Последний морской министр

Владимир Варнек
Опубликовав 15.11.2019  на сайте Проза.ру статью «Григорович Василий Иванович и его семья», задался целью найти информацию о других родственниках конференц-секретаря Императорской академии художеств (ИАХ). Так еще при подготовке статьи нашел в интернете на сайтах Geni, Родовод, РРФ, Википедия и «Генералитет  русской императорской армии и флота» крупицы информации о Григоровиче Константине Ивановиче–младшем брате Василия Ивановича. Подумал: « А нет ли сведений о нем в цитируемой мною в предыдущей статье  монографии Н.С. Беляева? [1]».

Такие сведения обнаружились в двух  письмах  В.И. Григоровича жене, отправленных им в период его поездки в Италию. Так в письме от 15 декабря 1841 года из Мюнхена на стр. 299  он пишет: «Детей наших целую миллион раз. Авдотье Афанасьевне, Авдотье Петровне, Капитоне, Федору и Сергею Петровичу, брату Константину Ивановичу и всем, всем родным и знакомым пребольшие поклоны». 

В очередном письме из Рима от 12 апреля 1842 года на стр. 310  Василий Иванович сообщает  жене: «Я получил по отъезде из дому твои письма от 1-го декабря, 10-го декабря, 12 января, 1-го и 27-го февраля и с тех пор более не получал, вот уже почти шесть недель. К счастью, что брат Константин Иванович отозвался ко мне от 20 марта из Кронштадта и известил, что ты и дети здоровы, а то право, я истосковался бы, бог знает как. Брат пишет, что ты уже знаешь о моем прибытии в Рим. Зачем же ты, и дети ко мне не пишете?»

Сомнений, что у Василия Ивановича был брат Константин Иванович, проживавший в 1842 году в Кронштадте, как видим, не должно быть. А с датами жизни его имеются проблемы.  Так автор цитируемой выше монографии [1] в сноске на стр. 299 указывает годы жизни К.И.:  (ок. 1803–1891), тогда как на сайтах Российского родословного фонда (РРФ), Родовод и Geni  приводятся даты (1802– 7 ноября 1870).

Забегая вперед, замечу, что в ряде интернетовских документов приводятся также элементы биографии Григоровича Ивана Константиновича (26.01.1853–03.03.1930), бывшего в период  с 19 марта 1911 года по 22 марта 1917 года морским министром Российского флота. При этом отмечается, что он был сыном Григоровича Константина Ивановича, но в одних случаях называют последнего капитаном 1-го ранга, а в других случаях – контр-адмиралом. В одних случаях указываются годы жизни (1802–6 ноября 1870), а в Википедии даты жизни Константина Ивановича указаны совершенно иные:  (1807-1902).  Как видно, даты рождения К.И. в [1] и в названных источниках различаются на 5 лет, а годы смерти – на 32 года!! 

Не поэтому ли на сайте  «Генералитет русской императорской армии и флота» даты жизни Григоровича К.И. заменены вопросами ?:  (?–?). При этом сообщается лишь то, что с 11.01.1860 он носил звание генерал-майора, а с 03.04.1867 – звание контр-адмирала. Размышляя о путанице с воинскими званиями  и датами жизни К.И., подумал однажды, а не связана ли  эта путаница с датами  и воинскими званиями К.И. просто с тем, что Григоровичей с именем Константин Ивановичи было, по крайней мере, два человека?  Но, к счастью, это оказалось не так. И установил я это, когда в моих руках оказалась книга И.К. Григоровича «Воспоминания бывшего морского министра» [2]. 

Знакомясь с мемуарами, узнал, что бывший морской министр Российской империи был  сыном именно того самого Константина Ивановича, который был младшим братом Григоровича Василия Ивановича!  Иными словами, конференц-секретарь ИАХ  Григорович Василий Иванович однозначно был дядей бывшего министра Российского флота! Такой вот любопытный факт  биографии человека, которого запечатлел на своем портрете художник Александр Григорьевич Варнек.  Сделать данный  вывод из-за неразберихи  с датами жизни К.И. только в «интернетовских» биографиях было невозможно. Но переключимся с целью доказательства родства двух Григоровичей на цитирование некоторых фрагментов  «Воспоминаний».

В первой главе «Жизнь в семье»  «бывший министр» пишет о себе: «Родился  я в 1853 г. в Санкт-Петербурге. Отец мой служил во флоте. Где мы жили, я не помню, но,  по словам родителей, – на Васильевском острове. Мой отец, Константин Иванович, был генерал-майором, потомственным дворянином Полтавской губернии Пирятинского уезда, а матушку мою звали Марией Егоровной; она была урожденной баронессой фон дер Ховен-Приваловской. На Васильевском острове жили и родственники моего отца – мой дядя и крестный отец Василий Иванович Григорович с семейством. Родные же моей матушки жили в Ревеле и в Кронштадте. Впоследствии и мы переехали в Кронштадт.
 
Я был в семье старший, за мной шел брат Василий, родившийся в декабре того же года, что и я, затем – брат Константин, родившийся в 1855 году, и сестра Наталья, родившаяся в 1856 году. Из жизни в Кронштадте у меня остались в памяти решетки вокруг Петровского адмиралтейства и его канал. Совершенно не помню наш переезд в Ревель. Оставив Кронштадт, мои родители решили навсегда поселиться в Ревеле».

Пропуская две страницы текста, на которых Иван Константинович описывает жизнь семьи в Ревеле, продолжу его воспоминания со слов: «В Ревеле началось мое учение. Первоначально меня и брата Васю учили отец и мать, а на следующий 1863-й год меня отдали в Вышгородское дворянское училище, в котором я пробыл до 1869 года, когда было решено отдать меня в Морской корпус.  В Ревеле  всю зиму с 1869-го по 1870-год я штудировал курс немецкого языка, а летом повторил этот курс. В этом же году я поступил в Морское училище (так в это время был переименован Морской корпус).

К смерти отца я не был подготовлен – он скоропостижно умер 8-го ноября 1870 года, когда я уже находился в Петербурге. В Ревеле перед этим у нас произошло следующее: в 1862 году родился брат Петр (умер в 1863 году), а в 1863 году родился брат Павел (умер в 1864 году). Не могу не сказать, что сейчас, когда я пишу свои записки, из всей нашей семьи остался в живых только я – единственный. Брат Василий в чине лейтенанта умер от аневризмы сердца в 1892 году, сестра Наталья в 1910-м, а брат Константин – в 1915 году; и все от болезни сердца. Мои родные погребены в Ревеле, там же, где брат Василий и сестра Наталья, а брат Константин – в Киеве, так как скончался во время войны (1-й Мировой) и не был перевезен в Ревель, как этого хотела моя матушка. Она умерла в Ревеле в 1920 году».

В самом начале  второй главы «Начало моей службы» автор книги пишет: «Жизнь в училище мне понравилась, и я скоро вполне втянулся. По праздникам я ходил в отпуск к моему дяде (по материнской линии), барону Николаю Егоровичу фон дер Ховену. Кроме этого у меня был еще родственник – Александр Иванович Кракау (известный архитектор, упомянутый в предыдущей публикации), который был женат на моей двоюродной сестре Анне Васильевне Григорович, дочери моего дяди Василия Ивановича Григоровича. У них были дети  – сыновья Алексей и Василий и дочь Мария».

На этом воспоминания  И.К. Григоровича о годах учебы и своих близких родственниках, по существу, закончились, и он переключился на описание своего первого плавания  и последующей службы. Но ко второй главе имеются еще  12 примечаний, четыре из которых целесообразно процитировать, чтобы  узнать дополнительно некоторые семейные секреты. 

Так в примечании 3 сообщается, что И.К. Григорович родился 26 января 1853 г. и крещен был 22 февраля того же года в церкви Св. великомученицы Екатерины, которая являлась домовой церковью Академии художеств, находящейся в восточном крыле этого же здания. При крещении восприемниками (крестными отцом и матерью) были конференц-секретарь Академии художеств, статский советник Василий Иванович Григорович (дядя И.К. Григоровича по отцу) и жена тайного советника Василия Александровича Шереметева Юлия Васильевна. Это один из примеров контактов В.И. Григоровича с семьей своего младшего брата. Любопытно, что в церкви АХ были крещены все дети художника А.Г. Варнека (пра-пра-пра-деда автора статьи), при этом крестным отцом второй дочери художника Екатерины, крещенной 27 июля 1832 года, также был В.И. Григорович [3].

В примечании 4 приводится разъяснение, касающееся воинского звания Григоровича Константина Ивановича при завершении им службы: «Константин Иванович Григорович (1802–1870) перед увольнением в отставку занимал должность командира 5-го Флотского экипажа и имел чин капитана 1 ранга. Этот чин был пожалован ему 10 января 1855 г. По действовавшему тогда положению увольняемые в отставку офицеры производились в следующий чин. Но поскольку К.И. Григорович служил на берегу и не имел соответствующего плавательного ценза, он был произведен не в контр-адмиралы, а в генерал-майоры по Адмиралтейству. Однако приказом Е.И.В. по Морскому ведомству от 3 апреля 1867 г. «отставной генерал-майор Константин Григорович переименовывается в контр-адмиралы с оставлением в отставке». По-видимому, И.К. Григоровичу этот факт был неизвестен или он забыл о нем, именуя своего отца генерал-майором». Все эти разъяснения  важны в качестве ликбеза для читателей и составителей  биографии К.И. Григоровича. Правильно говорить, что последний морской министр И.К. Григорович  был сыном контр-адмирала.

В примечании 5 говорится о том, что в  Пирятинском уезде  Полтавской губернии находилось небольшое родовое имение Григоровичей, которым распоряжался брат И.К. Григоровича Константин Константинович Григорович. После его смерти в 1915 г. в права наследства вступил И.К. Григорович. 

В примечании 6, наконец, приводятся элементы биографии Василия Ивановича Григоровича, что еще раз подтверждает факт его родства с последним морским министром, написавшим свои воспоминания.

Завершая статью, приведу список семейства брата Григоровича В.И. с верными датами их жизни.

Григорович Константин Иванович (1802–07.11.1870), контр-адмирал, глава семейства.
Мария Егоровна, баронесса фон дер  Ховен (29.08.1832–15.01.1919), жена.
Григорович Иван Константинович (26.01.1853–03.03.1930), сын.
Григорович Василий Константинович (?.10.1853–1892), сын.
Григорович Константин Константинович (1855–1915), сын.
Григорович Наталья Константиновна (1856–1910), дочь.
Григорович Петр Константинович(1862–1863), сын.
Григорович Павел Константинович(1863–1864), сын.

Литература. 
1. Григорович В.И. Избранные труды / сост., вступ. ст. и примеч. Н.С. Беляева; науч. ред. Г.В. Бахарева; БАН. — СПб.: Лема, 2012. — 480 с.: ил.
2. Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. – Москва: Морская газета; Кучково поле, 2005. – 320 с., 32 л. Илл.
3. Варнек В.А. Тайна двух портретов.  Мир музея, 2014, №2, С. 27.

Приношу благодарность к.х.н. Самойлову П.П. за возможность ознакомиться с мемуарами И.К. Григоровича, без которых данная статья не была бы написана.