Стихи моих песен

Игорь Древалёв
.


Точнее, не стихи, а тексты. Стихи самодостаточны. Тексты без музыки - нет. 

Некоторые песни есть на моих страничках Youtube (Зарисовки песен, Детское) и Rutube


1980-е - 2023 гг...


*

Мы когда-то часто в праздники играли,
Серпантином усыпали наши души,
И в глазах, блестя бенгальскими огнями,
Отражались, как в ручьях, ночные звёзды.

Нам казалось – всё вокруг не так уж сложно,
И раскрашено по цвету серпантина,
Что рукою до звезды добраться можно.
Ведь за нас всегда стояли наши боги.

Но на утро приходил усталый дворник,
И в молчанье серпантин сметал метлою,
Наши праздничные свечи догорали
И на небе вместе с ними гасли звёзды.

И тогда мы как-то сразу просыпались,
И на мир смотрели как-то по-иному,
И подсвечники мы ставили на полки,
И огарки от свечей бросали в урны.

               
*



                БАЛЛАДА

Две ранние птицы
Всплеснули крылами,
И в белое небо -
За нами! за нами!
И стаи, поднявшись
Дорожною пылью,
Забились – забылись,
Забылись, забылись...

А белое небо –
Фата-пуховица,
Лебяжая песня,
Бескрайная птица,
Там чутко и просто,
Там взмах – очищенье,
А блажь – покаянье
И успокоенье.

Но чёрная птица
Упрямой вороной
В багровое солнце
Уткнулась короной,
И золото вплавилось
В хрупкие перья –
Безверье, безверье,
Безверье, безверье...

Две поздние птицы,
Два факела алых,
Заколотой песней,
Наотмашь, об скалы,
И пламя вцепилось
В промёрзлые камни,
И травы пробились
Сквозь лёд мирозданья.

А чёрная птица
Слезу уронила,
И чёрными крыльями
Небо укрыла.
В ней не было фальши,
В ней злость откровенья,
Цвет чёрный – цвет мудрости
И отрезвленья.

Что может быть выше
Такого паденья?
Какое призванье,
Какое прозренье?
Два белых крыла,
Две пурпурные тени,
О, Ave Любовь –
Человеческий гений.
               

*    
               
СКАЗОЧНАЯ

То ли спутаны приметы
И тропинки не видны,
Но на ваших картах нету
Нашей сказочной страны.

  Ни морей, ни океанов, 
  Ни таинственных зверей,
  Ни дворцов, ни балаганов,
  Ни шутов, ни королей.

(Припев)
Ах, эта страна
Так не видна,
Надо чуть-чуть, чуть-чуть
Прислушаться
К шелесту трав
И старых страниц,

Надо чуть-чуть, чуть-чуть
Довериться
Свету желтоглазых звёзд,
Разбросанных в ночи
И сухому треску воска
Догорающей свечи.


И зверьё, как из карманов
Повылазит из морей,
И ударит в барабаны
У распахнутых дверей.

  И начнется тут потеха
  То ли в шутку, то ль всерьёз,
  И наплачешься от смеха,
  Нахохочешься от слёз.

(Припев)

И ослепшие прозреют,
И расщедрятся скупцы,
И злодеи подобреют,
И не будут лгать лжецы.

  Только спутаны приметы,
  И тропинки не видны,
  И на ваших картах нету
  Нашей сказочной страны.


(Припев)


*


НОЧЕНЬКА

Ноченькой студёною
Вьюги разгулялися,
Вяз да верба кронами
До утра сплеталися...
 
    Вроде б и не время им –
    От морозов трусятся,
    Под снегами чёрными
    Листья не распустятся,

От молвы не скроется
Близость их венчальная
Птицы не поднимутся
Песней величальною.

    Но под стужей голые
    Тянутся, не каются,
    Ветви леденелые
    Только тронь – ломаются...

Я знаю, что в этом
Есть высшая мудрость,
И сила, что крепче
Штыков и нагаек.

И будет молчанье.
И зыбкое утро.
И сталь, и свинец,
И бескрылые стаи.

И хрустнет мольберт,
И смешаются краски,
И идолы встанут
На мощи пророков,

И лица, как воск,
Переплавятся в маски,
И будет листва
Осыпаться до срока...

И будет спектакль
Из одних отражений,
И мода мочиться
На кровь полотнища,

И будет безволье - 
Синоним безверья,
И бойкие кенары
Злобно засвищут…

Ноченькой студёною
Вьюги разгулялися.
Вяз да верба кронами
До утра сплеталися...

 
*


МОЦ-ART

(по мотивам стихотворения моего университетского товарища Е.Б.)         

Угрюмый Моцарт за столом,
В бокале темное вино,
Над фонарями за окном
Танцуют тени.

Швыряет ветер с тёмных крыш
Обрывки нот, клочки афиш,
И светлым бисером дождя
Стучится время.

А в стуке этом пустота,
И прежней славы суета,
И дней последних нищета,
И стон свирели...

И только пьяный гул вокруг,
Да рядом верный старый друг,
А за спиной слепой скрипач
Выводит трели...

Тихий ангел нехотя
Расправляет крылья,
Смерть в бокале стелется
Серебристой пылью.

И в игре навязанной
Тупиком две двери –
Быть кому-то - Моцартом,
А кому - Сальери.

И кем придуман этот бред,
Что кто-то прав, а кто-то нет,
И терпкое вино шипит,
Суля удачу.

Шальная музыки цена
Всегда оплачена сполна,
И блёклых клавиш пелена
Звенит и плачет.

И кто-то в чёрном за окном
Глазами злыми смотрит в дом,
И ветер, разметая дождь,
Поёт хоралы.

А двое шутят и молчат,
Порою вдруг потупив взгляд,
И, отвечая невпопад,
Берут бокалы.

И росою чистою
Опадают звёзды,
Новый день затеплится,
Только слишком поздно.

Ночь пройдёт меж столиков,
Открывая двери –
Быть кому-то – Моцартом,
А кому – Сальери.


*


Далеко-вдали,
Где клубится мгла,
В золотой пыли,
Золота сама,

Ночь рождает звук,
Колокольный звон,
Тополиный пух
Облетает с крон.

Луч, хрустальный воск,
Он влетает в мир,
И срывает лоск
С обветшалых лир,

Ты услышь меня,
Как я буду рад,
Я ж не жизнь кляня,
От любви к ней, брат...

Мой хрустальный луч,
Брат молочный мой,
Как стрела, певуч,
Пой, и я с тобой…
 
Становись иглой,
Чтоб насквозь была,
Чтоб из строчек кровь,
Если взрезать, шла,

Горячей, чтоб в сталь,
Только добела…
А еще б печаль
Иногда была…

Далеко, меж круч,
В высоте звеня,
Мой хрустальный луч,
Ты услышь меня…


*

СОКОЛЕНОК

(Песня Грушеньки из спектакля «Очарованный странник»)

Как на ранней зореньке
Соколенка  малого
Из гнезда уютного
Время  отпускать,

Во края далекие,
В  стороны тревожные
Провожала-плакала
Соколиха-мать.

Гой, люли-люли-люли, гой-да
Гой, люли-люли-люли, гой…

Ты лети, мой маленький,
В  небеса высокие,
Да не будь доверчивым
К  злому воронью,

Пусть несут ветра тебя
 Через тучи грозные,
Да хранит любовь моя,
 Бережет  в бою.

Гой, люли-люли-люли гой-да
Гой, люли-люли-люли, гой…

Если ж занеможется,
 Или  хитры недруги
Сманят несмышленыша
 В  яму-западню –
 
Только крикни, ясный мой,
В  сторону родимую
Я услышу, прилечу,
Сердцем  заслоню.

Гой, люли-люли-люли гой-да
Гой, люли-люли-люли, гой…

Но проходят осени
 Чередой  неспешною,
Нет от сына весточки,
Нет  и сил летать,

И на каждой зореньке
 Старая, ослепшая
Тихо небо слушает
 Соколиха-мать...

Гой, люли-люли-люли гой-да
Гой, люли-люли-люли, гой…

 
*

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег – чистый,
Первый дождь – звонкий,
Долгий друг – близкий,
Долгий век – горький...

Полотно красим
Мы своей кровью,
А изъян прячем
За чужой болью...

Первый крик – громкий,
Чем взрослей – тише,
Первый лед – ломкий,
Поздний слог – лишний.

Первый дом – общий,
А потом – клети,
Что же мы топчем?
Под какой плетью?..

Первый вдох – полный,
Первый день – ясный,
Поздний свет – темный,
Первый цвет – красный.


*

СЕСТРА

Скажи мне, отчего мне так тревожно?
Оборванные ль отблески костра?..
Скупые ль капли в травах придорожных?..
Ты плачешь на плече моем, сестра…

Я чувствую, как что-то мы теряем,
Необратимо обрываем нить,
Невозвратимо близость притупляем,
И я не в силах нас остановить.

И где искать истоки чистой веры,
Коль подменяем искренность игрой?
Молчать – молчим последним или первым.
Кричать – кричим все враз наперебой.

А нить была, была, я это знаю,
Хотя на ней хватало узелков.
Но тяжкий лед хоть медленно, но таял,
И стебель вырывался из оков.

Скажи мне, отчего, что шаг, то крайность,
И сколько в нем оборванных сердец?
Ведь каждое срывалось не случайно,
Посмертно попадая под венец…

Я верю в то, что мы найдем дорогу,
И верю в жарко-красный цвет костра,
Но нынче дождь, он глух и не от Бога,
Ты плачешь на плече моем, сестра…


*

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

И он выходил - худенький мальчик,
На площадь в тысяч и тысяч лиц,
А солнце розовым бисером талым
Падало навзничь с ободранных крыш...

И он поднимал эти капли-слезинки,
В каждой - детская чья-то душа,
И на ладони, приклады и финки,
Каждому-каждому, чуть дыша...

Но розовый для них - помесь красного с белым,
К тому ж багрянец не больно в чести,
Наивный глупыш, ну, ты ли первый?
Глянь, пальцы привычно взвели курки...

Жажда на тело, мода на язвы,
И голый король отплясал стриптиз,
Вот оловянный солдатик, разве,
Был последним, кто плавился вверх, а не вниз...

И вот он ты, один перед миром,
С лицом, иссеченным метеоритным дождем,
В белой мантии с кровавым подбоем,
И руки в запястьях прошиты огнем...

Маленький Принц, ты любишь розы,
Но, видно, не в них начало начал,
Ты встал и пошел, праведный Боже,
Сделай так, чтобы он не упал,

Ты не романтик, я знаю, знаю,
Тут проба повыше салонных фраз,
И нимб над твоей головой не сияет.
И пулю умеет направить глаз...

Но он выходил, худенький мальчик,
На площадь в тысяч и тысяч лиц,
А солнце розовым бисером талым
Падало навзничь с ободранных крыш...

И он поднимал эти капли-кровинки,
Где в каждой бьется колокольчик-душа,
В сердца и затворы, на ладони и финки
Каждому-каждому, чуть дыша...


*


 ТАКТ

Такт наполняется –
В нем набухают созвучья,
И обвалы,
И ветры,
И крики птенцов, открывающих мир.

Их полет,
Их первый полет,
И дыханье любимой женщины,
И терпкий воздух болотной жижи,
И шептанье весенней травы…

Такт наполняется –
И мнимый хаос движенья
Открывает свой смысл,
Сливаясь в единый поток.

И в ладонь умещается
Дрожащая мощь океана,
И самый последний
Жадный и жаркий глоток.

Такт наполняется –
И когда он не в силах вынести тяжесть
Голосов и молчанья,
И бедствий,
И скорби,

Тогда

Грань срывается
Каторжником из-под стражи,
И на срыве рождается
Следуйщий такт –

Так рождается музыка -
То есть движение времени,
То есть поступь истории,
Смена имен и эпох.

Так рождается Слово,
Которое было вначале.
И которое будет
И ныне, и присно, 
Во веки веков...

И плясали оползни,
Воду беленили,
А над ними дотемна
Коршуны кружили,

И визжали женщины,
Шаткие любови,
И болотной жижею
 Устилались кровли.

И мне швыряли –
Если это гармония,
То лучше хаос,
Без движения времени,

К дьяволу аккорды
Диапазоном в полнеба,
Ведь в них между звуками
Тысячи лет,

А каждому
В каждую секунду жизни
Хочется просто тепла,
А не лозунгов
Наших
Безнадежно правдивых газет…               

И струна гитарная
В петлю завивалася,
Нервная, неверная
К шее подбиралася.

И стонала, жалуясь,
И руки не слушала,
А другие корчились
И вязались в кружево…

Но я, кусая губы, кричал,
Что есть, есть, есть полифония.
Был Бах, и был Шостакович.

А тепло возвращается,
Когда отдается.
А требовать так –
И есть разрушение.

И покуда во мне
Еще цепная реакция,
И покуда еще
Она управляема,

Я несу свой огонь
На кончиках пальцев
Даже когда
Бывает отчаянье.

И когда мне тычут
В лицо изъянами,
И когда на глазах
Всё рассыпается,

Я несу свой огонь,

И поэтому знаю –

Такт наполняется,
Такт наполняется,
Такт наполняется.


*

МОНОЛОГ БАЛЛАСТА

Мы спрятались на дно души -
Неискреннее поколенье...
Всё ищем крохи правды в лжи.
Но ложь не ставим под сомненье

И вот оттуда, из глубин
По скользким склонам и утесам
До рук в морщинах, до седин
Себе не веря, лезем к звездам.

А время, мудрый лицедей,
Отбрасывая маску к сроку,
Вдруг открывает суть вещей,
А звезды так еще высоко.

И мы, застряв на полпути,
Кто чуть пониже, кто повыше,
Быть непричастными хотим -
Куда там, виноват Всевышний

В том, что надежды клеймены,
Что время даром проглядели,
Виновны все, все, но не мы,
А мы, как в басне, песни пели.

Ах, как теперь приятна роль
По кабакам, пивным да барам
Кричать за правду, как за боль,
Дыша вчерашним перегаром,

А после, в визге дискотек,
Хмельные нежностью дешевой,
Мы говорим – кошмарный век,
Глядя в глаза подружкам новым.

И на эстрадах рок-рвачи,
Псевдовскрыватели пороков,
Витийствуют про свет в ночи
С претензией на роль пророков…

Мы до конца не верим им,
Философам неврастении,
Но рукоплещем, как своим,
Ведь сами, в сущности, такие…

Мы любим сильных, что в пыли,
Хрипя под тяжестью неволи,
Своею жизнью пронесли
Нам уготованные боли.

Их обминули дележи,
Они, что стих вне лавров пели,
Добрались до вершин души,
И там от жара звезд сгорели...

Они… Да что же в самом деле мы?
Окретиневшие страдальцы…
Всё плачемся, да ждем весны,
А осень ветром студит пальцы…

Да кто же сделает за нас,
Что не доделано отцами?..
Кто?.. Бог с тобой, Парнас,
С твоими желчными стихами…


*


Ты уходишь в себя, мой друг,
Хоть боишься сжигать мосты,
Ты бежишь этих белых вьюг
В полумесяцы и кресты.

В темноту, как мотыль на свет,
В тесноту сбереженных обид,
Ведь никто не посмотрит вслед,
А коль так, мол, и я закрыт...

Ну, а там жемчуга и пух,
И парча в золотой пыли,
И слащавый тлетворный дух
Шоколадно-аморфных лир...

Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,
А можно Альбинони, а можно Дебюсси,
Печалиться давайте, давайте, давайте
Печалиться давайте,
Коль жить так мало сил…


*

ДЕНЬ

Ты, мой день -
Мой крест…
Мой свет...

Ты - мой шаг,
Ты - мой путь,
Ты - мой флаг.

Ты, мой день…

Вот…

Мы расплатились за наши ошибки,
В глазах ни весны, ни слезы, ни улыбки,
Лишь ночь
Без звезд,
Лес
Без гнезд,
Дождь,
Как дождь.

Ты, мой день…

Стой!..

Ты погоди разъярлычивать время,
Пусть даже в ночи те, кто пел, не допели,
В их чутких ладонях дрожали рассветы,
Но ты не помог ни судьбой, ни советом,

И крик
Звезд не вернул,
Слог
Гнезд не сложил,
Шаг
Туч не рассек.

Ты, мой день…
Мой дом...
Мой хлеб…

Вот,
Звезды зажглись,
Им
Свет уберечь,
Нам
Крест пронести.


*


ТЕАТР

Под рукой трава
Вся белым бела,
И тверда как сталь.
Или это снег
Перепутал век,
Стебельки примял.

Или так всегда
Вьюги да ветра
Свой сужают круг.
Если б знать наперёд
Свой черед или взлёт,
Если б выверить срок на отсчёт...

В перекрестьях дней
Небо всё мутней,
Всё тревожней мгла.
Но от века век
Кто-то брал разбег,
Расправлял крыла.

И пришёл наш час
Принимать огонь
От далёких звёзд
И его уберечь
От пурги и свинца
И его пронести до конца.

Это наш Старый Парк
Через холод и мрак
Зашумел листвой.
Это мы напролом
Через тяжкий бетон
Молодой корой.

Чтоб нести на ветвях
Не за жизнь,
Не за страх
Светлое тепло.
И огромный мир
С голосами птиц,
С цветом первых трав и зарниц.

И сплавлялись мы
Месяцы и дни
Тяжело порой.
Уходили те,
Кто слабел в пути,
Кто мельчал душой.

И кусали мы
Губы до крови
И молчали врозь.
Но уже опалён
Этим вечным огнём
Каждый ствол,
Каждый лист -
Мы дойдём.

Чтоб рождался Театр
Вне времён и границ,
Вне интриг и лжи.
Каждый жест и звук
Через злобу вьюг
До глубин души.

Чтобы даже на миг
Не сбивался стих
На елейный лад.
Да не дай нам Бог
Льстивых фраз и нот,
Да избавь от безверья полёт...

К нам приходит познанье
Не с ветхих страниц,
А с обугленных трупов
И визга турбин,
Из стволов,
Изначально смотрящих в висок,
Из разбросанных по ветру
Судеб и дней,
Под которыми всё-таки бьётся росток.

К нам приходит познанье,
Как тягостный груз
Вне логических схем,
И отобранных слов.
Как тяжёлый дурман
И свинцовая пыль
Из разодранных, диких, болезненных снов.

И собрать воедино
Из хаоса тьмы
Светлый мир
В бесконечном межзвёздном пути
По крупицам,
По зёрнам,
По каплям воды...
Видит Бог,
Ради этого стоит идти.


*


Ходим мы на свете
По одной планете,
Майскою зарею,
Зоряной звездою

Две реки, две вьюги,
Две судьбы-разлуки,
Два клинка-кинжала -
Много ль или мало?..

Поздний снег простынею ложился на пепельный мох,
Вздор – дыханьем своим растоплю его, если ты рядом - я бог,
Полевыми цветами укрою девически юную грудь,
Даже если забудешь меня, наш расплавленный снег не забудь…

Карий росчерк платья,
Ты мое распятье,
Или шаг к могиле,
Или к жизни или

Две реки, две вьюги
Две судьбы-разлуки
Два клинка-кинжала
Много ль или мало…


*

ЗВУК

Вот звук –
Простое колебание материи.
Растерянность струны, разбуженной ударом ветра...
Да,
Я был вдали,
Я много тысяч лет молчал,
Раздробленный на атомы и клетки...
Да, я молчал
Прости меня – в том нет моей вины...

И там,
В глубинах темного незнанья
И небытия,
Я впитывал разбросанными порами
Твои скупые истины, и ложь,
И сострадание,
И радость,
И прозренье,
И неизбежность мудрую распада вновь на атомы -
Пусть я уйду,
А ты всё будешь жить –
Материя неистребима…

Но я пришел,
Твой пусть не лучший инок,
Усилить пульс твой,
Сколько хватит сил,
Свой голос варварский
И боль,
И верность сына
Даю тебе,
Ты так определил...

Легионеры, полвека прошло
И теперь уже другой расклад.
Оставьте дуракам слюнявость ваших стихов
И лживую праведность выверенных слов –
Куда честнее просто мат.

  И стерилизованные музы пищат,
  Пытаясь хоть что-то родить.
  И как-то неуверенно говорят
  Те, кто всегда знал, что говорить...

Вы всегда плевали на нас,
Заедая Хиндемита икрой.
А мы из подворотен тёмных лезли на свет –
Внебрачные дети этих муторных лет,
Мы вспарывали ваш покой.

  Да, наши музы раздеваются на «раз»,
  И хлещут коньяк, и ненасытны в любви,
  А мы срываем связки и уродуем слог,
  Чтобы только быть непохожими на вас.

  И сменится день, и сменимся мы,
  Но, может быть, за нами переменится мир…

Вот звук –
Простое колебание материи...
Растерянность струны, разбуженной ударом ветра…


*


КОЛЫБЕЛЬНАЯ ФОМЫ

из спектакля «Село Степанчиково».

Вышел месяц –
Снов потаённых пора,
Спи, мой птенчик,
В гнёздышке спи до утра,

Баю, баю,
Всем воздаётся сполна -
Шепчут ивы,
Сладко мурлычет волна.

Будет утро,
Будет рассвет золотист,
Толстый трутень
Сядет на клеверный лист,

Баю, баю,
Звёздочка в небе одна,
Сон твой тихий
Пусть сберегает она...


*      



РОМАНС МЕФИСТОФЕЛЯ

из спектакля «Доктор Фауст»

Расправь свои крылья, брат мой,
В бездонные очи взгляни,
Два дивных крылатых ангела
Мы рядом с тобой полетим.

Два черных неистовых пламени
С отметиной на крыле,
Два вечных великих странника
На небе и на земле.


*


ПЕСНЯ ДЕРИКОТА

из спектакля "Страсть г-на Дерикота"
               
   Хрусталь дрожит, искрясь, в его бокале,
   В ее глазах испуганных мольба,
   Рубиновую роспись на кинжале,
   Как цену  за любовь берет судьба.

   И падает безжизненное тело
   На старым персом сотканный ковёр,
   А он, взведя курок рукой несмелой,
   Вершит последний страшный приговор.

   И все рыдают, всхлипывая тихо,
   Курсистки тушь развозят по щекам,
   Сопит банкир, вздыхает повариха
   И негодует строгая maman.

  Потому что...
   
   Это, это, это кино –
  Жестокие страдания, душевные терзания,
  Это, это, это кино –
  Дуэли и скитания, мораль и назидание,
  Это, это, это кино –
  Смешное, баламутное, святое и беспутное,
  Трагичное, приличное, порою очень личное,
  Жестокое, обидное, веселое, бесстыдное,
  Это, это, это кино!


*

ПЕСНЯ АНТУАНА

из спектакля "Страсть г-на Дерикота"

Сумрак падает на плечи,
Загораются афиши,
На бульварах каждый вечер
Только слышно, только слышно:

(Припев)
Мсье Антуан – звезда экрана,
Мсье Антуан -  всеми любимый,
Мсье Антуан – держите дочек мамы –
Неповторим он, неотразим он!
 
Мсье Антуан – великий обольститель,
Мсье Антуан – он новый Казанова,
Мсье Антуан – коварный искуситель,
И снова, и снова, и снова, и снова
Мсье Антуан, мсье Антуан, мсье Антуан, мсье Антуан…

Он объезживал мустанга,
Он сражался на дуэли,
Он, смеясь, ловил трепанга,
И людоеды его чуть не съели.

(Припев)

В Африке душил питона,
И стрелял в лоб носорогу,
Гнал несчастного бизона,
И кусал его за ногу.

(Припев)               


*

РОМАНС ВАРВАРЫ

из спектакля "Страсть г-на Дерикота"

Сны окутывают тихо, словно облака,
Ты зовёшь меня на танец – вот моя рука,
Мы во сне летим по небу в дымке золотой,
В куполах сверкают звёзды над Москвой-рекой.

(Припев)
   Воздвиженка, Пречистенка –
   Звенят, звенят бубенчики,
   Летят, летят залётные,
   Мой отмеряя путь.

   А я смотрю в твои глаза,
   А ты такой застенчивый,
   И кружит, кружит нас судьба,
   А дальше как-нибудь...

И мелькают акварели улиц городских,
Рестораны, бакалеи, вывески портных…
Невзначай сползает платье с моего плеча,
А твоя рука, любимый, ах, как горяча…

(Припев)
               
Чует сердце – пропадает, тает дивный сон,
Над Никитской и Тверскою колокольный звон.
Мотыльком сгорю над свечкой – вспомнишь ли меня?
Тихой старостью печальной на исходе дня...
 
(Припев)   
   

*


ПЕСНЯ ПРО КРОКОДИЛА

из спектакля "Страсть г-на Дерикота"

В Африке, как всем известно, протекает Нил,
Жил там очень интересный нильский крокодил,
Он любил зверей и птичек, обожал ежа,
Ведь была у крокодила нежная душа.

(Припев)
   Так бывает, так случается
   Даже крокодил влюбляется,
   И рыдает, душу мучая,
   И надеется на лучшее.

   Но суровая действительность
   Убивает исключительность,
   И унылая посредственность
   Процветает на земле.

В общем, встретил он косулю дивной красоты,
Зачарованно смотрел он долго сквозь кусты,
Наконец решил признаться, пасть свою открыл,
Но от дикого смущенья - раз, и проглотил.

(Припев)
   
И ревет уже полгода, окропляя Нил,
Этот добрый и несчастный глупый крокодил,
Слёзы катятся по пузу -  в нём его любовь,
Только вспомнит он об этом, плачет вновь и вновь.

(Припев)
   
               
Так уж этот мир устроен, что тут говорить,
Если ты осёл – ослицу должен ты любить,
А баран жениться должен только на овце,
И не будет слёз на морде, то есть на лице.

(Припев) 


*

ТАНГО

из спектакля "Страсть г-на Дерикота"

Быстрый поцелуй, как знак прощанья,
Кроткий взгляд полузакрытых глаз,   
Ты уходишь в ночь, но расставанье,
Знаю я – мучительно для нас…

   Экипаж от сонного подъезда
   Унесет в метель твой гибкий стан,
   В злую нелюбовь и безнадежность,
   В венчанный и гибельный дурман.

(Припев)
  Подожди, останься на мгновенье,
  Я в руках сожму твои ладони,
  Я дыханьем жарким обогрею
  Родинку на трепетной груди,

  И к устам уста благоговейно
  Прикоснутся в сладостной истоме,
  Пусть замрет безжалостное время,
  Подожди мгновенье, подожди!

Злую шутку жизнь сыграла с нами,
Блажь пройдет -  не встретимся мы вновь.
Как поленьев сумрачное пламя,
Наша мимолётная любовь.

   Эти жемчуга на смуглой шее,
   Этот пепел расплетенных кос…
   Я б хотел унять, да не умею
   Боль твоих невыплаканных слёз.

(Припев)
 
Там, куда вернешься, шум веселья,
И гитара стонет под рукой,
Снимешь дорогое ожерелье,
Странно улыбнешься и легко…

   В зеркале прозрачно и далёко
   Темные бездонные глаза,
   И сверкнет в ресницах одиноко
   Тихая хрустальная слеза.
 
(Припев)
   

*

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

из спектакля "Страсть г-на Дерикота"

Время движется вперед
Легкой колесницей,
И бог весть, что всех нас ждет -
Жизнь не повторится,

Но пятак подбросит нам,
Хитрую орлянку -
Трапезунд иль Магадан,
Крым или Лубянку.

И выходит, что она
Та же мелодрама
И жестока и нежна,
Но не на экране.

И наивна и смешна,
Но платить по счету,
И объявлена цена
И оплатит кто-то... 

Но пока несется кадр, мелькая,
Бестолково, глупо и чудно,
Мы опять живем и умираем
В жизни под названием кино.

   Это, это, это кино –
  Жестокие страдания, душевные терзания,
  Это, это, это кино –
  Дуэли и скитания, мораль и назидание,
  Это, это, это кино –
  Смешное, баламутное, святое и беспутное,
  Трагичное, приличное, порою очень личное,
  Жестокое, обидное, веселое, бесстыдное,
  Это, это, это кино!


*

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ ДОРОТИ

из сказки-мюзикла "Волшебник Оз"

Наверно, я глупая или смешная,
Все чудится-чудится мне,
 И я почему-то все время мечтаю
 О сказочной дальней стране,

Там рыбы летают, а зебры болтают,
Там песни поют шимпанзе.
И синие кролики в крестики-нолики
Играют на рыжей траве.
 
 Я буду серьезней и буду взрослее,
Ведь надо ж когда-то взрослеть.
Я буду умнее и буду мудрее
Я буду все знать и уметь.

 Но только бы чуточку хоть на минуточку
Одним бы глазочком взглянуть
На тигров ворчливых, енотов пугливых,
И воздуха странствий вдохнуть.

Наверно, я глупая или смешная,
Всё валится просто из рук.
Не то говорю и не так  отвечаю,
И все надоело вокруг.

А там далеко золотистые ливни,
Свирепые волки и львы,
И птицы трещат и огромные бивни
Ломают о камни слоны.


*

ВТОРАЯ ПЕСНЯ ДОРОТИ

В мире тысячи дорог,
И тропинок, и проселков,
Чтобы каждый путник мог   
 В города попасть и села.

Если вдруг ты ротозей,
Баламут и недотепа,
Только вышел из дверей –
 По дороге сразу шлепай.

Ни за что не промахнешь,
Никогда не заплутаешь,
Может, правда, не найдешь,
Но зато не потеряешь.

Вправо, влево – бурелом,
Волчий вой и непогода,
А дорога – это дом,
 И надежда, и свобода.

Это звездная пыльца
 Над твоею головою
 И созвездья у лица
И созвучья под рукою.

  Это семь веселых нот,
  Это злая боль разлуки,
Это средство от тревог,
И от смерти, и от скуки.


*

ПЕСНЯ СТРАШИЛЫ


На свете много есть чудес
 И всяких разных штучек.
  И вот ты на гору полез –
Мол, сверху видно лучше.
               
 Понять ты хочешь и познать
В чем скрытый смысл творенья,
И может даже написать
 О нем стихотворенье.
 
  Но если в голове бедлам,
 Опилки и солома,
 Ты время зря проводишь там,
 Сидел бы лучше дома.

Откроешь глаз, за ним другой, -
Неясная картина.
А нету мысли ни одной
 И в этом вся причина!
 
 А мысль вылазит из мозгов,
Как пух из одеяла,
А  нет мозгов – и будь здоров,
Считай, пиши пропало!

 Ты друга не спасешь в беде,
И не решишь загадку,
 Фонарь не сыщешь в темноте,
Яйца не сваришь всмятку.

Ну, словом, худо без мозгов,
Печально и уныло.
И за мозги на все готов
Твой верный друг Страшила!


*

ПЕСНЯ

из сказки-мюзикла "Волшебник страны Оз"

Плыви наш кораблик, плыви,
Не бойся волны и стремнины,
Семь футов под килем и ветер нам в спину,
Плыви наш кораблик, плыви!

Мы другу поможем всегда
В беде, в неудаче, в унынье
И грустные мысли рассеются дымом
Мы другу поможем всегда

А там далеко-далеко
Пусть сбудутся наши желанья
Заветные сны, и мечта, и призванье
Нас ждут далеко-далеко!

Так ты уж, кораблик, держись,
Нас не подведи ненароком,
Должны мы успеть, что задумано к сроку,
Держись, наш кораблик, держись!



*

ПЕСНЯ КОРОЛЕВЫ ПОЛЕВЫХ МЫШЕЙ
               
С мышами обращаются,
Ну, впрямь, как с крокодилами,
Ругают, травят ядами,
И кошками подчас,
А мы такие милые
Создания невинные,
Ну, стащим пару зернышек.
Убудет ли у вас?
               
(Припев)
Мы мыши, мыши, мыши
 В подвале и на крыше,
 И в поле у дороги
  И в стоге у сосны,

 Боятся нас девчонки,
  Боятся нас мальчишки,
 И очень опасаются
Огромные слоны!

И всё везде напутано,
Напутано, запутано,
Знай: кто поменьше – умненький
А кто большой – дурак,
 И лапки наши - чистые,
И мордочки – пушистые,
И мы умнее во сто крат
И кошек и собак!

(Припев)

Мы ходим друг за дружкою
И любим сыр с ватрушкою
И любим гречку с маслицем
А также с молоком,
И в принципе мы добрые,
Но если кто со злобой к нам
И если кто обидит нас -
Узнает что почем!

(Припев)

И с нами надо нежненько,
И с нами надо сладенько,
Мы очень любим всякие
Подарки и дары.
А кто нам не понравится
От нас уж не избавится
И будет вечно маяться –
Мы  в ярости страшны!


(Припев)


*

ТРЕТЬЯ ПЕСНЯ ДОРОТИ


Сколько еще суждено нам пройти,
Сколько взгрустнем мы и повеселеем,
Кто повстречается нам на пути,
Злой чародей или добрая фея?

Нету ответа на этот вопрос,
Тайны нас ждут впереди и тревоги,
Но если даже все наперекос,
Надо идти нам по этой дороге.

Скорей, скорей, друзья вперед,
В далекий в путь без промедленья.
Удача там, удача ждет,
Найдем ее мы без сомненья!

Ливни, и ветры, и стужа, и зной…
Что приготовит судьба, усмехнувшись?
Только бы друг был бы рядом с тобой,
Нет ничего в мире крепче, чем дружба.

Будут закаты и будут огни
В небе ночном полыхать и смеяться,
Будут рассветы и жаркие дни,
И не захочется нам расставаться.

Скорей, скорей, друзья вперед,
В далекий в путь без промедленья.
Удача там, удача ждет,
Найдем ее мы без сомненья!


*

ПЕСНЯ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ


Мои драгоценные,
Очень бесценные
Жуки, пауки и лягушки,
Поганки и шпанские мушки,

Крысиные зубы и головы,
Ослиные уши и олово,
В котел забирайтесь
И там превращайтесь
В поганое мутное варево.

В тягучий, вонючий,
Противный, и жгучий
Волшебный злодейский бульон,
Пусть власти прибавит мне он.

Мы, злые волшебницы очень обидчивы,
Очень злопамятны, очень придирчивы,
Только рискни, не уважь,

Сразу оставишь и храбрость и голову,
Вместо нее будет шишка еловая,
Выбьем геройскую блажь!


Ох, как кипит чародейский напиток,
Только хлебну - будет силы избыток,
Всех в мерзких жаб превращу!

Самою злобною,
Самой всесильною
Быть я на свете хочу!


*


ПЕСНЯ ЛЕТУЧИХ ОБЕЗЬЯН

Мы летучи, тучи, тучи,
Мы летучие,
Обезьяны, яны, яны
Приставучие,

Лихо двигаем носами,
Звонко щелкаем хвостами,
Защекотим, затаскаем
И замучаем.

Ох, не хочем, хочем, хочем
Есть бананчики,
Лучше девочкой закусим,
Или мальчиком.

Мы летаем, таем, таем,
Как лавина, все сметаем,
Нас не спутаешь с коровкой,
Или зайчиком.

Мы не знаем, знаем, знаем
Как развлечься нам
Мы мешаем, шаем, шаем
Тиграм и слонам,

Бабуину,  крокодилу
Размалюем хвост и рыло,
Будет сине-желто-красно-
Фиолетавам!


*

ЧЕТВЕРТАЯ ПЕСНЯ ДОРОТИ

Далеко-далеко
Чудная страна,
Странные названья,
Смешные имена.

Чудеса случаются
Дивные, порой,
Но, боже, как мне хочется
Домой, домой, домой!

Милых и забавных
Много здесь людей,
Птицы распевают,
В лесах полно зверей.

Сказочник-кудесник
Пророчит за горой,
Но, боже, как мне хочется
Домой, домой, домой!


*

ПЕСНЯ ФАРФОРОВОЙ ПРИНЦЕССЫ

Большой озорник, острослов и повеса
Фарфоровый клоун влюбился в принцессу,
Он пел ей романсы, сонеты читал,
Портреты ее на домах рисовал,

Дарил ей букеты фарфоровых лилий
И губы его постоянно твердили:
«Принцесса, принцесса, принцесса моя,
Ты как королева фарфоровая!

Тебя награжу я фарфоровым раем
Там птицы щебечут и не умирают,
Фарфоровых лилий полны там пруды,
Фарфоровых яблок полны там сады,

Фарфоровых губ не бледнеет краса,
Фарфоровых глаз не темнеет слеза,
Тебе серенаду я эту пою
Со мною будь счастлива в этом раю!»

Принцесса ж ему никакого ответа,
Ни полунамека, ни полупривета,
И как-то пришел он, вздыхал и сердился,
И вдруг перед ней на кусочки разбился.


*

ПЕСНЯ

из сказки-мюзикла "Волшебник страны Оз"

Мы все преодолели,
Мы все превозмогли,
И вот почти у цели,
Здесь, на краю Земли.

Здесь синие деревья
И желтые цветы,
Ты и во сне не встретишь
Подобной красоты!

Нам прочили погибель
И ухмылялись вслед,
И многие хотели бы
Из нас сварить обед!

Но мы не оробели,
Врагов пропал и след,
И мы почти у цели,
А им большой привет!


*
               
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Кончается все, и долины, и скалы,
И книги в шкафу мудреца,
Но только у сказок бывает начало,
И не бывает конца.

Они по ночам неизвестно откуда
В сны забираются к нам,
Шуты и принцессы, ослы и верблюды,
Легко умещаются там.

Вот рыцарю строит ловушку пройдоха,
 Обманет, посадит в мешок.
Но в жизни, порой, все кончается плохо,
А в сказке всегда хорошо.

И феи поют, и лопочут менялы,
И кони храпят у крыльца,
Ведь только у сказок бывает начало,
И не бывает конца.


*

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ ЖЕЛЕЗЯКИ

из сказки-мюзикла "Ошибка профессора Туна-Муна"

Осенью, зимой и летом
Я летаю по планетам,
По неведомым мирам
Трим-пим-пим, парам-пам-пам!

Весь космический народ
Знаю я наперечет,
А теперь я в гости к вам,
Трим-пим-пим,парам-пам-пам!

(Припев)
Я ногами прыг-прыг,
Головою дрыг-дрыг
Я руками хлоп-хлоп,
Каблуками топ-топ!

Все сигналы из Вселенной
Слышат две мои антенны,
Лезет в уши всякий хлам
Трим-пим-пим, парам-пам-пам!

Но из треска и разрядов
Отбираю то, что надо,
И спешу на помощь  вам,
Трим-пим-пим-парам-пам-пам!

(Припев)

Я сегодня не герой,
Потому что выходной,
Лучше я станцую вам,
Трим-пим-пим, парам-пам-пам!

Дел всегда невпроворот,
Если близко Новый год,
Но я рад таким делам,
Трим-пим-пим,  парам-пам-пам!

(Припев)


*

ВТОРАЯ ПЕСНЯ ЖЕЛЕЗЯКИ

Бывает, всё не ладится
И валится из рук,
Жизнь невесёлой кажется
И горькою, как лук,

И всё вокруг унылое,
Унылое, постылое,
И слёзы крокодиловы
Готовы литься вдруг.

Но средство знаю верное,
Надежное, отменное!
Слова запомни без труда,
И повторяй, когда беда –

(Припев)
Слезы – тьфу! - одна вода,
Не помогут никогда,
Лучше будем, братцы
Весело смеяться!
Трум-бум, ха-ха-ха!
Бум-бум, ха-ха-ха!

Бывает, солнце спряталось
И дождь, как из ведра,
Бывает, что по телику
Сплошная лабуда,

И все вокруг унылые,
Унылые, постылые,
И кажется, что лучше уж
Не будет никогда.

Но помню средство верное,
Надежное, отменное,
Унынью - нет, упорству – да,
И повторяю я всегда:

(Припев)


*

ПЕСНЯ МУТАНТОВ

из сказки-мюзикла "Ошибка профессора Туна-Муна"


Много-много тысяч лет
Было так заведено –
Время двигалось вперед
По привычке, что ли, но

Начинается сейчас
Новый времени отсчет,
Никогда теперь у вас
Не наступит Новый год,

(Припев)
А потекут теперь года
В обратном направлении,
И даже горная река
Прервет свое движение,

Начнется хаос и бедлам
И всякие ужасности,
Сидеть все будут по домам,
Чтоб избежать опасности,

Но всё равно не избегут –
Рассыплются на части,
Короче, скоро будут тут
Ужасные несчастья!

И ухватим крепко мы
Мир железною рукой,
Править космосом должны
Толстый, Тонкий и Тупой!

Много лет крутился диск
Колеса истории,
И чего он накрутил?
Ерунду, не более,

Мы построим новый мир,
Правильный и сильный,
Будет год всегда один,
Но зато стабильный!

(Припев)


*

ПЕСНЯ МУЛЬТБАЛЕТА


Жирный шмель летит на клевер,
И трясет листок,
Мышь грызет, скрипя зубами,
Тонкий колосок,

Так и тянет обожраться
Всяческой едой,
Но не слишком увлекаться
Ентой ерундой!

Вот висит банан. Прекрасно! –
Мы его съедим,
Не висит банан, не страшно –
Молча посидим.

А потом споём и спляшем,
И опять споем,
И про шмеля, и про мышь,
И каждый о своем!

(Припев)
Мы всех веселим и заводим,
И песни свои хороводим,
Мы любим поесть и поспать,
Но больше орать и плясать!

В общем, наша мысль простая –
Веселись и пой,
И когда набит желудок,
И если он пустой,

И в отличном настроенье
Будешь каждый час,
Будешь умным и красивым –
Посмотри на нас!

(Припев)


*

ВОРОН

Что ты, ворон-вор,
Разбросал крыла?
Распластал крыла,
Когти распустил…
Твой ли день пришел,
Твой ли час настал
И кровавый горн
 Протрубил?..

 Тот, кто рядом был,
Тот, кто был, как брат,
В небеса вонзил
Помертвелый взгляд.
Кровь спеклась в груди
От каленых стрел,
По былью-степи ветер
Зашумел...

За казачью честь,
 Да за мать в окне,
 Полегли как есть
 Мы в степной траве,
За суженую,
За малых ребят,
 Что ж  ты,  ворон-вор?
Али ты не рад?

Высоко летишь
 Да приметлив глаз,
Да утробен хрип
Горла жадного.
Скольким впился ты
  В теплыя уста,
 А со мною, ой,
Просчитался...

Я тебя жду,
Изнываю от ожиданья,
Не на лету
Состоится наше свиданье,
А на земле,
На которой я крепко
Еще стою ногами,
В холщовой праще
 Для тебя заготовлен могильный камень.
Пусть велико оно,
Твое поганое воронье племя.
Никогда не буду,
Никогда не буду я твой пленник.

Гой-да, а сколько там мне еще осталось?
Гой-да, а передохнуть, вздохнуть бы самую малость,
Гой-да, а что-то ног не чую и кровит плечо,
Гой-да, а поживем еще!.. 

Не дрогнет рука,
Ты даже и не надейся,
Я из тех пока,
Кто плюет на дурные предвестья.
Ухайдокать  напрочь нет –
Ты покуда, до времени, сильнее смерти,
Но всё, что могу -
Отравлю тебе твоё бессмертье.
Так и будешь припадать   
На подбитую в безумном гоне лапу,
Так и будешь летать,
И чёрною кровью на землю харкать.
Так и будешь кричать,
И я тоже буду кричать с тобой на пару,
А уж после молчать
Будем порознь –  я за веру-правду свою,
Ты – за свою.
Черную воронью правду...

И ежели нету больше той любви,
Аще кто душу за други своя положит,
Может,  что и зачтётся мне,
И простится что-нибудь, быть может… 

Гой-да, а не будет крыло твое вечным покровом,
Гой-да, и не за тобой последнее слово,
Гой-да, да, ног не чую и режет плечо...
Но не пить тебе моей крови -  поживем еще.

 Гой, это страшная битва с начала земли
И видать, до самой до ея кончины.
Гой, под пудовым шлемом златым твоим   
Алчный глаз прячут тысячеликие, да, твои личины.
Гой, и вставали когда-то мои деды,
Биться чтоб до последнего вздоха и 
До прощального шепота-вскрика и,
До само'й, да до са'мой последней силы.
И стояли на смерть со проклятым вороньем,
Со проклятым вороньем цвета адской тьмы, 
Цвета лютой тьмы,
Цвета нежити-ночи,
Цвета хляби-ночи,
Цвета мглы-могилы.

Гой, и ложились порубанные в жнивьё,
И стонала земля, алу кровь принимала.
И райской жимолостью, да
Дроком, да травою-тирличом
Тела их теплые святые укрывала.

 Гой, а ты живи, мой ясноокий сын,
Будет завтра рассвет, и светлый дождь.
 Будет теплый дождь из небесных облаков,
Будет синее небо в далеких облаках,
В невесомых облаках
От края и до края.
Вот и мне пришел черед стоять,
За нас всех стоять, и уж я постою,
Уж я постою, как мои деды,
И остёр клинок, и точна праща,
Верен зоркий глаз, и рука крепка,
Ой, сильна, крепка у меня рука,
Я пращу сжимаю.
В незабудках, да в осоке, да в полыни,
Да в плакун-траве моя Русь за мной, 
И не бывать никогда ей под вороньем,
Я знаю.

Гой, а ты верь, любимая, веруй мне,
 Я вернусь, приду, ворочусь, к тебе, 
Я пробьюсь, как сквозь лед пробивает росток,
Как волна-вода, что смывает песок,
Я прорвусь, как ветер сквозь стужу и зной,
Я буду, буду, еще с тобой.

И сплетемся, как было, спаяемся мы
Корнями, ветвями, стеблями листвы,
Навечно и сладостно кленом-ветлою,
 Одною росою, одною рекою.   
И будут закаты и будут восходы,
Венчальные вечные звезд хороводы,
И никому никогда не отнять
Наших вольных степей,
Наших синих озер,
Наших легких облаков
И нашей свободы.


___