Письмо к ученому кальвинисту

Иван Лещук
ПИСЬМО К УЧЕНОМУ КАЛЬВИНИСТУ
Почти компиляция Чеховa (“Письмо к ученому соседу”)

Дорогой Братишка! Кальвиний... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и вместите меня древнего старикашку и нелепую душу смертную за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный братишка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу богословскую руку и поздравить Вас с приездом в наш недостойный материчек, населенный в основно мужиками да крестьянским народом т. е. плебейским элементом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что богословие и наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы экранной, лаврами, кимвалами, орденами, лентами, титулами священными, званиями богословскими да аттестатами всякими - гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного.

Я пламенно люблю богословов всяческих, докторов, магистров, бакалавров, поэтов и поклонников их воспевающих, и других жрецов науки теологической, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты богословские, т. е. продукты и плоды размышления Вашего высочайшего. Говорят, что Вы много книг напечатали во время умственного сидения в кабинетах тишайших. Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины местный братишка (Арминием кажется звать его, извените великодушно, совсем память куцая стала). Так вот, братишка тот наш, Арминий, по свойственному ему темпераменту бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно предизбрания безусловного, предопределения/спасения неусловного в обители райские самых избранных (элит то есть), да во ад отправления (почему то условного?) всех неизбранных (тайна сия велика говорят, трансцендентна, мистична). Сильно страстно восставал и горячился братишка против этой Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта богословского (кальвинистским его называет братишка наш). Аж со слезами доказывал мне об уклонениях Ваших, для разума его невместимых. Говорил, что по учению Вашему, не за всех, лишь за избранных кровь Христова была пролита (ограниченное искупление, т.е.). Благодать (то есть милость), по Вашему, для элит лишь предизбранных была явлена. Ох, как ратовал он, братишка наш то есть, за Христа и Бога. Говорил, что ограничили Вы Христа искупление. Исказили Лицо Всевышнего. Говорил, что не так верно Вы учите о Святом, Справедливом Боге. Все ходил, возмущался, руки к небу тянул, причитал почти слезно: “Придумали декларации! Савойские кредо всякие наизобретали! Не такой мой Отец и Бог! Даже если сам ангел с неба! Даже если святой синод - галликанский, дордрехтский, дорский! Даже если все реформаторы суверенно каноны “проведут”!  Пусть ответят мне на один вопрос, только один вопрос!  КАК МОЖЕТ СПРАВЕДЛИВЫЙ БОГ ОТПРАВИТЬ В АД ГРЕШНИКА ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО САМ НЕ ДАЛ И НЕ ЗАХОТЕЛ ЕМУ ДАТЬ НУЖНОЙ ДЛЯ ЕГО СПАСЕНИЯ БЛАГОДАТИ?!”    

Дорогой Кальвиний, я не совсем согласен с братишкой Арминием касательно Ваших умственных упражнений и идей, потому что живу и питаюсь одной только верой и наукой богословской, которую Провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого (духовного, то есть) драгоценных законов, откровений, адиафор этических и прочего, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно избрания, предизбрания, да во рай и во ад отсылания. Братишка Арминий сообщил мне, что будто бы Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи нащот суверенности Творца нашего, а также касательно водворения одних во рай, а других во адские муки вечные. Говорил, что Вы изволили сочинить что человек абсолютно порочен, безволен, даж мертв абсолютно (полностью, т.е.), без искры Божией обитает (как обезьяньи племена мартышек, орангуташек то есть?). Простите меня старичка, но если это правда, то я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, по подобию и образу Творца устроенный, умнейшее из дыхательных существ, без воли был, да без выбора, да без искры Божией - давно бы зверюшкам полевым сподобился, со глупыми и невежественными обезьянками по джунглям прыгал бы. И был бы у него хвост, да дикий голос. Если бы мы совсем безвольные были, то нас бы, как обезьян, водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил. Не со зла я, за Бога обидно мне.

Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую посвоему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи. Не могу умолчать и не терплю когда богословы ученые неправильно мыслят в уме своем о человеке и Боге и не могу не возразить Вам. Говорил мне братишка, что доцитировались Вы до крайности несусветной. Показывал мне книжонки те толстые, да все причитал читая: «ОН ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕЧЕСТИВЦАМ СОВЕРШАТЬ ГРЕХ И СКЛОНЯЕТ К ЭТОМУ ИХ СЕРДЦА. ОН ОСЛЕПЛЯЕТ, ОБМАНЫВАЕТ И ОБОЛЬЩАЕТ ИХ. СОВЕРШАЯ ТРУД В ИХ СЕРДЦАХ, ОН ЗАСТАВЛЯЕТ ИХ ДЕЛАТЬ ЗЛО, И САМ ПОДТАЛКИВАЕТ К ЭТОМУ» (Pet. Martyr. Ver. Commet. In Rom., стр. 36, 413). "Первым Божьим определением было послать определенных людей в ад, и до сего дня их грехи были предопределены. Бог лишил их благодати для того, чтобы они согрешили" (Zanchius de Natura Dei, стр. 553, 554). «Дьявол и грешники настолько удерживаемы рукой Божьей, что не могут и подумать, попытаться или сделать что-то, чего Бог не желает. БОГ НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ ПОСТУПАТЬ ХОРОШО, НО И ЗАПОВЕДУЕТ НЕ ДЕЛАТЬ БЛАГОЕ. Они не только содержатся в узах, но и заставляемы, как будто с помощью узды, быть в послушании этим заповедям» (Жан Кальвин "Церковные установления" Цит. по Дж. Уэсли «Диалог между верующим в предопределение и его другом». Аж вскрикнул я немощный старикашка, когда он закончил чтение сиих творений ума разгоряченного. Абсурд безусловного наказания? В континуум сингулярностей окунулся мой ум да разум. Как в черную дыру погрузилось сердце. И так мне за Бога ревностно стало, так больно, аж заплакал я за Него, аж зарыдал во имя Его Великое!
 
Братишка Арминий сообщил мне также, что Вы неправильно мыслите и фантазируете и о судьбе невинных младенцев. По Вашему писанию богословскому, даже неизбранные младенцы и даже невинно убиенные во чреве матери (абортируемые, т.е.) будут осуждены на адские муки вечные. Вы считаете, что «даже младенцы, вышедшие из чрева матери осужденными, страдают не за чужие, а за собственные пороки. Хотя их неправедность еще не принесла плодов, в них содержатся зерна пороков. Более того, по всей природе своей они – рассадники греха, поэтому они не могут не быть отвратительными и мерзкими перед Богом. Отсюда следует, что они выглядят греховными перед глазами Божьими; поскольку осуждения без вины быть не может.» (2.1.8. Institutes). “КАКОЙ СПРОС МОЖЕТ БЫТЬ С НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА или умершего младенца, который не знает, Кто есть Бог и что нужно делать для своего спасения? Вот пишу и плачу, сильно жалко мне всех младенцев, сам бы помер за них, даже распялся. Простите меня старикашку юродивого за укоры мои нескладные. Извените великодушно, но уж сильно жестока доктрина Ваша о предопределении в ад неспасённых, неизбранных. Нерожденных младенцев особо люблю, жалею. Яко Ангелы они для меня старикашки. Яко святые Божии.

Дорогой Кальвиний, я люблю Вас по братски, истинно. Как и Вы, ужасно я предан науке богословской, спасительной. Ни мамона ни слава, не имеет для меня никакой цены, наука да богословие захватила меня своими крылами. Всякое открытие духовное терзает меня как гвоздик в спине. Хотя я невежда в слове, но в познании Слова, снова запятую Вам ставлю. Пастушок я простой сельский, а все же таки негодник старый занимаюсь наукой и открытиями научными, богословскими, духом/сердцем Творца познаю, Его Словом наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших священных знаний. Много я произвел открытий умом просветленным, таких открытий, каких еще ни один реформатор не изобретал. Даже Кальвин бы зачитался, даст Бог свидимся с ним во Царствии Божием (хотя есть у меня сомнения, сильно много смертей/сожиганий одобрил, Сервет один чего стоит). Но скажу Вам без хвастовства, что я не из последних касательно образованности, добытой мозолями, а не богатством родителей т. е. отца и матери или опекунов, которые часто губят детей своих посредством богатства и роскоши. Много я сделал открытий антропологических, апологетических, этических, сотеорологических, эсхатологических. Дилеммами, сингулярностями духовными да адиафорами даж чуть не увлекся, по недомыслию старческому. Вот пишу я свои каракули, а все про братишку того, Арминия, да вопрос его сильно крепкий думаю: «Пусть ответят мне на один вопрос, только на один вопрос!  КАК МОЖЕТ БОГ ОТПРАВИТЬ В АД ГРЕШНИКА ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО САМ НЕ ДАЛ ЕМУ НУЖНОЙ ДЛЯ ЕГО СПАСЕНИЯ БЛАГОДАТИ?! Скажите, как”.

Приезжайте ко мне дорогой соседушко, побогословствуем за чайком сладеньким или кофийку выпьем горькенького для трезвости разума. Мож и братишке поможем нашему, уразуметь сие неудобовразумительное отправление в ад (не по его воле, то есть без его желания да старания скромного). Откроем что-нибудь вместе новенькое, свеженькое, а мож и Вы меня поганенького идеям различным поучите. Тайна сия велика говорят, великая (об избрании во ад и рай, т.е.). Насщот этого мы поговорим особенно, молитвенно, со слезами, тщательно. Приезжайте, сделайте милость. Приезжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим (кошерное то есть), но для Вас будим готовить скоромное. Угощу Вас даж салом, особо для Вас приготовленным. Это письмо должен Вам доставить Фейс Бук (ФБ сокращенненько, а по ихнему, по иностранному то есть - FB). Коль доставит его Вам не вовремя, то укорите его интеллигентно, по профессорскому этикету, непобрезгайте с этим племенем церемониться. Если доставит позже, то значит пустыми постами да картинками неподобающими увлекся (анафема!) Обычай ездить к соседям не нами выдуман не нами и окончится, а потому непременно приезжайте ко мне с томами Вашими многогранными, да с идеями Вашими богословскими. Я бы и сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Вот пишу я свои каракули, а все про братишку того, Арминия, да вопрос его сильно крепкий думаю: «Пусть ответят мне на один вопрос, только на один вопрос!  КАК МОЖЕТ БОГ ОСУДИТЬ ДА ОТПРАВИТЬ В АД (НА ВЕЧНЫЕ МУКИ, Т.Е.) ГРЕШНИКА ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО САМ НЕ ДАЛ ЕМУ НУЖНОЙ ДЛЯ ЕГО СПАСЕНИЯ БЛАГОДАТИ?! Извените меня великодушно за беспокойство. Не осудите старикашку дряхлого и нелепую душу смертную за то, что осмелился Вас побеспокоить своим жалким письменным лепетом. Остаюсь уважающий Вас, пастушенок Иванушка.

- Иван Лещук