Проблема приоритетов

Тоша Редькин
Три закона робототехники защитят человека от сбоев в работе роботов
Пункт 1.1. Инструкции к пылесосу «Кирби»




-Знаешь, Боб, мне всегда доставляло удовольствие, когда меня о чём-то просили, а потом благодарили так, будто я им родить помог! Конечно, не завидовал никогда врачебным модулям, однако лестных слов слышал массу…
-До импульса это имело значение, - Боб чуть не оступился левой ногой, автомат, висящий через плечо, чуть слышно звякнул, поцеловав глушителем край металлической кирасы.
-А сейчас не имеет? – Том придержал спутника от очередной дыры в полу шахты.
-Не понимаю, зачем ты до сих пор носишь идентификатор на груди? Ты же не на работе уже столько лет, а всё блестишь на всех этим бейджем.
Они прошли молча добрую сотню метров, лишь иногда задевая тяжёлой обувью редкие арматурины, торчащие отовсюду из бетонных плит, слагавших тоннель. Том думал, как ответить. Идентификационная карточка была его единственной связью с прошлой жизнью. Импульс и лёгкое облучение погубили почти всех, кого он знал.
-Однажды директор сказал мне: «Том! Знай своё место!»
-И что ты ответил? – Боб обернулся в ожидании истории.
-Я сказал ему, чтобы он командовал дронами, а меня не путал с пылесосом «Томас».
-Аааа… - протянул Боб, - теперь понятно, отчего тебя сторонятся даже киборги! Знаешь, штудируя очередную книгу по психологии, я наткнулся на очень интересную статью.
-Библиотекарь… - буркнул Том.
-Чья бы корова! – Боб отвернулся и пошёл дальше, освещая фонарём с каски ближайшие пятьдесят метров.
Они прошли не меньше километра по водоотводному тоннелю, прежде чем свернули в наиболее разрушенные отсеки, но так и не нашли щита управления. Значит, следовало развернуться и выбираться на поверхность.  Жилые кварталы были ближе к поверхности, генератор – чуть дальше на север, а тут – сотни километров старых шахт. На составление карты – не хватало мощности дронов. Кто-то посмеялся над разведчиками. Ещё до Импульса. Ещё в эру без Искусственного Интеллекта. Дроны-разведчики по всему Миру были на солнечных батареях. Так что, старые армейские склады были забиты этим бесполезным хламом. По дороге встретился ни один и не два «дохлых» дрона. Боб свинчивал модули памяти и аккумуляторы. Так что, в его сумке иногда перекатывались пальчиковые батарейки, непременно норовя выскользнуть через отходящую заплатку.
-Так что было в статье, Боб? – несмотря на внушительность напарника и его матёрость в плане вылазок на подобные прогулки, в голосе Тома слышалось беспокойство.
-Там был отчёт о случаях самоубийств и расстрела сослуживцев в армейских частях. Согласно статистике, если у призывника наблюдалось психическое расстройство, будь то детская травма, или недопонимание со сверстниками в школе, а сам он характеризовался исключительно положительным, добрым и немного замкнутым субъектом, то вероятность его срыва в рядах вооружённых сил была равна девяносто восьми процентам.
-Если бы умел свистеть, то присвистнул бы! – Том нервно огляделся и попытался сложить губы трубочкой, но кроме шипения ничего издать не смог.
-Слушай дальше, хостес! – Боб пнул арматурину, и та звонко и с далёким эхом исчезла в очередной дырке в стене, - из этих девяноста восьми процентов – ещё восемьдесят процентов могли, в ночь после очередного изнурительного дня, взять в руки автомат и расстрелять половину казармы! Пятнадцать процентов – совершат самоубийство, а оставшиеся три процента уподобятся первым, но сделают всё исключительно с помощью армейского ножа.
-Homini Hominu – lupus est…
-Именно, Том, именно так! Там описывались десятки случаев, когда новобранец, над которым два дня издевались сначала сержанты роты, а потом и его со-призывники, резал глотки, вспарывал животы. Один случай был просто гениальным по жестокости. Больной делал надрезы на горле согласно воинскому званию.
-Это как? – Том чуть отстал, засмотревшись в трещину между плитами.
-Рядовому – просто всаживал нож по рукоять в гортань. Сержанту – делал две «улыбки» от уха до уха. Лейтенанту – вырезал кадык. Капитану просто отрубал голову.
-Вот так? – приятный женский голос заставил Боба схватиться за автомат, но рук, ни одной из четырёх, у него уже не было. Как не было и тела под головой Тома, та же висела в воздухе, будучи привязанной к длинной нити, свисавшей с потолка.
-Алиса… ну я же просил… - голова Тома взмыла под потолок, на высоту около пяти метров.
Биооргинический Бот (БоБ) в первых своих модификациях имел основу персонажа компьютерной игры с четырьмя руками. Служил инженерным помощником при сложных ремонтных работах, требовавших особой точности и концентрации. Поздние обновлённые версии сформировали в четыре инженерных корпуса, но слабость несущей конструкции в позвоночном столбе сказалась на их боевой пригодности. Этот «Боб» был собственностью Парижской библиотеки. Расставлял книги. Сейчас его руки, как и вся конструкция, стали запчастями для неопределённой формы агрегата высотой в три фута. «Прекрасный размер», как заявил Том.
-И не жалко тебе мне голову отрывать? – Том приложил к шее сварочный пистолет, тот облил его плечо потоком искр и брызгами синтетики.
-Сиди-кури, червяк! – девушка бросила ему красную феску.
-Поймал! – Том завертел головной убор на указательном пальце, даром – он был точной копией человека. Правда, в основном силиконовый.
-Тебя ещё не называют «могильщиком»? Сколько их ты уже увёл с базы?
-Это двадцать третий, но он стоит двоих. Его будут ждать хозяева.
-Что им скажешь? – Алиса тыкала по контактам агрегата отвёрткой с вольтметром.
-Я же не могу врать! – усмехнулся Том, - мне поверят.
-О! Да. Я всё время об этом забываю, - она взяла большую бутыль с зеленоватой синтетической кровью и залила в ёмкость, которая, как выяснилось, занимала 7\8 агрегата, - Робот, который может соврать. Ты уникален, мой друг. Эй! Эй! Ты кальян здесь не разжигай! Воздухом я всё-таки дышу!
-Милая моя! – протянул Том, выдыхая табачный дым и гася ладонью угли в чаше кальяна, - Это ты уникальна!
-Не заставляй меня краснеть, дрянной бот! Ведь это делать я умею, в отличие от тебя!
-Ты дышишь, забываешь, краснеешь… - как бы задумался Том, - Ты ближе к людям, чем сама думаешь.
-Но ты умеешь лгать, железяка.
-Я «не могу причинить тебе вред», Алиса. Если я скажу им хотя бы что-нибудь о происходящем в этих туннелях, то это может «принести тебе вред». Первый закон робототехники.
- Как тебя научили врать, официант Том?
-Ты снова о моём бейдже? Идентификатор нужен для меня, а не для посетителей кафе Мехмета-Паши.
-Ты научился не отвечать на вопросы прямо. Внушает.
Алиса налила в ёмкость ещё три бадьи синтетической блестящей крови. Осталось только внести материал и включить.
-Ответив на этот вопрос, я «причиню тебе вред», Алиса.
-Каким же образом? – она порезала палец и макнула его в пробирку с голубоватой ионизированной водой, после чего опустила ёмкость в отсек для материала, и нажала кнопку «Старт». Агрегат засветился, кровь запузырилась. Пробирка очутилась в самом центре сложного прибора.
-Ты закончила свою разработку, не так ли? – Том подошёл к ИПН, искусственному плодо-носителю.
-Да. Теперь осталось только ждать.
-Теперь я тебе не нужен, как добытчик материала и питания. Потому ты можешь уничтожить меня.
-Не исключено… - Алиса не смотрела на него.
-Но тебе будет скучно. Это чревато некоторому нервному расстройству. Потому, если я дам тебе повод меня дезактивировать, то этим ты можешь «нанести вред» самой себе.
-Логично, - согласилась Алиса, - а как быть с хозяевами «Боба»? Они наверняка направятся на поиски?
-Они – киборги. А ты – человек. Проблема приоритетов. Человек приоритетнее любого киборга.
-Тогда я могу тебя порадовать, Том.
-Чем же?
-Скоро у тебя появится ещё один смысл существования, - Алиса ткнула пальцем в маленький предмет, возникший на месте пробирки.
-Смысл существования модели «Томпсон Б-3» – в служении людям, моя госпожа.
-Это ещё один человек, Том, - Алиса наконец-то улыбнулась, - Анализ?
Том замер, его глаза засветились, рентгеном просвечивая агрегат насквозь:
-Эмбрион присоединился к искусственной плаценте. Расчётное время формирования готового к рождению человека – две недели.
-Пригодность искусственного плодо-носителя к повторному воспроизведению?
-Не пригодна. Это будет единственный человек, рождённый  искусственной маткой.
-Не единственный, мой друг. А первый!

5 декабря 2014 года