Роль интеллигенции в современном мире

Эвальд Юдин
Егоров Вадим Владимирович - Академик Российской Академии Естествознания, ДФН,
Юдин Эвальд Алексеевич - свободный философ.

В числе важнейших проблем современности стоит необходимость формирования объединенной интеллектуальной силы, способной вывести человечество из тупика и перевести на более надежный и менее затратный путь развития.
В настоящее время имеются локальные сообщества интеллектуалов, разобранных между государствами, партиями, корпорациями, стихийно или осознанно конфликтующих друг с другом и нацеленных на решение частных задач. По сути, это говорит о том, что интеллект планеты пожирает сам себя и пилит сук, с которого нам некуда перебраться.
Свободных, независимых интеллектуалов – Диогенов, Циолковских  всегда было недостаточно, чтобы повернуть историю на оптимальный путь развития, но есть надежда, что современные технологии позволят им услышать друг друга, нарастить эту массу до конструктивно полноценной, способной разрабатывать рецепты реанимации планеты.
На постсоветском пространстве удельный процент интеллектуалов должен быть существенно выше. Это, в частности, невостребованные пенсионеры из ВПК. Многие из них ещё не потеряли интерес к интеллектуальному творческому общению и стоит попытаться собрать из них дееспособную команду. Но интеллект хоть и главная, но не единственная составляющая кандидата в такую «сборную» команду. Нужна ещё оболочка, под названием «интеллигент». Много телепередач последних лет было посвящено определению интеллигенции и её влиянию на общество. Из них можно выделить следующие: 1. Интеллигенты – совесть нации и уникальное явление, особенно заметное в России.                2. В России интеллигенты есть, а интеллигенции, как объединённой силы, нет.
3. Интеллигенция представляет собой ведущую оппозиционную силу общества, инициатора социальных перемен.
В этой связи уместно поставить вопрос: какими должны быть интеллигент и интеллигенция, чтобы соответствовать уровню сегодняшних проблем? Это должен быть набор качеств, не противоречивых в одном человеке и совместимых в коллективном творчестве. Более того – благотворно влияющих одно на другое.
Полноценный интеллигент состоит из двух составляющих – интеллекта и духовности.
Духовность – это высшие проявления человеческой души, это совесть, сострадание, разумный эгоизм, самодостаточность, самолюбие, желание самовыражения, стремление жить по формуле: в человеке всё должно быть прекрасно, но особенно душа и мысли.
Производные духовности – порядочность (чувство долга, стремление к справедливости), патриотизм, желание быть неформальным лидером преобладающее над стремлением стать руководителем, начальником и нежелание просто подчиняться кому-либо вопреки своим убеждениям.
Желательные, но не обязательные качества духовности – коммуникабельность, избирательность и высокие требования к среде обитания и общения, чувство юмора.
В качестве особенностей интеллекта креативной личности отметим такие, как любопытство,  аналитические способности, стремление к гармонии и ощущение дисгармонии как проблемы, желание, порой всепоглощающее, найти решение этой проблемы;  стремление к систематизации,  как к наиболее продуктивному способу достижения результата; формирование набора универсальных и индивидуальных методик, компенсирующих личные недостатки; выбор сферы деятельности в соответствии с интересами и индивидуальными качествами, управление физическим состоянием.
Производные интеллектуального потенциала человека – умение находить решение в нестандартной ситуации,  выбор оптимального пути для достижения цели, накапливать знания глубокие в узкой области и широкие в смежных областях, способность увлекаться творческой работой и довольствоваться моральным удовлетворением или символической оплатой,  работать на перспективу,  не приступать к работе без организационной подготовки процесса,  адаптация к новым видам деятельности.  К счастью, такие черты встречаются не только среди учёных, но и среди самородков они не редкость.
Интеллект не всегда может быть направлен на благие дела, решение созидательных задач. Тогда как интеллект истинного интеллигента, настоящего ученого всегда направлен позитивно. Совместное проявление интеллекта и интеллигента: умение свободно чувствовать себя на публике, переводить острые проблемы к конструктивной дискуссии в дружественной, доброжелательной манере общения, идти на компромисс, как на временное решение проблемы в ожидании дополнительных доводов. Примером возможного компромисса может быть участие в работе партии, где интеллигент мог оказаться в силу жизненных обстоятельств, но при выяснении принципиальных разногласий он будет искать выход из этого дискомфортного положения.
В качестве выводов отметим, что интеллигент - это человек, в котором прекрасно всё, что он в состоянии изменить. И прежде всего – душа и мысли. Ему не чужды все радости жизни здорового человека, но интеллектуально-духовные радости с годами вытесняют физические, оставляя им вспомогательную функцию сохранения на оптимальном уровне своего – главного инструмента – интеллекта.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – это совесть и интеллект нации. Независимо от национальности, страны проживания, партийной принадлежности интеллигенты должны быть готовы и способны объединяться для защиты высших духовных ценностей, для создания проекта гармоничного общества и его реализации.
ПАТРИОТ – человек, который сознательно (не спонтанно) и не рассчитывая на награду, готов идти на жертвы для общего блага.
ИНТЕЛЛИГЕНТ-ПАТРИОТ готов потратить свои жизненные ресурсы для оптимизации (гармонизации) ближнего окружения (проявление разумного эгоизма) и отдаленного, насколько позволяют его возможности. Если же обстоятельства вынуждают его покинуть свою страну, то и на чужбине его не покидают мысли о том, как обустроить Родину. Об этом думали и переживали Рахманинов, Бердяев, Солженицын.
Актуальной остаётся проблема: как объединить возможности гуманитарной и технической интеллигенции в решении фундаментальных задач человечества.