гигантов, – тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя. Наконец Зевс, насилу кое что придумав, говорит:
– Кажется, я нашёл способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во первых, станут слабее, а во вторых, полезней для нас, потому что число их удвоится. И ходить они будут прямо, на двух ногах.
Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины. И у каждого, кого он разрезал, лицо и половина шеи поворачивались в сторону разреза, чтобы, глядя на своё увечье, человек становился скромней. И бог поворачивал лица и, стянув ото всюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие – оно и носит ныне название пупка. И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. Тут бог Зевс, пожалев их, придумывает другое устройство: он переставляет вперёд срамные их части, которые до того были у них обращены в ту же сторону, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как кузнечики. Переместил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того, чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдётся с мужчиной – достигалось хотя бы удовлетворение от соития и они могли передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.
Итак, каждый из нас – это половинка человека, рассечённого на две камбаловидные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своём принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. ..Когда кому либо… случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего то другого, чего именно она не может сказать и лишь туманно догадывается о своих желаниях. Таким образом, любовью называется жажда утраченной целостности и стремление к ней”.  (Платон. Диалоги)
 
   Древнеримский врач Гален говорил, что мужской и женский организм подобны. Только у одних органы снаружи, у других внутри.
    В  Книге Бытие  содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека: Первый рассказ:  1 :1  -  2 :3 ; Второй рассказ:  2 :4  -  3 :24 . Согласно первому варианту ( Быт. 1 :26-29 ), прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» ( Быт. 1 :27 ) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами ( Быт. 1 :27 ). Согласно второму варианту ( Быт. 2 :7- 25 ;  3 :1-24 ), Бог вылепил человека (адам) из «праха земного» (адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в  Сад Эдемский ( Быт. 2 :7 ). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину - Еву, которая стала женою для первого человека ( Быт. 2 :21-22 «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
    
      Лилит была первой женой Адама, сотворенная одновременно с ним и  желавшая быть равной ему. После того как ей в этом было отказано Адамом, она, произнеся непроизносимое имя Бога, стала демоном, поклявшимся вредить роду человеческому, особенно роженицам и новорожденным, и улетела на Красное море. Но по просьбе Адама Бог послал трех ангелов (Санви, Сансанви,  Самангелафа), ограничивших власть Лилит. Так, она, хотя и отказалась вернуться и продолжала утверждать, что будет вредить роженицам и младенцам, все же была вынуждена дать клятву, что не войдет в дом, где на амулетах будут написаны имена или нарисованы изображения этих ангелов.  (1988  - Папазян А.А. Лилит //Мифы народов мира. Т. 2 . М.)

"Молодость ей давала
Силу жить одиноко
Я не сумел запереть свое сердце
В клетку ее груди.
Чтобы соединить
Купальщицу и реку
Хрусталь и танцовщицу грозовую
Зарю и весну грудей
Желанье и детское благоразумье

Чтобы женщине
Задумчивой одинокой
Дать очертания ласк
О которых грезит она

Чтобы пустыня вздохнула в тени
Вместо того чтоб в тени моих дум
Дышала пустыня"
(Поль Элюар. Стихи)

 Образ Лилит занимает центральное место в еврейской демонологии.
На вавилонских терракотовых барельефах Лилит(у) изображалась в виде хорошо сложенной обнаженной женщины, крылатой и стоящей на львах; по-видимому, она не  была низшим божеством (Patai, 1967 . С. 208). В ассирийской мифологии сходными функциями - наносить урон женщинам во время родов и новорожденным - был наделен демон женского пола Ламашту. По-видимому, Лилит - крылатый демон женского пола, душительница детей, упоминается и в некоторых  древнееврейских и ханаанских надписях-заклинаниях вв. до н.э. из Северной Сирии (Арслан-Таш). В этих надписях духа- душителя младенцев заклинают не входить в дом, но не все исследователи уверены в том, что в этих надписях упоминается именно Лилит (Patai, 1967 . С. 208).
   Адам обладает духом господним, а Ева создана из плоти духа. Первая жена Адама Лилит  обладала духовной сущностью бога, но оставила равного ей мужа. Став женой Сатаны, она стала мстить материальной жене Еве. Некоторые религиозные тексты говорят о том, змеем-искусителем Евы был вовсе не Дьявол, а Лилит,- его жена.
   Таким образом, в мужском и женском сотворенном начале обнажен конфликт души и тела. Духовное мужское  отторгло духовное женское и подчинило себе женское материальное, отчего духовное женское мстит плоти  женского и мужского в каждый момент  их нового рождения.
  Первый мужчина и первая женщина символизируют, кроме  всего  прочего, утрату идеального тела. Над красотой витает ужас  изгнания Адама и Евы из Рая. " Прекрасное есть не что иное, как начало ужасного",- писал Рильке в своей  первой  " Эллегии".

  Фридриху Ницше принадлежат слова, описывающие загадку Евы: "Все в женщине загадка, и все в этой загадке имеет решение. Оно называется беременностью". По Платону («Мепехеm», 238а): «Ибо это не земля подражала женщине в беременности и родах, но женщина – земле».
   Данные вечные вопросы, называемые проблемой бинарной мировой оппозиции, вытекают из общей космологической проблемы, унаследованной гностицизмом от античной философской классики и - опосредовано - от мифологии.  Бинарная мировая оппозиция понимается как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал. В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак. (Бинарная оппозиция — универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых — антоним другого.  В современной жизни мы также используем бинарные опозиции: можно — нельзя, положено — не положено, принято — не принято, истинно — ложно, да — нет, утверждение — отрицание, знание — неведение. http://slovar.lib.ru/dictionary/binaroppozicija.htm Бинарная оппозиция).
     «Сущность человека, как она дана в его сексуальности - которая есть исток и начало человека, - ставит перед ним проблему, разрешение которой ведет к безумию. Образ этого безумия дан в наивысшем эротическом переживании, в эротическом экстазе, оргазме, властно, наподобие смерти, лишающем человека разума.
Сегодня никто не хочет видеть того, что эротизм - это безумный мир; мир, эфирные очертания которого лишь прикрывают адскую глубину... противоречивые стороны эротизма некоторым образом бесчисленны: глубинная основа этих противоречий по существу своему религиозна, она ужасна, трагична и все еще постыдна. Более того, она божественна... Обзор этой упрощенной реальности, ограничивающей вообще всех людей, оборачивается страшным лабиринтом, где должен трепетать тот, кто блуждает в нем. Трепет - вот единственная возможность приблизиться к истине эротизма..». (Батай Ж. Из "Слез Эроса" Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. - СПб.: Мифрил, 1994 .)
    Эту двойственность эротизма и отношения к женщине хорошо описал Стефан Цвейг: "...Творец мира сего, когда мастерил мужчин, явно что-то перекосил в них; поэтому они всегда требуют от женщин обратное тому, что те им предлагают: если женщина легко отдается им, мужчины вместо благодарности уверяют, что они могут любить чистой любовью только невинность. А если женщина хочет соблюсти невинность, они только о том и думают, как бы вырвать у нее бережно хранимое сокровище. И никогда не находят они покоя, ибо противоречивость их  желаний требует вечной борьбы между плотью и духом".  ( Цвейг С. Легенда о сестрах- близнецах: Собр. соч. в 7  т. - М.: Правда, 1963. )
Между прочим, в США каждая десятая койка в больницах занята больным шизофренией.

     Пракрити, так же ''пракрти'' ( «причина, материя») — фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее ''Изначальную природу'', материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — ''Духом'' (пуруша). Пракрити развивается из Мула-Пракрити (Авьякты) — непроявленной, потенциальной природы. В текстах санкхьи Пуруша описывается как «безногий», сидящий на плечах у «слепой» Пракрити.

  "Тело и душа – два коня в беге на один заклад, два младенца, вскормленные одной грудью, и два сообщника в делах. Сообразно с намерением – разъяснение общего, и тело с душой – сообщники в деяниях и в награде и наказании". ( Тысяча и одна ночь)
  Так правда ли, что в груди женщины обитает душа ее?
  «Пойдём, сотворим человека по образу Божию и по подобию Нашему, дабы образ его мог стать светом для нас'. И начали силы: первая, добродетель, создала /15/ душу кости, вторая же, провидение, создала душу сухожилий (нервов?), третья, божественность, создала душу плоти, четвёртая же, господство, создала душу костного мозга, пятая, царствие, /20/ создала душу крови, шестая, ревность, создала душу кожи, седьмая, мудрость, создала душу волос. И множество ангелов подступило к нему и получили они /25/ от сил семь сущностей естества, дабы создать согласие членов и согласие органов и правильную работу всех частей вместе. ...Астропс - правую грудь, Барроф - левую грудь, И те, кто частично трудится в членах: (в) правой груди - Барбар, (в) левой груди - Имаэ, (в) грудной клетке – Писандриаптес».  (Апокриф Иоанна)

"Женственность и все женское - и деторожденье,
Чрево, грудные сосцы, молоко, слезы, смех, плач, взгляды
любви и ее треволненья,
Голос, жесты, язык, шепот и восклицанья,..
Я говорю, что все это поэмы и части не только тела, но и души,
О, все это - сама душа!"
(Уолт Уитмен. Стихотворения и поэмы)

"И, грудь открыв любовными ключами,
Душа освобождается от плети,
Чтоб следовать за вами, жизнь моя".
(Франсуа Вийон. Лэ, или малое завещание)



"Моя душа, душа моей любви,
В твоей груди, как мой залог, хранится".
(УИЛЬЯМ ШЕКСПИР)


   У Платона единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами: от мира идей к миру вещей (вектор "вниз") - воплощение, и от мира сотворенного к миру совершенства ("вверх") - познание. Первый канал ("вниз") фактически является креационным, второй ("вверх") оформляется Платоном как узнавание ("припоминание") абсолютного образца в совершенном творении ("любовь к узренной красоте") и последующее восхождение по лестнице любви и красоты "к самому прекрасному вверх" - вплоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства. Адаму бесконечно предстоит выбор на конкурсе божественной красоты между Лилит и Евой, между душой и телом женщины.
  Для христианства от платоновской лестницы любви и красоты осталась лишь первая ступень любви к ближнему и последняя - любовь к Творцу.  По формулировке Ницше, "христианство дало Эросу выпить яду: он, положим, не умер от этого, но выродился в порок".
  Тамплиеры же признавали существование "высшего бога" - творца духа и добра - и "низшего бога" - создателя материи и зла. Признавая двойственность божества, тамплиеры поклонялись не "высшему богу", а низшему - "богу материи и зла" (которого представляли в виде Бафомета - дьявола с козлиной головой и женской грудью).  … Отречение от Христа и преклонение перед идолом заменяли у Тамплиеров обряд крещения, после которого для посвящаемого начиналась новая жизнь; отсюда происходит и название идола Бафометом (крещение мудростью). (Н. Л. БУТМИ КАББАЛА, ЕРЕСИ и ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА С.-ПЕТЕРБУРГ · 1914)

  Западные религии учат человека "спасению", тогда как религии Востока учат "освобождению". «Искушения плоти» составляют неизбежный элемент  подвижничества Дхармы.  В буддизме драма платоновской лестницы раскрывается в характерном  сюжете, где  героями являются два буддийских монаха по имениУцзе и  Минъу. Монах Уцзе взял в свой монастырь девочку-  подкидыша, а когда ты выросла и стала очаровательной  девушкой,пленился ее красотой и вступил с нею в  любовную связь. Нравоучительная тональность новеллы не  помешала ее автору поместить в ней весьма откровенное  описание полового акта, которое заканчивается такими  словами: Какой позор, что сладкая роса просветления  Излилась без остатка в чашу Красного Лотоса! Между тем  друг Уцзе, монах Минъу, узрел своим "глазом мудрости"  прегрешение Уцзе, одним махом уничтожившего все добрые  плоды своего многолетнего подвижничества. На  следующийдень он пригласил Уцзе на поэтическое  собрание, предложив вкачестве темы для сочинения стихов  пышные цветы лотоса. Представленные им стихи  заканчивались словами: В летнюю пору нельзя не  восторгаться цветами лотоса, Но неужели красный лотос  благоухает лучше белого? Поняв, что его грех не остался  тайной для Минъу, Уцзе написал другу прощальные стихи и  умер во время медитации. Минъу знал, что вследствие своей  дурной кармы Уцзе должен переродиться врагом Дхармы, и  поэтому он решил умереть вслед за другом.
Нравоучительный смысл  сюжета выражен в афоризме,  приписываемом  Конфуцию: "Только тот, кто согрешил, может стать святым".
    Греки обладали по-настоящему поразительным представлением о двуполой (гермафродитической) природе человеческого существа в эмбриональном состоянии и андрогинным представлением о жизни вообще. В истории греческой культуры мы нередко встречаем идеи и обычаи, имеющие свое начало в представлении об исконной двуполости человека и отдельных богов. В Амафунте на Кипре почиталось мужеженское божество, в чьем культе юноша должен был раз в году подражать роженице и ее родовым мукам. Это совершалось в честь Ариадны, которая высадилась вместе с Тесеем на Кипре и, как рассказывали, умерла здесь, так и не разрешившись от бремени; об этом  свидетельствовал историк Пеон (Плутарх, «Тесей», 20), который также упоминает гермафродитического бога Афродита. Согласно Макробию («Сатурналии», №, 8 , 2), скульптор запечатлел его с бородой, женскими формами и в женском платье, но с мужскими половыми органами;  принося жертвы, мужчины носили женское, а женщины мужское платье.
  Легенда о Гермафродите подробно изложена Овидием («Метаморфозы», iv, 285). Гермафродит рос поразительно красивым юношей и в пятнадцать лет зажег любовь в Салмакис, нимфе одноименного источника в Карий; она насильно увлекла его под воду, и ему пришлось вступить с ней в связь; по просьбе нимфы, желавшей никогда не разлучаться со своим любовником, боги соединили их в одно двуполое существо. По желанию Гермафродита, Гермес и Афродита наделили источник волшебным свойством: омывшийся в нем мужчина выходил на берег как semivir (полу-муж, полу-женщина), превращаясь в женоподобное существо. Так, в Спарте невеста надевала мужскую одежду, на острове Кос жених (Плутарх, «Ликург»,  15), как жрецы Геракла и сам герой, носил женское платье. В Аргосе ежегодно справлялся праздник под названием Гибристика ( Hybristica ), на котором и мужчины и женщины носили одеяния противоположного пола; о нем речь еще впереди. С четвертого века до н.э. комнаты в частных домах, гимнасиях и банях украшались статуями и изображениями Гермафродита ( Anth. Pal., ix, 783 ; Martial., xiv, 174), чаще всего представлявшегося в облике прекрасного цветущего  юноши с женской грудью, по-женски пышными ягодицами и мужскими гениталиями. Особенно прекрасны дошедшие до нас многочисленные спящие гермафродиты; удобно покоясь в пленительной позе, рельефно подчеркивающей все прелести муже-женского тела, наполовину повернувшись на бок, гермафродит со скрещенными  под головой руками дремлет на роскошно убранном ложе. Этот тип был особенно популярен, как показывают многочисленные реплики: прекраснейшего из них можно видеть в Галерее Уффици во Флоренции и на Вилле Боргезе в Риме, другие - в римском Музее Терм, в Лувре, в петербургском Эрмитаже.  ( По материалам: Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции КРОН-ПРЕСС, 1995 Y Перевод, В. В. Федорин, 1995)

  Изучение мифов показало, что представление об андрогинных божествах возникло уже в глубокой древности.  Оккультные практики находят маршруты движения по платоновской лестнице символическим возвращением к андрогинному состоянию.  В шаманизме трансформация мужчины в женщину представляет собой процесс, осуществляющийся в несколько этапов. Вначале шаман делает себе женскую прическу, через некоторое время переодевается в женскую одежду и затем оставляет мужские занятия и берется за женские. В конце концов он становится  "супругой" другого мужчины. Было отмечено, что шаманы носят железные круги, имитирующие женскую грудь. Согласно легендам, они способны изменять свой пол. Зачастую будущих колдунов выбирали среди детей. Их заставляли носить женскую одежду, и им было запрещено вступать в половую связь с женщинами.  Подобные обычаи наблюдались в Азии (Бирма) и Африке (Уганда). Колдуны- травести пользовались  всеобщим уважением.
  В даосской литературе говорится об "укреплении ян посредством инь" и "укреплении инь посредством ян".
Обратить  умственный взор в непроницаемую глубину сердца - значит начать поиск женщины в себе. Именно так и понимали свой подвижнический путь даосские учителя. Уже Лао-цзы сравнивал себя с "нерожденным младенцем, который кормится от Матери". Тот же Лао-цзы учил "знать мужское и хранить в себе женское" и  именовал духовную реальность Сокровенной Женщиной.  Даосы учили "внутреннему пути" приобщения к  Сокровенной Женщине мироздания.

   Отто Вейнингер написал книгу « Пол и характер». Книга представляла из себя глобальное исследование «мужского» и «женского» начала. Он писал: « В действительных отношениях истинной матери к своему ребенку заключается глубокий половой элемент, в этом можно убедиться на том бесспорном факте, что кормление ребенка грудью доставляет матери чувство мучительного наслаждения. Это так же несомненно, как и тот анатомический факт, что под сосками женских грудей находится эректильная ткань, раздражением которой, как доказано физиологами, можно вызвать сокращение маточной мускулатуры. Как пассивность, которая обусловлена фактом сосания ребенком молока, так и тесное физическое прикосновение во время кормления, представляет поразительную аналогию с ролью женщины в акте оплодотворения. Этим объясняется прекращение месячных регул во время кормления и нам до некоторой степени становится понятным неясная, но очень глубокая ревность мужчины даже к грудному ребенку. Но кормление ребенка – исключительно материнское занятие. Чем женщина сильнее приближается к типу проститутки, тем меньше у нее будет желания самой кормить ребенка, тем меньше она в состоянии будет это сделать. Поэтому нельзя отрицать того, что в отношении матери к ребенку уже заключено нечто родственное отношению между женщиной и мужчиной….

Женщина-мать, еще будучи девушкой, проявляет чисто материнские чувства к мужчине, которого она любит, и даже к тому мужчине, которой впоследствии должен стать отцом ее ребенка. Он уже сам в известном смысле ее ребенок. В этой именно черте, одинаково свойственной как матери, так и любящей женщине, проявляется глубочайшая сущность этого типа женщин: она именно и есть тот корень, вечно живой, сросшийся с почвой, вечно распускающийся, от которого единичный мужчина отделяется, как индивидуум, и перед которым он чувствует всю свою мимолетность. Это именно та мысль, которая заставляет каждого мужчину с большей или меньшей сознательностью видеть в женщине-матери, даже в девушке-матери, какую-то идею вечности и которая возводит беременную женщину в степень какой-то возвышенной идеи (Золя). Колоссальная самоуверенность рода, но ничего больше, кроется в молчании этих существ, перед которым мужчина чувствует себя моментами очень ничтожной величиной. В подобные минуты мир и спокойствие сходят в его душу, высшая и глубочайшая тоска умолкает в нем и он готов себя уверить, что женщина сообщила ему самую глубокую тайну связи человека с миром. Тогда он сам превращается в ребенка любимой им женщины (Зигфрид у Брунгильды в третьем акте), в ребенка, на которого мать смотрит с радостной улыбкой, для которого она бесконечно много знает, за которым умеет ухаживать, которого умеет укрощать и держать под уздой. Но это продолжается один миг. ..Ибо сущность мужчины заключается в том, что он свергает с себя эту власть и возносит себя над ней. А потому роль отца менее всего способна удовлетворить глубочайшую потребность его духа, потому мысль раствориться и исчезнуть в бесконечности рода является для него ужасной…»

" Передать то, что любишь можно  только  отказавшись от этого". (Марсель Пруст. " Обретенное время".)

  Такое фундаментальное предательство оформляет санкцию на патриархальную власть и господство мужчины.
Один христианский автор средневековья, описывавший на латыни языческие нравы и обычаи Ирландии своего времени, упоминает ритуал совокупления между мужчиной и животным, существовавший на севере Ольстера, в Кенелькунниле. Как по случаю ежегодной церемонии, так и по случаю вступления на престол нового  короля собиралось все племя. В центр круга выводили белую кобылу. Король или, вернее, человек, которому предстояло им стать, должен был публично совокупиться с животным. После этого кобылу убивали и отваривали, и король должен был совершить омовение в бульоне (крещение), в то время как мясо  распределяли среди его подданных (причащение). (Марсиро)


  Тезис о том, что "непременно при любовном акте дьяволу  положено пускать в ход свои чары, а не при иных действиях человека" (Я. Шпренгер и Г. Инститорис), обосновывается в "Молоте ведьм" тем, что якобы "центр силы дьявола сосредоточивается именно в чреслах людей".

  «Все от Бога, за исключением женщины», - гласит итальянская пословица.

   "Горче смерти - женщина, потому что она - сеть, и сердце ее  - силки, руки ее - оковы; добрый перед Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею" - Екк, 7, 26).

  Будда называл женщин прислужницами Мары - повелителя демонов. Самое раннее упоминание об учении Будды  в китайской литературе, датируемое II веком н.э., относится как раз к искушению Будды женской красой: когда Будда сидел в медитации, Мара подослал к нему самых прелестныхженщин в целом мире, но Прозревший не поддался соблазну, назвав прелестниц "всего лишь бурдюками, наполненными кровью".

Хокхаймер и Адорно в работе, названной «Массовое общество», говорят,  что «лекалом, по которому скроено платье мира», выкройкой, по контурам которой ножницы правового и экономического порядка обрезают торчащие концы» является  учением о первородном грехе, презрительном отношении к женщине. "Через женщину в мир вошел грех", "женщина есть воплощение греха", "всякий грех от женщины", "объятия женщины подобны западне  охотника", "всякое зло ничто в сравнении с женщиной".
(Horkheimer and Adorno, pp.  236-237. M i c h e l s o n A n n e t t e. [Where Is Your Rupture?k: Mass Culture and the Gesamtkunstwerk).

Как результат, Фуко рассматривает процесс, который он назвал «истеризация тела женщины». Он пишет:
«Истеризация тела женщины - тройной процесс, посредством которого тело женщины было проанализировано - квалифицировано и дисквалифицировано - как тело, до предела насыщенное сексуальностью; процесс, с помощью которого это тело было интегрировано - по причине некоторой, будто бы внутренне присущей ему патологии - в поле медицинских практик; с помощью которого, наконец, оно было приведено  в органическую связь с социальным телом (упорядоченную плодовитость которого оно должно обеспечивать), с семейным пространством (субстанциальным и функциональным элементом которого оно должно быть), а также с жизнью детей (которую оно производит и которую оно должно гарантировать посредством биологически-моральной ответственности, длящейся весь период воспитания): Мать, с ее негативным образом "нервной женщины", конституирует наиболее зримую форму этой истеризации». (Мишель Фуко. ВОЛЯ К ЗНАНИЮ. История сексуальности, Том первый IV ).

Швейцарская поговорка, вложенная в уста девушки, страдающей болезненной жаждой любви гласит: "Мать, дай мне мужа, а не то я подожгу дом".

В сознании европейца утвердился дуалистический подход к идее Красоты, к пониманию любви, в отношении к женскому телу. Вот как отмечает «Энциклопедия символов» выбор между разными видами женской красоты:
«Одна, женщина - Добродетель и ассоциируемые с нею решительность и призвание, вторая, женщина - Порок и связанные с ее пассивным началом подверженность дурному. Одна - девственная и священная, другая - земная и доступная. Молодой человек пребывает в нерешительности между ними».
  Существует философский парадокс «Буриданов осёл», названный по имени Жана Буридана, несмотря на то, что был известен ещё из трудов Аристотеля, где был поставлен вопрос: как осёл, которому предоставлены два одинаково соблазнительных угощения, может рационально сделать выбор.
Некоторые писатели утрировали эту точку зрения, приводя пример с ослом и двумя одинаково доступными и хорошими стогами сена и утверждая, что он непременно умрёт от голода, принимая решение. Эта версия стала широко известна благодаря Лейбницу.
   Грудь женщины - яркий пример процесса развертывания категории  бинарной оппозиции. Мужчина, оказывающий ласки женщине, должен выбрать: какую грудь поцеловать первой. Именно небольшая ассиметрия делает женскую грудь сексуальной и разрешает выбор.

"В духовной жизни я корыстен
и весь пронизан этим чувством:
всегда из двух возможных истин
       влекусь я к той, что лучше бюстом".
 Губерман)

 Мужчина смотрит на женскую грудь как на объект сексуального влечения, видит в ее обладательнице любовницу, но подсознательно хочет представить эту женщину матерью своих детей, хочет разглядеть ее душу.   
 «И если тело-это не душа, то, что же такое душа?», - задает вопрос  Уолт Уитмен. Иисус сказал: «Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело,- мир недостоин его».
Возникает та самая бинарная оппозиция…
 
Существует шуточный псевдопарадокс: «кот и бутерброд», основанный на двух народных мудростях:
* кошки всегда приземляются на лапы;
* бутерброд всегда падает маслом вниз (закон бутерброда или закон подлости).
Противоречие возникает, если рассмотреть кота, к спине которого прикреплён бутерброд (маслом вверх), падающего на пол. Если предположить, что кошки действительно ''всегда'' приземляются на лапы, а ''все'' бутерброды падают маслом вниз, то  результатом эксперимента станет антигравитация. Падение кота замедлится с приближением к земле, а он начнёт вращаться, пытаясь приземлиться на лапы, но в тоже время и на масло бутерброда. В конце концов, он должна достигнуть стабильного состояния, вися недалеко от земли и вращаясь с большой скоростью. Это, однако, было бы возможно только при отсутствии воздуха, иначе, по закону сохранения энергии, сопротивление воздуха вращению должно было бы исчерпать гравитационную энергию падения.
На самом деле, никакого противоречия нет. Даже если предположить, что коты всегда приземляются на лапы, а бутерброды с маслом всегда падают маслом вниз, то в первом случае, на лапы приземлиться кот, а бутерброд так и останется "неупавшим". Во втором - маслом вниз упадёт бутерброд, а кот будет "неупавшей". Ну а какой из вариантов наиболее вероятен - это сильно зависит от начальных условий. Правда, остаётся ещё вариант падения этой "конструкции" из кота и бутерброда на бок, но он не рассматривается, поскольку предполагаем абсолютную истинность первых двух утверждений.
Donald E. Simanek, ''Science Askew: A Light-hearted look at the scientific world'', Taylor and Francis, 2001. pg 201.
 
"Человеку в равной мере свойственно и жить инстинктами, и преодолевать их", - заметил Карл Юнг.
И процесс этот очень трагичен.

"Но плоть - ужели с ней разлад?
Откуда к плоти безразличье?
Тела - не мы, но наш наряд,
Мы - дух, они - его обличья.
Нам должно их благодарить -
Они движеньем, силой, страстью
Смогли друг дружке нас открыть
И сами стали нашей частью.
Как небо нам веленья шлет,
Сходя к воздушному пределу,
Так и душа к душе плывет,
Сначала приобщаясь к телу.

В тумане слез, печалями повитый,
Я в этот сад вхожу, как в сон забытый;
И вот к моим ушам, к моим глазам
Стекается живительный бальзам,
Способный залечить любую рану"
Донн, Джон



    В 1897 году на Таити больной и нищий, предпринимавший попытки самоубийства художник Поль Гоген создал свой главный шедевр - огромное полотно « Откуда мы? Кто мы? Куда идем?». На переднем плане развертывается в мажорных тонах картина безмятежного рая, где мужчины и женщины с обнаженной грудью предаются неге бытия. В эту тропическую идиллию справа уже вторгается черный пес -маорийский символ неотвратимости судьбы, иллюзорности и эфемерности бытия.
28 января 1986 года, почти столетие спустя,  репродукция картины была взята американским экипажем на борт космического корабля «Челленджер». Во время старта корабля произошла катастрофа, свидетелями которой в прямой трансляции стал весь мир.  Корабль взорвался, а экипаж погиб…

   Отто Вейнингер покончил с собой  в возрасте  23 лет в гостиничном номере, в котором умер Бетховен. Причиной самоубийства был глубокий внутренний кризис.

Фридрих Ницше скончался 25 августа 1900 года в психиатрической лечебнице в Веймаре.

Мишель Фуко скончался 25 июня 1984 года от СПИДа.

В 1946 году Жорж Батай женился на принцессе Диане Кочубей де Бонгарнэ.