Перспективные профессии. Мираж или золотая жила?

Дарья Подчуфарова
Прошло уже несколько лет, как киберспорт официально признали видом спорта. Кто бы мог подумать об этом ещё лет тридцать назад?
Состязания проводятся по всему миру, разыгрываются миллионные фонды, и речь не о рублях.

Но родители в один голос продолжают протестовать против этого занятия как способа заработка их детей. При этом никто почему-то не вспоминает, что та же участь когда-то постигла программирование, телевидение, чтение, наконец.

- Хватит играть в компьютер, иди учи уроки!
Чуть раньше:
- Хватит паять свои железки, иди учи уроки!
Ещё раньше:
- Вот сидит и читает целыми днями, лучше бы в кузнице работал! Эти книги отрывают людей от реальной жизни!

Но я снова готовлю безотказный арсенал: логику и опыт против самых частых мифов о киберспорте. Какие же аргументы приводят родители, если их ребёнок загорелся стать кибер-ниндзя и жить за счёт этого?

1. "Это не занятие для жизни. Успеха добиваются лишь единицы".

Это всего лишь новое занятие. И если существует такая индустрия, если это нужно людям, значит, зарабатывать на этом можно. Что касается лавров, то их в любом деле срывают единицы, будь ты хоть строителем, хоть музыкантом. Быть заурядным поваром или бухгалтером - так себе успех... А ведь таких большинство, и все они окончили школу. Но почему-то родители против этих "устойчивых" профессий не возражают.

2. "Иначе все бы так зарабатывали".

Неправда. Лично я не имею никакого желания зарабатывать деньги на играх, даже если бы мне предложили зарплату. И ещё куча людей тоже не захочет, потому что не интересно им это.

3. "Киберспорт вреден. Нельзя долго сидеть на месте".

А в школе сидеть в одной позе по шесть часов или в офисе - это, наверное, полезно. В таком случае шахматы - опаснейшее занятие.

4. "Это глупость и хобби. Чтобы заработать на кусок хлеба, надо выбрать стабильную профессию".

Нет такой деятельности, которая всегда вас прокормит. Не существует её.  Если у вас отсутствует к делу рвение и любовь, вы не заработаете даже на необходимое.

Когда заходит речь о перспективных профессиях, то мы сталкиваемся с двумя позициями: либо каждый кулик своё болото хвалит ("я врач, я зарабатываю, поэтому и тебе надо быть врачом"), либо люди называют очередной шаблон вроде нефтебизнеса или программирования. Когда я сообщила родителям в детстве, что хочу заниматься творчеством, от меня отмахивались фразами вроде: "тут надо быть гением".
Я всё время хотела спросить: "А в какой профессии не надо быть гением, не надо стремиться быть лучшим?" Ведь, если ты посредственный учитель или переводчик, коих тысячи, считать копейки будешь и ты.

Нет перспективной профессии для всех. Есть человек с его способностями и интересом, которые вместе укажут именно его прибыльную нишу, в которой он и заработает, и себя не потеряет.

5. "Киберспорт - это задротство".

Увы, но в современном мире подросток, который ходит с бабушкой в театр или запоем читает классику, вызывает у меня намного больше беспокойства. Равно как и тот, который только торчит на улице день за днём. Подчёркиваю: именно подросток. Потому что бегать во дворе в пять лет совершенно нормально.

Когда-то было круто, если ты умел играть на гитаре: все девчонки были твои. Родители вопили: "Хватит бренчать, лучше будь инженером!" Так было в шестидесятых, но сейчас это уже задротство.

6. "Киберспортсмены ничего из себя не представляют без их игр".

Правильно. Равно как музыкант ничего из себя не представляет без музыки, футболист - без футбола, врач - без его пациентов, а электрик без электричества.

Мир меняется, рождаются новые профессии, и мы вынуждены брать это в расчёт, а не отвергать. Сегодня учёба в ВУЗе является гораздо большим лохотроном и задротством, чем любая работа на себя. Я была уверена в этом ещё двадцать лет назад, а теперь и вовсе убеждена. Дипломированные специалисты не делают деньги, и мир этот двигают вовсе не они.

Когда моему старшему сыну было три года, я уже тогда поняла, что он к наукам будет глух.
Когда ему было семь лет, он мечтал быть полицейским, бегать с пистолетом и ловить преступников. Как только он осознал, что будни полиции всё больше связаны с заполнением бумаг, его интерес рухнул в небытие.

Скажу честно, я сама относилась к киберспорту как к игрушкам до тех пор, пока Андрей не начал зарабатывать. Я не знаю, как пойдёт дальше, но сегодня мне приходится признать, что в этом месяце мой 13-летний сын заработал на кибертурнирах больше, чем я на своих книгах. При этом Андрюха ходит на джиу джитсу, занимается с репетиторами шахматами и английским по два раза в неделю и путешествует вместе с неугомонными родителями-неформалами.

Мне всё равно, какое дело выберут мои дети, какими путями пойдут. Для меня важно, чтобы они могли обеспечить себя и были при этом счастливы.